Ирина Анастасиади. Итоги Международного форума писателей 2019 года


Уважаемые читатели! Вот и настало время подвести итоги Международного форума писателей, занимавшегося проблемой лабиринта в течение всего 2019 года. Да и поговорить о Международном творческом фестивале «Визит к Музам» тоже нужно.

На свете существует множество писательских форумов. И каждый из них преследует свою цель. И все они нужны, коль скоро существует их великое множество. Но надо признаться, что мы, конечно, совсем не обычный форум. На заседаниях форума мы делимся теми знаниями, которые успели собрать за год. Вникаем в то, как каждый участник трактует загадки тысячелетней давности. Постигаем тайны истории мира и религии.  

Как известно, у всего есть начало и есть конец. Для меня всё когда–то началось с идеи создать свой, не похожий ни на один из уже имеющихся, форум писателей. Первый Международный форум писателей в рамках Международного творческого фестиваля в Греции «Визит к Музам» прошёл в 2012 году на острове Тинос (Киклады, Греция). Мне всегда казалось важным предоставить авторам место, где писатели, поэты,  историки, этнографы, переводчики смогли бы не только общаться друг с другом, но и расширять свой горизонт новыми знаниями о древнем мире, искать новые идеи для творчества, пополнять свои знания о прошлом и настоящем. Вот задачи, которые мы ставим перед форумом в частности и фестивалем вообще.

Открытие форума 2016 года в зале Культурного Фонда Тиноса. Открывают форум: Николай Черкашин, известный историк и президент фестиваля «Визит к Музам» Ирина Анастасиади.

Первые форумы писателей на Тиносе уделяли большое значение русскому культурному наследию в Греции. Но мне также казалось важным познакомить коллег с традициями античной и современной Греции и с её творческим и научным наследием, свести их с писателями и учёными Греции. С годами пришли новые идеи. И мы стали уделять огромное значение Знанию древнего мира. Мы задаёмся извечными загадками человечества. Пытаемся найти им своё объяснение. Изучаем историю человечества. Но не отстранёно, а анализируя древние тексты и исследуя древние артефакты.

Заседание форума в Доме писателя в Тбилиси. На фото: профессор Валерий Асатиани, Ирина Анастасиади, Надежда Колышкина и Лили Маврокефалу

Огромным достижением стали фестиваль и форум «По следам Аргонавтов», которые прошли в Грузии в 2018 году при содействии Ассоциации «Диалог Культур–ХХI» (президент – Валерий Асатиани, бывший Министр Культуры Грузии, профессор, доктор классической филологии и византинистики Тбилисского Государственного Университета им. Иванэ Джавахишвили, заместитель президента ассоциации Теймураз Беришвили). Анализируя фрагменты из поэмы Орфея «Аргонавтика», а также восстановленный её вариант Аполлония Родосского, мы прошли по следам Аргонавтов, посетили Древнюю Колхиду, изучили различные переводы «Аргонавтики», посетили древние города, изучили артефакты, непосредственно связанные с этим историческим событием.

Участники форума в доисторическом городе Уплисцихе

 «Верно ли, что в каждом мифе есть доля мифа?» — спрашивают меня. Несомненно, многие легенды имеют реальную основу, но многое было и нафантазировано. Можно ли рассматривать мифологию, как источник знаний о древнем мире? И если да, то как отличить выдумку от правды?

Смотря как подходить к этому вопросу. И смотря как понимать само слово «миф». Дело в том, что «миф» в переводе с греческого это «сказание». Тогда как в других языках его употребляют в значении «легенда». Если перефразировать вопрос «Верно ли, что в каждом мифе есть доля мифа?», то это будет звучать так: «Верно ли, что в каждом сказании есть доля сказки?». Несомненно, все сказания имеют реальную основу. Но со временем над их контекстом было произведено множество изменений.

Во-первых, нельзя забывать, что сказания веками передавались из уст в уста. И весьма возможны разнообразные вмешательства в основной текст. Во-вторых, мудрецы зашифровали в сказаниях некие символы. Сказания, которые по-гречески звучат μύθος, повествуют о реальных исторических событиях. И это единственная истина. И если даже на некоторых деталях есть налёт неточности, то это несущественно.

В ежегоднике «9 Муз» 2018 года мы представили всевозможные версии о том, чем в действительности был поход Аргонавтов в Колхиду. Установили, на примерах из текста Аполлония Родосского, написавшего «Аргонавтика» (Αργοναυτικά), а так же из древних документов Малой Азии и Египта, что греки во время постройки «Арго» давно уже были знакомы с судоходством и плавали по морям в дальние путешествия.

Главные ворота Ванского города-святилища

А посетив город–святилище в Вани (Древняя Колхида), мы своими глазами смогли убедиться, что Колхида и Греция имели много общего: это и Пантеон богов, которым поклонялись эти государства, и одинаковые религиозные и жилые постройки. Узнали, что в Колхиде и в других странах существовали древние храмы, посвящённые Ясону, а в Греции откопали Иолк, город, где правил отец Ясона. На экскурсии в Национальный Музей Грузии мы увидели бесценные сокровища, найденные в Вани при раскопках.

Эти золотые, искусно сделанные серьги были найдены в Древней Колхиде

Прошли вдоль и поперёк Уплисцихе (в переводе с грузинского «Замок Господа») – пещерный город, сооружённый неизвестной цивилизацией, но сыгравший позднее огромную роль в истории Грузии. Причём, роль Уплисцихе можно сравнить с древнегреческими Дельфами и древним городом-святилищем в Вани.

Вид на Уплисцихе

Посетили Музей–заповедник Дманиси. Район, где были обнаружили останки первых европейцев, древнейших людей в мире. Их прозвали Зезва и Мзиа. Открытие этих hominin (то есть, Человека Прямоходящего), окаменелостей, вызвало в своё время революцию в научном мире в представлении о том, когда и где появился первый человек в Европе.

Реконструированные черепа Человека Прямоходящего. Их ласково назвали Зезва и Мзия

Ну а в 2019 году нашей основной задачей было изучение Кносского дворца, лабиринта по своей сущности. Мы проштудировали его историю, и даже воочию увидели следы построек, принадлежавших более древней цивилизации, чем Миносская. Погрузились в тему лабиринтов, рассыпанных по всей Земле. Несколько раз побывали в Археологическом музее Ираклиона, где собраны в огромном количестве загадочные артефакты разных периодов, как известных нам, так и теряющихся на шкале Времени. Изучили другие древние города Критской цивилизации.

Итак, можно ли рассматривать мифологию, как источник знаний о древнем мире? И если да, то как отличить выдумку от правды? Археология уже нашла подтверждение многим фактам, в которые на протяжении веков учёные верить не желали. И естественно, найдёт ещё множество артефактов и их разгадок в недалёком будущем. Сколько уже развеяно заблуждений! Вот, например, считали же, что Homo Erectus появился в Африке и из Африки расселился по всему миру. Однако, находка в грузинском городе Дманиси черепов Homo Erectus возрастом 1 млн. 850 тыч. лет доказала, что это не соответствует истине.

