Ирина Анастасиади. Божественный Пифагор

В преломлении веков, образы древних мудрецов преображаются. Мы придаём им свои черты. Забываем о том мире, который окружал их. Пренебрегаем тем, чем они дышали, чем жили, перед чем преклонялись. Исследователи чаще всего с корнем вырывают личность из её мира и пересаживают её в выдуманный ими самими мир, совершенно не присущий этим личностям. Но мы, в настоящей статье постараемся восстановить равновесие. Постараемся, ибо отделить наслоения вековых предрассудков, выдумок, искажений весьма трудное занятие.

Для начала выясним, кем был на самом деле Пифагор. Помню, в школе нам объясняли, что он был математиком. А кем был Пифагор для своих современников? Геродот, к примеру, называет его величайшим мудрецом Эллады.

Для своих современников Пифагор прежде всего был религиозным пророком, воплощением высшей божественной мудрости. В своё время о нём ходило множество слухов. Например, утверждали, что у него золотое бедро. Ходили слухи, что люди видели его в одно и то же время в разных местах. В некоторых текстах он предстаёт как полубог.

Сам же Пифагор считал себя сыном Гермеса. И верно, потому, что был приобщён на Востоке к мистериям Тота[1], которые чуть позже преобразовались в мистерии Гермеса Трисмегиста[2]. Ибо Тот и Гермес – были тождественными Богами. Загадочный Трёхликий Бог, известный как Гермес Трисмегист (Триждывеличайшего) в Древнем Египте был известен под именем Тот. От этого слияния в сущности одного и того же Бога, и ведёт происхождение понятие Герметизм[3]. Т.е. запредельное и запретное для непосвящённых Знание.

Конечно, существовали различия в восприятии этих богов. А именно: Египет, как известно, культивировал эзотерическую Мудрость и Потусторонний Мир, а вот Греция — Мудрость, Красоту и Здоровье. Таком образом, при всём отличии радостно-земного менталитета греков от духовно-символического мировосприятия египтян, Бог Гермес был идентичен с Богом Тотом в самой величайшей его ипостаси – бога Мудрости.

Так две модификации Трисмегиста: Тот и Гермес, объединяет одна кардинальная особенность: Просветительство. Но что такое «просвещение»? Это процесс постижения Мира во всё более ярком свете знания. Вероятно, именно поэтому в греческом языке слово «знание» тождественно со словом «свет»: Φώτιση.

Наивно полагать, что чем ярче свет озаряет постигаемое умом человеческим, тем лучше мы видим его. Недаром эзотерики учат: «Абсолютный Свет есть Абсолютная Тьма». Недаром ведь посвящения адепты проходили в мистических ритуалах Египта и Орфиков, переходя от полной тьмы к яркому свету.

Существует также и астрономически-мифологическая согласованность: Меркурий (Тот, Герме) по скорости вращения вокруг Солнца самая быстрая из планет Солнечной системы. Бог Тот по быстроте передвижений (скорость мысли!) не имел равных среди Богов. Стоит ли удивляться, что Пифагор, как учёный, был приверженцем этого направления. Ибо в античном мире люди не поклонялись божествам, а вживались в учения этих богов. И это – главное отличие людей тех времён от нас сегодняшних.

И вот, теперь, когда мы имеем хоть какое-то понятие о том, в каком ракурсе нам искать, попробуем восстановить облик Пифагора.

И начнём с того, что в силу своих убеждений, веры и линии своей жизни, Пифагор считал, что существует три типа существ – боги, простые смертные и «похожие на Пифагора».

Учение Пифагора – одно из самых интересных явлений в греческой философии. Оно имеет самостоятельное значение и является одним из элементов в философии Платона. Направление Пифагора проходит через всю историю греческой философии: оно зарождается одновременно с милетской школой и преобразуется в течение последнего её периода в неопифагорейство. Мы подробно коснёмся учения Пифагора чуть позже а сейчас вспомним что известно об этой замечательной личности. Поэтический вымысел украсил фигуру мудреца полулегендарными чертами. Говорят, что божественный Пифагор помнил свои предшествовавшие жизни, что его окружает всеобщее обожание, что Пифагор первым назвал себя философом.

Но новейшие исследования доказали, что термин  «философ» вошёл в употребление лишь при учениках Сократа: только в IV в. до Р. Х. слова мудрость (софия) и софистика начинают заменяться новым выражением «философия», т. е. «любовь к мудрости». Хотя слово «Φιλοσοφία» дословно обозначает «друг мудрости». И философия в Древней Греции была совсем не тем, чем она является для нас в самой её сути.

На самом деле, философия была совокупностью знаний. В неё входили математика, физика, химия, медицина, астрономия и другие науки, но главное, о чём не упоминает ни один учебник истории – всё это основывалось на религиозных учениях. То есть на общем мировоззрении каждого отдельного учёного.

