Михаил Ханин. Чесменское сражение


-Ребята,- обратилась к классу учительница по истории,- кто помнит, какое знаменитое событие произошло 250 лет тому назад?

-Я думаю, что большинство не вспомнит, что произошло неделю тому назад,- хмыкнул Ленька, уткнувшись в телефон, который он пытался спрятать в рукаве своей куртки.

 Не обращая внимания на выходку мальчишки, учительница торжественным голосом сообщила:

— 24 июня по старому стилю или 5 июля по новому в Эгейском море море произошло морское сражение между русским и турецким флотом, положившим начало краху Османской империи. Кстати, кто знает, почему море названо Эгейским?

   Красноречивое молчание сидевших в  классе, было ей ответом.

-Леонид,- обратилась к нему Лариса Викторовна. Так звали историчку,- ты как-то рассказывал нам, как ты помог Гераклу осуществить 12 подвигов. Может, поделишься воспоминаниями и о этом происшествии?

  Девчонки захихикали и с насмешливым интересом посмотрели на покрасневшего парня.

-Ничего особенного,- буркнул Ленька,- обычная расхлябанность и безответственность.

-Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала,- чуть ни брякнула училка, но согнав с лица улыбку, сказала:- Очень интересно. Поделись, пожалуйста, с нами.

-Греческий герой Тесей, отправившийся с другими юношами убивать Минотавра, договорился с своим отцом,  царем Эгеем,, что если он вернется живой, то под белыми парусами, а если его привезут мертвым, то на корабле поднимут черные.. Он влюбился в Ариадну, которая ему  помогла покинуть лабиринт с помощью клубка шерсти, увез ее с собой и, находясь рядом с ней,  забыл обо всем на свете. Но боги отобрали у него девушку. Он был так опечален, что забыл поменять паруса. Отец, ожидая его на скале на берегу моря, увидел черные паруса и с проклятием бросился море. Теперь оно называется Эгейским в знак безмерной отеческой любви.

-Ничего себе,- с восторгом произнесла сидящая рядом с Леней девочка,- откуда ты все это знаешь?

-Лариса Викторовна сказала же, что он там был,- авторитетным тоном заявил Ленькин друг Тошка.

-Ну, ладно, хватит,- оборвала его учительница,- как говорят французы:«Вернемся к нашим баранам» Кто что знает о Чесменском сражении?

-Вы же не сказали, чтобы мы подготовились к сегодняшнему занятию,- с обидой в голосе произнесла Ленькина соседка,- мы даже в учебник не заглянули. Может, Леня там побывал? Пусть расскажет,- насмешливым тоном добавила она.

-Леонид,- не очень надеясь на положительный результат,- с улыбкой произнесла Лариса Викторовна,- про мифы Древней Греции ты нам однажды очень интересно рассказал. Может, ты участвовал в Чесменском сражении?

   Класс радостно захохотал. А верзила Шмурыгин истерично повизгивая, время от времени демонстративно хватался рукой за живот или тыкал указательным пальцем в сторону, где сидел Ленька.

-Ладно,- оторвав взгляд от телефона, усмехнулся мальчишка,- я сейчас смотрел, как в кино изображено Чесменское сражение. Примерно так и было.

Ты чего?- раскрыв рот от удивления, пробормотала историчка,- ты хочешь сказать, что сам видел, как все происходило?

     Ленька утвердительно кивнул головой. Ученики мгновенно затихли, ожидая развязки.

-Ты не мог бы объяснить нам, как ты это делаешь?- спросила Лариса Викторовна.

-Вы, наверное, слышали про спираль времени?- уверенным тоном произнес Ленька,- те, кто имеют возможность оседлать ее, могут перемещаться во времени и увидеть то, что уже было, а в некоторых случаях то, что еще будет.

-Как же ты перемещаешься?- обескуражено спросила учительница.

-Для этого существует телепортация,- с видом лектора произнес Ленька,- чтобы перемещаться нужна машина времени или какой-нибудь другой способ перемещения.

-Например, Домовой,- с видом  знатока добавил Тошка.

    Ученики снова громко захохотали, но Ленька успокоительным жестом поднял руку, и в классе мгновенно наступила тишина.

-Тошка абсолютно прав,- тоном непререкаемого авторитета провозгласил Ленька,- а теперь, если хотите, я расскажу вам о Чесменском сражении. Конечно, то, что я запомнил.

-Леня,- то ли попросила, то ли приказала Лариса Викторовна,- выйди, пожалуйста, к доске и расскажи нам, что ты там видел,- и, немного замешкавшись, добавила,- что ты в своем телефоне прочитал.

  Ленька расслабленной походкой подошел к доске, убрал со лба длинные волосы и, закрыв глаза, начал:

-Обнаглевшие турки, полностью захватив Грецию, начали угрожать России.. Они хозяйничали на Черном море так, как считали нужным. Чтобы прекратить это безобразие и ослабить влияние Османской империи на Черном море, императрица Екатерина Вторая приняла решение отправить туда две эскадры из Балтийского моря.

-Откуда ты это знаешь?-удивилась историчка.

    Не удостоив вопрос ответа, ученик продолжил.

-Как правильно сказала Лариса Викторовна 25 июня в Черном море встретились Российская и Турецкие эскадры.

-Турецкая эскадра имела большее количество кораблей,- вставила свое слово историчка.