И научным содружеством принят уже тот факт, что Европейцы ведут своё происхождение с Кавказа. Группа ведущих исследователей из Грузии, Израиля, США и Швейцарии во главе с Давидом Лордкипанидзе, директором Национального музея Грузии, пришли также к выводу, что классификационное разделение древних предков «Человека Разумного» на разные виды, как это было принято до этого, неправильно. Найденные в Дманиси окаменелости доказали, что существовал лишь один вид Homo Erectus (Человека Прямоходящего), который проживал почти два миллиона лет назад в Грузии.

Впрочем, это дело археологов и антропологов, а мне, в связи со сказкой о переселении Человека Прямоходящего из Африки в Европу, всегда поражал совсем иной факт: ведь просто нелепо, как можно не верить в реальность путешествия «Арго» в конце XIV — первой трети XIII в. до н.э., и при этом верить в организованное переселение Человека Прямоходящего с континента на континент пять миллионов лет назад. Комментировать не стану. Факты говорят сами за себя.

Ну а в 2019 году мы пошли ещё дальше. В сотрудничестве с Дмитрисом Михалевским, членом–корреспондентом РАЕН, доктором философии Российского Государственного социального университета, писателем, философом, мы предложили участниками нашего форума собрать информацию научного, исторического, археологического, литературного и философского подхода к проблеме лабиринта, а также разработать совместную культурную развивающую и обучающую программу, которая должна стать своеобразным трансформатором личности.

И получили множество разработок, способствующих возвращению человечества в лоно культуры на основе знаний, аккумулированных Древней Грецией и составивших основу развития европейской цивилизации. Мы с Димой Михалевским убеждены в необходимости выработки новой мировоззренческой парадигмы, как альтернативы разрушительной идеологии современности. Основу этой программы составит синтез: опыт воспитания человека в Древней Греции с современным. В этом году мы практически сформировали критическую массу творческих людей и идей, способную запустить подобный процесс.

Ещё один вопрос, который мне часто задают: а зачем этот фестиваль мне, Ирине Анастасиади? Ведь для меня это работа, работа и работа. Подготовка к нашим мероприятиям идёт многие месяцы. Прежде, чем предложить тему для следующего фестиваля, я перерываю множество материала в поисках интересной темы. Но это – ещё не работа. Работа начинается уже после того, как тема объявлена. Именно тогда я просматриваю массу документов, фильмов, книг, материалов. Изучаю древние рукописи. И вот тогда распределяю несколько глубоких тем для докладов среди участников форума.

Но давайте вернёмся к теме лабиринтов! Крит заставил нас рассмотреть ряд исторических событий, вспомнить мифологию и задуматься над некоторыми артефактами, найденными в глубоких слоях земли Крита. И, коль скоро, я целый год работала над этой темой, то решила представить весь материал для наших авторов и читателей.

Что есть лабиринт?

Общий вид на город-дворец Кносса

Древние греки связывали происхождение названия Λαβύρινθος (Либиринт) с Критом. Согласно древнегреческому философу Плутарху, лабиринт получил своё название от священного топора «лабриса»[1] («двойная секира» — атрибут богов).

Лабиринт выражает идею круговорота «жизнь–смерть–жизнь» и имеет отношение к символизму пещеры, путешествия в иной мир, к погребальным обрядам и обрядам инициации (то есть, тайным обрядам), которые часто проводились в пещерах и лабиринтах.

Как тут не вспомнить те времена, когда Бог изначальных времён, сошёл на землю! Эпос утверждает, что в тот момент ничто ещё не было сотворено, ничто не обрело форму, существовал лишь хаос и мрак. Но, согласно легенде, Аресу-Дионису было дано орудие Лабрис, и именно этим орудием он сотворил мир. Арес-Дионис ходил посреди мрака, описывая круг за кругом. Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте, в незнакомом помещении, или пытаясь выйти из какого–то просторного, но неосвещённого места, начинаем ходить по кругу. Так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Таким образом, получается, что символизм лабиринта связан с определёнными атавизмами, присущими человеку, как, впрочем, и природе любого живого существа. И вот, Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал, и которая с каждым шагом становилась светлее, и стала называться «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».

[1] Ла́брис (др.греч. λάβρυς) — древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор был широко распространён в культуре догреческой минойской цивилизации. Интересно, что при раскопках критских дворцов были обнаружены гигантские лабрисы. В отличие от Ближнего Востока, носительницами минойских лабрисов были исключительно богини и их жрицы. Распространено воззрение, что этот самый священный из религиозных символов критской цивилизации использовался жрицами при жертвоприношениях быков. Кроме того, поверхностное сходство слов «лабрис» и «лабиринт» породило устойчивую ассоциацию двухстороннего топора с Кносским лабиринтом и с Минотавром. Меж тем, американский археолог Мария Гимбутас увидела в греческих лабрисах отголосок доиндоевропейского матриархального культа Великой Богини. С точки зрения Гимбутас и её последователей, критский лабрис, повторяя форму бабочки, символизирует материнское начало. Этим объясняется популярность лабриса в викканских церемониях. Ви́кка (англ. Wicca) — неоязыческая религия, основанная на почитании природы..

Эти лабрисы были найдены в миносском поселении Агия Триада. В описании сказано, что они датируются 1500–1450 годами до нашей эры. Поражают их размеры. Не очень понятно, кто был в состоянии ими пользоваться.

И вот, когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра Земли, до цели своего пути, он увидел вдруг, что секира в его руках превратилась в чистый свет — он держал в своих руках горящий факел. Таким образом, бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк внешнюю тьму, а другим — свою внутреннюю тьму. Таким образом, он создал свет как снаружи, так и в самом себе; прорезал как внешний путь, так и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.

Интересно, что в Индии был найден 2000–летний лабиринт, в форме квадрата площадью 17 кв. метров расположен в деревне Гедимеду в штате Тамилнад на юге Индии. В нём обнаружена древнегреческая табличка из Пилоса. Причём лабиринт этот напоминает схему, изображённую на этой самой древнегреческой глиняной табличке, датированной 1200 годом до н.э. Этот интересный лабиринт откопали исследователи археологического и исторического центра Верараджендран. Когда–то над лабиринтом находился храм.

Равикумар, руководитель группы археологов рассказал газете Times of India: «В лабиринте есть только один маршрут, по которому из него можно выйти. Существует поверье, что если человек сумеет семь раз пройти лабиринт, то его желание сбудется. Ну, а что касается технических аспектов, то надо заметить, что внутренние проходы имеют ширину от 79 см до 1,09 м. Вход расположен на востоке. Схема лабиринта точно такая же, как мы видели на глиняной табличке из Пилоса, где изображён один из древнейших лабиринтов».

Слева: глиняная табличка из Пилоса, Греция, 1200 г. до н.э. BY–SA.
Справа: карта со стрелкой из Пилоса в южную Индию, где найден лабиринт, похожий на тот, что изображён на табличке.

