Елена Шугалей. Лабиринт Идущих


Мир жаждет обретения пути к ядру культуры, быть может, весь смысл существования цивилизации определяется сегодня. Нам стоит вернуться, собрать, осознать все драгоценности культурного пути, расширить их пространства из центра эволюционной мудрости. Мы уже в Лабиринте – и мы идем.

Греция… чистое пламя детства всей европейской культуры. Искренняя глубина узнавания и восхищения миром, в котором рождается Путь. Глубокие и одновременно красивые, вневременные откровения первых мыслителей и социальных практиков сейчас открываются заново, как главные истины всех Начал. Мы переосознаем и взрослеем, инициируемся вечностью. «Бог в нас самих,» — как говорил Платон. Платоновские эйдосы, идеи сейчас становятся явленными в культуре и обретают полноту смысла. «Игра светов первоначал» Гераклита завораживает ум и душу. Словно находишь забытый чистый исток и утоляешь общую жажду.

Лабиринт, пожалуй, самая древняя форма целостного осмысления себя и соединения с миром. Это осознанная трансформация внутреннего пространства человека, путь к новорожденной вселенной собственного Я. В лабиринте мы движемся к ядру собственной Сущности. К. Г. Юнг называл его архетипом Self [15]. Мы движемся преемственно – со всеми дарами нашей жизни, опыта личного рода, пространств культуры, цивилизации и человечества как вида. Движемся в пространстве Универсума, вселенной – и в нас сливаются, живут все эти пространства в едином времени. Мы несем эту целостность в Центр обретения и сами становимся Центром. Путь и есть инициация, инициация и есть Путь.

Пояснение: слова, которые я пишу с большой буквы, являются названиями архетипов, культуральных символов и архетипических процессов, как это принято в европейской традиции.

Хочу поделиться авторской практикой построения и прохождения «Личного Лабиринта».  Больше 15 лет она входит в мои трансформационные программы. Около 2000 человек выполняли эту практику и получили сильный результат. Наши лабиринты сохранились до сих пор под Санкт-Петербургом, под Ригой, в Приморье, в Таиланде (Рис.1.) и в Шри-Ланке. Люди иногда возвращаются к своим первым лабиринтам, заново переосмысляют события жизни, планируют, напитываются энергией личной эволюции. В разных ситуациях жизни они практикуют создание лабиринтов и переживают новые откровения на новом уровне.

Многие находят решения в импровизированном итоговом танце «Личного Лабиринта», когда телесно происходит интеграция бессознательных и осознанных трансформаций. Эта практика имеет очень глубокие корни древних мистерий. Священный танец «Геранос» (Журавлиный), которому по легенде Дедал научил Тезея и его спутников, в сжатой форме повторяет пути прохождения лабиринта и победу над Минотавром. «Те, кто на Крите избег ревущего дикого сына Пасифаи и мест извивного вкось Лабиринта, вкруг, владыка, твоих алтарей под звуки кифары танец вели круговой, и Тезей дирижировал хором.» («Calli, Hymn IV, 310-315») [9].

Лабиринт – не просто архетипическая форма и опыт древних мистерий инициации. Это универсальный путь трансформации, рождения в новых пространствах духовности, осознания и обретения единства с миром.  Лабиринты сознания, лабиринты смыслов и пространств личного Я. 

Надеюсь, что практика «Личный Лабиринт» принесет открытия на пути к собственной целостности, к ядру первозданной Сущности.

Схема личного Лабиринта

Нарисовать схему стоит собственной рукой, чтобы все нейронные сети нашего опыта пришли в состояние предвкушения и готовности. Это сродни сонастройке инструментов в оркестре перед тем, как зазвучит неповторимая симфония Пути к себе. Основой личного Лабиринта служит традиционная схема открытого Кносского лабиринта (др.-греч. Λαβύρινθος), как она изображена на кносских монетах (Рис.2.). Эта форма в разных культурах существует более 5000 лет и представляет собой своеобразную нить Ариадны, помогающую в пути к Себе из центра лабиринта через самоосознание:


Монета из Кносса, Крит, ок. 300 г. до н.э.

Монета из Кносса, Крит, ок. 70 г. до н.э.

По исследованиям немецкого ученого Германа Керна именно форма Кносского лабиринта использовалась во всех культурах для различных мистерий.

