Светлана Скорик. Память родом из детства

Читая книгу луганского поэта Владимира Спектора «Всё это нужно пережить…» (М., «Вест-Консалтинг», 2016), ловишьсебя на мысли, что подсознательно выбираешь из неё самое дорогое, самое сладкое – свою Страну детства – и складываешь её потихоньку в потайном уголочке души из отдельных стихотворений или даже строк, как мозаичную картину: по запахам, по названиям улиц, по звучащим песням и приметам времени. И она оживает в тебе, а ты в ней, и опять ощущаешь себя маленьким, растущим и счастливым человечком, укоторого всё ещё впереди. «Хочется «ещё «, а не «уже»…», – как прекрасно сказано поэтом!

Из какой страны родом автор, он лаконично говорит: «Середина двадцатого века. Время – «после войны»». А значит, это та самая страна, из которой родом все, кому сейчас от 30-ти и больше, – исчезнувшая с карты мира, а не просто сменившая мелодии, причёски и покрой одежды. И оттого ещё более невозвратная и дорогая: «Свет распался на части света», но «ещё летит, летит ко мне эхо взрыва всех ушедших лет».

Из чего складывается Страна детства, которую запомнил автор?

– Из чудесных запахов: вишнёвого варенья, которое «розовело в саду на костре», дешёвых сладких карамелек («На закуску у меня карамельный привкус детства»), горьковатой осенней листвы и любимых цветов («Детство пахнет листвою осеннею, что под ветром взлетает, шурша…  Детство пахнет цветами – майорами, что росли на соседнем дворе»), домашних запахов кожи и меха («Дед шил шапки и пел песни… Пахло кожей и тёплым мехом») и, конечно, главного запаха той эпохи – популярного одеколона («Мы друг друга в толпе мимоходом легко узнаём… по запаху «Красной Москвы» в подсознанье своём»).

– Из неуловимых примет времени, которые у каждого поколения свои, дорогие сердцу. Это может быть даже банальный «медальный отблеск крышек от кефира… очередь за сыром и пионерский лозунг «Будь готов!». – Всё, и хорошее, и плохое, как всегда нераздельно смешанные в жизни («Другая жизнь, хорошая, плохая, в которой по соседству – зло с добром. А для кого-то отраженье рая – в той крышке с её мнимым серебром»). И, тем не менее, именно непонимание того, что недопустимо топтание чужих святынь, среди которых ведь были и истинные, непонимание того, что для уходящего поколения является святым то доброе, что освещало его детство и вырастило его настоящим человеком, как раз и порождает разрыв между поколениями, взаимное отчуждение между стариками и молодыми. И – даже ненависть со стороны последних к тем, кому пришлось немало хлебнуть от прошедшего зла, но кто до сих пор защищает своё отгоревшее, но честное и истинное добро. Ведь оно могло бы стать связующим мостиком между утратившими связь семьями, бывшими друзьями, бывшим единым народом. Могло. Но не стало.

Медь тускнеет, и проходит мода.

Мы, как Атлантида, падаем на дно,

ощущая трудность перевода

красоты и силы – в дряблость впалых щёк,

будущего – в памятные даты.

– Из слагаемых незабываемых школьных лет («И время называлось»Детство», с 20-й школой по соседству»), где остались любимые детские игры «в войнушку» в пропахшем пылью бурьяне («И смотрит дочка на бурьян с испугом. А он пророс из детства моего»), надоевшие детские болезни («от бронхита до ангины», «от простуд и до простуд») и, увы, неизбежное подростковое одиночество, когда кажется, что весь мир к тебе глух и слеп («Призрак одиночества воскрес, выходя из школьной раздевалки. Он меня узнал и подмигнул»), увесистый портфель с премудростями и заливистый звонок в школьных коридорах («Лежат премудрости в портфеле, тащу портфель я еле-еле», «Будто через годы слышится звонок, и часы спешат, спешат куда-то»), первые красавицы класса («Школьные красавцы, лидеры атак… Будущее в их глазах сверкало. И казался вечным юности пятак, щедрой сдачей выпускного бала»)… А ещё – весёлые пионерские костры и дневники с пятёрками («Дневники с «пятёрками» хранил, а в подвале было сыровато. Порчей дневники мои объяты, и забвеньем – всё, что я учил»).

