Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ.

ГЛАВА 5
Заповеди блаженства

  1. Увидев народ, Он взошел на гору;
    и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
  2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
  3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:
    так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль земли

  • Вы — соль земли.
    Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
    Она уже ни к чему негодна,
    как разве выбросить ее на попрание людям.

    Вы — свет мира

  • Вы — свет мира.
    Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
  • И, те, кто зажег свечу, не ставит ее под сосудом, а в подсвечник,
    так она светит всем в доме.
  • Да светит свет ваш так же пред людьми,
    чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

    Не нарушить пришел Я, но исполнить.

  • Не думайте, что Я пришел нарушить закон или завещания пророков:
    не нарушить пришел Я, но исполнить.
  • Ибо истинно говорю вам:
    доколе не прейдет небо и земля,
    ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона,
    пока не исполнится все.
  • Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей,
    тот в Царстве Небесном малейшим наречется;
    а кто сотворит и научит, тот в Царстве Небесном великим наречется.
  • Ибо, говорю вам,
    если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,
    то вы не войдете в Царство Небесное.

    Нельзя гневаться

  • Вы слышали, что сказано древним:
    не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
  • А Я говорю вам, что всякий,
    гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
    кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону;
    а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
  • Итак, если ты принесешь дар к жертвеннику
    и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
  • оставь дар пред жертвенником,
    а сам пойди прежде и примирись с братом твоим,
    и тогда приди и принеси дар свой.
  • Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути,
    чтобы соперник не отдал тебя судье,
    а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
  • истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

    Нельзя прелюбодействовать в сердце своем

  • Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
  • А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
  • Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
  • И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и отбрось, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну.

    Нельзя разводиться

  • Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
  • А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

    Не клянись вовсе

  • Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
  • А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
  • ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
  • ни головою своею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
  • Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

    Просящему у тебя дай

  • Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
  • А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
  • и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
  • и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
  • Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

    Любить нужно всех, включая врагов

  • Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
  • А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
  • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
  • Ибо если вы будете любить любящих вас, за что награждать вас? Не то ли делают мытари?
  • И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают язычники?

    Будьте совершенны

  • Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

ГЛАВА 6
Милостыню нельзя делать на показ

  1. Не творите милостыни пред людьми с тем, чтобы они видели, как вы это делаете: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
  2. Когда творишь милостыню, не труби на весь свет, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди славили их. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
  3. Когда же ты творишь милостыню, пусть левая рука  не знает, что делает правая,
  4. чтобы милостыня твоя была тайной; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

    Как нужно молиться

  5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят останавливаясь, молиться в  синагогах и на углах улиц,  чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  6. Ты же, когда молишься, войди в комнату свою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
  8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде, чем вы попросите у Него.

    Господня молитва

  9. Молитесь так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
  10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя на земле, как на небе;
  11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
  12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
  13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

    Нужно прощать

  14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то и вам простит Отец ваш Небесный,
  15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

    Не нужно поститься на показ

  16. Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям, что они постятся. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  17. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо,
  18. чтобы быть постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

    Не собирайте себе сокровищ на земле

  19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют все и где воры подкапывают и крадут,
  20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют всего и где воры не подкапывают и не крадут,
  21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

    Светильник для тела есть око

  22. Светильник для тела есть око. И если око твое будет чисто, всё тело твое будет светло;
  23. если же око твое будет зло, то всё тело твое будет темно. Если свет, который в тебе — тьма, то какова же тьма?

    Никто не может служить двум господам

  24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет служить усердно, а о другом радеть не станет. Нельзя служить одновременно Богу и маммоне.
  25. Посему говорю вам: для души вашей не заботьтесь, что вам следует есть и что пить, ни для тела вашего, во что следует одеться. Душа  — больше пищи, и тело  больше одежды.
  26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, не собирают в житницы; а Отец ваш Небесный питает их. Лучше ли вы не их?
  27. Кто из вас может прибавить себе росту хотя на один локоть?
  28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
  29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из птиц;
  30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает много лучше вас, маловеры!
  31. Не заботьтесь и не говорите: что нам поесть? или что выпить? или во что одеться?
  32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
  33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это будет учтено.
  34. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам позаботиться о себе: довольно для каждого своей заботы.

ГЛАВА 7
Не судите, да не судимы будете

  1. Не судите, да не судимы будете,
  2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
  3. И почему ты замечаешь сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь?
  4. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а в это время, в твоем глазу — целое бревно?
  5. Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего.

    Не давайте святыни псам

  6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами и, обратившись, не растерзали вас.

    Просите, и дано будет вам

  7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и вам отворят;
  8. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
  9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
  10. и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
  11. Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

    Золотое правило

  12. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и законы пророков.

    Входите тесными вратами

  13. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
  14. потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

    Берегитесь лжепророков

  15. Берегитесь лжепророков, приходящих  в овечьей одежде, внутри же являются волками хищными.
  16. По плодам их узнаете с чем имеете дело. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смокву?
  17. Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые.
  18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
  19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
  20. Так по плодам и узнаете их.
  21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, а войдет тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.
  22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
  23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

    Притча о благоразумном строителе

  24. Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
  25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом, и не упал он, потому что основан был на камне.
  26. А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
  27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом; и он упал, и было падение его великое.

    Конец Нагорной проповеди

  28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
  29. ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

 

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 отзывов на “Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь

  1. Ника:

    Спасибо, Ирина, что Вы мгновенно подхватили мою мысль о совершенстве Нагорной проповеди Христа и тут же дали весь ее текст своим читателям, возможно, разных конфессий. И как хорошо она вписалась в Ваш выпуск, став рядом с трактатом Игоря Кондрашина!

    • Действительно, почувствовала, что надо бы дать нашим читателям возможность вспомнить эти строки из Библии и сделать свои выводы. Ведь наш журнал этим и занимается — предоставляет материал для размышления.

  2. bridgeusa@aol.com:

    Спасибо, милая Ирина. Рекомендация: когда вы ставите перед текстом слово BY, то по-английски это воспринимается,как вами написанное. Есть такое выражение,используемое в изданиях: Публикация подготовлена Ириной Анастасиади. Потом, вносит непонимание постоянное упоминания Архиепископа Аверкия. Вы же полностью используете текст Библии, а не текст Архиепископа. А так всё прекрасно. Извините меня за замечания, они не существенны. Верится, что бои в семье закончатся и всё будет к общему счастью: вашего, сестры, ребёнка. С любовью в Господе — мм

    Михаил Моргулис Mikhail Morgulis http://www.morgulis.tv BridgeUSA@aol.com

    • Вы как будто услышали мои мысли о вас, дорогой Михаил! Если бы не вы, не знаю, как сложилась бы моя жизнь, не знаю, была бы я вообще жива, если бы не ваши молитвы. Но я жива, могу поместить текст Библии для наших читателей в нашем журнале… А ошибки сейчас исправлю. Низко кланяюсь.

  3. Ника:

    Ира! Так здорово, что Вы открыто можете признать свои ошибки, а в Вашей душе не иссякает благодарность молившимся за Вас и Вашу семью.

    • Ошибки, Никочка, на то и ошибки. чтобы их исправлять…поздно или рано. Лучше, конечно, рано. Но не всегда получается так, как мы хотим.
      Что же касается благодарности, то для меня — это — первейшая добродетель. Потому, что это — высочайшая честность по отношению к себе самой.

Ответить на Ирина Анастасиади Отменить ответ