Есть историки философии, которые отрицают всякое научное значение учения Пифагора и видят весь его смысл в религиозных верованиях, в спасении души. И только потому, что отрывают его от Знаний, которые питали его учение. Концепция религии на самом деле была концепцией мировоззрения. Почвой, из которой вырастал новый слой знаний.

Если во главу угла ставить подобную концепцию, то становится понятным, что Пифагор, называя себя сыном Гермеса, то есть, последователем (потому как в те далёкие времена Бог, которого выбирал человек, становился его отцом, оператором его знаний, убеждений, пути жизни) таким образом, его Бог был даже больше, чем отец, который его породил.

Будучи адептом Гемеса, Пифагор верил в то, что человеческое тело – могила души. Знал, что душа его бессмертна. Верил в суд над душой и в её переселение.

Желая унизить как самого Пифагора, так и его знания, некоторые лже-историки утверждают, что Пифагор выдумал свои путешествия по свету. Меж тем, всем известно, что не было подобно грекам, ни одного народа на Земле, который бы не любил так путешествовать и не горел страстью к приобщению к Знанию. Они даже само Знания считали священным.

Конечно, мы не знаем сегодня, бывал ли основатель великого греческого учения в Вавилоне, и не под влиянием ли Зенд-Авесты[4] перенёс в Грецию совершение бескровных жертв? Путешествовал ли Пифагор по Индии и проник ли в знания брахманов[5]? Путешествия Пифагора один из коньков исследователей Востока и предмет нападок для всех тех, которые отрицают самобытность греческой философии. Желая отрицать заимствования, исследователи эти отрицают обыкновенно и сами путешествия, а заодно, и все заслуги учёного.

Меж тем, будучи рождённым в семье негоцианта, Пифагор предпринял путешествия в Египет, Вавилон и даже Индию, однако он мог вынести свои религиозные верования и из иного источника. А именно: учение о бессмертии души встречается уже у Гесиода[6], и в орфической теогонии (то есть, происхождении Богов и их родословной). Геродот упоминает о египетском происхождении орфических и пифагорейских мистерий (II, 49, 81, 123). Но были ли эти элементы занесены в пифагорейство непосредственно или же через посредство орфиков, для нас несущественно.

Важность учения Пифагора заключается вовсе не в религиозных аспектах в их чистом виде, в том, как знания об этих религиях, сформировались в мыслях Пифагора и составили глубокое философское мировоззрение.

Для того, чтобы продолжить наше погружение в учение Пифагора, хотелось бы рассказать несколько слов о его жизни и о его семье. Ибо, окружающая среда всегда очень специфично действует на личность.

Биография Пифагора

Итак, Пифагор Самосский. На греческом его имя звучит Πυθαγόρας  «пифийский вещатель». Родился в 570490 гг. до н. э. Будущий философ и мистик, создатель философской школы пифагорейцев родился на острове Самос (греч. Σάμος). Это остров в Греции, в Эгейском море в архипелаге Восточные Спорады.

Мать философа звали Партения (Пифиада), а отца – Мнисархис. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожёны встретили оракула, который напророчил влюблённым скорое появление сына. Предание гласило, что ребёнок станет непростым человеком, прославится мудростью и великими делами.

Вскоре пророчество начало сбываться, Партения родила мальчика и в соответствие с древней традицией получила имя Пифиада. Малыш назван Пифагором в честь жрицы Аполлона Пифии. Отец будущего математика старался всевозможными способами исполнить божественное предание. Счастливый Мнисархис воздвигает алтарь Аполлону. Отец Пифагора являлся мастером в обработке драгоценных камней и занимался их торговлей.

Ещё в детстве мальчик проявлял любопытство к различным наукам, отличался необычными способностями. Первым учителем будущего философа стал Гермодамантис. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике.

По словам античных авторов, Пифагор был знаком почти со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами и впитал все возможные накопленные человечеством знания. В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему тот был допущен к обучению и посвящён не только в египетские достижения медицины и математики, но и в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

Ямвлих[7] пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбис, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец, не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата[8] в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основываются на словах Аристоксена[9], источника IV века до н. э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришёл к власти в 535 до н. э., отсюда дата рождения Пифагора оценивается в 570 до н. э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 до н. э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, то есть в 532—529 гг. до н. э. Эти сведения хорошо согласуются с Порфирием, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха о вавилонском пленении Пифагора.

Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причиной отъезда Пифагора, скорее ему требовалось возможность проповедовать свои идеи и, более того, претворять своё учение в жизнь, что затруднительно осуществить в Ионии и материковой Элладе, где жило много искушённых в вопросах философии и политики людей. Ямвлих сообщает:

«Его философия распространилась. Вся Эллада восхищалась им. И лучшие, мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая послушать его учение. Сограждане принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав всё это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей».

Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне[10] в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету. Пифагору традиция приписывает введение слов философия и философ.

Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвящённых, состоящий из касты отобранных единомышленников, буквально обожествляющих своего учителя — основателя ордена. Этот орден фактически пришёл в Кротоне к власти, однако из-за антипифагорейских настроений в конце VI в. до н. э. Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию Метапонт[11], где он и умер. Почти 450 лет спустя, во времена Цицерона (I в. до н. э.), в Метапонте как одну из достопримечательностей показывали склеп Пифагора.

У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мийя (по другой версии сын Аримнест и дочь Аригнота).

По Ямвлиху, Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет, тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 до н. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Из этого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 до н. э. как год смерти Пифагора.

Пифагорейский союз

В Кротоне Пифагором был основан аристократический союз – политический, нравственный и религиозный – который и взял под своё управление этот город. Личность Пифагора уже достаточно обрисовывается фактом того, что он был в состоянии образовать подобный союз. Ведь сколько Платон ни стремился к тому, чтобы осуществить своё «Государство»[12], оно так и осталось на бумаге. Союз же Пифагора просуществовал целых два века с VI по IV-й до Р. Х. и послужил цели реорганизации государства и возвышению личности.

Пифагор пользовался безусловным авторитетом. Принятию в пифагорейский союз предшествовали долговременная проверка и долгое обучение. Это занимало от двух до пяти лет. Требовалось не только воздержание от мясной пищи (оно не было, по-видимому, полным), но и молчание (неизвестно, было ли оно безусловным или нет). Интереснее всего было то, что в обязанность вменялось подвергать анализу собственные действия. Пифагористы или внешние члены школы, иначе экзотерики («экзо» – по-гречески: «вне»), которых называли также акузматиками («слушателями»), не удостаивались лицезреть учителя – его скрывала от их недостойных взоров занавес. Лишь, когда пифагорист переходил во второй класс, т. е. обращался в пифагорейца, члена союза или эзотерика (от греческого «внутри») и допускался к занятиям, для него не было уже более и занавеси, скрывавшей Пифагора. Существовал ещё один класс – третий – высший. К нему принадлежали избранные члены союза или пифагорики, иначе физики. Они посвящались во все секреты учения Пифагора и занимались исследованием тех законов, на которых зиждется Вселенная.

Все члены пифагорейского союза были связаны тайной. Историки философии много спорят о том, в чем именно она заключалась. Во всяком случае, существовало запрещение письменно излагать учение Пифагора. Первый, кто его нарушил, был современник Сократа Филолай[13], который молодым слушал престарелого Пифагора. Отрывки сочинений Филолая, собранные Бёком (Boecch Philolaos, 1819) являются теми единственными сведениями об учение Пифагора, которым можно вполне доверять, тем более, что они не противоречат тому, что говорит о пифагорейцах Аристотель. Но существуют и подложные отрывки сочинений Филолая, которые и не вошли по этой причине в книгу Бека.

Интересно, насколько всё было продумано в этом союзе. Пифагор создал, как организацию со строго ограниченным числом учеников из аристократии, и попасть в неё было возможно только очень талантливым людям. Претендент должен был выдержать ряд испытаний. По некоторым версиям, одним из таких испытаний был обет пятилетнего молчания. Получается так: давший обет молчание, всё годы обучения лишь внимали голосу учителя. Увидеть его они могли только тогда, когда их «души были уже очищены музыкой и тайной гармонией чисел».

Другим законом организации было хранение тайны, несоблюдение которой строго каралось вплоть до смерти.

Пифагорейцы просыпались с рассветом, пели, аккомпанируя себе на лире, потом делали гимнастику, занимались. Часто занятия проводились на открытом воздухе, в форме бесед. Среди первых учеников школы было и несколько женщин, включая и Теано – жену Пифагора.

Однако аристократическая идеология, которую проповедовал Пифагор, резко противоречила идеологии античной демократии, преобладавшей в то время на Самосе. Школа вызвала недовольство жителей острова, и Пифагору пришлось покинуть родину. Он переселился в южную Италию, в Кротоне, колонию Греции. И там основывает пифагорейский союз, просуществовавший около двух веков.

С самого начала в пифагоризме сформировались два различных направления:

«асуматики» занималось этическими и политическими вопросами, воспитанием и обучением, «математики» занималось исследованиями в области геометрии.

