Михаил Сергеев. Русское зарубежье: Антология современной философской мысли

Философский пароход – 2

В октябре 2018 года в бостонском издательстве M-Graphics вышла книга
«Русское зарубежье: Антология современной философской мысли».
Автор-составитель Михаил Сергеев.

Мыслителям русского зарубежья – прошлым и будущим – посвящается

В сентябре и ноябре 1922 года два «философских парохода» – «Обер-бургомистр Хакен» и «Пруссия» – увезли из советского Петрограда в германский город Штеттин около 160 человек. В вынужденную эмиграцию были отправлены «выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки», в их числе Николай Бердяев, Семён Франк, Иван Ильин, Лев Карсавин, Николай Лосский, и многие другие.

В Википедии читаем:
Пароходные рейсы из Петрограда были не единственными: высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Высылка носила грубый, насильственно унизительный характер: всем высылаемым разрешалось взять с собой лишь две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации .
Предпринятое по инициативе Ленина насильственное выдворение из страны ее интеллектуальной элиты, спасло этим людям жизнь, но надолго прервало традицию свободного философствования в России. Депортированные мыслители продолжали свое творчество за пределами отчизны, составив впоследствии славу русского зарубежья.

В Советском Союзе об этой спецоперации ничего не писали, и только после развала СССР в начале девяностых, подробные сведения о высылке российской интеллектуальной элиты стали просачиваться в СМИ и доходить до населения. За прошедшие с тех пор четверть века информация об этих событиях, получивших название «философский пароход», стала предметом многочисленных публичных обсуждений и специальных исследований. Сама эта акция получила столь широкий резонанс, что была признана знаковой для истории России и Советского Союза .
В 2003 году Российское философское общество провело ответное мероприятие, которое призвано было показать, что российские интеллектуалы возвращаются в Россию. Отправляясь на XXI Всемирный философский конгресс в Стамбуле (Турция, 2003 г.), российские философы… арендовали в Новороссийском морском пароходстве… самый большой на Черном море российский теплоход «Мария Ермолова», на котором 152 участника этой акции (из 38 городов России, а также Украины, Белоруссии и Киргизии) прибыли на конгресс, где корабль стал для них гостиницей на воде, а затем вернулись в Новороссийск, символизируя возвращение на Родину «Философского парохода», высланного из России в 1922 г.
Однако, философский пароход, как оказалось, вовсе не собирался бросать якорь в родной гавани, а вместо этого ушел в дальнее – более того, кругосветное – путешествие.

Дело в том, что одним из долгосрочных последствий советских репрессий стала массовая эмиграция населения и формирование устойчивых русскоязычных общин по всему миру. Советский Союз, как известно, породил четыре волны эмиграции. Первая – это волна «белой эмиграции», которая «началась сразу же после революции 1917 года и продолжалась в течение 1920 – 1930-х гг. За этот период из страны выехало от 2,4 до 4,5 млн. чел.» Вторая, как пишет российский исследователь А. В. Скутнев, тесно связана с периодом Второй мировой войны и ее хронологическими границами можно считать 1939 – середину 1950-х гг. Более 5 млн. советских военнослужащих и мирных граждан оказались в немецких концлагерях, а после окончания войны в лагерях «для перемещенных лиц» (ди-пи)… Опасаясь сталинских лагерей или по идеологическим причинам многие предпочли остаться на Западе.

Однако, бóльшую часть эмигрантов из СССР в этот период, – продолжает Скутнев, – «составили не перемещенные лица, а население тех территорий, которые вошли в состав страны с 1939 по 1945 гг. [Поэтому] общие масштабы второй волны эмиграции можно оценивать от 5,5 до 10 млн. чел.»
Третья волна 1970 – 1980-х гг. была связана с тем, что в 1972 году гражданам еврейской и немецкой этнической принадлежности было официально разрешено покинуть СССР и уехать на историческую родину. Скутнев отмечает, что в те годы из СССР смогло уехать сравнительно немного народа, «порядка 1,1 – 2 млн. чел.». Тем не менее, и эта волна обернулась «потерей интеллектуальной элиты [поскольку в] основном выезжали люди с высшим образованием» .

Наконец, четвертая волна русского рассеяния началась после того, как в 1988 году был разрешен свободный выезд из Советского Союза. Этот процесс миграции продолжается и поныне, поэтому тут рано еще подводить итоги. Однако, предварительные цифры, опубликованные в аналитическом докладе «Эмиграция из России в конце XX – начале XXI века», позволяют оценить его масштабы. Согласно авторам этого доклада – экспертам Комитета гражданских инициатив профессору, д.э.н. Ольги Воробьевой и к.э.н. Александру Гребенюку, Российская статистика эмиграции охватывает только незначительную часть граждан, выезжающих на постоянное место жительства. С 1989 по 2015 год, по данным Росстата, Российскую Федерацию покинуло около 4,5 млн. человек, граждан России. Это без учета уже получивших новое гражданство, нелегальных мигрантов и тех, кто фактически живет «на две страны», имея российское гражданство, въезжая по визам… Также можно констатировать: для получения реального представления о масштабах эмиграции из России ежегодные данные Росстата необходимо корректировать в 3-4 раза в сторону увеличения. Например, согласно данным немецкой статистической службы за период 2011-2014 года в Германию иммигрировало немногим менее 97 тысяч человек, а по данным Росстата – 16,3 тысячи человек.