Становится понятным, что эта табличка пережила пожар Микенского дворца в Пилосе[1] в 1200 г. до н.э. Это одно из древнейших изображений лабиринтов, что делает её важным артефактом. Как табличка могла попасть в Индию? Напоминаем, что греки под предводительством Александра Македонского вторглись в Индию несколько веков спустя после создания этой таблички. Учёные утверждают, что табличка из Пилоса имеет связь и с Троей. Такая же табличка была найдена в доме царя Нестора, который участвовал в покорении Трои примерно в 1250 г. до н.э.

Лабиринт имел обширный символизм в древнем мире. В некоторых азиатских культурах лабиринт символизировал «побег из сансары и законы кармы». Сансара обозначает цикл перерождений в человеческом мире. Избавление от сансары означало просветление и достижение бессмертия.

Лабиринты также связывали с первозданными лесами, движением солнца, обретением рая, успех после преодоления испытаний и путешествие сквозь трудности и иллюзии мира к просветлению или небесам. Вход в лабиринт символизировал смерть, а выход из него ― возрождение.

Лабиринты часто изображались на домах. Считалось, что они обладают магическим действием: запутывают злых духов, не давая им проникнуть в дом.

Такие вот печати были распространены на Крите за много тысячелетий до воцарения Миноса

Тайны Кносского дворца

И вот перед нами – первая загадка острова – Кносский Дворец или лабиринт. Этот грандиозный город–дворец по сей день будоражит умы археологов всего мира и завораживает путешественников своей фантастической атмосферой, а также смелыми архитектурными решениями. Участники форума прошли по руинам города, осматривая древние постройки, спроектированные античными архитекторами разных времён и разных цивилизаций. Интересно, что постройки находятся на разных уровнях, ступенчато спускаясь под землю.

[1] Дворец Нестора (Ἀνάκτορον Νέστορος) ― важный центр Микенской цивилизации. Упоминается в Одиссее и Илиаде наряду с «Пилосом песчаным» ― царством Нестора. Строение сохранилось лучше, чем какойлибо другой известный миру микенский дворец. Дворец является основным зданием комплекса, построенного в позднеэллинскую эпоху расселения. Вероятно, когдато он был окружён крепостной стеной. Дворец представлял из себя двухэтажный дворец с подсобными помещениями, мастерскими, баням, колодцами, приёмными залами и канализационной системой. Большинство обнаруженных артефактов принадлежат к промежутку времени, начиная с1300 года до нашей эры. Дворцовый комплекс был разрушен в результате пожара около 1200 года до нашей эры.

Эти мегалиты, точные копии мегалитов, из которых построены города в Мачу Пикчу, Приах Вихеар или в Баальбеке лежат у основания Кносского дворца. Каким строителям эти мегалиты принадлежат?!

Знакомство с городом–дворцом приводило в трепет и будило воображение. Всё, что было нами прочитано и изучено до поездки, нуждалось в пересмотре. И мы решили попробовать отделить миф от реальной истории и посмотреть, какие тайны хранит дворец царя Миноса.

Эти мегалиты лежат у основания внешних стен Кносского дворца

В Кносском дворце и в других городах Крита найдены многочисленные глиняные таблички, содержащие списки людей, занятых во дворцах и инвентаря, которые вели царские писцы. Из этих списков становится понятным, что придворный штат царя состоял из многочисленных государственных чиновников и слуг. Считается, что в Кноссе двадцать пять веков назад проживали сто тысяч человек – седьмая часть нынешнего населения Крита. Цари Крита подчинили Кикладские острова и, как всегда бывает в таких случаях, на Киклады переселилась часть критян. Расширение Критского государства оставило значительный след в истории: и Геродот, и Фукидид описывают Миноса, как владыку, которому принадлежат, кроме его законных, критских земель, значительные территории как на Эгейских островах, так и в центральной Греции. Несомненно, греки имели основания называть Критское государство талассократией, т. е. владыкой на морях.

Участники форума на мегалитах Кносского дворца

Так продолжалось много сот лет. Но в 1380 году до н. э. город–дворец был разрушен и заброшен окончательно. И о нём вспомнили вновь, когда в конце 19 века английский археолог Артур Эванс[1] обнаружил в Оксфордском музее загадочное иероглифическое письмо. Там говорилось о древнем лабиринте на Крите. В 1900 году заинтригованный археолог прибыл на остров и начал раскопки. Эванс вёл работы почти 30 лет. Именно он раскопал город дворец. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который теперь называют восьмым чудом света. Город–дворец представлял собой единое сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5–6 надземных уровней–этажей, соединённых проходами и лестницами, и целый ряд подземных этажей. В пору расцвета дворцовый комплекс занимал площадь 16 000 кв. метров и насчитывал более 1500 помещений – от склада до театра на общей площади в 2,5 гектара, соединённых между собой ходами и лестницами, расписанными изумительными фресками.

Бесподобные фрески Кносского дворца

[1] Артур Джон Эванс (англ. Arthur John Evans. 8 июля 1851 г. Нэш Миллс, Хартфордшир11 июля 1941, Юлбери, Оксфордшир) — английский историк и археолог, первооткрыватель минойской цивилизации, с 1900 года вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита. Действительный член Королевского общества и Королевской инженерной академии, доктор философии honoris causa (1901). В 1874—1908 годах возглавлял Королевское нумизматическое общество, в 1902 году удостоен его медали. Осуществляемая Эвансом за собственный счёт реставрация Кносского дворца была удостоена Королевской золотой медали от Королевского института британских архитекторов (1909). За свои заслуги в 1911 году возведён в рыцарское достоинство. В 1936 году удостоен медали Копли с формулировкой «за первые работы на Крите, внёсшие вклад в исследование истории миносской цивилизации», а также золотой медали Шведской академии.

Общая картина Кносского города–дворца

Коридоры и переходы Кносского дворца изогнуты так, что перспектива открывается непосредственно при передвижении. Здесь нет привычных дворцовых анфилад. Помещения дворца переплетаются в занятную вязь. Взгляду каждый раз неожиданно открываются новые пространственные формы. Этот город–лабиринт является хитросплетением кривых улочек города и помещений разного размера и предназначения. Причём существует множество комнаток-тупиков. Внутренняя архитектура внешних стен Критского дворца столь же прихотлива, как и архитектура его внутренних покоев.

Улочки города настолько запутаны, что вся наша группа просто потерялась среди переходов

По описаниям эпосов и на основании археологических раскопок города–дворца Миноса, стало понятно, что народ, о котором до этого практически ничего не было известно, утопал в роскоши. Беспрецедентная архитектура, восхитительные фрески, баснословное богатство убранства дворца, невероятные одеяния, развитая текстильная промышленность, гончарное искусство, высочайшие технологии строительства и быта. Всё строение очень похоже на строения в Месопотамии, которые письменные источники шумеров называют «Городами Богов».

Центром Кносского дворца был Тронный зал. У его северной стены находится высокий алебастровый трон, а у стен с трёх сторон стоят каменные лавки. Спинка Трона опирается на высеченные из камня стебли какого–то растения, связанные в узел и образующие дугу. На стене по бокам трона — изображения грифонов, между ними  изображены гибкие стебли и цветы папируса.

