Рита Волкова. Греция: в лабиринте запахов

У древних греков была великолепная фантазия, поэтому они не могли обойти стороной богатый окружающий мир цветов и растений. Из глубины веков античные мифы и эллинские легенды повествуют нам об истории их чудесного сотворения. За неизбежное угасание  и  последующее возрождение природы отвечала богиня весны Хлорида, также покровительствующая земледелию и растительности в целом, в противовес римской богине Флоре.

Название рода травянистых и полукустарниковых растений — полынь — связано с именем вечно юной Артемиды — богини луны и охоты.

Лавр же считался священным растением златокудрого Сребролукого бога света  — Аполлона. Его ароматными «смолистыми» листьями окуривали помещение, он применялся и при религиозных ритуалах.

Цветок со сладко-пудровым благоуханием — ирис был назван именем вестницы богов Ириды, грациозно сходившей по радуге на землю.

Богиню  любви и  красоты — Афродиту неизменно окружали цветущий мирт, белые розы и нежные фиалки.

Именно белые розы росли в саду у Афродиты. Однажды её возлюбленного — лесного охотника Адониса смертельно ранил вепрь, и богиня бросилась к нему, не разбирая пути, прямо через тернистый сад. Афродита не заметила, что шипы роз впивались ей в ноги. Кровь капала на белые лепестки цветов, превращая их в рубиново-красные. Обезумевшая от горя, она спрятала его труп в латуке. По твердой воле богини, он вернулся из подземного царства и был превращен в цветок анемона.

Желтовато-белый с маленькой коронкой цветок вырос на месте гибели самовлюбленного и гордого Нарцисса —  сына речного бога Кефиса и нимфы Лириопы (Лаврионы).

Ароматными символами покровителя путешественников —  Гермеса были «медовый» гиацинт и пряный майоран. Богини плодородия Деметра и Персефона получали в знак особого почитания венки из золотых колосьев пшеницы или других зерновых.

В мифах Эллады также фигурирует юноша необычайной красоты по имени Гиацинт, в которого влюбляется сам Аполлон!

Стоит упомянуть также о боге лесов и полей — Пане и нимфе Сиринге, которая превратилась в сиреневый куст, спасаясь от влюбленного в нее лесного божества. С тех пор  пастухи из стеблей сирени делали свирели, сладкозвучное пение которых нельзя было забыть.

Плющ считался эмблемой любви и веселья, а также растением Вакха — бога виноделия. Сельдереем украшали гробницы и делали венки для победителей Истмийских и Немейских игр.

Согласно древнегреческой легенде, Афина Паллада убила свою возлюбленную, ведь нимфа Мирсина задела ее самолюбие. Богиня раскаялась, но было поздно. Боги Олимпа, увидев ее отчаяние, подарили Палладе  куст мирта с едва уловимым эвкалиптовым и камфорным запахом.

Около небольших речек и ручьев жила нимфа Мента, создавая атмосферу свежести и прохлады. Там находили свой приют усталые путники, а больные исцелялись. Мента олицетворяла собой человеческий разум и покровительствовала философам. Но однажды прекрасную нимфу увидел владыка подземного царства Аид и влюбился, а его ревнивая жена превратила Менту в лекарственное растение.

Трава железницы обладала заживляющим свойством от ран, полученных металлическим оружием. Так, кентавр Хирон исцелился от яда Лернейской гидры всего лишь с помощью маленьких синеньких цветочков василька.

Unicode

Синеглазый лён обладает особой красотой, его выращивали для  производства ткани виссона в Элиде и на Аморгосе, а также для сетей и парусов — с Понта и из Македонии. Льняное масло с его выраженным травянисто — ореховым вкусом использовал в своей медицинской практике знаменитый древнегреческий целитель, врач и философ — Гиппократ. В античной мифологии растение связывали с именем Лина — сказочного певца и величайшего музыканта, жившего в гроте на Геликоне, горе Муз.Он, вступив в музыкальное состязание, был убит Аполлоном за дерзость.

Густой кустарник  лабданума оказывал благоприятное воздействие на настроение и заметно расслаблял, ведь по своему воздействию он схож с натуральным мускусом и амброй. «Критский ладан» греки собирали с овечьей шкуры, куда он попадал, когда овцы бродили среди растений, выделяющих смолистый сок. Затем смолу лабданума местные жрецы воскуривали в храмах, посвященных тем или иным античным богам.

Особо кpупные дубы в Древней Греции считались статуями «дарователю жизни» — Зевсу. Ветка дуба символизиpовала непреодолимую силу, хтоническую мощь и знатность pода, дубовыми венками нагpаждались только самые хpабpые воины.

У эллинов деpевья находились под покpовительством нимф — дpиад и гамадpиад. Считалось, что тот, кто сажает деревья и ухаживает за ними, пользуется особым pасположением этих мифических существ. Гамадpиады, в отличие от дpиад, pождались вместе с деpевом и вместе с ним же умирали.

