Ирина Анастасиади. Дедал. Великий Мастер


Кто таков Дедал (др.-греч. Δαίδαλος) ?! Что мы о нём знаем?

Интересно, что в микенских текстах Дедал упоминается как божество. А вот как действующее лицо  он появляется уже в драме Софокла «Дедал». Гомер упоминает Дедала в «Илиаде». Герой появляется также в греческих комедиях, например, у Аристофана[1].

Мы знаем, что Дедал был величайшим изобретателем, художником и зодчим Древней Греции. Построил (или восстановил!) Кносский лабиринт на Крите для царя Миноса. Истории известны изобретения Дедала:

Это статуя богини Афродиты на острове Делос, статуя Афины в Кноссе, деревянное изображение Геракла в фиванском храме и прочие изваяния, о которых греческий драматург Эврипид[2] писал, будто те создавали визуальную иллюзию движения. Дедал так же создал несколько изображений Геракла. Одно из них по легенде Геракл разбил сам, возмущённый чрезмерным сходством с собой.

Какова родословная великого мастера?

Дедал происходил из старого аристократического рода Афин. Был потомком Эрехтеа[3], героя и царя Афин, основатель Афинских игр[4]. Высокого происхождения была и его мать Алкипия, происходила от Кекропа, основателя Афин. По другой версии Дедал происходил от самого бога Гефеста, и унаследовал от него способность создавать чудеса техники.

Но Дедала не влекла политика. И он, в силу своего влечения, стал величайшим архитектором и скульптором. Существуют исторические подтверждения того, что статуи, созданные им, были настолько реальными, что даже Геракл, увидев однажды статую, сделанную Дедалом, изображавшую мужа в позе бойца, решил, что тот атакует его и инстинктивно уничтожил статую. Поняв же, что уничтожил не живого противника, а прекрасную статую, изображавшую его самого, он устыдился и попросил прощения у Дедала.

История также утверждает, что у Дедала был племянник Талос, сын его сестры Пердики, и звался он Талос. Именно этого молодого человека взял в ученики великий мастер. Похоже, что талантом были наделены все члены семьи и со временем Талос прославился своим талантом изобретателя. Будучи ещё мальчиком, он изобрёл пилу. На эту мысль его натолкнул вид рыбьей кости. Он изобрёл также циркуль, гончарный круг, долото и много других полезных предметов.

Говорят, что почувствовав в нём потенциального соперника, Дедал решил избавиться от Талоса. Мастер заманил юношу на горную кручу и столкнул оттуда вниз. Однако богиня Афина не дала юноше погибнуть и помогла Талосу. Правда, несколько своеобразно — превратив того в куропатку. Меж тем городской совет вынес решение выгнать из Великого Города Дедала как преступника.

Тогда Мастер отправился на Крит, где, за предоставленный приют и защиту, услугами Мастера пользовался царь Минос[5]. История помнит, что Мастер оставил на Крите прекрасные произведения искусства и достижения высокой инженерии.

Наш же рассказ остановится на некоторых фактах, которые сыграли злую роль не только в судьбе Дедала, но и в судьбе самого Миноса.

Все помнят историю того, как Зевс похитил финикийскую царевну Европу и, доставив её на Крит, овладел ею. От этой связи родились Минос, Радамант и Сарпедон. Позже Европа вышла замуж за критского царя Астерия (Астериона), который усыновил братьев. Но не все знают, что после смерти Астерия Минос стал претендовать на царствование, уверяя, что предназначен к этому богами и что всякая его молитва будет исполнена. В итоге ему удалось прийти к власти. Именно для того, чтобы поблагодарить богов Олимпа, поддержавших его, Минос попросил Посейдона прислать ему самое достойное животное, дабы быть принесённым в жертву богам Олимпа.