Пифагор считал, что всё сущее выражается определённым числом. Он открыл, что природные явления подчиняются законам, а эти законы отображаются математически. Даже музыкальная гармония являет собой числовые ряды. Пифагор пришёл к выводу, что качественные отличия звуков обусловливаются чисто количественными различиями длин струн или флейт. А именно:

3/6 1 2/3 1/3 3/3 4/4 3/4 2/4 1/4 1/6 2/6 4/6 5/6 6/6

Занимаясь вопросом о покрытии плоскости правильными одноименными многоугольниками, он обнаружил, что возможны только три случая таких покрытий: вокруг одной точки плоскости можно плотно уложить: либо шесть правильных треугольников, либо четыре правильных четырёхугольника (квадрата), или же три правильных шестиугольника.

На основе подобных наблюдений возникло убеждение, что во всей Вселенной явления подчинены вполне определённым числовым соотношениям. Число – это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными, условие всего определяемого, всего познаваемого.

Число – это собрание единиц, то есть только целое положительное число. Единицы, составляющие число, считались неделимыми и изображались точками, он располагал в виде правильных геометрических тел, получая ряды «треугольных» «квадратных», «пятиугольных» и других фигурных чисел.

(Так математический термин «квадрат» для числа n2 является пережитком пифагорейской терминологии.
«пятиугольные» числа 1, 1+4=5, 1+4+7=12, показанные на рисунке, имеют общее выражение.

Пифагор определил также «кубические» числа 1, 8, 27, … ; «пирамидальные» числа – суммы «треугольных» чисел:

Выяснил, что: все числа делятся на чётные – «мужские» и нечётные – «женские», а так же на простые и составные. Составные числа, представимые в виде произведения двух сомножителей назывались «плоскими числами» и изображались в виде прямоугольников, а составные числа, представимые в виде произведения трёх сомножителей, назывались «телесными числами» и изображались в виде параллелепипедов.

Два числа, сумма делителей каждого из которых равняется другому, назывались «содружественными». Как утверждают, Пифагор на вопрос, что такое друг, ответил: «Тот, кто есть другой я, так же, как числа 220 и 284». В результате исследований были получены 42 пары таких чисел расположенных от 1 до 1’000’000. Однако общая формула для этих чисел не найдена, мало известно и об их свойствах. Нам известно и несколько теоретико-числовых задач, которыми занимались пифагорейцы. Они исследовали неопределённое уравнение

x2+y2=z2,

целые решения, которого поэтому называют «пифагоровыми тройками», и нашли бесконечно много таких троек, имеющих вид

Теорема Пифагора

X2+Y2=Z2 Y X Y X Y X Y X Z Z Z Z X2+Y2 = Z2 + + + + Sa=(X+Y)2 Sc=Z2 Sa= + 36 (13+23+33) = 36(2+4+6+8) + (1+3+5+7) = 36.

Весь мир, по мнению Пифагора, был построен на первых четырёх нечётных и на первых четырёх чётных числах. Потому самой страшной клятвой у пифагорийцев считалась клятва числом 36.

Пифагор нашёл первое в истории доказательство несоизмеримости диагонали квадрата и его стороны. Оказывается, нет ни целых, ни рациональных чисел, квадрат которых равнялся бы, например, 2. Значит, существуют какие-то другие числа?! Это так противоречило его собственному учению, в основе которого лежали лишь рациональные числа, что он решил засекретить своё открытие. Согласно преданию, ученик Пифагора Гиппас Месапонтский, раскрывший эту тайну, был наказан богами и погиб во время кораблекрушения.

Пифагор считал многогранники «космическими фигурами», и каждому из них было присвоено наименование одной из стихий, входящих в основу бытия: тетраэдр именовался огнём, октаэдр – воздухом, икосаэдр – водой, гексаэдр – землёй, додекаэдр – Вселенной. Из всех геометрических тел прекраснейшим считался шар. Пифагор полагал, что Земля имеет шарообразную форму и какой-то огонь, но не Солнце, является центром Вселенной, около которого Земля вращается по кругу, причём Солнце, Луна и планеты обладают собственным движением, отличным от суточного движения неподвижных звёзд.

Им была открыта, среди всего прочего, мистика чисел. Так, например, качество и цвет отображались цифрой 5 Созидательная способность жизни – 6 Жизненный принцип, здоровье, циклы и биоритмы – 7. Любовь и дружба – 8. Вода – 9. Огонь – 11. Воздух – 13. Тело – 210. Тетрактис Вселенная соответствовала числу 10, а число 10 представляло собой совершенство.

Исходя из замечательных свойств декады (то есть 10), пифагорейцы считали, что число небесных сфер должно быть равно 10, а так как их насчитывали только 9 (сферы неба, Солнца, Луны, Земли, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна), то была придумана новая планета – Противоземлие, которая вращалась по десятой сфере. (И недавно, эту планету нашли, и называется она Нибиру).