– Из страшных сказок, где «воюют добро и зло», вечных сказок для всех эпох, нокоторые из фантастической реальности по мановению чьей-то злой волшебной палочки переместились в реальность настоящего времени. И уже не «злобное сердце дракона» мечет разрывы в сгущающуюся тьму, а вполне обычные люди, к тому же считающие, что они отстаивают справедливость. В сердцах ещё не всех из них наивность и мирное житейское добродушие успело покрыться толстой коркой привычки к насилию, – и от этого сказка жизни кажется отчётливей и даже страшнее, ведь тебе противостоят не уродливые великаны, а такие же люди, совсем недавно «свои». Понять и принять это – слишком тяжело.

– Всё хорошо. Только небо сердито,

гром, как внезапный разрыв динамита

или как эхо ночной канонады…

– Может быть, хватит об этом. Не надо…

Оттого,что они «свои», то, что происходит, кажется нереальным, призрачным, из какой-то неправильной, жестокой сказки, и разум многих, особенно тех, кто лично не прошёл через ночи, пылающие близкими разрывами, отказывается принимать факты такими какие они есть.

Но ведь недаром, не для красного словца поэт скорбел об утрате символов-святынь, и вовсе не к самим дневникам с пятёрками относились его слова «так горько и обидно, словно порча губит часть души»! Преданы забвенью, попраны всенравственные заповеди, которым его учило пионерское детство, – братство народов, нерасторжимость славянского единства, принципиальность и отсутствие эгоизма, нестяжательство в смысле непривязанности души к материальным благам («В работу верил. Не в рубли. А я похож на деда», «Мой карман не тяготят рубли»). В принципе, эти заповеди (так называемый моральный кодекс), как ни странно, во многом совпадали с заветами православия. Ныне всё превратилось в свою противоположность: братство народов – в безразличие или отторжение и нежелание даже вникать в жизнь тех, кто раньше составлял с тобой один народ; славянское единство – в ожесточённую дуэль телеэфиров, которые швыряют в эфир «свою правду»; принципиальность – в зажравшийся эгоизм национальных элит, а нестяжательство – в такую власть взяток и круговую поруку, в такой неприкрытый цинизм, что на далеко не священную, не отечественную, братоубийственную войну зазывают обещаниями щедрых подачек! На кону заповедь «Не убий», честь и чистота души – против весомости, даже «убедительности» (жить-то за что-то надо?!) денежного вознаграждения. Как вы думаете, что чаще побеждает в душевной борьбе?

Не будем врать хотя бы себе. На вопрос, откуда берутся убийцы, ответить легко: из«перпендикуляра параллельных миров» нашего недавнего прошлого, забытого и попранного торжествующим гламурным настоящим.

Перпендикуляр в параллельных мирах…

Что он ищет? Какую родню?

Память детства на пионерских кострах

догорает. Её не виню.

Эта память – сама перпендикуляр

к параллелям гламурного дня.

Пионерский костёр похож на пожар,

догоревший в душе у меня.

Когда, на каком этапе мир вывернулся наизнанку, вывернув души в нём живущих, и превратился в своего антипода – в антимир, в котором, как всегда и везде, тоже переплелись добро и зло, а немудрые, недальновидные люди настаивают, что это вчера было всё подло и плохо, а завтра (только дайте срок!) всё будет чики-пики, потому что главное зло уже уничтожено.