И вот, по его просьбе, Посейдон послал ему в дар белого быка из своего собственного стада. Царь, однако, очарованный красотой быка, был не в силах расстаться с прекрасным животным и оставил у себя, а в жертву богам принёс обычного быка. Разгневанный Посейдон по-своему отомстил царю. И тогда. Согласно сказаниям древности, жена царя Крита Миноса и сестра царя Колхиды и Коринфа Ээта, Пасифая прониклась к белому быку страстью и пожелала возлечь с ним.

Чтобы утолить своё желание, царица воспользовалась услугами Дедала. Мастер изготовил для неё деревянную корову, полую изнутри, так, чтобы царица могла проникнуть в корову, а бык овладеть царицей. Чтобы сделать приманку привлекательной для быка, Дедал обил конструкцию свежеобработанной коровьей шкурой.

«Корову» выкатили на луг, и царица забиралась в неё всякий раз, когда испытывала страсть к быку. Эти развлечения обернулись рождением чудовищного ребёнка — человека с бычьей головой, которого назвали Минотавром.

Конечно, это сказание вполне может рассказывать нам совсем не обычном совокуплении женщины с быком, а с экспериментами генной инженерии, доказательства которой археологи находят ежечасно.

Но факт остаётся фактом, от этого союза царицы и быка, каким бы этот союз не был, родилось своеобразное существо – Минотавр. Хотя честно говоря, меня очень настораживает здесь само имя младенца – Минос+тавр (бык). Получается, что царь Минос тоже имел к рождению этого существа не последнее отношение. И конечно же именно этим фактом объясняется, почему Минотавр вообще не был убит. Однако, существо надо было спрятать. То ли в силу его внешности. То ли в силу его нрава.

Так или иначе, Дедал был призван построить лабиринт. И считается, что Дедал и был строителем этого невероятного города-государства, представлявшего собой  лабиринт. Однако, археологи Греции установили два факта: во-первых, лабиринт Миноса построен на руинах уже имеющегося города-лабиринта. Во-вторых, сама идея лабиринта была для Крита древней традицией.

Ведь лабиринт, как схема (и вероятнее всего, как непосредственное воплощение) целых 3 тысячи лет до появления Миноса и Дедала, служил для многих поколений критян формой поклонения. Ведь из сделанных находок археологам стало известно, что изображения лабиринта критяне носили на шее, как оберег и пользовались различными формами изображений лабиринта, как личными печатями.

Так вот, Дедал воспользовался одной из мистических схем лабиринта, для создания дворца, который спускается в недра земли на многие километры.  Там, в недрах дворца и поселили Минотавра.

Есть мнение, что это существо питалось человечиной. Для чего в недра лабиринта спускали для него преступников. Существует также рассказ о том, что когда сын Миноса Андрогей был убит в Афинах, Минос принудил правящего тогда в Афинах Эгея платить ему дань. И по этому условию каждый год (или по другой версии — раз в девять лет) 7 молодых людей и 7 девиц посылались на съедение Минотавру. Так длилось до тех пор, пока герой Тесей[6] не убил Минотавра. Ему помогла это сделать Ариадна, влюблённая в Тесея. что раз в девять лет корабль из Афин привозил дань — четырнадцать афинских девушек и юношей на съедение Минотавру. Но мы не будем вдаваться в подробности его меню.

Павсаний[7] писал, что по-настоящему Минотавра звали Астерием, то есть «звёздным». Античные вазы с изображениями этого зверя практически всегда содержат изображения звёзд или глаз. Микенские тексты также содержат упоминания о некоей владычице лабиринта, которой, вероятно, могла быть Ариадна.

Диодор[8] говорит о том, что Тесей прибыл во второй партии, предназначенной для Минотавра, а вот Плутарх утверждал, что в третьей. Однако, точно известно, что герой попал в число жертв Минотавру уже после убийства им Кроммионской свиньи. По некоторым источникам, для того, чтобы пленники не сопротивлялись, их лишали зрения. По другим источникам, лабиринт невозможно было покинуть. И те, кто избежал смерти от Минотавра, погибали от голода и жажды в темноте лабиринта. Тесей был в числе четырнадцати жертв. Вместе с остальными его запустили в лабиринт, где он сразился с Минотавром и убил его голыми руками. Иногда указывается, что у героя при себе был меч. Ариадна, сестра Минотавра,  дала герою с собой клубок шерсти, с помощью  которого Тесей сумел вернуться из лабиринта.