 «Настоящий лабиринт возникает лишь в том случае, когда дорожка не разветвляется, то есть перед идущим человеком не встает проблема выбора пути. Должны также соблюдаться следующие обязательные условия: – дорожка “сворачивает сама за себя”, постоянно изменяя направление движения; – дорожка заполняет все внутреннее пространство лабиринта и следует максимально возможным кружным, непрямым путем; – несколько раз проводит человека мимо центра; – неизбежно выводит человека к центру, где и заканчивается; – вернуться к месту входа можно только по этой же самой дорожке» [7]. Здесь нет форм «путаницы», развилок и перекрестков. Нить Ариадны – наше сознание.

Для создания личного Лабиринта мы используем схему классического трехконтурного лабиринта. Он выстроен на основе из центрального камня, креста и четырех точек в результирующих квадрантах (Рис. 3. [12]): 


Рис. 3. Последовательность построения личного Лабиринта.

Анимированное изображение схемы построения. Здесь же схема построения классического семиконтурного лабиринта [20].

Спираль – основная архетипическая форма лабиринта. Мы традиционно используем направление выкладывания по часовой стрелке как естественное соответствие расширению, эволюции. Распространяющаяся спираль лабиринта создается с целью осознания и наращивания ресурсов, расширения и разворачивания процесса роста во времени. Мы становимся явными! 

Выкладывание спирали лабиринта в противоположном направлении несет иную функцию. Сберегание, ассимиляция знаний, опыта и достижений – важнейшая задача. Это глубокие процессы упорядочивания и самоорганизации. Иногда первую и вторую спирали называют мужской и женской, как в символе Тайцзи. В нем два первоначала Ян и Инь выражены закрученными в разные стороны восходящей и нисходящей спиралями.

Личный Лабиринт становится новым объединяющим измерением, т.к. во время его прохождения к центру и назад, человек движется и в прямом, и в обратном направлении.

Если выстроена распространяющая спираль лабиринта, на обратном пути мы собираем обретенные смыслы, откровения и состояния. В случае создания сберегающей спирали лабиринта, внимание человека сосредоточено на осмыслении всего опыта, знаний, ресурсов, отношений и объединении их в целостную систему. На обратном пути возникает поток распространения накопленных позиций вовне. Мы делимся с миром!    

Последовательность построения личного Лабиринта

Подбор материалов. Для построения личного Лабиринта, особенно в первый раз, желательно использовать камни не только в силу основательности этого материала. По мнению философа и социального антрополога Рене Ганона [5], слово «лабиринт» и «лабрис» (labrys) – двойная секира, производны от древнего слова, обозначающего камень (корень «ла» — la, откуда греческое «лаос» — laos, «лапис» — lapis, по латыни. Трансформационный процесс начинается с этого этапа. Мы взаимодействуем с богатым пространством бессознательного. Именно бессознательное обращает фокус нашего внимания на конкретный камень, объект, в котором содержится помогающая осмыслению информация. Это наши бессознательные предпочтения, отражающие важные ценностные запросы.

Каждый камень или другой природный объект – это символ: событие нашей жизни, план, проект или сообщество, человек или действие, мечта, мысль или чувство.

Центральный камень, Ось. Мы начинаем с центрального, самого главного камня, символизирующего личный центр (архетип Self), Сущность. Это место нерушимой оси мироздания, в центре которой находишься ты сам. Во всех культурных традициях Центр рассматривается и как Ось мироздания. Именно она задает все направления развития и личной трансформации, неразрывно связанной со всем сущим. Ось и Центр в современной интерпретации могут служить образом первопричины, «Большого взрыва», положившим начало появлению материи и жизни.

Центр, Ось мира – неподвижный двигатель и первопричина Аристотеля. Он «движет так предмет желания и предмет мысли; они движутся, не будучи приведены в движение. А высшие предметы желания и мысли тождественны друг другу, ибо предмет желания — это то, что кажется прекрасным, а высший предмет воли — то, что на деле прекрасно» [1]. 

Центр — страж баланса, «внутренний распорядитель» (antaryami в индуистской концепции), точка, где проявляется «Действие Неба» (дальневосточная традиция). Для христианского эзотеризма средних веков он является символом Слова, который и есть подлинный «Центр Мира».

Центр субъективно воспринимается человеком как глубинная Сущность собственного бессмертного «Я», как пуповина связи со всем миром и рождения, явленности, самореализации всех потенциальных качеств. Это источник центростремительного и центробежного движения, развития вглубь себя и одновременного расширения присутствия в мире. Эволюция этих пространств идет из Центра и по законам мироздания. Весь процесс инициации при прохождении личного Лабиринта состоит в осмыслении, восприятии полноты единого присутствия и единых пространств. 