В священных рощах древние греки вешали бронзовые гонги, которые при дуновении ветра гремели подобно грому. Даже собаки не осмеливались преследовать добычу в этих святых местах, а стояли снаружи и лаяли. Согласно неписаному правилу, если кто-то из осужденных прятался в священной лавро-кипарисовой роще Дафны, то становился недосягаемым. Однажды Эpисихтон пpиказал сpубить дуб в pоще богини Деметpы. Из деpева застpуилась кpовь, а нимфа, обитавшая в дубе, умиpая, пpедсказала возмездие осквеpнителю: богиня Деметpа наделит его ощущением неутолимого голода.

Но так ли прекрасен был древний мир, известный нам лишь по античным фрескам, мраморным статуям богов,бронзовым или керамическим амфорам?

Древние города представляли собой каменные дворцы окруженные бедняцкими лачугами, в которых пахло отнюдь не розами и фиалками, а продуктами жизнедеятельности и пищевыми отходами. Известно, что репчатый лук благородные греки считали пищей варваров и простолюдинов. Тому свидетельствуют записи древнегреческого историка Геродота, а античный комедиограф Аристофан, желая указать на принадлежность какого-нибудь из действующих лиц к простому народу, писал: «От него несет луком».

К тому же не все жители Эллады совершали омовения в античных банях — термах. Обычным явлением были запахи пота, немытого тела, грязных, сальных волос. Более того греки использовали вместо мыла оливковое масло, которым умащались и снимали его вместе с грязью и отмершей кожей специальными скребками — стленгисами, а также  пемзой. Женщины делали омолаживающие маски из виноградного сусла, которое зачастую имело гнилостный дух или пахло брагой.

Сегодня Греция встречает гостей оранжевым солнцем  — ярким аккордом цитрусовых, а именно: искрящимися, острыми, терпкими лимонами с прохладными травянистыми аспектами; сладкими мандаринами с отчетливыми восковыми и фруктовыми нюансами; апельсинами с немного терпкими и пряными нотами цедры. Тем, кто хочет отведать самых вкусных апельсинов, говорят, надо побывать в садах Арголиды.

Как верно подметил поэт Константин Бальмонт: «В солнце звуки и мечты, ароматы и цветы все слились в согласный хор, все сплелись в один узор». У апельсина даже  цветы обладают восхитительным ароматом, который напоминает жасмин, но с терпкими и сладкими нюансами с индольными и каучуковыми нотами. Флердоранж, так называют апельсиновый цвет, считается цветком невесты, который символизирует невинность, красоту и молодость, ведь начиная с XVIII века в Европе это традиционный «цветок для свадьбы». Главный Олимпиец — Громовержец Зевс преподнес Гере в качестве свадебного подарка великолепные апельсиновые сады. Каждый день богиня  устраивала омовения в апельсиновой роще и вдыхала аромат распустившихся цветов, тем самым возвращая себе девственность. Тем самым она продлила свою брачную ночь на 300 дней.

В Греции растет удивительный фрукт — мушмула японская. Своей кисловато-сладкой мякотью она напоминает грушу и черешню и никого не оставит равнодушным!

А сочные сладкие яблоки и медовые груши  здесь произрастают практически в любом дворе. Особым спросом пользуются «наливные  яблочки», выращенные на склонах Пелиона, в Эдессе и Аридее. Среди местного населения особо популярен сорт груш под названием «Кристалия».

Разные сорта винограда обладают своим уникальным ароматом. Красный — тонким и терпковатым оттенком, белые сорта — приторно-сладкие или сочные с легкой кислинкой. Известно, что Греция по объемам экспорта вина уступает только Италии и Испании, поэтому  40% территории Пелопоннеса отведено под виноградники. Виноградные угодья на Крите, Ионических островах, а также в Аттике, Македонии и Фессалии впечатляют, ведь им незримо покровительствует бог виноградарства — Дионис. Он принимал в дар от служителей культа венки из плюща, хмеля и виноградных лоз. Жители Эллады подслащали вино мёдом, в лечебных целях добавляли в него тмин, мяту и другие травы, а также  приправляли сосновой смолой и смешивали с духами.

Даже варвары уважали греческое вино, но пили по-скифски, не разбавляя его водой, и естественно напивались до скотского состояния.

Но, например, в гомеровском гимне к Деметре, богиня отказывается от красного вина и пьёт кикеон из воды, муки и мяты.

Нежный, ненавязчивый запах инжира достаточно экзотичен, хотя первые сведения об этом фрукте известны еще со времен знаний о виноградной лозе. В Древней Греции инжир являлся символом плодородия; считалось,что пить вино и есть инжир, значит иметь все блага жизни. Фрукт помогал спортсменам восполнять утраченную энергию, атлеты ели его во время своих тренировок. Знаменитая Клеопатра любила лакомиться инжирами, известно, что змея, убившая египетскую царицу была принесена в корзине, наполненной смоквой.