Такое преклонение перед числом объясняется теми наблюдениями, которые проводились в пифагорейском союзе над явлениями окружающей жизни.

Пифагоризм предполагает существование десяти принципов, порождающих Космос: конечность и бесконечность, единство и множество, неподвижность и движение, свет и тьма, добро и зло и др. Первые из них положительные, вторые – отрицательные. Космос (понятие, введённое пифагорейцами) – это гармония, тетрактис, совершенство, порядок, мера. Вселенная, созданная числом и противоположными принципами (конечность – бесконечность), ведёт себя логически, соразмерно необходимости и меры.

Философские представления Пифагора оказали существенное влияние на систему математических знаний по вопросам бесконечности и абстракции, что позволило рассматривать математику как дедуктивную науку. С другой стороны и математика оказала огромное влияние на развитее философии, т.к. посредствам математических отношений человек попытался объяснить некоторые явления общественной жизни и построения Вселенной. Пифагор, как учёный, внёс огромный вклад как в теоретическую математику, так и в возможность применения математических знаний на практике. Доступность его методов способствует их повсеместному распространению. Они не теряют актуальности и в наши дни.

Особое место в доктрине пифагоризма занимало учение о душе и должном поведении человека. Пифагор выделял три составные части человеческой души : суждение (nous), разум (phrenes) и пристрастия (thymos). Душа есть единство этих трех составляющих, функциональная гармония, сложная триада. Душа вечна разумом, а остальные ее части (суждение и пристрастия) являются общими для людей и животных. Пифагор был последовательным адептом учения о метемпсихозе, считал, что после смерти человека его душа переселяется в другие существа, растения, и т.д., пока опять не перейдет человеку, а это, в свою очередь, зависит от его земных деяний. Пифагорейцы видели души везде, им казалось, что даже воздух вокруг полон душ, которые шлют людям сны, болезни или здоровье.

В правилах воспитания, основанных на идее о бессмертии души, обязательными были: поклонение богами, почитание родителей, подчинение законам дружбы, уважения к старшим, стремиться быть смелыми.

Судьба самого Пифагора и его союза имела печальный конец, однако пифагоризм с его метафизикой, научными знаниями, взглядами на воспитание продолжал влиять на дальнейшее развитие науки и философии. И сегодня учёные возвращаются к его учению. В наши дни, теорема Пифагора в виде «Египетских треугольников» применяется при строительстве зданий с короткими сторонами. Его формулы используется повсеместно, для решения задач из самых разных областей. В том числе, и в архитектонике.

Считается, что в числе других сочинений, Пифагор написал и Золотые стихи, где встречается немало мыслей, позднее вошедших в поговорки. Как, например:

«Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться»,
«Не делай никогда того, чего ты не знаешь. Но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь»,
«Не пренебрегай здоровьем, своего тела. Доставляй ему вовремя пищу и питье, и упражнения, в которых оно нуждается»,
«Приучайся жить просто и без роскоши»,
«Не закрывай глаз, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошедший день»,
«Не проходите мимо весов (то есть не нарушайте справедливости)»,
«Не садитесь на подушку (то есть не успокаивайтесь на достигнутом)»,
«Не грызите своего сердца (то есть не предавайтесь меланхолии) »,
«Не поправляйте огня мечем (то есть не раздражайте тех, кто и без того во гневе)»,
«Не принимайте под свою кровлю ласточек (то есть говорунов и легкомысленных людей).

«Помогай несущему свою ношу, а не тому, кто сбирается сбросить её»,

«Ценность статуи заключается в её форме, а достоинство человека в его поступках».

Идеалом Пифагора было уподобление личности богам. Так, согласно его учению, для того, чтобы уподобиться Богу, в первую очередь надобно стать Человеком.


[1] Тот (иначе Техути, Джехути,  др.-греч. Θώθ, Θόουτ от егип. ḏḥwty, возможно произносится ḏiḥautī) — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Является одним из самых ранних египетских богов. Основным центром его почитания был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). Он изображался, как правило, в виде человека с головой ибиса, в руках он держал посох и анкх. Однако кроме этого варианта было множество других вариантов его изображения. Священными животными Тота были павиан и ибис.

[2] Герме́с Трисмеги́ст — (греч. Ἑρμῆς ο Τρισμέγιστος) — Гермес Триждывеличайший — имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. В христианской традиции — автор теософского учения (герметизм), излагаемого в известных под его именем книгах и отдельных отрывках (герметический корпус).

[3] Гермети́зм, герметика или гермети́ческая филосо́фия, — религиознофилософское, эзотерическое, оккультное, теософское учение, течение эпохи эллинизма и поздней античности близкое по духу к гностическим, изучавшее тексты с сакральными знаниями древнеегипетского бога мудрости и знаний Тота, звавшегося у греков богом Гермесом. От имени Тот Гермес Трисмегист и произошло название этого тайного учения.

