Юрий Письмак. Мифы Эллады и волшебная палитра

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Мифы Эллады и волшебная палитра Античное наследие и его отражение в художественном и научном творчестве

Мифы Древнего Мира и мифотворчество времени Новейшего.

Многие исследователи – историки, искусствоведы, культурологи, писатели посвящают свои научные труды и литературные произведения исследованию современных и древних мифов и их отражений в искусстве. Одни только названия книг чего стоят: «Мифический и магический мир Сальвадора Дали» (Карлос Рохас. 1985); «Мы наш, мы новый миф построим…: Мифологемы тоталитарного искусства» (Людмила Сауленко. 2001) и многие другие.

Сальвадор Дали. Леда анатомика

Кто может вспомнить, когда мифы и легенды Древней Греции впервые вошли в его жизнь и стали её неотъемлемой частью? Наверное, они всегда были рядом со мною. Были, как будто растворены в окружающем воздухе, воздухе родной Одессы – города, где так много связано с греческой историей и где, как оказалось в результате археологических раскопок, обломки античных амфор и другие ценные артефакты, находились буквально под ногами. А может быть они, эти мифы, были впитаны с молоком матери (Галины Павловны Демерли)? Помню какую радость пришлось испытать в одиннадцатилетнем возрасте, впервые взяв в руки изданную в Одессе в 1941 году (ещё в мирные дни) книгу «Мифы Эллады». Это был поистине ценнейший подарок. Образы античных богов и героев волновали воображение одесского мальчишки, мечтавшего стать художником. Персонажи античной мифологии были рядом и во время прогулок по историческому центру города. Атланты, поддерживающие усеянную звёздами сферу дома Фальц-Фейна (одного из красивейших и интереснейших зданий Одессы) стали и визитной карточкой и одним из узнаваемых символов нашего города. А созерцание мучительного противоборства со змеями обреченного на гибель Лаокоона и его сыновей – многострадальной скульптурной группы, установленной перед фасадом Археологического музея?


Скульптурная группа «Лаокоон» — копия древнегреческой композиции на мифологический сюжет: троянский жрец и его сыновья борются со змеями, посланными богом морей Посейдоном. Оригинал создан Родосскими мастерами в I веке до нашей эры — Агесандром, Афондором и Полидором. Копию подарил Одессе в XIX веке известный меценат, городской голова на протяжении 17 лет — Григорий Григорьевич Маразли. Оригинал композиции находится в Ватикане.

Фантастические грифоны, сочетавшие в своём облике зоо- и орнитоморфные формы льва и орла – охранительные знаки-апотропеи были представлены не только в витринах музея древностей, но и на фасадах одесских зданий. Годы обучения в Одесской детской художественной школе (впоследствии получившей славное имя Кириака Костанди) ещё более усилили интерес к античному наследию и углубили знания по истории искусства Древнего Мира. Но, пожалуй, сильнейшие впечатления и даже потрясения, связанные с богами и мифическими героями древности, ждали меня на берегах Невы. Казалось, они были повсюду – на улицах и площадях города-сокровищницы мировой Культуры, в просторных и величественных залах его богатейших и всемирно-известных музеев и даже на полках знаменитых питерских антикварных магазинов. Император Пётр Великий и генералиссимус Александр Васильевич Суворов (как впрочем, и наш одесский Дюк де Ришелье) – облачены в античные одеяния. Такими видели своих героев ваявшие их скульпторы и их заказчики. Колоссальные Атланты, высеченные из гранита и отполированные мастерами позапрошлого XIX столетия, поддерживают портик здания Нового Эрмитажа, возведенного по воле августейшего покровителя искусств – императора Николая I.

Скромного объёма статьи, конечно же, не хватит для того, чтобы перечислить произведения искусств из коллекций Эрмитажа, отразившие в себе мифы и легенды античного мира. Известно, что Екатерина II была страстной собирательницей произведений античной глиптики. Камеи и инталии из собрания императрицы притягивают внимание многочисленных зрителей, созерцающих их в великолепных пирамидальных витринах, которые зиждутся на основаниях, выполненных в виде крылатых грифонов. Руками древних резчиков по камню запечатлены и величественный профиль Зевса, и поднявшиеся на дыбы в экспрессивном движении кентавры, и огромный орёл (перевоплощение верховного божества античной мифологии) в обществе красавицы, и многие, многие другие. Как будто волшебством перенесена с далёких берегов Средиземноморья величественная и грандиозная беломраморная статуя Зевса. Трудно даже представить, сколько людей с восхищением останавливались перед этим шедевром.