Интересно, что среди многих изображений, на троне в Амиклах[9] есть также изображение пленённого Минотавра, которого Тесей вёл на верёвке.

Существует мнение, что Минотавр, как фигура, мог быть заимствован из финикийской генеалогии богов. И имя финикийского бога-быка было Молох. Молох изображался в виде рогатого человека. Ему также приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» пошло от места, где приносились человеческие жертвы Молоху — детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо. Так ли это или иначе, но на множестве украшений, найденных на Крите и относящихся к эпохам предшествующим Миносской, имеются изображения быка. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы миносской эры содержат изображения таврокатапсии[10] — ритуальных прыжков через быка.

Культ почитания быка имел большую силу на Крите. Подобная тематика прослеживается ещё со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Почитание быков, а также бои с быками были обычным явлением для культур средиземноморья. В наши дни этот обычай сохранился в Испании и называется коррида.

Обоюдоострый топор палача с головой быка — «лабрис», был неотъемлемой частью бычьего культа.

Существует мнение, что и само слово «лабиринт» произошло от видоизменённого слова «лабрис». Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская генеалогия полубогов содержит немало существ с головами быков. Об этом свидетельствуют и многие изображения, вырезанные из полудрагоценных камней.

Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором. В наши дни, наряду с двенадцатью подвигами Геракла, легенда о Минотавре остаётся одной из самых популярных. Сложно сказать точно, какую подоплёку несёт это сказание. И, конечно же, это не единственная загадка, которую оставили потомкам сказания Древней Греции.

Но какова ни была правда о человеке-быке, факт остаётся фактом: Тесей убил Минотавра, освободил соотечественников от чудовищной дани, а лабиринт опустел.

Сам Тесей сбежал с Крита вместе с дочерью Миноса Ариадной, а разгневанный Минос запер в лабиринте Дедала и его сына Икара. Хотя совершенно непонятно почему именно. Хотя по-моему, именно этот факт должен был навести учёных на мысль о том, что лабиринт-Дедал-Минотавр как-то связаны. И может быть, Минотавр являлся для Миноса одним из защитников острова, таким, как, например, Талос-робот являлся защитником берегов острова.

Но так или иначе, собственное строение стало для Дедала тюрьмой. И вот великий мастер решил сбежать из плена. Для этого он сконструировал крылья по образцу птичьих — для себя и сына своего Икара. Перья на этих крыльях были скреплены воском. А потому, лететь следовало осторожно, не приближаясь к солнцу, чтобы воск не растаял, и не опускаясь слишком низко к воде, чтобы крылья не намокли.

И вот настал день, когда Дедал и Икар улетели из неволи. Ещё на заре Дедал прикрепил крылья на спину Икара, обнял, поцеловал и велел следовать за ним. Наконец, он взлетел. Следом за ним полетел Икар. В изумлении смотрели на них рыбаки, тянувшие невод. А пастухи и крестьяне, шедшие за плугом, думали, не боги ли это летят над полями. И уже показалось под Дедалом и Икаром открытое море. Позади уже острова Самос, Патмос, Делос,Тинос, Лебинт и Калимнос, и показались вдали берега Аттики. Все, кто могли видеть их полёт с земли, дивились, глядя на смелых воздухоплавателей.

И уже летит смелей Икар. И, забыв про совет отца, поднялся высоко. Но тут горячее солнце окончательно растопило воск, скреплявший перья на крыльях. И крылья стали распадаться.

Напрасно несчастный юноша протягивал руки к отцу, воздух уже не держал его, и вот Икар стремительно падает в море. В испуге он только успел крикнуть имя отца и утонул в бушующих волнах. Оглянулся Дедал, услышав крик сына, но напрасно искал он его.