[4] Зенд-Авеста т. е. живое слово; священная книга парсов, в которой изложено учение Зороастра и на которой основывается религия его последователей (маздеизм, или парсизм); в ней говориться о борьбе света и тьмы и о торжестве доброго начала — огня Ормузда над злым — Ариманом.

[5] Бра́хман (санскр.ब्रह्मन्, [ˈbrəmən]; от बृह्, brh, «расти, нарастать» и मन्, man, «отражать, верить, мыслить, разум»; первоначально — «молитва») — в индийской идеалистической философии, как в ведийской вообще, так и в йоге в частности, понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов. Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: он бесконечный, неизменный, неподвижный. Он описывается как бескачественный (ниргуна).

[6] Гесио́д (др.-греч. Ἡσίοδος; Исиодос. VIIIVII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

[7] Я́мвлих (др.-греч. Ἰάμβλιχος, 245/280325/330) — античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийскойшколы неоплатонизма в Апамее.

[8] Поликра́т (др.-греч. Πολυκράτης; (574 до н. э. — 522 до н. э.) — тиран греческого острова Самос, правивший приблизительно в 538 до н. э./535 до н. э. 522 до н. э. гг. Известен своим масштабным строительством и морским пиратством.

[9] Аристоксе́н, Аристоксен Тарентский (Ἀριστόξενος ὀ Ταραντίνος, родился около 360 до н. э. предположительно в Таренте) —древнегреческий философ и теоретик музыки. Учился у своего отца Спинатра, а затем — у Лампра Эритрейского, у жизнелюбивого пифагорейца Ксенофила Халкидского и, наконец, у Аристотеля.

[10] Крото́не (итал. Crotone [kroˈtone]), до 1928 года Котро́не (Cotrone, сиц. Cutroni), в древности Кро́тона (греч.Κρότωνας, Κρότων, лат. Croton, Croto, Crotus, Crotona, Crotonium) — древний городпорт на берегу Тарентского залива, в итальянском регионе Калабрия.

[11] Метапонт (др.-греч. Μεταπόντιον, лат. Metapontum) — древнегреческий город-колония в Южной Италии, на берегу залива Таранто, в древней области Лукании.

[12] «Госуда́рство» (греч. Πολιτεία; лат. Res publica) — диалог Платона, посвящённый проблеме справедливости. Написан в 360 г. До н. э. В диалоге отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея).

[13] Филола́й (др.-греч. Φιλόλαος, около 470 — после 400 до н. э.) — древнегреческий философ-пифагореец, математик, современник Сократа и Демокрита.

Литература:

Πυθαγόρου Βίος, Πορφύριος, εκδόσεις Πύρινος Κόσμος, 1978.

Περί του Πυθαγορείου βίου, Ιάμβλιχος, εκδόσεις Νέα Θέσις, 1997.

Burkert Walter, Lore and Science in Ancient Pythagoreanism, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts 1972.

Μαυράκης Νίκος, Ανατολικές επιρροές στην ελληνική σκέψη και τον δυτικό πολιτισμό. Σοκόλης, (Αθήνα 2016), σσ. 274-293, ISBN 978-618-5139-32-2

Παπαθανασίου, Μάρω: «Η πυθαγορική διανόηση και τα μαθηματικά». Ελληνική Φιλοσοφική Επιθεώρηση 3 (1986), 15-26.

Φίλη Χριστίνα, «Πυθαγόρας, Αρχιμήδης και ινδικές μαθηματικές θεωρίες», Φιλοσοφία 15-16 (1985-86), 156-171

Gil, Adolfo Porcar, «Ὁ Ἰβηρικὸς Πυθαγορισμὸς εἰς τὰς ἀρχὰς τῆς χριστιανικῆς χρονολογίας » , Προμηθεύς, 4 (1956), σσ. 2-6

Gil, Adolfo Porcar, «Ἡ ἐπικαιρότης τοῦ Πυθαγόρου » , Προμηθεύς, 1 (1956), σσ. 7-10

Πολυκάρπου Ν. Χριστόφορος, «Υπάρχουν χωρία εκ του έργου του Ιαμβλίχου ΄΄Περί του Πυθαγορικού Βίου΄΄ τα οποία είναι δυνατόν να αναχθούν στην Ευδόξιον βιογραφίαν του Πυθαγόρου;», Πλάτων, τομ.54 (2004-2005), σελ.106-134

Σωτήρης Χ. Γκουντουβάς, «Γεωμετρικές Διαδρομές», Αθήνα 2015, σελ. 23-30

Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. — М.: Наука, 1990. — ISBN 5-02-027292-2

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, Изд. А. В. Лебедев. — М.:Наука, 1989. — с. 138—149.