Тронный зал в Кносском дворце

Стены залов дворца покрыты великолепными фресками, краски которых остались яркими и свежими даже спустя тысячелетия. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов изображены сценки, где изящные женщины беседуют с элегантными мужчинами. Имеются изображения животных и птиц, морской флоры и фауны. И один образ встречается с удивительным постоянством — бык. Бык изображался в скульптурах и на фресках, на сосудах, перстнях, украшениях и кулонах, на изделиях из слоновой кости, глины, золота, серебра и полудрагоценных камней. Кроме того, в виде бычьих голов изготовлялись сосуды для религиозных возлияний, алтари украшались жертвенными рогами. А на одной из стен Кносского дворца имеется фреска, где две девушки и юноша играют с разъярённым быком — юноша, на мгновение, опередив движение быка, оперевшись на его рога, делает стойку над бычьей головой.

На фреске изображена таврокатапсия — ритуальные прыжки через быка. Акробаты прыгают через несущееся животное. Некоторые считают, что обряд «игр с быками» представлял собой религиозный ритуал, служивший неотъемлемой частью культа быка. При этом явно, что движения акробатов отточены. Все тавромахи одеты одинаково: повязка на бёдрах, талии стянуты поясами. Подчёркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость рук и ног. Движения их грациозны и непринуждённы.

Столицу Миноса имели возможность посетить и описать два великих историка: Овидий[1] и Геродот[2]. И описали они её в восторженных тонах. Греческий историк Фукидид писал: «Правители земель, покорённые Миносом, по первому его требованию поставляли галерников для критского флота».

Крит торговал с другими странами. Изделия критских мастеров археологи находят в долине Тигра и Евфрата, в Пиренеях, на севере Балканского полуострова, в Египте. Интересно, что на фреске гробницы одного из приближённых фараона Тутмоса III изображено торжественное прибытие в Египет послов Крита. Это видно по их характерной одежде. И ещё один факт – древнее название Крита – Кефтиу – часто встречается в деловых египетских папирусах.

Считается, что строительство Кносского города-дворца возглавил самый искусный архитектор и изобретатель того времени – Дедал. Но, учитывая самые нижние слои города–лабиринта и их ещё более высокую технологию строительства, понятно, что столица Миноса была восстановлена Дедалом на развалинах неких развалин города какой–то загадочной цивилизации.

[1] Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Nasō) (20 марта 43 года до н. э., Сульмо17 или 18 год н. э., Томис) — древнеримский поэт. Более всего известен как автор поэм «Метаморфозы» и «Наука любви», а также элегий — «Любовные элегии» и «Скорбные элегии».

[2] Геродот Галикарнасский (др.греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» — автор первогосохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имеют огромное значение для культуры.

Следы лазерной обработки колонн в нижних этажах Кносского дворца

Причём, по задумке ли Дедала, или его далёкого коллеги, подземная часть этого удивительного города закручивалась таким образом, что герцевая частота попавшего в этот лабиринт существа опускалась от 50 до 25 Гц – то есть, по сути, частот Смерти. То есть, как бы живьём человек попадал в царства Аида. В одной из исследовательских работ по лабиринту, археологами описывается подземная река, протекающая под городом, и пахнущая серными испарениями. Исследователи сразу же обозначили её как Стикс, реку, отделяющую, мир живых от мира мёртвых.

В 2019 году археологические работы во дворце шли полным ходом. Велись раскопки на нижних этажах дворца и проходили работы по сохранению потрясающих фресок, найденных в ходе раскопок. Интересно, хотя бы виртуально, спуститься на другие уровни дворца. По изученным нами во время подготовки к форуму материалам можно видеть, что чем ниже уровень, тем более совершенна кладка и уровень обработки камней. И тем более это удивительно, принимая во внимание, что это – более древние слои. В некоторых местах древние обработанные блоки покрыты сверху другими камнями, сильно отличающимися по своему внешнему виду. И эта кладка, близкая к нашим временам, совершенно примитивная.

Поражает воображение большое количество каменных фрагментов и колонн, обработанных удивительным образом, при помощи высоких технологий

Интересна фактура некоторых каменных блоков и опор. Внешне они выглядят как дерево – по форме цвету и текстуре, но на самом деле это бетон, который был произведён при Миносе. Это видно в срезе балок, повреждённых временем.

Минотавр. Начало легенды

Прежде, чем обсудить историю Минотавра, давайте посмотрим: с чего вообще всё началось? Все вы помните историю о том, как Зевс похитил финикийскую царевну Европу и перенёс её на Крит. От этого союза родились полубоги Минос, Радамант и Сарпедон. Несколько позже, когда Зевс потерял к ней интерес, Европа вышла замуж за критского царя Астериона[1] который усыновил её детей–полубогов и вырастил, как своих собственных.

После смерти Астериона между юношами разгорелась борьба за власть над Критом. Известно, что дело дошло до междоусобной войны, в результате которой Миносу удалось изгнать своих братьев и захватить власть на всём Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. В подтверждение того, что он является любимцем богов, Минос решил представить народу чудо…

Если бы он знал, к чему это приведёт! Но он не знал и попросил Посейдона подарить ему для жертвоприношения самое прекрасное животное из стад морского владыки. Посейдон в действительности покровительствующий Миносу, прислал в дар великолепный экземпляр – белоснежного быка. Однако, поражённый красотой животного, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого быка. Этот поступок вызвал сильнейший гнев Посейдона. В наказание за этот обман бог внушил Пасифае, супруге Миноса, неестественную страсть к этому быку. В результате этой связи родился Минотавр (по–греч. — бык Миноса), которому было суждено стать непосредственной причиной постройки или перестройки Кносса.

За время своего правления Критом Минос основал города: Кносс, Фест и Кидония. Письменные источники утверждают, что раз в девять лет Минос уединялся в пещере Зевса, чтобы получить от самого Бога Богов советы и приказы.

[1] Астерион (Астерий, др.греч. Ἀστερίων или Ἀστέριος «звёздный») — в древнегреческой мифологии царь Крита, муж Европы. Сын Тектама и дочери Крефея. Взял в жёны похищенную некогда Зевсом Европу. Усыновил и воспитал её сыновей: Миноса, Радаманта и Сарпедона. Умер бездетным.

Виды в пещере Зевса

Именно при Миносе Крит стал господствовать на море. С Кикладских островов Минос изгнал карийцев и сделал своими колониями, где поставил правителями своих сыновей.

Однажды сын Миноса, Андрогей, которого историки тех времён характеризовали, как храбрейшего воина, отправился в континентальную Грецию, чтобы принять участие в Панафинских[1] состязаниях, и победил всех соперников. О последовавших за этим событиях источники Согласно Диодору Сицилийскому[2], в Афинах Андрогей подружился с сыновьями Палланта[3], заклятыми врагами афинского царя Эгея. И это послужило поводом к тому, что Эгей решил погубить юношу. Когда Андрогей отправился в Фивы в Аттике, по приказу царя он был убит местными жителями. Правда, версия о смерти царевича трактуются в древних источниках по-разному. По версии Псевдо-Аполлодора[4]и Павсания[5], Эгей отправил Андрогея охотиться на Марафонского быка, и царевич погиб, охотясь на этого быка. Альтернативный источник Псевдо-Аполлодора сообщает вслед за Диодором о гибели критского царевича на пути в Фивы, на праздник в честь царя Лая, но на этот раз убийцы — завистники из числа участников состязаний.