Но плавали на волнах одни только перья. Опустился Делал на ближайший остров, и долго бродил он, печальный, по берегу моря. Вскоре прибило волнами к берегу тело Икара. Похоронил Дедал любимого сына, и стал с той поры называться остров тот Икарией, а залив, в котором утонул Икар, назван был в память о нём Икарийским.

Направил свой путь Делал из Икарии в Сицилию и был там радушно принят царём Кокалом. Он сделал для него и его дочерей немало прекрасных работ: построил красивый дворец на высокой скале, соорудил глубокую пещеру, в которой устроил подземное отопление, воздвиг храм Афродите и сделал для него золотые соты так искусно, что, казалось, наполнены были они настоящим прозрачным мёдом. Причём Икар забыл наставления отца и поднялся слишком высоко к солнцу. Воск стал таять, крылья развалились, и Икар упал в море.

А вот Дедалу-таки удалось спастись. И он осел в Сицилии. Злопамятный Минос хотел вернуть Дедала и для этого пошёл на хитрость. Гонцы Миноса возвестили по всем греческим землям, что царь объявил «конкурс». Минос обещал щедрую награду тому, кто сможет продеть нитку сквозь витую морскую раковину, так, чтобы нитка вошла в один конец, прошла одну за другой извилины и вышла во второй конец. Критский царь знал, что это дело по силам только Дедалу и мастер даст о себе знать.

Царь Кокал, приютивший Дедала, польстился на обещанную награду. Тогда мастер в благодарность за помощь и гостеприимство научил его, как выполнить задание Миноса. Для этого надо было привязать нитку к муравью и запустить его в раковину. Муравей, обегая все стенки раковины, находит выход, а за ним тянется нить. Однако, выполнив задание, сицилийский правитель не получил награды, а лишь спровоцировал гнев Миноса, который потребовал выдать ему Дедала. Ибо, по его мнению, никто, кроме великого мастера не мог придумать, как выполнить подобное задание. Сицилийцы, однако, не пожелали расставаться с Дедалом и придумали хитрость. Дочери царя Кокала[11] (др.-греч. Κώκαλος) заманили Миноса в баню и убили его тем, пустив в ванну по трубам кипящую воду. Тело Миноса было выдано его спутникам и похоронено в Сицилии. Для этого была построена пышная гробница. Рядом с которой воздвигли храм Афродиты. Позже кости Миноса перевезли на Крит. Тем же ему был воздвигнут памятник. Гора Юкта первоначально считалась могилой Миноса, а затем Зевса.

Далее Дедал, приглашённый Иолаем, воздвиг множество сооружений на Сардинии. По одной версии, женился в Гортине, родившую ему сыновей Скиллида и Дипойна. По другой, Скиллид и Дипойн были ученикам Дедала.


[1] Аристофан (др.-греч. Ἀριστοφάνης; родился около 446 года до н. э. — умер между 387 и 380 годом до н. э.,Афины) — древнегреческий драматург.

[2] Эврипид, (др.-греч. Εὐριπίδης)  480-е— 406 до н.э. — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и драма «Киклоп».

[3] Эрехфей (др.-греч. Ἐρεχθεύς) —  царь Афин, сын Пандиона и Зевксиппы.) После смерти отца братья разделили отцовское достояние: царскую власть унаследовал Эрехтей, а должность жреца Афины и Посейдона Эрехтея получил Бут. Такое же разделение власти они передали и своим потомкам. У Эрехтея и его жены Пракситеи было несколько дочерей: ПротогенияПандораПрокридаКреусаОрифия (жена Борея), Хтония (жена Бута) и Меропа (жена Эвпалама). Во время правления Эрехтея произошла война между Афинами и Элевсином. Элевсинцев возглавлял Евмолп Фракийский (сын Хионы, внук Орифии и правнук самого Эрехтея). Дельфийский оракул предсказал, что Афины в этой войне спасёт только смерть одной из трёх дочерей Эрехтея. И он принёс в жертву старшую дочь в жертву Персефоне.