Леонтьев А. В. Традиция о Пифагоре у Аристоксена и Дикеарха // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 11-й международной конференции молодых учёных 27-30 декабря 2000 г.— СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2000. — С. 298—301.

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Людмила (Ника) Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник.
Запись опубликована в рубрике статьи, философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 отзывов на “Ирина Анастасиади. Божественный Пифагор

  1. Ника Черкашина:

    Всегда поражает способность Ирины Анастасиади перелопатить для каждой своей статьи огромные массы информации, нанизать всё собранное на стержень темы и дать многочисленные грани как личности героя (в данном случае Пифагора), так и его эпохи, столкнув разные точки зрения. И, наконец, привести корабль своих рассуждений в бухту сегодняшнего дня. То есть связать далёкое прошлое и его открытия с полезностью и применимостью их сегодня. Возможно, самым главным после прочтения статьи является осознание, что даже великих и самодостаточных гениев нельзя, говоря об их вневременности, отрывать от своего времени и уровня развития цепочки знаний в период их земной жизни. Постигнут ли этот урок когда-нибудь наши историки всех наук и искусств, оценивая творчество и достижения отдельных личностей… Или так и будут скакать на кляче своих сегодняшних претензий к ушедшим? И вечно проводить «декоммунизацию»,чтобы свергать прошлое и внедрять сиюминутное в угоду не Истине, а своим амбициям…

    Нравится

    • Никочка, ты затронула самый важный вопрос., говоря: «Постигнут ли этот урок когда-нибудь наши историки всех наук и искусств, оценивая творчество и достижения отдельных личностей… Или так и будут скакать на кляче своих сегодняшних претензий к ушедшим? И вечно проводить «декоммунизацию»,чтобы свергать прошлое и внедрять сиюминутное в угоду не Истине, а своим амбициям…».
      Действительно, страшно, когда самые ясные умы человечества судят самые постредственные её жители.
      Вообще меня поражает та наглая тактика, которая вот уже века ведётся с гениями. Сегодня мы видим всё ту же картину…
      И как раз вот эта ситуация заставила меня снова взглянуть и снова написать историю гениев, которые когда-либо населяли нашу планету. Больше всего, конечно, пишу про греков. Я здесь живу. Я знаю язык. Я постигла чем и как живут греки. Вижу ужаснейшие ошибки в переводах с греческого (это не только грамматика). ..
      Ну да не хочется углубляться во всё это. Скажу главное: даже самая малая ошибка приводит к полному непониманию.

      Нравится

  2. Геннадий Головин:

    Ирина, доброго времени суток!
    Прочёл последние публикации Вашего журнала. Не все, но Вашего Пифагора и Моцарта и Сальери (Михаила Казиника). Получил истинное удовольствие. Нахожусь в предвкушении увлекательной встречи с историческими личностями при скором прочтении предыдущих публикаций. Разбор Моцарта и Сальери Михаила Казиника ещё раз подтвердил гениальность Пушкина.

    Нравится

  3. Анна Галамата:

    Сегодня передо мной книга о Пифагоре и его последователях. Очень давно я уже читала на эту тему и пришла к выводу, что мне она нравится немного больше остальных)
    Когда переворачиваешь последнюю страницу, то еще несколько минут приходишь в себя, как будто покинул общество древних мудрецов и перед тобой остался только прямоугольный блок информации. Думаю, я еще не раз буду ее перечитывать.
    Пифагор — математический гений, вызывающий восхищение. Его слава как ученого останется вечной. Его имя стало символом науки и прогресса. Философское и научное наследие Пифагора более всего выражается в двух великих идеях — бессмертии души и познаваемости Вселенной с помощью чисел и пропорций.
    Пифагору приписывают высказывание:»Все есть число».
    Он строил свою философию на принципах музыкальной и математической гармонии, чтобы заставить весь мир, включая звезды, танцевать под звуки математической музыки. Самое значительное открытие Пифагора — это знаменитая геометрическая теорема, носящая его имя, которая привела к открытию чисел, чем ускорила закат философии пифагорейцев. Известно, что схожие результаты были получены еще в древних цивилизациях Востока.
    Зачем же нужна теория, результатом которой является теорема Пифагора?
    Важность состоит в том, что она служит основой множества теорем в тригонометрии, аналитической геометрии и для извлечения квадратных корней.
    Фигура этого мудреца стоит на границе религии и науки, философии и мифов. Среди предполагаемых наставников Пифагора были мистик Ферекид Сиросский (VI век до н.э.), он изложил ему идеи о бессмертии души и реинкарнации, Фалес из Милета (один из семи мудрецов), который вычислил высоту пирамид по длине их тени во время своего путешествия в Египет и философы-досократики, которых объединяло внимание к устройству космоса и материи.
    Пифагор обладал аристократической внешностью, величественной манерой держаться и блестящим красноречием. Проницательный взгляд дополняет образ, который мало поддается историческому анализу. Этот человек существовал как бы между двух миров: он философ и ученый, мудрец и прорицатель, законодатель и судья.
    Его школа превратилась в могущественное общество, с огромным политическим влиянием. Все это вызывало ревность и гнев сограждан мыслителя. Его религиозная доктрина содержала ключ к пониманию Вселенной, вечном круговороте душ и взаимосвязи всего сущего.
    Согласно одной из легенд, смерть Пифагора произошла во время поджога здания, где проходило собрание братства. Ученый не оставил письменных работ.
    Это было первое сообщество такого типа, секта, «братство числа», где все было организовано как восхождение по ступеням, чтобы прикоснуться к божественному.