В любом случае, по мнению Миноса, виновниками гибели Андрогея были афиняне. Царь, недолго думая, осадил Афины, а поскольку не смог победить их сразу, попросил Зевса отомстить афинянам за смерть сына. И вот город охватывает страшная эпидемия чумы. Как тогда было принято, афиняне попросили совета у оракула, и тот ответил, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Тогда Минос приказывает присылать на Крит ежегодно семь юношей и семь девушек для принесение в жертву Минотавру. И афинцы подчинились. Так длилось до тех пор, пока Тесей при помощи критской принцессы Ариадны не убил Минотавра.

И как раз здесь начинается для нашего форума новая глава исследований, ибо связана с темой следующего фестиваля 2020 года: «Мистерии Древней Греции. Дионисийские мистерии. Орфизм» и ««Мифология, связанная с Дионисом и с островом Наксос». И эта новая глава наших исследований связана с дальнейшей судьбой Ариадны, которую судьба свяжет отнюдь не со спасённом ею Тесеем, а с самым загадочным богом Древней Греции – Дионисом.

Минотавр и лабиринт

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считал, что Минотавр обладал туловищем человека и головой быка. С ним соглашался Диодор. Павсаний затруднялся в определении Минотавра – человеком он был или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»).

[1] Панафинеа, Панафинейские игры (др.греч. Παναθήναια) — крупнейшие религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

[2] Диодор Сицилийский (греч. Διόδωρος Σικελιώτης, около 9030 гг. до н. э.) — древнегреческий историк родом из сицилийской Агирии. Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий по всему миру. Он собрал сведения о многих авторах, таких как: Гекатей Милетский, Геродот, Иероним Кардийский, Дионисий, Дурис, Клитарх, Ктесий, Мегасфен, Полибий, Посидоний, Тимей из Тавромения, Феопомп, Эфор и др.. Нам известно 87 имён древнегреческих авторов, на которых он ссылается в своих трудах.

[3] Паллант (сын Пандиона, др.греч. Πάλλας) — Сын изгнанного из Афин царя Пандиона, родился в Мегаре. Его мать Пилия . После смерти отца сыновья Пандиона выступили в поход на Аттику, изгнали сыновей Метиона и разделили Аттику на четыре части. Паллант получил южную область. Его называют воспитателем гигантов. Паллант с 50 сыновьями восстал против Тесея и был им убит.

[4] Псевдо-Аполлодор — неизвестный древнегреческий писатель, ошибочно отождествлявшийся с Аполлодором Афинским. Автор «Библиотеки» в трёх томах, представлявшего собой большое собрание греческой мифологии и повестях о героях Древней Греции. «Библиотека» на сегодняшний день является одним из важнейших источников истории Греции. Сохранилась только часть данного произведения. Аполлодор упоминается в нескольких местах «Библиотеки» как её автор. Тем не менее детальный анализ текста показал, что данный Аполлодор (имя, распространённое в Древней Греции) не мог быть известным грамматиком Аполлодором Афинским, в частности, потому что в тексте цитируется римский автор Кастор Родосский, современник Цицерона. По данной причине автор текста именуется «Псевдо-Аполлодором».

[5] Павсаний (греч. Παυσανίας) — древнегреческий писатель и географ II века, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады». Павсаний, видимо, выходец из Лидии. Такое мнение основано на его фразе из сочинения «Описание Эллады», где он замечает, что Пелоп и Тантал жили в его стране, то есть Лидии. Время его жизни, 2я половина II века, определяется по упоминанию им войн римского императора Марка Антонина. Его единственный известный труд, «Описание Эллады» (Περιήγησις τῆς Ἑλλάδος), разбит на 10 глав по названиям греческих областей: Аттика, Коринф, Лакония, Мессения, Элида, Ахайя, Аркадия, Беотия и Фокида.

Древнегреческое изображение. Тесей убивает Минотавра

Римские авторы и художники, похоже, имели расплывчатое представление о Минотавре. Потому, как например, на чёрной амфоре из Вульчи Минотавр изображён с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Так в неопределённом образе получеловека-полубыка Минотавр перешёл и в искусство средневековой Европы.

Интересно, что как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в неё различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце, например, Лабиринт Минотавра символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Это наводит на мысль, что человеку, избалованному удовольствиями, нелегко найти свой путь к спасению.

Гвидо Пизанский идёт ещё дальше. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является-де символом мира заблуждений. Объясняя это так: labor – «ошибка» и intus – «внутри». Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников по Гвидо символизируют борьбу Господа и Сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка.

Данте[1] в своей поэме «Божественная комедия или Ад», представляет Минотавра в виде чудовища, охраняющее «жестоких» в седьмом круге. Правда, Данте не называет Минотавра прямо, а говорит о нём как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешённое словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть своё поражение, предрешившее его вечный образ.

В комментариях Джорджа Сандиса[2] к трудам Овидия (1632) утверждает, что Лабиринт – это мир, в котором живёт человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь. С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством критян на море. Критские фрески, изображающие прыжки через быка, служат подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением обычая выставлять гладиаторам в противники быка.

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение тёмного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнажённая девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведёт за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

[1] Данте Алигьери (итал. Dante Alighieri, последняя декада мая1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

[2] Джордж Сандис (George Sandys ) (1578  1644) – английский путешественник, колонист и поэт. Учился в Оксфорде, получил степень (теология). Член совета английской колонии Вирджиния. Как поэт известен своими переводами на английский «Метаморфоз» Овидия и «Страстей Христовых» Гротиуса.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия.

Дедал. Великий Мастер

Кто таков Дедал (др.-греч. Δαίδαλος) ?! Что мы о нём знаем?

Интересно, что в микенских текстах Дедал упоминается как божество. А вот как действующее лицо  он появляется уже в драме Софокла «Дедал». Гомер упоминает Дедала в «Илиаде». Герой появляется также в греческих комедиях, например, у Аристофана[1].

Мы знаем, что Дедал был величайшим изобретателем, художником и зодчим Древней Греции. Построил (или восстановил!) Кносский лабиринт на Крите для царя Миноса. Истории известны изобретения Дедала:

Это статуя богини Афродиты на острове Делос, статуя Афины в Кноссе, деревянное изображение Геракла в фиванском храме и прочие изваяния, о которых греческий драматург Эврипид[2] писал, будто те создавали визуальную иллюзию движения. Дедал так же создал несколько изображений Геракла. Одно из них по легенде Геракл разбил сам, возмущённый чрезмерным сходством с собой.

Какова родословная великого мастера?

Дедал происходил из старого аристократического рода Афин. Был потомком Эрехтеа[3], героя и царя Афин, основатель Афинских игр[4]. Высокого происхождения была и его мать Алкипия, происходила от Кекропа, основателя Афин. По другой версии Дедал происходил от самого бога Гефеста, и унаследовал от него способность создавать чудеса техники.