[4] Праздник Великих Панафиней в Афинах, как и Игры в Олимпии, — случай редкостный в истории, когда искусство во всех его жанрах оказывается центром народной, религиозной, политической жизни государства.

[5] Минос (др.-греч. Μίνως) —царь Древнего Крита. Сын Зевса и Европы.  Муж Пасифаи, дочери Гелиоса, отец Ариадны. Он первым ввёл законодательства на Крите и утвердил морское могуществл острова (талассократии). По его имени была названа Минойская цивилизация (культура) и линия Минос на спутнике Юпитера Европе. Минос основал города Кносс, Фест и Кидония. Он раз в девять лет удалялся в пещеру Зевса, чтобы получить от него законы. Минос считается основателем морского господства критян. Он отец Андрогея, Девкалиона, Главка, Катрея, Эвримедона и др. С Кикладских островов Минос изгнал карийцев и вывел туда колонии, поставил правителями своих сыновей. Он также захватил Мегара..

[6] Тесей (др.-греч.Θησεύς) —Трезенская царевна Эфра из рода Пелопидов родила Тесея сразу от двух отцов — земного (царя Афин Эгея) и божественного (бога моря Посейдона). С детства он отличался храбростью и силой. Возмужав, Тесей проделал путь до Афин, в пути победив множество чудовищ и злодеев (в том числе разбойника Прокруста). Признанный земным отцом, он отправился на Крит, где благодаря помощи царевны Ариадны убил Минотавра. На обратном пути Тесей оставил Ариадну на острове Наксос. Подплывая к Аттике, он забыл поменять чёрный парус на своём корабле на белый; из-за этого его отец, Эгей покончил с собой от горя. Так Тесей стал царём Афин. Он объединил под своей властью разрозненные аттические общины в рамках афинского полиса. Участвовал в калидонской охоте, кентавромахии, походе Аргонавтов, войне с амазонками. Царица амазонок стала его женой и родила сына Ипполита. Позже Тесей женился во второй раз — на Федре. Та влюбилась в своего пасынка Ипполита. Однако, не найдя взаимности, оклеветала его. Тесей проклял Ипполита, тот погиб, но вскоре вскрылась правда, и Федра покончила с собой. Когда Тесею было уже 50, он совместно с другом Пирифоем похитил юную Елену, чтобы сделать её своей женой. Потом друзья отправились в царство мёртвых за Персефоной для Пирифоя, но, поскольку их деяния превысили меру, оказались прикованы к скалам. Через несколько лет Тесея освободил Геракл. Тесей не смог вернуться к власти в Афинах и оказался на Скиросе, царь которого Ликомед столкнул его со скалы.

[7] Павсаний (греч. Παυσανίας) — древнегреческий писатель и географ II века, автор своего рода античного путеводителя «Описание Эллады». Павсаний, видимо, выходец из Лидии. Такое мнение основано на его фразе из сочинения «Описание Эллады», где он замечает, что мифические герои Пелоп и Тантал жили в его стране (5.13.7), то есть Лидии. Время его жизни, 2-я половина II века, определяется по упоминанию им войн римского императора Марка Антонина.

[8] Диодор Сицилийский (греч. Διόδωρος Σικελιώτης, около 9030 гг. до н.э.) — древнегреческий историк родом из сицилийской Агирии. Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий. В 50-х годах до н. э. он посетил птолемеевский Египет, где стал свидетелем расправы толпы над одним римским гражданином, случайно убившим священное в тех краях животное — кошку. Только через 25 лет, уже после смерти Диодора, император Октавиан превратит Египет в римскую провинцию. Практически одновременно с Диодором, пишущем на греческом и в основном о греках, создавал историю своего народа римлянин Ливий.