Все участники практики отмечают, что нахождение камня для Центра и места для него, откуда будет строиться лабиринт, было значимым внутренним событием, определяющим весь процесс.

На фотографии (Рис.1.) вы видите центральный камень, расположенный в воде. Участник отметил, что ему не хотелось убирать камень из естественной среды. Весь лабиринт так и был выстроен вокруг него. Другой участник основное время и силы использовал на выкапывание и перенесение огромного камня из воды в место, где ему хотелось создать лабиринт. Так же, как и в процессе подготовки и выстраивания личного Лабиринта, здесь фрактально проявляются личные стратегии поиска решений, созидания, реализации задуманного.

Выкладывание Креста-основы и угловых точек Лабиринта. Мы создаем прочный фундамент всего процесса трансформации. Именно отсюда будут выложены все ветви лабиринта. Каждый камень выбирается по признаку надежности, прочности, защищенности. Это те качества, силы, явления, на которые всегда можно опереться.  Традиционно камни креста ассоциируют с сильным отцовским началом, а угловые камни — со сберегающим женским, материнской заботой и охраной.

В мировых культурных традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие. Это древний архетипический образ союза Неба и Земли, единства пространства и времени. Символика Креста — высшие ценности, мост к обретению Бога и высшего знания, активное движение во всех пространствах, сила развития, процветания. Он является проекцией на срединную, земную плоскость Мирового древа и одновременно человека. 

Выкладываем камни креста от центрального камня.  «Центр креста, определяется как место, где соединяются все противоположности и разрешаются все противоречия. Особая идея, выражаемая здесь, — это идея равновесия, образующая единое целое с идеей гармонии; это не две различных идеи, но два аспекта одной» [5]. 

Архетипический символизм креста означает точную ориентацию во всех пространствах и задает верные направления движения.

Угловые камни как маркеры квадрата, окружающего крест, тоже символически насыщены смыслом. Космический порядок, мера, равновесие, могущество, стабильность, интеграция структур и процессов, объединение всех стихий, исцеление, мудрость и упорство…  Сохранение стабильности и порядка Мироздания, упорядочивание хаоса являются частью акта Творения.

Построение личного Лабиринта. Особенность данной практики состоит в целенаправленном процессе осознания взаимоотношений с расширяющимися группами универсальных взаимодействий. Каждый виток лабиринта предварительно обозначен в соответствии с последовательностью построения: «Я, мои ценности, значимые события, планы», «Род», «Социум», «Универсум, вселенная» (Рис.4.):


Рис. 4. Уровни взаимодействий.

Наполнение содержанием ветвей личного Лабиринта. В соответствии со схемой, построение личного Лабиринта начинается с выкладывания ветви «Я» из камней, каждый из которых отражает всю гамму бессознательной информации.  Чуткость к внутренним сигналам выбора камня и его значению первична.

Ветвь «Я». Каждый камень определяется строителем Лабиринта как событие жизни, личное качество, реализованный или планируемый проект, значимый человек, желание, жизненно важную реализацию и т.д.

Ветвь «Род». Выбранные камни символизируют как конкретных представителей своего рода, ранее и ныне живущих, предполагаемых потомков, так и всю силу Рода. Мы не можем не знать всех предков, но их достоинства и сила с нами. Мы живы и продолжаем эту линию Рода благодаря когда-то принятым решениям, поступкам и качествам предков. Их кровь течет в наших жилах. Сейчас учеными нейрофизиологически обоснованы механизмы гормональных предпочтений, передающиеся по наследству. Их же мы передаем своим потомкам, поэтому трансформация и развитие этих предпочтений, гормональных реакций — наш вклад в эволюцию Рода. Выкладывая ветвь, мы акцентируем внимание на движении Рода в будущее, максимальную реализацию всего потенциала, проявленности, конкретном желаемом вкладе в эволюцию всего человечества. Каждый камень значим!    

Ветвь «Социум». Мы едины в пространствах культуры, каждый вносит свою уникальную лепту, изменяет социальные ландшафты, пассивностью в том числе. В каком мире будут жить наши потомки? Очень серьезная ветвь, требующая активизации способностей к планированию, моделированию, проектированию прямо сейчас, во время выкладывания Лабиринта. Все наши проекты, реализованные и планируемые, обретают конкретный смысл и единство. Сама длина ветви требует привлечения на кооперативных началах партнеров, социальных структур для их реализации. Другое название этой ветви —«Социальная кооперация». Даже отшельник демонстрирует социуму одну из моделей, у которой есть чему поучиться. Какие структуры ты считаешь полезными для всего социума, как их создать, реализовать, с помощью каких партнеров? Какой личный вклад ты внесешь в развитие социальных пространств? «Труд — это любовь, которая стала зримой».