Но Дедала не влекла политика. Он стал величайшим архитектором и скульптором. Существуют исторические подтверждения того, что статуи, созданные им, были настолько реальными, что даже Геракл, увидев однажды статую, сделанную Дедалом, изображавшую мужа в позе бойца, решил, что тот атакует его и инстинктивно взмахнул мечом. Поняв же, что уничтожил не живого противника, а прекрасную статую, изображавшую его самого, он устыдился и попросил прощения у Дедала.

История также утверждает, что у Дедала был племянник, сын его сестры Пердики, и звался он Талос. Именно этого молодого человека взял в ученики великий мастер. Похоже, что талантом были наделены все члены их семьи и со временем Талос прославился своим талантом изобретателя. Будучи ещё мальчиком, он изобрёл пилу. Он изобрёл также циркуль, гончарный круг, долото и много других полезных предметов.

Почувствовав в нём потенциального соперника, Дедал решил избавиться от Талоса. Мастер заманил юношу на горную кручу и столкнул оттуда вниз. Однако богиня Афина не дала юноше погибнуть и помогла Талосу. Правда, несколько своеобразно — превратив юношу в куропатку. Городской совет вынес решение выгнать Дедала из Великого Города как преступника.

Тогда Мастер отправился на Крит, где услугами его пользовался царь Минос[5]. История помнит, что Мастер оставил на Крите прекрасные произведения искусства и достижения высокой инженерии. Наш же рассказ остановится на некоторых фактах, которые сыграли злую роль не только в судьбе Дедала, но и в судьбе самого Миноса.

Мы уже говорили, что победив своих братьев и воцарившись на Крите, Минос решил поблагодарить богов Олимпа, поддержавших его, принеся достойную жертву. Как Минос попросил Посейдона прислать ему самое достойное животное, дабы быть принесённым в жертву богам Олимпа. Говорили и о том, как разгневанный Посейдон по-своему отомстил царю. И как жена царя Крита Миноса и сестра царя Колхиды и Коринфа Ээта, Пасифая прониклась к белому быку страстью и пожелала возлечь с ним.

Чтобы утолить своё желание, царица воспользовалась услугами Дедала. Мастер изготовил для неё деревянную корову, полую изнутри, так, чтобы царица могла проникнуть в корову, а бык овладеть царицей. Чтобы сделать приманку привлекательной для быка, Дедал обил конструкцию свежеобработанной коровьей шкурой. «Корову» выкатили на луг, и царица забиралась в неё всякий раз, когда испытывала страсть к быку. Эти развлечения обернулись рождением чудовищного ребёнка — человека с бычьей головой, которого назвали Минотавром. Конечно, это сказание вполне может рассказывать нам совсем не обычном совокуплении женщины с быком, а с экспериментами генной инженерии, доказательства которой археологи находят ежечасно.

Но факт остаётся фактом, от этого союза царицы и быка, каким бы этот союз не был, родилось своеобразное существо – Минотавр. Хотя, честно говоря, меня очень настораживает здесь само имя младенца – Минос+тавр (бык). Получается, что царь Минос тоже имел к рождению этого существа не последнее отношение. И тут рождается целый ряд вопросов: действительно ли существо спрятали в лабиринте в силу его внешности или его нрава? Или его рождение имело какое-то сакральное значение для лабиринта, где, как было сказано ранее, подземная часть этого удивительного города закручивалась таким образом, что герцевая частота попавшего в этот лабиринт существа опускалась от 50 до 25 Гц – то есть, по сути, частот Смерти?! Кем было это загадочное существо? Ужастиком или охранником великих чудес?

Так или иначе, Дедал был призван построить лабиринт. И считается, что Дедал и был строителем этого невероятного города-государства, представлявшего собой лабиринт. Однако археологи Греции установили два факта: во-первых, лабиринт Миноса построен на руинах уже имеющегося города-лабиринта. Во-вторых, сама идея лабиринта была для Крита древней традицией.

Ведь лабиринт, как схема (и вероятнее всего, и как непосредственное строение) целых 3 тысячи лет до появления Миноса и Дедала, служил для многих поколений критян формой поклонения. Ведь из сделанных находок археологов стало известно, что изображения лабиринта критяне носили на шее, как оберег и пользовались различными формами изображений лабиринта, как личными печатями задолго до того, как на Крите воцарился Минос.

Так вот, вероятнее всего, Дедал воспользовался одной из мистических схем лабиринта, для перестройки дворца, который спускается в недра земли на многие километры. Там, в недрах дворца и поселили Минотавра. Есть мнение, что это существо питалось человечиной. Для чего в недра лабиринта спускали преступников ему в пищу. Кроме того, как мы помним, каждый год (или по другой версии — раз в девять лет) 7 молодых людей и 7 девиц посылались из Афин на съедение Минотавру, пока Тесей[6] не убил Минотавра.

Диодор[7] говорит нам о том, что Тесей прибыл во второй партии, предназначенной для Минотавра, а вот Плутарх утверждал, что в третьей. Однако, точно известно, что герой попал в число жертв Минотавру уже после убийства им Кроммионской свиньи. По некоторым источникам, для того, чтобы пленники не сопротивлялись, их лишали зрения. По другим источникам, лабиринт невозможно было покинуть. И те, кто избежал смерти от Минотавра, погибали от голода и жажды в темноте лабиринта. Тесей был в числе четырнадцати жертв. Вместе с остальными его запустили в лабиринт, где он сразился с Минотавром и убил его голыми руками. Иногда указывается, что у героя при себе был меч. И конечно, все ещё с детства помнят, что Ариадна, сводная сестра Минотавра, дала герою с собой клубок шерсти, с помощью которого Тесей сумел вернуться из лабиринта.

Интересно, что среди многих изображений, на троне в Амиклах[8] есть изображение пленённого Минотавра, которого Тесей вёл на верёвке. Что, в общем, противоречит факту убийства Минотавра.

Существует мнение, что Минотавр мог быть заимствован из финикийской генеалогии богов. И имя финикийского бога-быка было Молох. Изображался он в виде рогатого человека. Ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» произошло от места, где приносились человеческие жертвы. Разница лишь в том, что Молоху детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо.

Так ли это или иначе, но на множестве украшений, найденных на Крите и относящихся к эпохам предшествующим Миносской, имеются изображения быка. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии[9] — ритуальных прыжков через быка. Подобная тематика прослеживается ещё со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Почитание быков, а также бои с быками были обычным явлением для культур средиземноморья. В наши дни этот обычай сохранился в Испании и носит название корриды.

[1] Аристофан (др.греч. Ἀριστοφάνης) — родился около 446 года до н. э. — умер между 387 и 380 годом до н. э.,Афины) — древнегреческий драматург.

[2] Эврипид, (др.греч. Εὐριπίδης) 480е—406 до н.э. — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и драма «Киклоп».

[3] Эрехфей (др.-греч. Ἐρεχθεύς) — царь Афин, сын Пандиона и Зевксиппы.) После смерти отца братья разделили отцовское достояние: царскую власть унаследовал Эрехтей, а должность жреца Афины и Посейдона получил Бут. Подобное разделение власти они передали своим потомкам.