[9] Амиклы (др.-греч. Ἀμύκλαι) — древний ахейский город в Лаконии, располагался в среднем течении р. Эврот, всего в 3 км южнее воинственной Спарты, что во многом предрешило дальнейшую судьбу Амикл. Расположен на склоне и у подошвы холма, на котором построена теперь часовня святого Кириака. По преданию, этот город основал Амикл, откуда и произошло его название. Он был позднее известен как резиденция царя Тиндарея и его супруги Леды. И после завоевания Лаконии дорийцами он ещ          ё долгое время сохранял некоторую независимость, пока не был взят и разрушен спартанским царём Телеклом; с этих пор он остался незащищённым городом, который населён был ремесленниками-периэками, и сохранил отчасти ещё своё значение только благодаря находившемуся в нем святилищу Аполлона: в святилище этом воздвигнута была, будто бы на гробе Гиацинта, статуя бога 10 м высотой. Магнезийский архитектор Бафикл (Батикл) соорудил над этой статуей изящный храм.

[10] Таврокатапсия (ταυροκαθάψια) — ритуальные прыжки через быка, известные по художественным материалам миносской цивилизации. При раскопках царского дворца в Кноссе были найдены фрески с изображёнными на них так называемыми «играми с быками». Так, на одной из них представлен акробат, хватающий быка за рога и перепрыгивающий через его спину. По-видимому, обряд «игр с быками» представлял собой религиозный ритуал, служивший неотъемлемой частью критского культа быка. Сходные мотивы обнаруживаются в археологических материалах бронзового века, происходящих из Хеттского царства, Сирии, Бактрии и долины Инда. Почитание быка и бой с быком — распространённый мотив средиземноморских культур Старой Европы. Его пережитком является коррида и «перепрыгивание через быка», которое до сих пор практикуется в некоторых уголках Басконии и Гаскони.

[11] Кокал (др.-греч. Κώκαλος) — персонаж древнегреческой мифологии. В микенских текстах встречается имя (Кокал). Царь Камика в Сицилии (или царь Иника). Правил Сицилией после истребления циклопов. Радушно принял Дедала, бежавшего с Крита от царя Миноса.  Действующее лицо комедии Аристофана «Кокал».

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 отзыва на “Ирина Анастасиади. Дедал. Великий Мастер

  1. Потрясающе полный и информативный материал по теме. Такого изложения я не встречал и даже не предполагал о многих деталях этой истории. Спасибооооо Вам огромное, Ирина Константиновна Анастасиади, за этот рассказ. История легенд Греции — это сокровищница мировой культуры и бездонный источник вдохновения литераторов всего мира. Это здорово, что Вы популяризируете такой клад древнегреческой мифологии, ведь по мотивам средиземноморских культур Старой Европы уже созданы и будут еще создаваться сотни и тысячи произведений, которые будут учить на примерах борьбы добра и зла культуре человеческих отношений. Это сейчас особенно необходимо для строительства Будущего мира без войн и насилия. Нет слов благодарности за Ваш сверхценный труд и подвижническую деятельность. Низкий поклон!

  2. Ника Черкашина:

    Да, Ирина Анастасиади умеет и тему выбрать из истории Древней Греции, и подать её динамично, насытить интереснейшими фактами и завершить указанием источников, доступных и нам, коль скоро захочется провести своё собственное расследование. Но, конечно, не каждому по силам такой титанический труд — собрать по крупицам рассеянные знания и сложить в супер-статью. Спасибо, дорогая Ирина! И с Днём рождения! Трудом, трудом безразмерным отмечаете свой День рождения!
    Здоровья, любви и счастья вам!

  3. Иван Кириакиди:

    Ирина Константиновна! Спасибо вам огромное за ваш бесценный труд! Ваши статьи всегда так информативны! Не представляю даже, как вы умудряетесь соединять все существующие мнения, а также совершенно ненавязчиво вносить вашу собственную точку зрения. И вот это — самое великое чудо, которое вы творите. Наверное потому — ваш журнал так высоко ценят в определённых кругах. Для учёных — вы пример. Для писателей — вы чудо. Для людей талантливых — вы открытие.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s