Ветвь «Универсум». Наши взаимоотношения со Вселенной, Богом, всем миром. Самая длинная и благодатная ветвь. Каждая капля воды, дыхание цветка и движение крови в сердце — драгоценность. Это наш Дом. Пространство огромно, в нем столько света и богатств. Законы природы, законы Сущего, жизнь сама по себе, мудрость Истока и всех процессов, знание и возможности, изначальная красота и красота, сотворенная человеком… «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас», — великий Кант. Сам акт Творения и счастье быть творцом.  Вся ветвь и каждый камень — гимн благодарности и любви как вселенского закона!

При построении каждой ветви нитью Ариадны служит осмысление, расширение пространств возможностей и устремленность в будущее.

Прохождение к Центру. Инициация. Я – Мировое Древо. Личный Лабиринт выстроен, и мы начинаем процесс пути к инициации, новому рождению. Человек настраивается перед входом и начинает движение между ветвями. Идем медленно, осознавая и напитываясь уже обдуманными, прочувствованными аспектами. Проходящий Лабиринт –звено, связующее ветви, в его личности объединяются задачи Универсума и Социума, Социума и Рода, Рода и собственного уникального Я.

Кульминация процесса. Переживание катарсиса, соединение с силой Универсума. Центр Лабиринта. Сейчас ты – Центр и Ось, Мировое Древо (ниже описание всего процесса). Именно наша Сущность, соединенная со всем Универсумом, становится главной точкой мироздания, «пупом земли», как называли это состояние древние. Ты – центр Универсума именно в данный момент и в этой сияющей точке пространств. Это инициация. Путь от рождения к воплощению в новых пространствах.

«Я знаю наверно —

я вечности древо,

и кровью моею

накормлены звезды,

а птицы в листве —

мои сны и мечты.

И если паду я,

подрубленный смертью, —

обрушится небо».

Хуан Рамон Хименес

Образ Мирового Древа является символом человеческой культуры и бытия в целом. Он присутствует у всех народов.  По мнению ученых, мифу о Мировом древе около 30 тысяч лет. Древнейшие изображения мирового древа найдены в пещере Ласко во Франции (17 тыс. лет). Само слово »древний» в русском языке означает символическую связь с Мировым Древом.


Рис. 5. Ассирийское Древо жизни Ашера (около 2500 г. до н.э.).

Мировое древо придает форму пространству, в том числе и нашему внутреннему микрокосму. Оно является осью мира, связывающей разные сферы и стихии, микрокосм человека и макрокосм. «Человек — малая вселенная, микрокосм… в человеке есть весь состав вселенной, все ее силы и качества» [2]. 

Мы используем образ космического древа Иггдрасиль из германо-скандинавской мифологии. Иггдрасиль своими мощными корнями уходит в центр Земли, впитывает его бушующую огнем силу вплоть до субъективных ощущений. (Замечено, что во время практики представление о питании энергией центра Земли помогает решению соматических проблем, в частности, связанных с детородными функциями).

Участник становится в центр Лабиринта, подняв руки к небу в традиционном жесте благословения. Есть исследования, предполагающие связь схемы лабиринта с культом Великой Матери, руки которой показывают направления ветвей лабиринта. Глаза лучше держать открытыми, чтобы образы мира сливались с внутренними образами в единое переживание целостного потока.

Сейчас именно ты являешься Центром и Осью, Мировым Древом. Твои корни напитываются пламенной энергией центра Земли, ее жизненной мощью. Эта сила через ноги поднимается вверх, в твой позвоночник и выше, сила твоей устойчивости поддерживает саму Землю.

Твоя голова-крона растет и уходит выше атмосферы, прямо в космос, и звезды, галактики светятся в твоих ветвях. Все миры и времена слиты в едином целом, и это Целое – ты! Твоя мудрость, вечное знание и свет распространяются безгранично и насыщают любовью к жизни весь мир.