[4] Праздник Великих Панафиней в Афинах, как и Игры в Олимпии, — случай редкостный в истории, когда искусство во всех его жанрах оказывается центром народной, религиозной, политической жизни государства.

[5] Минос (др.греч. Μίνως) —царь Древнего Крита. Сын Зевса и Европы.  Муж Пасифаи, дочери Гелиоса, отец Ариадны. Он первым ввёл законодательства на Крите и утвердил морское могуществл острова (талассократии). По его имени была названа Минойская цивилизация (культура) и линия Минос на спутнике Юпитера Европе. Минос основал города Кносс, Фест и Кидония. Он раз в девять лет удалялся в пещеру Зевса, чтобы получить от него законы. Минос считается основателем морского господства критян. Он отец Андрогея, Девкалиона, Главка, Катрея, Эвримедона и др. С Кикладских островов Минос изгнал карийцев и вывел туда колонии, поставил правителями своих сыновей. Он также захватил Мегара..

[6] Тесей (др.греч.Θησεύς) —Трезенская царевна Эфра из рода Пелопидов родила Тесея сразу от двух отцов — земного (царя Афин Эгея) и божественного (бога моря Посейдона). С детства он отличался храбростью и силой. Возмужав, Тесей проделал путь до Афин, в пути победив множество чудовищ и злодеев (в том числе разбойника Прокруста). Признанный земным отцом, он отправился на Крит, где благодаря помощи царевны Ариадны убил Минотавра. На обратном пути Тесей оставил Ариадну на острове Наксос. Подплывая к Аттике, он забыл поменять чёрный парус на своём корабле на белый; изза этого его отец, Эгей покончил с собой от горя. Так Тесей стал царём Афин. Он объединил под своей властью разрозненные аттические общины в рамках афинского полиса. Участвовал в калидонской охоте, кентавромахии, походе Аргонавтов, войне с амазонками. Царица амазонок стала его женой и родила сына Ипполита. Позже Тесей женился во второй раз — на Федре. Когда Тесею было уже 50, он совместно с другом Пирифоем похитил юную Елену, чтобы сделать её своей женой. Потом друзья отправились в царство мёртвых за Персефоной для Пирифоя, но, поскольку их деяния вызвали гнев богов, то их приковали к скале. Через несколько лет Тесея освободил Геракл. Тесей не смог вернуться к власти в Афинах и оказался на Скиросе.

[7] Диодор Сицилийский (греч. Διόδωρος Σικελιώτης, около 9030 гг. до н.э.) — древнегреческий историк родом из сицилийской Агирии. Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий.

[8] Амиклы (др.греч. Ἀμύκλαι) — древний ахейский город в Лаконии, располагался в среднем течении р. Эврот, всего в 3 км южнее воинственной Спарты, что во многом предрешило дальнейшую судьбу Амикл. Расположен на склоне и у подошвы холма, на котором построена теперь часовня святого Кириака. По преданию, этот город основал Амикл, откуда и произошло его название. Он был позднее известен как резиденция царя Тиндарея и его супруги Леды. И после завоевания Лаконии дорийцами он ещё долгое время сохранял некоторую независимость, пока не был взят и разрушен спартанским царём Телеклом; с этих пор он остался незащищённым городом, который населён был ремесленниками, и сохранил отчасти ещё своё значение только благодаря находившемуся в нем святилищу Аполлона: в святилище этом воздвигнута была, будто бы на гробе Гиацинта, статуя бога 10 м высотой. Магнезийский архитектор Бафикл (Батикл) соорудил над этой статуей изящный храм.

[9] Таврокатапсия (ταυροκαθάψια) — ритуальные прыжки через быка, известные по художественным материалам миносской цивилизации. При раскопках царского дворца в Кноссе были найдены фрески с изображёнными на них так называемыми «играми с быками». Так, на одной из них представлен акробат, хватающий быка за рога и перепрыгивающий через его спину. По-видимому, обряд «игр с быками» представлял собой религиозный ритуал, служивший неотъемлемой частью критского культа быка. Сходные мотивы обнаруживаются в археологических материалах бронзового века, происходящих из Хеттского царства, Сирии, Бактрии и долины Инда. Почитание быка и бой с быком — распространённый мотив средиземноморских культур Старой Европы. Его пережитком является коррида и «перепрыгивание через быка», которое до сих пор практикуется в некоторых уголках Басконии и Гаскони.

Павсаний[1] писал, что по-настоящему Минотавра звали Астерием, то есть «звёздным». Античные вазы с изображениями этого зверя практически всегда содержат изображения звёзд или глаз. И таких изображений Микенские тексты также содержат упоминания о некоей владычице лабиринта, которой, вероятно, могла быть Ариадна.

Неотъемлемой частью культа быка был лабрис — обоюдоострый топор палача с головой быка. Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская генеалогия полубогов содержит немало существ с головами быков. Об этом свидетельствуют и многие изображения, вырезанные из полудрагоценных камней. Эти украшения можно видеть в Археологическом музее Ираклиона.

[1] Павсаний (греч. Παυσανίας) — древнегреческий писатель и географ II века, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады». Павсаний, видимо, выходец из Лидии. Такое мнение основано на его фразе из сочинения «Описание Эллады», где он замечает, что мифические герои Пелоп и Тантал жили в его стране (5.13.7), то есть Лидии. Время его жизни, 2я половина II века, определяется по упоминанию им войн римского императора Марка Антонина.

На втором колье сверху посередине – голова быка из аметиста

Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором. В наши дни, наряду с двенадцатью подвигами Геракла, легенда о Минотавре остаётся одной из самых популярных. Сложно сказать точно, какую подоплёку несёт это сказание. И, конечно же, это не единственная загадка, которую оставили потомкам сказания Древней Греции.

Но какова ни была правда о человеке-быке, факт остаётся фактом: Тесей освободил соотечественников от чудовищной дани, а лабиринт опустел. Тесей сбежал с Крита вместе с Ариадной. Меж тем, Минос запер в лабиринте Дедала и его сына Икара. Так лабиринт стал для Дедала тюрьмой. И вот великий мастер решил сбежать из плена. Для этого он сконструировал крылья по образцу птичьих — для себя и сына своего Икара. Перья на этих крыльях были скреплены воском. А потому, лететь следовало осторожно, не приближаясь к солнцу, чтобы воск не растаял и, не опускаясь слишком низко к воде, чтобы крылья не намокли.

И вот настал день, когда Дедал и Икар улетели из неволи. Ещё на заре Дедал прикрепил крылья на спину Икара, обнял, поцеловал и велел следовать за ним. Наконец, он взлетел. Следом за ним полетел Икар. В изумлении смотрели на них рыбаки, тянувшие невод. А пастухи и крестьяне, шедшие за плугом, думали, не боги ли это летят над полями. И уже показалось под Дедалом и Икаром открытое море. Позади уже острова Самос, Патмос, Делос,Тинос, Лебинт и Калимнос, и показались вдали берега Аттики. Все, кто могли видеть их полёт с земли, дивились, глядя на смелых воздухоплавателей.