А сколько художников черпали вдохновение и ощущали зарождение и собственных творческих замыслов, созерцая творения своих великих предшественников?! Живая традиция преемственности поколений и преданности классическим традициям подлинного Искусства и Мастерства. Судьбоносные и важные моменты жизни автора этих строк были связаны с изображениями античных скульптур. На вступительном экзамене (при поступлении на Архитектурный факультет ОИСИ в 1989 г.) пришлось рисовать гипсовую голову Гермеса, а при поступлении в аспирантуру (в 1995 г.) – голову Аполлона Бельведерского. С благодарностью вспоминаю имя художника, научившего меня рисовать гипсовые головы античных богов. Это был преподаватель наших подготовительных курсов и, одновременно, Одесского театрально-художественного училища Владимир Моравец. Далеко не каждый художник сочетает в себе талант творца и умение научить другого.

Интересным представляется тот факт, что с первых лет профессионального обучения искусству (с 1980 г.) и по настоящее время, целый ряд моих художественных и научных произведений связан с темой античности, легенд и мифов. Так, например, на персональной выставке: Юрий Письмак «На пути в Европу», проходившей во Всеукраинском центре болгарской культуры в мае-июне 2016 г., среди многих других, экспонировались следующие работы: «Античные фантазии в Сергеевке». 2007 г. Бумага, акварель. 37,5 × 24,7 см; «Легенды Крыма». 1990 г. Бумага, акварель. 37 × 24,5 см;  «Нептун» (проектное предложение – фонтан для Одессы). 1993 г. Бумага, акварель, тушь, перо. 62 × 39 см; «Властелин морей». 2010 г. Холст, масло. 75,5 ×55,5 см; «Апофеоз Дали». 2002 г. Холст, масло. 75 × 55 см; «Источник и Океан». 2002 г. Бумага, акварель. 42 × 29,7 см; «Венера и Сатир». 1993 г. Бумага, акварель. 15,5 × 19,5 см; «Индия». 2013 г. Бумага, акварель, коллаж. 42 × 29,8 см; «Легенды казака Мамая». 2008 г. Бумага, акварель. 37 × 24,5 см; «Искушение Н. В. Гоголя». 1996 г. Бумага, акварель. 15,8 × 21,6 см; «Сон Ландграфа. Гессен». 2001 г. Бумага, акварель. 35 × 22,6 см.

Мы, архитекторы…говорим о греках, мы ездим в Грецию,                                                 чтобы изучать архитектуру – и для чего? Разве не для того, чтобы проникнуться смелым духом греков, их ясным разумом, их мудрым опытом?[1] 

Э. Виолле Ле Дюк

В 2005 году в специализированном сборнике научных трудов «Проблемы теории и истории архитектуры Украины» (выпуск № 6) была опубликована моя статья «Интернациональное значение английского классицизма и его античные основы». В ней отмечалось, что британские исследователи XVIII – XIX веков внесли весомый вклад в изучение античного наследия. Среди них были и знаменитые в будущем зодчие. В результате их сотрудничества с учеными из других стран и с соотечественниками-архитекторами, Англия во многом стала «пионером» стиля классицизм в архитектуре. Увлечение британских зодчих античностью и их значительные достижения вдохновляли и их коллег во многих странах. Творцами стиля классицизм наследие античной культуры воспринималось как неиссякаемый источник вдохновения, а произведения древнегреческих и древнеримских мастеров – как идеальные образцы. Но для того, чтобы художник XVII – XIX вв. (зодчий, ваятель, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства) встретился с источником вдохновения, артефактом давно минувших эпох, «идеальные образцы» нужно было найти, изучить и сделать достоянием просвещенной публики. В этом процессе трудно переоценить роль археологии и археологов. Кроме того, серьёзно повлияли на становление и развитие классицизма труды крупных теоретиков архитектуры позднего Возрождения. Среди них особо следует выделить Андреа Палладио. Британцы внесли весомый вклад в развитие классицизма. Достаточно упомянуть продукцию всемирно-известной фирмы Веджвуд, имена Чарльза Камерона, Роберта Адама, Томаса Харрисона…

Вилла Фоскари работы
Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро (30 ноября 1508 (1508-11-30), Падуя — 19 августа 1580) — великий архитектор.

Они сами были исследователями и знатоками античного искусства и черпали вдохновение из находок археологов, многие из которых были их соотечественниками. Так, например, в 1766 г. англичанин Ричард Чэндлер обнаружил в Олимпии остатки огромного храма. Позднее, в 1811 г. их осматривал и изучал известный знаток античных древностей Чарльз Коккерел. Часто «охота» за античными артефактами была сопряжена и с варварством (в том числе и со стороны «цивилизованных» британцев). Слово «варварство» навсегда соединилось с именем лорда Т.-Б. Элджина, снявшего «мраморы» с Парфенона. Эти рельефы работы Фидия и произведения других античных мастеров были приобретены Британским музеем в 1816 г. Специальное здание для этого музея в «неогреческом стиле» было возведено архитектором Р. Смёрком – видным мастером «Греческого возрождения». 

