Ирина Анастасиади. Гиоргоба — день памяти Св. Георгия Победоносца в Грузии

23 ноября, Грузинская православная церковь отмечает самый великий для этой страны праздник Гиоргоба груз. გიორგობა) — день святого Георгия Победоносца – покровителя Грузии. Этот праздник особо отмечается во всех церквях и монастырях Грузии. А в соборе Светицховели во Мцхета службу проводит сам Глава Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх всея Грузии.

Интересно, что праздник этот, установленный некогда в память колесования великомученика Георгия, отмечается только грузинской церковью. Тогда как день рождения Святого отмечает ежегодно 6 мая весь православный мир, кроме Греции.

Историю жития Святого, конечно, известна широкому кругу верующих. Однако мало кто знает историю особенного почитания его в Грузии. А потому наш рассказ следует начать со знакомства с Мирианом III (груз. მირიან III, известным ещё как Святой Мириан) — царём Иберии, почитаемым, как первый христианский царь Грузии.

Потому, что именно царём Мирианом была заложена первая в Грузии церковь в честь Святого Георгия на месте погребения святой Нино Каппадокийской. Именно Мириан провозгласил христианство в качестве государственной религии страны в IV веке. И именно Мириан был инициатором постройки первого христианского собора во Мцхета, столице страны. Собор разрушался врагами страны неисчислимое количество раз, и столько же раз был восстановлен. Сегодня обожжённые остатки древнего храма можно видеть внутри храма Светицховели.

Сожжённые части древнего храма в соборе Светицховели

Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в честь двенадцати Апостолов, в городе Мцхета.

Внутри собора можно также видеть весьма интересные барельефы вознесения Христа на небо на небесной колеснице времён Мириана.

Светицховели (სვეტიცხოვლი), он же Собор Двенадцати Апостолов — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви название которого переводят: «животворящий столб». Это один из самых крупных храмов страны и хронологически первый в грузинской храмовой истории — и один из первых в истории христианской архитектуры. В современном виде существует с 1010 года, не считая отдельных перестроек. Как везде в Грузии, храм имеет официальное название «имени 12-ти Апостолов» и личное: Светицховели. Свети (სვეტი) — это столб, а Цховели (ცხოველი) на древнегрузинском — живой или чудотворный.

История этого места такова: в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, где впоследствии вырос кедр, ставший священным деревом иверцев. Кедр род в саду царского дворца.

Когда Святая Нина прибыла в Грузию, она поселилась в доме садовника возле этого сада. Там, как известно, её посетили видения, истолкованные так: «Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков».

Мы всегда учили в школе, что историю делает народ, а не герои. Но примеры из жизни доказывают обратное. Вот и история с обращением языческой Грузии в христианство произошло исключительно по убеждению царя Иверии – Мириана. А для того, чтобы понять почему в царственной голове родилось подобное решение, давайте обратимся к личности Мириама, а также к эпохе его правления.

Мириан III родился в 265 году. Согласно хронике Леонти Мровели «Жизнь картлийских царей» («Картлис цховреба») его отцом был Шапур I, шах Ирана из династии Сасанидов, а матерью была дочь иверского царя. В 318 году Мириан был назначен своим отцом царём Иберии. По мнению его отца, Мириан должен был проводить в Грузии политику Ирана. Однако Мириан повёл себя, как истый сын Иверии.

Всё дело в том, что в годы правления Мириана Иран, доминировавший на Кавказе, вёл войну с Римской империей. И Мириан посчитал, что правильный выбор для его Иверии – это союз с Римом. Однако традиционная религия Иверии затрудняла разрыв с Ираном и существенно влияла на политическую ситуацию в Иберии. В то же время соседние Лазика и Армения уже приняли христианство, как государственную религию, попав тем самым под защиту Римской империи. Действительно, христианство уже быстро распространялось по Закавказью и Малой Азии. Так что решение иверского царя было правильным для его страны, раздираемой захватчиками.

Изображение Мириана III

История гласит, что когда царь охотился в окрестностях Мцхеты, на землю упала кромешная тьма, и царь перестал что-либо видеть. В отчаянии он попросил «бога Святой Нины» о помощи. И вдруг, по завершении молитвы из тьмы пробился свет, и Мириан смог вернуться во Мцхета. Вот тогда он до конца уверился в необходимости принять новую религию.

Его жена, царица Нана, поддержала супруга в этом нелёгком решении и приняла крещение в 314 году от святой Нины Каппадокийской. После этого число христиан в регионе быстро стало расти. И тогда, воспользовавшись случаем, Мириан порвал с иранским влиянием и уничтожил богатое сословие языческих жрецов.

Могила Царя Мириана и царицы Наны до сегодняшнего дня находится в Самтавро-Преображенской церкви Монастыря Самтавро. Монастырь является комплексом из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря святой Нины. Расположен он при слиянии рек Мтквари и Арагви во Мцхета – столице Иверии.

Могилы царя Мириана и царицы Наны в Самтавро-Преображенской церкви Монастыря Самтавро.

Итак, в 327 году царь Мириан провозгласил христианство государственной религией Иверии и запретил почитание языческих богов. После этого по совету святой Нины он отправил посланника в Константинополь к императору Константину I, с просьбой прислать в Иберию епископов и священников. Константин Великий выполнил его просьбу. И даже больше, он выделил место в Иерусалиме для строительства грузинского монастыря. Мириан лично посетил Константинополь и встретился с императором Константином I. А перед смертью он даже посетил Иерусалим. Скончался Мириан III в 360 году.