    Нравится

  4. Егор:

    Потрясающая статья! Восхищён!

    Нравится

  5. Михаил:

    Сведения о жизни и учении Пифагора довольно скудны и малодостоверны; их трудно отделить от легенд, представляющих Пифагора как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага. Сам Пифагор не оставил никаких трудов, и все сведения о нём и его учении основываются на устных свидетельствах учеников и последователей.
    Пифагор покинул родной остров Самос в 18-летнем возрасте; как считается, в знак протеста против тирании Поликрата. Он посетил в своих путешествиях Египет и Вавилон (позднейшие авторы предполагали, что Пифагор был посвящен в различные тайные доктрины восточных жрецов). В зрелом возрасте (по преданию, на 40-м году жизни) Пифагор поселился в южноиталийском городе Кротоне, где основал закрытое сообщество своих последователей.
    Ученики Пифагора образовали братство посвящённых, своего рода религиозный орден, состоящий из отобранных единомышленников, почитавших своего учителя и основателя как высшее существо. Этот орден на какое-то время фактически пришёл в Кротоне к власти, однако в результате антипифагорейских мятежей в конце VI в. до н.э. орден был разгромлен, а Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию Метапонт, где он и умер.
    В религиозно-философской доктрине Пифагора ставилась цель освобождения души путём нравственного и физического очищения. По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа; достижение этой цели, по его мнению, возможно лишь там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей.
    В своей натурфилософии Пифагор рассматривал мир как закономерное стройное целое, подчиненное законам «гармонии и числа». По-видимому, он был знаком с учениями Анаксимандра и Анаксимена и, подобно последнему, представлял себе мир носящимся в беспредельном воздушном пространстве. Но в противоположность монизму милетской школы Пифагор исходил из предположения о двойственности начал. Гармония, по его мнению, осуществляется в противоположностях, из которых основные – «предел» и «беспредельное». Некоторые из его последователей составили таблицу 10 пар противоположностей, под которые подводилось всё сущее (эту таблицу приводит Аристотель в своей «Метафизике»):
    предел – беспредельное
    нечёт – чёт
    единство – множество
    правое – левое
    мужское – женское
    подающееся – движущееся
    прямое – кривое
    свет – мрак
    добро – зло
    квадрат – продолговатый четырёхугольник
    Первый ряд имел у пифагорейцев положительное, активное значение, второй – отрицательное, пассивное.
    Важнейшей заслугой пифагорейцев стало выдвижение идеи о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. По мнению Пифагора, в основе всех вещей лежит число, и познать мир – значит познать управляющие им числа. Главной целью изучения чисел и пропорций было для пифагорейцев познание и описание человеческой души. Они считали, что, познав её, они смогут управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.
    Самым известным в наше время достижением Пифагора является, безусловно, носящая его имя теорема, устанавливающая связь между сторонами прямоугольного треугольника. «Теорема Пифагора» была, по-видимому, известна и до Пифагора, но ему приписывается её доказательство в общем виде.
    В области математики Пифагору приписывается также систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников. С именем Пифагора связывают также учение о чётных и нечётных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних.

    Нравится

  6. Николай Никоноров:

    Довольно интересно, особенно про числа, прочитал в этой подборке, профильные для меня места и вспомнился тут же И.Гёте с его метаморфозой растений, с Юным Вертером, ушедшим в последний свой путь по минимальному социуму, скорей как безбожник или предвестник Ницше, в окружении мастеровых. А самое главное — это его ренессанс, по-светски скорей реверанс, когда он «тихой сапой», прибившись к коронованным лицам , пережил и нашествие Наполеона и явный гнев от адептов , стоило ему вернулся в своё протестантство, исконное.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s