Юрий Денисов. Метод Денисова или 4Д театр

(История 3d театра в диалектике развития)

По всему миру десятки театров ставят свои постановки с использованием 3d эффектов. Это, когда вторым планом сцены служит киноэкран, на который проецируется фильм или стереофильм, который ныне переименован в 3d фильм. Кто-то более финансово и технически продвинутый использует для съемок фильма стерео видеокамеру (3d видеокамеру), а для зала предлагает стерео очки (3d очки). Кто-то по старинке ограничивается просто киноэкраном. Эта композиция, состоящая из сцены и экрана, своими корнями уходит в эпоху появления стереокино — к середине прошлого века, или того прежде, к 1920-м. Зачастую применялась пропагандистами и мюзик-холлами в упрощенном формате фоновой декорации. Сопровождалась световыми эффектами и звуковым сопровождением. Но всё это —  и то, и другое, по сути, прошлый век. Ничего нового. Назови хоть 4d, хоть 5d кинотеатр с дрожащими креслами, запахами и т.п. он всё равно не более чем 3d, который в свою очередь формат старого доброго подзабытого стереокинотеатра. Но в данной статье речь о немного ином.

Эта статья продолжение другой, опубликованной в 2014 году см. https://9musesjournal.wordpress.com/2014/12/12/ю-н-денисов-л-ю-денисов-новое-искуство/.  Идея которой состоит (цитата из статьи) «Зритель оказывается внутри действа…».  Аналогичные статьи предлагались тематическим изданиям, но порой, как следствие невнимательного прочтения,  приходили такие ответы «Не хочу вас огорчать, но подобный формат уже давно используется многими режиссерами и театрами. …. с подобной визуализацией и переходом актеров  с экрана на сцену и обратно..». Увы, не огорчил меня ни сей редактор, ни ряд прочих отписавших в том же духе, столь же невнимательных.  Дабы окончательно  устранить эту путаницу из терминов,  жанров и театральных экспериментов  хочу впредь ограничиться одним термином, одной идеей и экспериментом. Назову его МЕТОД  ДЕНИСОВА. Основной идеей моего метода является комплекс  мер, мероприятий, технических средств в  постановке, в подготовке актерской труппы, обеспечивающие  полное единение зрителей с действом, происходящем на сцене, на киноэкране, в зале. Т.е. зрители сами становятся частью действия, сюжета постановки, органической  частью тела спектакля. Участвуют в нем, как  неотъемлемая составляющая пьесы. Зритель вживается в спектакль, а спектакль в зрителя. Партнерами актера являются не только его коллеги  из труппы, но и зрители. Актер владеет залом, а зал  актером. Зал становится частью сцены, а зрители частью параллельной реальности пьесы. Это искусство импровизации актеров  и с каждой новой  зрительской аудиторией вообще, и с каждым новым отдельным зрителем в частности. Иными словами  зритель будет ощущать себя участником и частицей происходящего  театрального действия здесь и сейчас. И в этом психологии не меньше, чем технических средств. Что суть не столько, как перемещение актёров в экран и снова на сцену или феерия из красочных галограм пусть даже в зрительном зале. Это полное стирание границ между кинематографом и театром с одной стороны, и между сценой, экраном и зрительской площадкой с другой. Единение аудитории и артистов, сцены и зала, действия и эмоционального настроя. В этом всем растворяется и исчезает традиционный невидимый барьер между сценой, экраном и залом. Синтез шоу, технологий и психологии. Покажем на примере. По ходу 3d проекции фильма актер в рамках сюжета фильма из кадра выходит на сцену, декорации которой и костюм актера адаптированы обстоятельствам места и обстоятельствам действия, происходящих в фильме. Например, в кинофильме показана сцена ремонта автомобиля во время вояжа. Допустим, где-то в деревне оказалось пробитым колесо, которое герой должен заменить. Декорации на сцене являются продолжением картинки фильма – поселковая дорога, забор, калитка и пр. Повозившись у машины,  герой из кадра выходит на сцену уже живьём. Обращается к залу с просьбой дать на время баллонный ключ. Подсадной зритель-актер из первого ряда выходит,  вынимает из пиджака и передает этот ключ. Герой уходит в экран, где заменив колесо,  вновь является на сцене и возвращает ключ.  Надеюсь, понятно, что это шутка. Затем машина в фильме не заводится и её надо подтолкнуть. Герой вновь обращается к зрителям и несколько подставных зрителей актеров идут на помощь, переходя из зала на сцену, а со сцены в фильм. Машину в кино 3d выталкивают, она заводится. Помощники зрители – актеры  возвращаются на свои места в зале, а герой из экрана переходит на сцену и благодарит за помощь. Остальные зрители, ставшие очевидцами  произошедшего, вероятно, почувствуют свою сопричастность с сюжетной канвой. Ведь на месте помощников  героя мог оказаться любой из них. Это реальное сопереживание, а не совместное фото с аниматором из 3d шоу. И это уже не шутка.

Набор сюжетов и постановочных находок бесконечен  в своем разнообразии. Нечто подобное возможно практически в любой  сцене. Известно и понятно,  что 3d эффект  используется более или менее успешно в тех или иных постановках. Но наш подход, наш метод  замешан на психологии восприятия зрителем обстоятельств действия  посредством отождествления себя с персонажами сюжета и  его участниками. Ощущениями своего персонального присутствия в этих обстоятельствах. Вхождением в некое изменённое состояние сознания. Создание внутреннего личного интимного сопереживания внутри сюжета пьесы. В то время, как в большинстве случаев постановщики шоу с использованием 3d эффектов более зациклены на внешнем антураже, ярких красках в ярких картинках, призванных поразить воображение зрителя. Проще говоря, у нас психоанализ, а там форма. Тотальная общая единая эмоция у зрителей и актеров — 3d психология. Подобных выше приведенному приему вариаций  возможно множество. Пусть это  станет продуктом творчества драматургов, сценаристов, режиссеров, актеров, художников в своих поисках на избранном ими  пути в искусстве. Данный метод универсален и применим в психоанализе. Когда пациент может проигрывать актуальные для себя истории и ситуации. Снимая комплексы, навязчивые состояния и избавляясь от фобий. А также в постановке всевозможных шоу: концертов, праздников, рекламных, политических, социальных и пр. Но это уже другая тема.

Реклама

Об авторе 9 Муз

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Людмила (Ника) Черкашина, Владимир Спектор, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Микола Тютюнник.
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 отзыв на “Юрий Денисов. Метод Денисова или 4Д театр

  1. Ника Черкашина:

    Очень интересный метод! И вариантов, действительно, множество-премножество. Например, герою пьесы становится плохо. И тут уместно обращение к залу:
    «Товарищи! Среди вас есть врач? » И актер — Врач выходит на сцену, делает искусственное дыхание, оживляет героя.. Или: актеры могут создать такой прецедент — провести (разыграть) презентацию книги автора, т.е. провести творческий вечер поэта или писателя. На экране автор читает свои стихи, подписывает свои книги, отвечает на вопросы, которые ему подают из зала, потом оказывается на сцене и приглашает высказать свое мнение о стихах и тем (актерам, конечно), кто поднимается на сцену, дарит книги с автографом. Но можно разогреть так зал,что поднимутся и настоящие зрители. И театр может так популяризировать интересные книги. В этом действии может участвовать и настоящий автор. Или разыграть сцену из жиззни любого коллектива. или совместить театр и цирк на экране и сцене..Или экскурсию в музей и в мастерскую известного художника…. Да мало ли что можно придумать! Замечательный метод 3Д Денисова. Это прорыв!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s