И уже летит смелей Икар. И, забыв про совет отца, поднялся высоко. Но тут горячее солнце окончательно растопило воск, скреплявший перья на крыльях. И крылья стали распадаться. Напрасно несчастный юноша протягивал руки к отцу, воздух уже не держал его, и вот Икар стремительно падает в море. В испуге он только успел крикнуть имя отца и утонул в бушующих волнах. Оглянулся Дедал, услышав крик сына, но напрасно искал он его.

Но плавали на волнах одни только перья. Опустился Делал на ближайший остров, и долго бродил он, печальный, по берегу моря. Вскоре прибило волнами к берегу тело Икара. Похоронил Дедал любимого сына, и стал с той поры называться остров тот Икарией, а залив, в котором утонул Икар, назван был в память о нём Икарийским.

Тогда Дедал отправился в Сицилию, где был радушно принят царём Кокалом. Мастер сделал для царя и его дочерей немало чудес: построил дворец на высокой скале, соорудил глубокую пещеру, в которой провёл отопление, воздвиг храм Афродите, сделал золотые соты так искусно, что, казалось, они были наполнены мёдом.

Злопамятный Минос хотел, во что бы то ни стало, вернуть Дедала и для этого пошёл на хитрость. По всем греческим землям гонцы возвестили, что царь Минос обещал щедрую награду тому, кто сможет продеть нитку сквозь витую морскую раковину, так, чтобы нитка вошла в один конец, прошла одну за другой извилины и вышла во второй конец. Критский царь знал, что это дело по силам только Дедалу и мастер даст о себе знать.

Так случилось, что вовсе не Дедал, а царь Кокал, приютивший Дедала, польстился на обещанную награду. Тогда мастер научил его, как выполнить задание Миноса. Для этого надо было привязать нитку к муравью и запустить его в раковину. Муравей, обегая все стенки раковины, сможет найти выход, а за ним потянется нить. Однако, выполнив задание, сицилийский правитель не получил награды, а лишь спровоцировал гнев Миноса, который потребовал выдать ему Дедала. Ибо, по его мнению, никто, кроме великого мастера не мог придумать, как выполнить подобное задание.

Сицилийцы, однако, не пожелали расставаться с Дедалом и придумали хитрость. Дочери царя Кокала[1] (др.-греч. Κώκαλος) заманили Миноса в баню и пустили в ванну по трубам кипящую воду. Так Минос нашёл свою смерть. Тело Миноса было выдано его спутникам и похоронено в Сицилии. Для этого была построена пышная гробница, рядом с которой воздвигли храм Афродиты. Позже кости Миноса перевезли на Крит. Там же ему был воздвигнут памятник. Гора Юкта, которая находится прямо напротив Кносского дворца считается могилой Миноса.

Ну а Дедал, приглашённый Иолаем[2], воздвиг множество сооружений на Сардинии. По одной версии, женился в Гортине, родившую ему сыновей Скиллида и Дипойна. По другой, Скиллид и Дипойн были ученикам Дедала.

[1] Кокал (др.греч. Κώκαλος) — персонаж древнегреческой мифологии. В микенских текстах встречается имя (Кокал). Царь Камика в Сицилии (или царь Иника). Правил Сицилией после истребления циклопов. Радушно принял Дедала, бежавшего с Крита от царя Миноса.  Действующее лицо комедии Аристофана «Кокал».

[2] Иолай (др.-греч. Ἰόλαος) — сын Ификла и Автомедусы, возничий и сподвижник Геракла. Возлюбленный Геракла. Оказал помощь Гераклу при его борьбе с лернейской гидрой, почему Эврисфей и не хотел принять в расчёт этот подвиг, как не принадлежащий одному Гераклу. Аргонавт. Участник Калидонской охоты.

О дальнейших наших мероприятиях смотрите: на сайте

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике события. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

11 отзывов на “Ирина Анастасиади. Итоги Международного форума писателей 2019 года

  1. Черкашина Лариса:

    Милая Ирина спасибо за такую интереснейшую информацию!!! Будем надеяться, что все эти проблемы с вирусом к осени разрешатся, и мы все вместе встретимся. Будем ждать! Большой тебе привет от Николая, завтра с ним увижусь, и от Инессы! Лариса

    _____

  2. platonov1932:

    До чего же интересно! И мифология и сооружения, особенно о высокой цивилизации в нижних слоях.

  3. Кириакос Иорданидис:

    Ирина, добрый день! Я всегда с удовольствием читаю ваш журнал. Хотелось бы, чтобы материала, подобно вашему, было побольше в этом безбрежном море информации. Это важно, особенно для молодёжи. Вы это лучше всех понимаете.

  4. Юрий Деянов:

    Ирочка ваши статьи для меня настолько живые, захватывающие и интересные, что читал с большим интересом. Я не ошибся, высказывая раньше своё мнение, да и сейчас ваш стиль написания, не просто изложение, а философский разбор, осмысление и увязывание с реальной жизнью. Статья очень понравилась. Читая ваши последние строки в статье: (Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия.)
    Я воскликнул: «Какое совпадение»! У меня в романе «Жди меня» в 12 главе 9 строфа созвучна вашим строкам:

    Но тщетно: нет друзей в округе —
    Лишь горы, солнце, смертный крест.
    Отяжелели ноги, руки,
    И тишина стоит окрест.
    Ох, люди, люди, как вы страшны,
    Как вы неистово опасны,
    Направлен разум, коль во зло.
    Вы звери хищные. Не то
    Я говорю: вы их хитрее!
    Дела жестокие в мозгах,
    Соединённые в руках,
    Куда опаснее, страшнее.
    Вы есть единство зла, добра,
    Любви, жестокого вреда.

    С большим уважением к вам Юрий Деянов

  5. Инна:

    Очень интересная тема и изложена она очень талантливо, понравилось.
    Очевидно, что все мифы и легенды основаны на реальных событиях. Безусловно, что временной отпечаток преобразовал некоторые детали. Но в сочетании с глубоким философским, психологическим разбором, всё это приобретает ещё более увлекательный характер.
    Спасибо большое, Ирина!

  6. Валерий:

    Ирина, спасибо вам: и как организатору, и как писателю! Счастья, радости и замечательных успехов фестивалю! Всё так интересно! Так необычно и захватывающе!!!

  7. Владимир Нейда:

    Ирина, спасибо за информацию о фестивале. Всё очень интересно. Попытаюсь вырваться на Крит, чтобы увидеть все собственными глазами.

  8. Вера:

    ОГРОМНОЕ спасибо за вашу деятельность! Очень интересно и хочется!
    Вера

  9. Олеся:

    Уважаемая Ирина! Замечательный замысел! Я с радостью пришлю для Вашего сборника стихи и рассказ.
    Олеся

  10. Принц Ходжентский:

    Милая Ирина! Спасибо за замечательный проект! Я с удовольствикм прнимаю ваше предложени пришлю стихи для вашего сборника
    С больгим уважением Принц Ходжентский!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s