Автор фундаментального труда «История искусств древности» Иоахим Винкельман (1717-1768) был наставником и другом таких будущих знаменитых британских архитекторов как Уильям Чемберс (1726-1796) и Роберт Адам (1728-1792).  В 1763 году Винкельман был назначен на должность главного инспектора по древностям в Риме. С конца 1767 года архитектор Чарльз Камерон занимался исследовательской работой в этом же городе. Учитывая его внимание к древнеримскому зодчеству, любовь к книгам и профессиональный интерес к трудам выдающихся коллег (к тому же – соотечественников), естественным представляется то, что Камерон был знаком и с известной книгой Р. Адама. Более того, он, скорее всего, обладал экземпляром этого труда. Есть существенные основания для того, чтобы считать Чарльза Камерона последователем Роберта Адама. И подтверждением такой преемственности вполне могут служить интерьеры дворца в Павловске.  Именно Р. Адам активно вводит лепные медальоны в архитектурный декор своих произведений. Под его влиянием изделия Веджвуда становятся декоративными архитектурными элементами. И Р. Адам, и Ч. Камерон были не просто архитекторами, но зодчими-исследователями античного наследия, теоретиками и блестящими практиками. Оба они, в разные годы, в Риме общались с Ш.-Л. Клериссо и консультировались у него. Камерон не просто использовал в своей работе медальоны фирмы Веджвуд. Он их специально заказывал. Пример великого мастера вдохновил его учеников и многочисленных последователей в России. Среди них В. Бренна, К.И. Росси, А.П. Брюллов и другие.

Реконструированная Карлом Росси Дворцовая площадь

Не следует забывать о том, что на территории Украины находится построенный по проекту Камерона дворец К. Разумовского в Батурине. Но проявилось ли влияние «стиля Адамов» в архитектуре и декоративном убранстве объектов, возведенных на землях, ныне являющихся территорией современной Украины? Утвердительный ответ на поставленный вопрос позволяют дать воспроизведенные в книге Г.К. Лукомского “Старинные усадьбы Харьковской губернии” интерьеры культовых и жилых зданий. По мнению автора данной статьи, влияние «стиля Адамов» можно увидеть и в иконостасе церкви в усадьбе Великий Бурлук госпожи Задонской, и в интерьерах барского дома в усадьбе Хотень графа Строганова.

Гениального российского архитектора Карла Росси вполне можно считать последователем и продолжателем традиций Камерона. Для этого достаточно сравнить Павловский дворец и дворец на Елагином острове. Известно, что приглашенный Екатериной II и прибывший в 1779 году в Петербург, Камерон обогатил русский классицизм (стремительно завоевавший позиции в 60-х годах XVIII века) до него не применявшимися отечественными мастерами приёмами и элементами. Г. К. Лукомский уделил их анализу особое внимание. Но не следует рассматривать процесс взаимодействия английской и российской архитектур, как одностороннее влияние первой на вторую. По всей вероятности, интерес к достижениям архитекторов «неоклассиков» двух стран был взаимным. В этой связи достойным внимания представляется факт изготовления и передачи в дар английскому королю Георгу IV модели Белого зала петербургского Михайловского дворца (арх. К.И. Росси, 1819-1825 гг.).  

Николай I щедро расплатился с Шинкелем за выполненный на самом высоком уровне проект Большого императорского дворца для Ореанды. Однако, из-за колоссальной стоимости осуществления грандиозного проекта, со строительством не торопились. Придворному архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру в 1840 году было поручено, на основании работы Шинкеля, разработать проект менее грандиозного дворца. Проект Штакеншнейдера был утверждён и воплощён в камне. В нём были применены кариатиды. К сожалению, императорский дворец в Ореанде,  возведением которого руководил британский архитектор Уильям Гунт[2], не сохранился. «Архитектор Высочайшего Двора» Николай Петрович Краснов хорошо знал этот объект и использовал подобные мотивы в своём творчестве. Подтверждением этому могут служить его «неогреческие» строения на Южном берегу Крыма: Вилла (с кариатидами) композитора А. А. Спендиарова  в Ялте (на Екатерининской улице) (первые годы ХХ в.); Дача Н. С. Свиягина в Симеизе (ок. 1915 г.). Портик с двумя ионическими колоннами с каннелюрами, акцентирующий вход в это здание, очень напоминает портик одесской библиотеки. Есть также кариатиды. Однако, в отличие от одесского храма культуры, возведенного Нестурхом, они размещены в уровне бельэтажа. Да, они близки по своей стилистике с одесским творением Фёдора Нестурха (естественно, с учётом различий в функциональном назначении зданий). Краснов называет в своём письме в Академию художеств это стилистическое направление «неогреческим стилем».