Одной из характернейших черт эмиграции четвертой волны стало то, что она не является окончательной. Уехавшие россияне, как правило, сохраняют российское гражданство, часто приезжают на родину навестить родных и близких, и в любой момент могут вернуться. По существу, это сугубо географическая миграция населения, приводящая к созданию русскоязычных общин по всему миру – так называемого «Русского зарубежья».
На сегодняшний день русских можно встретить во всех странах и на всех континентах планеты. Русскоязычное население проживает также во всех без исключения штатах США, включая Пуэрто Рико. В одном только Нью-Йорке в начале нынешнего столетия по разным подсчетам жило от 300 тысяч до миллиона русскоговорящих выходцев из СНГ . Причем в некоторых городах есть целые русскоязычные районы со своими магазинами, газетами, радиостанциями, юридической и медицинской помощью, туристическими бизнесами и даже домами отдыха. В Нью-Йорке – это знаменитый Брайтон Бич, а в Филадельфии – район Норд-Иста.

В странах нового места жительства русскоязычное население сохраняет связи с родной культурой, создает творческие объединения, организует конкурсы и фестивали на русском языке. В Греции (Афины – о. Тинос) литературный журнал «9 Муз» проводит ежегодный Международный творческий фестиваль «Визит к Музам» и издаёт ежегодник «9 Муз» а так же одноимённый сетевой портал. В Испании действует Международная Ассоциация Граждан Искусства, Мадрид (МАГИ). В Англии на Трафальгарской площади Лондона проходит ежегодный русский зимний фестиваль. В Германии приглашает к участию фестиваль-конкурс литературы и искусства “Russkij Stil”. В Австралии старейшая русскоязычная газета «Единение», выходящая с 1950 года, провела в 2015 году всеавстралийский литературный конкурс «На дальних берегах» и издает сетевой портал «Русская литература Австралии». В Канаде русскоязычные издательство «Литсвет» и литературно-художественный журнал «В Новом Свете» учредили ежегодную литературную премию им. Эрнеста Хемингуэя. Вообще, обилие русскоязычных зарубежных газет, журналов и интернет-изданий просто поражает.

Не обошел этот всплеск российского творческого духа за пределами отечественной метрополии и философов – неизменных пассажиров «Философского парохода» русской культуры зарубежья. Среди участников данной антологии – представители русскоязычных общин из восьми стран мира, расположенных на трех континентах: Соединенных Штатов, Германии, Италии, Швеции, Швейцарии, Украины, Китая и Израиля. Большинство мыслителей, включенных в антологию, представляют также две, последние по времени, волны русской эмиграции – третью и четвертую.
Что касается жизненных судеб, гуманитарной специализации и исследовательских тем, то тут разброс еще более внушительный. Профессора университетов соседствуют на страницах антологии с профессиональными безработными, литературный критик с православным священником, телеведущий и литератор с издателем и музыкантом. Поднимаемые в статьях вопросы охватывают весь спектр современной философской проблематики – от эпистемологии, онтологии и философской антропологии, до философии культуры, религии, а также социальной и политической философии.

В отличие от стандартов, принятых в словарях и энциклопедиях, авторы в антологии расположены не по алфавиту, а по старшинству. Открывает книгу статья одного из старейшин русского зарубежья, «легенды русской историософии» Александра Янова. Далее следуют материалы таких известных мыслителей, как Игорь Ефимов и Игорь Смирнов, Анатолий Ахутин и о. Владимир Зелинский, Борис Гройс и Карен Свасьян, Михаил Эпштейн и Александр Генис, а также многих других замечательных философов. Заключает антологию мини-трактат самого молодого участника сборника, русско-немецкого философа Владислава Златогорова.

Полное оглавление книги выглядит следующим образом:
Предисловие: Философский пароход – 2
Александр Янов (США): Про «вечное» самодержавие, про спор, про книги и про жизнь
Игорь Ефимов (США): Скрытые гроздья гнева
Игорь Смирнов (Германия): В буре страсти
Анатолий Ахутин (Украина): Культура и культуры
Владимир Зелинский (Италия): П. Я. Чаадаеву. Частное письмо
Борис Гройс (Германия – США): Романтическая бюрократия: постисторическая
мудрость Александра Кожева
Карен Свасьян (Швейцария): О конце истории философии
Михаил Блюменкранц (Германия): Проснувшиеся в Армагеддоне
Михаил Эпштейн (США): От анализа к синтезу. Призвание философии в ХХI веке
Александр Генис (США): Лук и капуста. Парадигмы современной культуры
Наталья Шелковая (Украина): Культуры Запада и Востока: смена парадигмы
Валерий Слуцкий (Израиль): Азы достоверного смысла в шести беседах
Михаил Аркадьев (Китай): Беспочвенность и ускользание, или что такое философия?
Евгений Смотрицкий (Германия): Глобализация: этюды пессимизма
Руслан Лошаков (Швеция): «Первая философия» Михаила Бахтина
Михаил Сергеев (США): Религия и государство: о соотношении веры и народовластия
Николай Плотников (Германия): Понятия «государства» и «личности» в русской
интеллектуальной истории
Владислав Златогоров (Германия): Философия религии

Антологию можно заказать на разных сайтах Амазона:
USA — http://www.amazon.com/dp/1940220939
Canada — http://www.amazon.ca/dp/1940220939
GB/Ireland — https://www.amazon.co.uk/dp/1940220939
France — https://www.amazon.fr/dp/1940220939
Germany — https://www.amazon.de/dp/1940220939
Italy — https://www.amazon.it/dp/1940220939
Spain — https://www.amazon.es/dp/1940220939
Australia — https://www.amazon.com.au/dp/1940220939
Давайте же пожелаем авторам «Философского парохода – 2», представленным в этой книге, счастливого и долгого плавания по безбрежным просторам мировой философской мысли.

Михаил Сергеев, доктор философии,
Университет искусств (Филадельфия, США)

 

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике статьи, Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s