Неправда. Добро и зло – понятия неуничтожимые. Даже в более-менее благополучные периоды истории, в, казалось бы, благополучных обществах они сосуществуют рядом, порой даже на соседних улицах и в соседних домах. И врать ещё несмышлёной, неоперившейся молодёжи, что зло уничтожено, что осталось только вместе ссимволами растоптать и самих стариков, врать, опираясь в своей неутолённой жажде мщения на её неутомимую энергию действия, – это и есть возрождать зло, только в ином обличии. Помните фильм Марка Захарова по сказке Шварца «Убитьдракона»: «Дракон умер. Да здравствует дракон!»? – Главный герой, победившийдракона силой, неизменно превращался в него сам, и спасённые люди предпочитали нового тирана – призрачной свободе, терпимые и привычные ограничения –несладкой обязанности самому думать и за всё самому отвечать. Убить тирана, оказывается, недостаточно! Даже если убить саму память о нём в лице тех, ктоего помнит, делу не поможешь.

Я был товарищ, друг и брат

всем положительным героям

и лучшего не ведал строя.

Но был ли в этом виноват?

«Чтоделать, если всё, что было, – было плохо? Винить себя, родителей, эпоху?» – Напрасная затея. Дракон возродится в сердцах «смельчаков», тех, кто сегодня такой храбрый и вроде как способен на подвиг ради своего народа. Может, и способен. Сегодня. А завтра непременно соблазнится старым злом. Ведь дракон возрождается незаметно, всего лишь из малых корыстных желаний, эгоистических побуждений, слишком сладких надежд и мыслей. Ты ещё и не знаешь, что ты дракон, люди вокруг тебя в ослеплении от радости освобождения не видят, что ты дракон, и воспевают тебе хвалу, а неподкупное зеркало реки времени уже отражает твою переродившуюся душу…

Потомки Геббельса – как сорная трава,

напялившая незабудок маски.

И кругом – от неправды – голова

в Нью-Йорке, и в Варшаве, и в Луганске.

А начинается всё с того, что мы позволяем топтать закон. Какой ни есть, он всё-таки закон и, плохо ли хорошо ли, как-то сохраняет мир в стабильности и равновесии. Если его не совершенствовать путём всеобщего открытого обсуждения, а взрывать насильно, это и есть взрывать мир и ввергать страну в хаос и последующую войну. И прекраснодушие «революционеров» неизменно метаморфизируется в их же тиранию. Но и тугодумие и инерция консерваторов, в зародыше подавляющих попытки общества научиться хоть в какой-то мере управлять  собой – и этим, честно говоря, даже помочь стоящим над ним «кесарям»! – тоже ведёт к войне, потому что замкнутый в котле пар взрывается.

Мы все виновны в том, что сейчас творится, убеждён поэт. И начинает с себя, поскольку и его душа «страшно переживает, что пятёрки получать отвык» –условные пятёрки в школе жизни, когда каждый твой поступок в какой-то ситуации – это экзамен на звание Человека.

Включалась «Ригонда» – и бодрость лилась через край.

«Маяк» был умелым художником «нежного света».

«Кудрявая» слушала вместе со всеми «Вставай»!

И я подпевал про «борьбу роковую за это».

Но слышались в пении вовсе иные тона.

«Ригонда» мигала своим заговорщицким глазом,

меняла пластинки, и с ними менялась страна,

и я просыпался, как все, как сегодня, – не сразу.

Мы проспали Страну своего детства. Мы не заметили, как она изменилась, потому что незаметно изменились сами: «Всё то, что модно, – лишь по блату… За ритмом популярной песенки почти не слышен гул проблем». И в наказание за это история повторила с нами, с Украиной, то, что произошло в семнадцатом году прошлого века в Российской империи с нашими прапрадедами: мы очутились в совершенночужой стране с временными властями, чехардой законов, отменой прежней морали и нравственности при неспособности заменить их чем-то достойным, и в результате – война, насилие, кровь, навсегда разъединяющая части некогда целой страны, некогда единого народа. Тогда был плох царь – что ж, царя отменили; цели были куда как благими, да неувязочка вышла: любой царь – для той страны, тех исторических условий, для людей, которые в них жили и были развиты соответственно, – тоже был символом-святыней, держащей в единстве и стабильности мир, как теперь «символ-памятник исчезнувшей эпохи», скреплявший нас в единстве и стабильности, отождествляется с песней «Вставай!», пионерскими кострами и звёздами «древнего Кремля». И обратите внимание: всегда – самые благие цели. И всегда – ради свободы народа. Но при этом всегда – народ рад любому новому «кесарю», прекращающему – невзирая на бешенство отдельных оголтелых политиков и их свор – самоубийственную войну и возвращающему мир, потому что и плохой мир лучше самой хорошей ссоры.