-Верно,- кивнул Ленька,- против 29 турецких кораблей было 22 российских. И, что не менее важно: против 740 пушек Российского флота противостояло 1770 турецких орудий. В соответствии с существовавшей тогда военной доктриной турки построили свои корабли в виде дуги в два ряда, ожидая, что русские организуют примерно такую же расстановку своих кораблей. Но адмирал Спиридов, понимая, что у турок численное и огневое преимущество, решил, как говорил Суворов, что нужно действовать не числом, а умением.

-Ну ты даешь!- искренне восхитилась учительница,- даже я этого не знала.

-Адмирал приказал построить суда в кильватер, то есть одно за одним,- продолжал Ленька,-  То есть русская флотилия двигалась навстречу туркам перпендикулярно к их расположению. Риск был огромный.  Русские уже в первые минуты боя могли потерять  маршальское  судно, на которое и обрушился весь турецкий пушечный шквал. Понятно, что судно загорелось, и Спиридов приказал идти на абордаж  с адмиральским судном турок. Крючья воткнулись в борта турецкого корабля. Матросы бросились в рукопашную, а часть матросов вместе с адмиралом Спиридовым покинули судно, после чего последовал взрыв. Оба корабля сгорели. Турки, оставшись без руководителя, поспешно отступили в Чесменскую узкую бухту. Но там, для такого количества кораблей, было мало места. И суда стояли, прижавшись друг к другу бортами.

-Вот сейчас, пока турки не опомнились, их надо было поджечь,- возбужденно воскликнул Тошка,- Ленька, ты подсказал нашим?

-Во-первых,- меня там не было,- отмахнулся от него друг,- во-вторых, я это только видел и ничего не слышал, в третьих, как ты и сам знаешь, историю вспять не повернуть

-А, в четвертых.- заинтересованно спросила Лариса Викторовна,- Антон, не мешай Леониду.

-А, в четвертых,- повторил Ленька,- адмирал Спиридов принял именно такое решение.

   Все в классе с облегчением вздохнули и с надеждой уставились на рассказчика.

-Наши проявили беспримерное мужество,- уверенно заявил Тошка.

-Это правда,- подтвердил Ленька,- один матрос схватил турецкий флаг, но ему прострелили руку, он схватил его другой рукой, но турок отрубил руку саблей, и тогда этот матрос вцепился в турецкий флаг зубами. Это был образец мужества, который неоднократно повторили наши прадеды в Великую Отечественную войну.

-Турецкая флотилия в беспорядке, как я уже говорил, отступила в Чесменскую бухту. Адмирал Спиридов принял решение о том, что эти суда необходимо сжечь. Для этого были подготовлены четыре брандеры.

-Что это такое?- спросила соседка.

-Это небольшие суденышки, начиненные легковоспламеняющимися  веществами,- ответил Ленька,- Эти кораблики имели специальные крючья, чтобы можно было зацепиться за борт противника. После этого надо было успеть поджечь брандеру и быстро отплыть от нее на значительное расстояние.                                                            Остальным кораблям, остановившимся на рейде бухты, было приказано стрелять, чтобы прикрыть несущуюся к вражеским кораблям брандеры. Только одной, из четырех, под командованием лейтенанта Ильина удалось прорваться, взорвать огромный турецкий корабль и команда на веслах на лодке успела отойти на безопасное расстояние.

-И все корабли загорелись?- не скрывая интереса, спросила Лариса Викторовно.

-Горящие обломки полетели в разные стороны, поджигая суда, стоявшие рядом. Весь этот кошмар потом в своей картине изобразил великий художник Айвазовский, а я видел, что море около взорвавшихся кораблей стало красным от крови и серым от пепла.

-Это сколько же погибло матросов?- дрожащим голосом спросила соседка.

-Около десяти тысяч турок,- пояснил Ленька. И, не дожидаясь очередного вопроса, добавил,- а наших всего одиннадцать.

-Молодцы!- восторженным голосом воскликнут Тошка,- Знай наших!

-После этого сражения, в результате которого Османская империя потеряла весь флот, Россия стала хозяйкой на Черном море и смогла в дальнейшем помочь Греции и Болгарии завоевать независимость от Турции. Участники сражения были вознаграждены за блестящую победу. Главнокомандующий всеми войсками   граф Орлов получил почетную приставку к своей фамилии. Он стал Орловым-Чесменским, все офицеры получили повышение, поместья и крестьян.

-По случаю победы,- добавил Ленька,- императрица Екатерина приказала отлить из золота и серебра медали «В память сожжения при Чесме турецкого флота»

-Сейчас эти медали можно увидеть только в музее или частной коллекции,- добавила учительница,- ну а Леня, конечно, ее видел,- добавила она с хитрой улыбкой.

-Видел,- скучным голосом подтвердил мальчишка.- с одной стороны профиль Екатерины, а с другой эпизод Чесменского сражения. А сверху ушко, чтобы можно было продеть ленту.

-Молодец!- искренне восхитившись, произнесла историчка,- не знаю, как ты это делаешь, но я в восторге. Ставлю тебе жирную пятерку. Садись на место. К тому, что рассказал Леонид хочу добавить, что Екатерина приказала в Царском Селе, которое сейчас называется Пушкин, воздвигнуть Чесменскую колонну, которую мы сможем увидеть в одну из наших экскурсий.

иллюстрация: Иван Айвазовский. Чесменское сражение

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике проза. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s