Женские фигуры «Портика кариатид» храма Эрехтейон Афинского Акрополя – главный прототип и источник вдохновения зодчих классицизма и «неогреческого стиля». Эти архитекторы использовали фигуры кариатид в своих произведениях. Авторитетные исследователи называют кариатид характерной чертой ионического искусства. Вот почему зодчие – последователи древних греков (в том числе и автор здания публичной библиотеки в Одессе, и автор неогреческих вилл на Южном берегу Крыма) сочетали в своих проектах фигуры кариатид с колоннами ионического ордера.

Кариатиды Парфенона в Афинах

Античная мифология и античное архитектурно-художественное наследие оказали колоссальное влияние на развитие европейской архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства последующих веков. Они нашли отражение в творениях мастеров, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю мирового искусства и мировой культуры.

В сентябре 2007 г. на научном симпозиуме, посвященному 100-летию (1907-2007) здания Одесской государственной научной библиотеки, автор этой статьи выступил с докладом «Одесский шедевр Федора Нестурха и влияние британского «неогреческого стиля»». Впоследствии текст доклада перерос в научную статью: Юрий Письмак «Влияние британского «неогреческого стиля» в архитектуре здания Одесской публичной библиотеки (к 100-летию завершения строительства одесского шедевра Ф.П. Нестурха)», опубликованную в 2008 г. в выпуске № 8 сборника научных трудов «Проблемы теории и истории архитектуры Украины». В статье рассматривались страницы истории проектирования и строительства здания Одесской публичной библиотеки (возведенного в 1905-1906 гг. по проекту выдающегося архитектора конца XIX – первой трети XX вв. Ф.П. Нестурха), обосновывалась стилистическая идентификация этого памятника зодчества,  прослеживались влияния британской архитектуры и декоративного искусства, отразившиеся во внешнем облике и интерьерах рассматриваемого здания.

То, что российские зодчие в конце XIX – начале XX вв. в Крыму и Одессе называли «неогреческим стилем», который вновь вошел в моду в тот период (наряду с мощным расцветом модерна, у которого, кстати, было и неоклассицистическое  направление), имеет довольно продолжительную традицию развития в Крыму. Весь XIX век (от Т. Харрисона, Ф. Эльсона и К. Эшлимана до Н. Краснова) демонстрирует нам на Южном берегу Крыма приверженность зодчих классицистической традиции, в которой важнейшей чертой была связь именно с греческими истоками и прототипами. Но наиболее значимым в череде событий развития неогреческого направления в архитектуре Крыма можно считать выполнение по заказу императорской фамилии Карлом-Фридрихом Шинкелем проекта Большого дворца для Ореанды. В этом проекте мы видим и ионические колонны, и кариатиды… Известно, что на формирование Шинкеля как архитектора повлияло его пребывание в Англии. Вполне логичным представляется причинно-следственная связь между «Греческим возрождением» в Англии и «неогреческим» направлением в творчестве Шинкеля. В качестве примера применения фигур кариатид в произведениях британских зодчих, вспомним работы сэра  Джона Соуна (1753-1837) в здании Банка Англии. Это великолепное произведение Соуна исследователи называют шедевром. Установленные в интерьере Управления дивидендов Банка фигуры кариатид убеждают нас в том, что в этот период в зодчестве Британии с успехом использовались антропоморфные скульптурные элементы, заимствованные у древних греков.

© Письмак Ю. А.


[1] Цитируется по изданию: Виолле Ле Дюк. Беседы об архитектуре. /Пер. с франц. А.А. Сапожниковой. Под. ред. А.Г. Габричевского. Т.2, М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1938, — 339с., 18с. илл., стр. 141.

[2] строитель и соавтор всемирно-известного ансамбля дворца М.С. Воронцова в Алупке

Реклама

Об авторе 9 Муз

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Людмила (Ника) Черкашина, Владимир Спектор, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Микола Тютюнник.
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 отзыв на “Юрий Письмак. Мифы Эллады и волшебная палитра

  1. Юрий Письмак:

    Спасибо! Рад, что моя статья опубликована в таком замечательном журнале.
    С благодарностью и надеждой на дальнейшее сотрудничество,
    Юрий Письмак, член Международной Федерации журналистов (IFJ)

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s