Время Луганска упрямое – длится

среди разрухи, страданий и ран.

Это история, словно таран,

лупит, на прочность судьбу проверяя…

В мыслях иду, как летаю по краю,

и, обнимая в душе, понимаю –

тает слезинкой дорога назад…

Где ты, Луганск-Ворошиловоград?

Так отчего так сладко сжимается сердце, когда, читая строки Владимира Спектора, даже и не ностальгируя по прошлому – всё равно с доброй улыбкой вспоминаешь ту Страну, «где добром отсверкивает зло»? Разве только потому, что «осталось больше, чем прошло»? Разве только потому, что «радость ожидания намного слаще счастья обретения»?

Большое всегда состоит из многих малостей, а каждая малая малость тождественна большому и – в капле – отражает и повторяет его. Каждый взрослый – это вчерашний ребёнок, и этот ребёнок жив во взрослом несмотря ни на что («Мальчик с узкими плечами, парень с хмурыми очами – я не в вас. Но вы во мне», «Мальчик из прошлого. Дедушка. Вова…»). Так и страна состоит из народа, а народ – из каждого отдельного человека. Борясь со страной, свергая, опрокидывая её символы-памятники, мы боремся с собой и побеждаем себя. А нынешняя война, как бы мы, граждане Украины, её ни маскировали «правильными словами», это гражданская война, а значит, война с собой.

У такой войны не может быть победы. За такой войной, если не одуматься и самим её не прекратить, следуют новые и новые витки насилия и репрессий. И кто уцелеет, это ещё бабушка надвое сказала, а Макар вилами по воде поводил. «Время кануло сквозь каменные латы. Не поймёшь – кто прав, кто виноват».

История учит, что она ничему не учит? Но разве не мудрее объявить свой «октябрь», свой мятеж – общенациональным Днём примирения, как поступили в России с днём 7-го ноября, и понять, что главное – быть вместе, жить вместе, пусть с разными взглядами и «своей правдой», но одним народом и в одной стране, находя ради этого то, что у нас есть общего?

Марширует целая эпоха,

не скорбя, рыдая и трубя.

Падая на половине вдоха,

отвечая каждый за себя…

Каждый за себя отвечает и сейчас, когда снова решается судьба страны. Тогда были правые и виноватые, но и правые в чём-то оказались виноватыми. Торжествовала одна правда и попирала другую… правду. Сегодня мы их скопом, всех огульно мажем чёрным цветом, не думая о том, что разделим их судьбу, что наши потомки тоже незахотят разбираться и присвоят чёрную метку всему поколению, всей эпохе, всему народу. И – не дай Боже! – возненавидят и станут презирать за наши проступки и свой народ, стыдясь его, отвергнут родные корни, пойдут в ученики к чужим. К тем, кто сейчас издалека, со стороны, из-за бугра смеётся нашей грызне и втихомолку пользуется ею. Иначе чем объяснить, что дети всех нынешних – даже самых малых! – начальников уже учатся в Европе и стремятся изо всех сил за что-то зацепиться, чтобы связать с ней свою жизнь?

Правильно и хорошо назвал свою новую книгу поэт – «Всё это нужно пережить…».

Пою, похрипывая, словно диск

пластиночный, из той эпохи.