Говорят, что в Греции всё есть! Есть там и банан — съедобный плод культивируемых видов рода Банан. Существует мнение, что банан — «райский фрукт», искушавший «ветхозаветных» Адама и Еву. Его запах свежий и нежный, несмотря на сладкий вкус. Мелкие бананы здесь местная диковинка. Банановые пальмы плодоносят на Крите круглый год.

Свежевыстиранным бельем пахнет в афинских двориках. Многие жители по — старинке сушат свое белье во дворе, на солнце. На смену въедливому запаху стирального порошка приходит солоноватость  морского бриза с терпкой пряностью базилика и померанцевой горечью. Горшки с фиолетово — зелеными кустиками базилика повсюду: на плоских крышах, на лестницах, на заасфальтированных или выложенных камнем узких дорожках. С ними соперничают только розы, пышно цветущие, как в больших кадках на открытых верандах, так в маленьких горшочках на тесных балконах.

Древнегреческая же кухня не отличалась  особыми изысками ввиду ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур. В основе блюд лежала так называемая «Средиземноморская триада», куда входила пшеница, оливковое масло и вино. О кухне и культуре еды в Древней Греции рассказывают нам литературные источники.Например, комедии Аристофана и цитаты грамматика Афинея. Разумеется,что в разные периоды в различных частях греческого мира кухня заметно отличалась, ведь существовали социальные различия.

В классический и более поздний периоды на полях кроме ячменя и пшеницы выращивали бобовые и бахчевые  культуры, капусту, морковь, лук, чеснок, артишоки, репу, редис, огурцы, а также цветы, мяту и лекарственные травы.

Оливковое масло было основным продуктом питания большинства населения. Масло первого отжима шло в пищу, для ритуалов и обработки мрамора статуй, для живописи, лекарств и притираний. Второй отжим давали в пищу рабам, а третий — на светильники.

Спартанцы в основном ели «чёрную похлёбку» из свинины, соли, уксуса и крови. Кушанье в других полисах считалось исключительно невкусным. Среди эллинов была в ходу шутка: «человеку, которому приходится регулярно есть спартанскую похлёбку, не будет дорожить своей жизнью».

Говоря о запахах стоит упомянуть и о мире парфюмерии. В Древней Элладе пантеону богов соответствовал целый букет ароматов, ведь каждый небожитель ассоциировался с определенным запахом, сопровождающим религиозные ритуалы.  Искусство парфюмерии пришло в античный мир из Египта, где свято верили, что боги станут  благосклонны к людям, если они будут хорошо пахнуть и окружать себя приятными ароматами.

В Древней Греции было налажено производство и импорт ароматических ингредиентов. Мягкий климат и природное богатство края способствовали великолепной добыче ароматических масел. Эллины предпочитали умащивать каждую отдельную часть тела разными ароматами. Для приготовления косметических мазей  ароматические растения (розу, ирис, лилию, майоран, анис, шалфей и тмин) смешивали с оливковым, ореховым или касторовым маслами. Именно греки впервые стали добавлять пряности и специи в парфюмерные композиции, без которых сегодня не мыслим ни один «восточный» аромат. Духи продавали  в маленьких керамических сосудиках в форме миниатюрных бюстов богов и фигурок животных.

Дворцы окуривались благовониями среди которых преобладали ароматы с лавандой, в воду мраморных фонтанов греки добавляли душистые масла. Во время празднеств кропили ароматами даже голубей! Воркующие птицы порхали над пирующими, не только услаждая нос гостям изысканными запахами, но избавляя их от сильного опьянения. Во время похоронных обрядов также использовались благовония, омовение и умащение усопшего ароматическими маслами.

По мнению парфюмера — исследователя Джейн Хендлер: «Натуральные запахи стимулируют древнейшую часть нашего мозга, называемую лимбической системой, а запахи растений и эфирных масел буквально вписаны в нашу ДНК. Это запахи, которые вдыхали наши предки, поэтому они оказывают сильное влияние на нашу память и эмоции таким вот древним и мощным способом».

На сегодняшний день в стране процветает множество косметических и парфюмерных компаний, применяющих в своих продуктах только натуральные ингредиенты, в частности, национальный символ Греции — оливу; ценнейший парфюмерный компонент — шафран и кипарис, призванный создавать впечатление спокойствия и отдыха на  Средиземноморье. 

Греческие корни «помогли» Николасу Мамунасу,7 лет проработавшему в модном доме Rochas, стать успешным парфюмером. Некоторые его парфюмы уже не выпускаются, но их  до сих пор считают классикой! Николас Мамунас в каком-то из своих интервью сказал, что «аромат — необъяснимая прелесть, имеющая власть как над животным, так и над человеком. Запах ведет нас туда, где заканчивается тело и начинается душа». Его парфюмы олицетворяют  цитрусовые сады среди хрустальных вод горной реки (Eau de Rochas), загадочную женщину с «греческим характером» — яркую индивидуальность с  собственным взглядом на жизнь, который она не боится противопоставлять мнению общества (Mystere Rochas), и современного мужчину в образе пана, который резвится в кругу веселых нимф в рощах Аркадии (Macassar Rochas).

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s