Обращение царя Мириана в христианство укрепило монархию. Однако, принятие Иверией христианства имело и гораздо более серьёзные последствия: это означало ориентацию на Рим и Византию, которая могла бы стать решающим фактором в развитии национального самосознания и культуры. А к тому же навсегда рассорило Иверию с Ираном.

Царь Мириан канонизирован Грузинской православной церковью как равноапостольный. Дни памяти царственного Святого — 14 января и 1 октября.

Итак, мы установили, что первый в Грузии храм Святому Георгию Победоносцу был заложен по инициативе Мириана в IV веке. Меж тем житие святого Георгия было впервые переведено на грузинский язык в конце X века. А уже с IX века строительство церквей в честь Святого Георгия на территории сегодняшней Грузии стало массовым. С тех пор, как Мириам посчитал Святого Георгия покровителем своего царства, учитывая политическую обстановку тех лет, впоследствии вся Грузия стала поклоняться Победоносцу, как защитнику и покровителю грузинского народа. Даже на государственном флаге Грузии мы видим Георгиевский крест.

Надо сказать, что будущий Святой родился в III веке, в городе Бейруте в Малой Азии в семье христиан. Поступив на службу в римское войско, Георгий прославился своей храбростью. Был замечен императором Диоклетианом (284-305) и выдвинут им в военачальники. Дослужился до самых крупных чинов в армии императора.

За свою жизнь Георгий совершил немало ратных подвигов, за что и получил прозвище «Победоносный».

Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, Георгий раздал своё имущество нищим, явился к императору и объявил себя последователем Христа. (Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (лат.Gaius Aurelius Valerius Diocletianus, 22 декабря 244 года, Далмация — 3 декабря 311 года, Салона) римский император с 29 ноября 284 года по 1 мая 305 год. Приход к власти Диоклетиана завершил так называемый кризис третьего века в Риме) То была эпоха, названная Великим гонением. Началась она в 303 году нашей эры, когда Диоклетиан, Максимилиан, Галерий и Констатций Хлор издали эдикт, юридически отменяющий гражданские права христиан и требующий от них соблюдения римских религиозных практик. Позже был издан эдикт, обязывающий всех жителей Римской империи совершать языческие жертвоприношения. Великое гонение продолжалось даже при наследниках Диоклетиана до 313 года.

Меж тем, император стал уговаривать Георгия склониться к язычеству. Но безрезультатно. Тогда император приказал подвергнуть своего военачальника истязаниям. Но Георгий мужественно переносил страдания. Мучители били его воловьими жилами, бросали в негашёную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. А 6 мая по новому стилю 303 года великомученик Георгий был казнён по приказу Диоклетиана через колесование.

Мощи Георгия Победоносца покоятся в палестинском городе Лида, в храме, носящем имя святого, голова же его хранилась в Риме в храме, тоже посвящённом ему.

День в память колесования великомученика Георгия отмечается, как мы уже заметили, только грузинской церковью. Праздник был основан Святой Нино, просветительницей Грузии, в IV веке. Она была родственницей святого Георгия Победоносца, особо почитала его и завещала любить его стране, которую обратила в христианство. В проповедях Святая Нино упоминала имя своего родственника и она же ввела среди новообращённых праздник памяти дня колесования святого Георгия.

Колонна со скульптурой Св. Георгия на пл. Свободы в Тбилиси

В средние века в разных уголках Грузии во имя святого Георгия читалось 365 молелен, по числу дней в году. О том, что Георгий особо почитаем в Грузии, свидетельствуют и сохранившиеся древние иконы. Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия, — стал составной частью грузинского сознания и православной веры. Святой считается покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Ему молятся об избавлении от демонических сил.

Так с древних времён имя Георгий стало одним из самых распространённых в Грузии. В честь Святого называли цари Грузии и своих царственных отпрысков. Таким образом, среди славных правителей было немало Георгиев. Ведь считалось, что царь, пользующийся небесным покровительством Святого Георгия не будет знать поражения.

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике статьи с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 отзыва на “Ирина Анастасиади. Гиоргоба — день памяти Св. Георгия Победоносца в Грузии

  1. Ольга:

    Добрый вечер! Хотелось бы узнать, автор из Грузии? Владеющий информацией? Мы бы хотели пригласить автора напечататься в «Параллелях» (Альманах с международным участием, имеющий международную награду) Познавательная и интересная статья! Ответьте, пожалуйста!

  2. Ника:

    Замечательно познавательная и прекрасно иллюстрированная статья. Спасибо! Много интересных подробностей о жизни и мученической смерти Георгия Победоносца и чтящей его Грузии. Интересно,что Владимир крестил Русь только в 9 в., а Георгий пострадал за веру Христову в IV в., то есть за пять веков до этого. И за пять веков до крещения Руси — в 327 году царь Мириан провозгласил христианство государственной религией Иверии, запретив почитание языческих богов. После прочтения этой статьи кажется, что Грузия во многом — продолжение Греции в духовной мудрости, в искусстве и в неизменной верности своей истории.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s