Пою, превозмогая страх и риск,

который ощущаю в каждом вдохе.

Да, всё нужно просто пережить, переосмыслить заново. И учесть – непременно! – весь опыт истории и то несомненное добро, которое обязательно – рядом со злом – осталось во вчера. Может, стоит не рушить памятники – образно говоря, не выплёскивать вместе с мыльной водой ребёнка, – но вспомнить и утвердить добрые начала прошлой эпохи в дне нынешнем, рядом с новыми открытиями и достижениями. Может быть, именно добро и культура предыдущих десятилетий и есть наше общее достояние, которое делает людей народом, которое мешает стране рассыпаться в пыль, повторив этим путь многих прежних стран и культур, похоронив под своими обломками и достижения, и ошибки, да и нас самих.

Светлана Скорик,

г. Запорожье

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике рецензии, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 отзывов на “Светлана Скорик. Память родом из детства

  1. Спасибо, Светлана Ивановна, каждый Ваш очерк — это памятник творцу, удостоившемуся Вашего внимания к его творчеству. В данном случае это Владимир Давыдович Спектор, открывший, нет, широко распахнувший перед нами ворота своей жизни. А она настолько интересна не только его творчеством, но и чисто житейскими и бытовыми деталями, что воистину отражает историю и всей нашей страны. Спасибо и Владимиру Давыдовичу за замечательную и интересную книгу. Дай Вам Бог обоим здоровья и успехов в таком творчестве! А мы остаемся в ожидании Ваших новых исторических творений.

    • Владимир Спектор:

      Спасибо огромное, дорогой Анатолий Александрович!
      Ваша оценка — это очень высокая награда!
      А Светлана Ивановна — это один из лучших литературоведов, критиков и поэтов в современной литературе. Её статья — просто подарок Судьбы! Как и дружба с Вами и с ней. Удачи Вам, здоровья и всего наилучшего!!!
      И, конечно, сердечное спасибо замечательному журналу «9 Муз», и его руководителям Ирине Анастасиади и Людмиле Черкашиной!

  2. Ника Черкашина:

    Как всем нам повезло, что два талантливейших человека — непревзойденный по мастерству поэт Владимир Спектор и блестящий публицист Светлана Скорик- совпали с нами во времени и в пространстве. Благодаря им мы не потерялись на непредсказуемой дороге истории. Владимир Спектор в книге «Память родом из детства» собрал по крупицам все пережитое нами и, наверное, таким образом всех нас, все наше поколение со всеми нашими радостями и бедами. А Светлана Скорик расставила все это в нашем сердце и сознании, как вехи нашей жизни в выпавшей общей судьбе…В потерянной нами стране остались наше пионерское беззаботное детство, наше трудное взросление, наши ошибки, наше понимание и утверждение в жизни общечеловеческих ценностей и идеалов на фоне борьбы добра и зла. … Этот судьбоносный тандем — поэт и публицист — воскресил нам нашу память. Владимир и Светлана подарили нам наше время и нас самих- такими, какими мы были. Они говорили от имени каждого из нас- тех, кто не отказался от всего пережитого, а, провеяв его,.бережно отобрал и оставил потомкам лучшие зерна общей судьбы и общечеловеческой истории… Согласна с автором предыдущего отзыва и его словами: «Дай Вам Бог обоим здоровья…остаемся в ожидании Ваших новых… творений»!

    • Владимир Спектор:

      Спасибо огромное, дорогая Людмила!
      Спасибо за публикацию и за журнал в-целом!
      Очень интересный. Вы делаете большое и доброе дело, что в наше время особенно важно. Удачи Вам, здоровья ,вдохновения и новых успехов!
      Спасибо ещё раз от всей души!