Твой ствол-тело безупречно прям, по нему струятся потоки энергии и роста. Ты обмениваешься ими со всей Вселенной с каждым вдохом и выдохом. Твое сердце – сердце Мира. Кровь исходит из твоего сердца и питает все твое тело и мир вокруг. И в следующий такт его биения кровь, обогащенная всеми токами мироздания, возвращается снова в сердце и воодушевляет, расширяет его.


Рис. 6. Центр, Мировое Древо. Остров Koh Kood. 2015 г. Фото Елена Шугалей.

«Взаимная любовь со всей Вселенной наступила», — так выразил итог процесса один из участников.

«Наша психическая структура повторяет структуру вселенной, и все, что происходит в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души» [14].  

Выход из Лабиринта. Танец. Инициация, трансформация переживаются очень полно и сильно. Когда человек субъективно ощущает наполненность и завершение процесса, начинается ритуал выхода в Мир. Прохождение обратного пути обычно более медитативно, спокойно, оно сопровождается незыблемой уверенностью в естественности всех будущих аспектов. Назад идет другой человек, повзрослевший и наполненный.

После отдыха, который необходим для ассимиляции состояния, вечером начинается репетиция Танца Лабиринта. Зажигается костер, составляется общий круг, начинается общий танец-сонастройка, а затем каждый участник демонстрирует свой Танец Лабиринта, остальные участники повторяют его движения и поддерживают. Завершается процесс (даже без команды ведущего!) общим контактным танцем, рука в руке. В различных жизненных ситуациях танец Лабиринта мощно наполняет человека ресурсами, возобновляет состояние Центра. Завершением всех процессов становится молчаливая медитация единства и благодарности (Рис. 6.):


Рис. 7. «Безмолвная медитация Единства». Остров Koh Kood. 2011 г.

Итоговую фиксацию состояния полезно закрепить на следующий день в виде абстрактного рисунка в соответствии с арт-терапевтической методикой Eidling по работе с внутренними ценностными образами через рисование архетипических символов и форм [19]. Пример рисунка (Рис. 7.):


Рис. 8. «Осознанность Центра». Автор Шугалей Е.В.

От всей души желаю триумфального пути, пути-танца в лабиринтах сознания, лабиринтах смыслов и в расширяющихся пространствах личного Я. От этого зависит жизнь и красота Культуры, культуры с большой буквы, поскольку она давно стала архетипом и символом самого ценного в цивилизации. Вселенная творит внутри нас и через нас. Мудрого Света и творческого огня всему и всем!

Список источников:

  1. Аристотель. Метафизика. / Пер. А. В. Кубицкого. – М.-Л.: Соцэкгиз. 1934.
  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
  3. Бритова Н. Н. Эгейское искусство // Всеобщая история искусств. Искусство Древнего мира / под общей ред. Чегодаева А. Д. — Москва: Искусство, 1956.
  4. Волкова, Паола Дмитриевна. Высокие зрелища // Мост через бездну. — М.: Зебра Е, 2013.
  5. Генон Рене. Символы священной науки. Издательство: Беловодье. 2002.
  6. Гостев А. А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. – М.: Ин-т психологии РАН, 2001.
  7. Керн Г. Лабиринты мира. Все тайны древних лабиринтов. – СПб.: Азбука, 2007.
  8. Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994.
  9. Лосев А.Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. М.: — Издательство: Эксмо, 2005 г.
  10. Мировое дерево Иггдрасиль. — М.: ЭКСМО, 2002.
  11. Паранина Г.Н. Свет в лабиринте: время, пространство, информация. Terra Humana. 2012.
  12. Российский Фонд Трансперсональной Психологии. Фэн-шуй и геомантия для современного человека. Е.А.Файдыш. 2000.
  13. Савард Дж. Лабиринты. – М.: Ниола 21 век, 2005.
  14. Юнг К. Архетип и символ. – М.: Renaissance, 1991.
  15. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. – М.: Изд-во АСТ-ЛТД; Львов: Инициатива, 1998. с.407.
  16.  Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. / К. Г. Юнг. – К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.
  17. Hermann Kern. Through the Labyrinth: Designs and Meanings Over 5,000 Years. — New York, 2000.
  18. Penelope Reed Doob. The Idea of Labyrinth: From Classical Antiquity Through the Middle Ages. — Cornell University Press, 1990.
  19. Mid-Atlantic Geomancy (MAG). URL: https://www.geomancy.org/index.php/labyrinths/construction-and-terms (дата обращения: 26.06.2019).
  20. Авторская методика «Eidealing». URL: http://www.shugalei.com/eidealing (дата обращения: 20.05.2019).

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике проекты, события, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s