  3. Ника Черкашина:

    Вы, дорогой Владимир Давидович, преувеличили мою роль — я только скромный редактор, а весь журнал и его ведение — это неоспоримая заслуга исключительно Ирины Анастаситади . Ее и только ее заслуга, что журнал связывает невидимыми нитями столько читателей из стольких стран мира и что мы все имеем ее трудами международную трибуну высокого Духа. Спасибо Вам и Светлане Скорик за Ваши труды и Ваше многоуровневое творчество.

    • Владимир Спектор:

      Вы — редактор, и этим всё сказано. Ещё раз спасибо Вам и Ирине Анастасиади за прекрасный журнал! Удачи и процветания!

  4. Владимир, дорогой, я благодарю вас от всего сердца за ваши добрые слова. Мы очень горды тем, что вы предоставляете ваши материалы нашему журналу.
    Думаю, что не одна сотня авторов благодарна Людмиле (Нике) Черкашиной за её бескорыстный труд редактора. Сколько талантливых людей она приводила и приводит в наш журнал! Она скромный человек… Но заслуги её велики. Как пчёлка трудится она на благо всем…
    А журнал наш является олицетворением труда редакторов на благо творцам. Мы отдаём своё время, свой талант, свои знания… и не хотим ничего взамен. Искуство ради искуства. Талант во имя таланта.
    Нам непросто работать. Да, признаюсь.
    Все ли сознают, как много труда вкладывают редакторы в публикацию материала?! А ведь сегодня всё не столько зависит от таланта автора, сколько от того, как он преподносится, какой у него рейтинг, где и как его может видеть читатель.
    Тысячи часов отданы во имя таланта. У редакции есть цель — всеми силами служить Музам. И это — не пустые слова, а бесконечный труд. Труд редакторов и издателей. И я признательна тем из авторов журнала, которые осознают, сколько сил у нас уходит на борьбу с техникой, которая (во благо ли или во вред) правит нашей жизнью.
    Да, управлять журналом совсем нелёгкое дело. И неблагодарное.
    Но редакция трудится. Мы пытаемся управлять всем визуальным пространством: и Face Book и Тwitter, и LinkedIn — служат нашим авторам, увеличивая аудиторию читателей для их материалов. Тысячи людей читают наш журнал, преумноженный тираж которого за счёт электронных ресурсов, мы поддерживаем живым.
    Да, нелёгкий труд!
    Но мы, редакция, рады, что наш труд ценят. Что наши труды не проходят даром. Что мы можем помочь людям талантливым. Ведь сегодня добраться до читателя — нелёгкий труд. Вовсе не все обладают в достаточном количестве техническими знаниями, необходимыми, чтобы поддержать свою работу в эфире. И если раньше нужен был один лишь талант, чтобы достучаться до читателя, то сегодня нужны глубокие технические знания работы с эфиром. А это, поверьте мне! — тяжкая работа, можно даже сказать, война с техникой. Потому, что талант человека никак не вписывается в структуру техники.
    Наш журнал — это — вечная война человеческого таланта с безличной программой. Читая журнал в эфире, трудно представить себе, какие военные действия ведутся редакторами с системой, запрограммированной людьми, которые не очень хорошо представляют себе: для кого они программируют пространство эфира.
    Если на первый взгляд журнал — это труд человека, то этот взгляд неверен. Журнал в эфире — это вечные военные действия человеческой души против бездушной техники. И мы бываем рады, когда можем пробиться сквозь завесы технических ограничений, запрограммированой серости и стериотипов.
    Журнал «9 Муз» не напрасно носит это имя. Мы — слуги Знания, Таланта и Вдохновления.
    Мы — вечные бойцы. И пусть наш труд тяжек. Мы всегда готовы к сражению. И путь мои слова звучат немного пафосно. Суть нашего труда от этого не меняется.
    Ирина Анастасиади

  5. Владимир Спектор:

    Дорогая Ирина, Вы и Людмила — настоящие подвижники, переоценить Ваш вклад в литературный процесс невозможно. Спасибо Вам огромное за всё, что Вы делаете во имя Литературы. Удачи Вам, здоровья, процветания и много новых успехов!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s