Инна Никулина. Встречи с Аргонавтами


Нам повезло больше, чем другим. И это неоспоримый факт. Просто мы можем посмотреть на экспедицию Ясона сверху, обозреть с высоты веков все события, стать над проблемой. Визуальные коды останавливают время и ход повествования замирает и обрастает новыми деталями. Чем больше мы познаем мир, тем больше он становится.
Первые встречи с Аргонавтами состоялись в 1-м веке, римские зодчие создали терракотовый рельеф, который хранится в Британском музее, в Лондоне. Что же запечатлено в те далекие времена? Строительство Арго. На рельефе по праву изображена Афина и кормчий Тифий, и Aрг, герой который создал корабль сам по совету Афины. Этот корабль был назван «Арго» в честь мастера, а герои, отправившиеся на нем в поход – Аргонавты.

Встречи с кораблем. Каждый участник знакомства передает свое видение. Но каждый вдохновленный греческим эпосом не может оставаться равнодушным.

Лоренцо Коста (Lorenzo Costa), итальянский художник эпохи Возрождения подарил одну из встреч с Арго. На деревянной панели царит корабль (работа хранится в Гражданском музее, Падуя).
Он, практически, полностью перекрывает пространство и несколько сглаживает перспективу. Не совсем понятно, стоит ли он на воде или же парит в воздухе, поскольку у корабля отсутствуют весла, а паруса наполнены ветром. Синь небес, жемчужное море, зеленые кроны деревьев, изумрудные травы и белые вершины Пелиона. Все изысканно и торжественно в миг, когда Ясон с товарищами отправляются в поход.

Новую встречу открывает Вильям Рассел Флинт (sir William Russell Flint), шотландский художник 19-20 вв., акварель «Аргонавты». Вот и остался позади, окрашенный пурпурным светом зари Пелион. Нежно ласкает солнце гребцов, грациозно скользит корабль по глади морской, отражаясь в ее задумчивом зеркале. Вот и парус наполнился ветром и разом запела душа и позвала за собой загадочная и манящая даль. Что там?
Где же Ясон? Пора встретиться с ним.
Отец Ясона Эсон боялся, что Пелий, царь Иолка может убить его сына. Впрочем, его опасения были не беспочвенны. Царь Пелий незаконно восседал на троне, он отнял у Эсона власть и всячески старался ее удержать. Поэтому Ясон был прямой угрозой его жизни и власти. Так Эсон, создал иную реальность, в которой Ясон умер. А в это время мальчика отправили на склоны Пелиона в пещеру к Хирону, кентавру. До двадцати лет жил Ясон у кентавра и обучался науками искусству владения мечом, копьем и луком.

Вильям Рассел Флинт (sir William Russell Flint) «Ясон у кентавра Хирона».
Вот и наступил момент прощания. Ясон и кентавр Хирон изображены к нам спиной. Ясон уже не мальчик – это юноша, воин, в руках у него копье, он устремляет свой взор прямо на город в долине. Кентавр, за спиной которого колчан со стрелами, внимательно всматривается в лицо своего воспитанника: готов ли он к испытаниям, нужны ли ему еще наставления? Кто знает?
Они стоят на краю склона. Одна часть жизненного пути завершена, другая начинается. Внизу простирается равнина, осень позолотила кроны деревьев: время собирать урожай. Вдали раскинулось море, над ним – нежная заря. Новая неведанная жизнь манит и страшит Ясона, но он твердо стоит на ногах и готов к испытаниям.


Излюбленная «встреча» Ясон, усыпляющий дракона.

Итальянский живописец, график, поэт и музыкант 17 века Роза Сальваторе (Rosa Salvatore) представляет сцену (1665-1670, Музей изящных искусств, Монреаль): Ясон в доспехах, в руке сосуд, из которого льется сонное зелье и вот-вот дракон будет повержен. Пастельные тона и тщательно прописаны все детали. Когтистые лапы дракона вцепились в обломок скалы, он сопротивляется изо всех сил, но судьба его предрешена.

Борис Вальехо (Boris Vallejo) современный американский художник-прикладник перуанского происхождения встречает Ясона, победившего дракона. Его картины, выполненные карандашом, больше похожи на фотографии, а знание анатомии человека позволяет в мельчайших деталях изобразить тело. Минимум доспехов, сила в руке, сжимающей короткий меч и поверженный дракон, совсем недавно охранявший дерево, на котором хранилось золотое руно.

Судьба Ясона была предопределена изначально. На его судьба была переплетена с судьбой царя Пелия: «Пелию сказано было, что ожидает в грядущем Лютая доля его: погибнуть от человека, кто однообутым придет к нему в землю Иолка» (Родосский Аполлоний. Аргонавтика, кн.1; 5), этим человеком оказался Ясон. «Лишь Ясона Пелий узрел, тотчас же задумал Горестный путь для него в надежде, что в море погибнет, Иль сгинет в дальних краях средь людей чужеземных» (Родосский Аполлоний. Аргонавтика, кн.1; 15).
Пелий отправляет Ясона в поход за Золотым Руном. Был ли это поход в один конец… Аргонавтам помогали боги: и Афина, и Аполлон, и Зевс. Но могли ли они гарантировать счастливый финал этой истории.


Нам предстоит еще одна встреча. С Медеей (1889, Художественная галерея и музей Уильямсона, Мерсисайд). Эвелин де Морган (Evelyn de Morgan), английская художница 19-20 века знакомит нас с ней.

Мы видим девушку редкой красоты. Она идет по дворцу, в руках у нее сосуд с зельем, она отдаст его Ясону. Холодный мрамор, поглощающий тепло тела, холодный жемчуг в волосах, холодный оттенок красного в одеждах, строгие линии складок, отстраненное выражение лица. Она влюбилась в чужестранца. Медея уже решила, что поможет чужеземному герою победить дракона и похитить золотое руно.
Но принесет ли ей счастье такая самоотверженность…


Антонио Фредерик Огустус Сэндс (Antonio Frederic Augustus Sands) английский художник 19-20 вв., знакомит нас с другой Медеей (1866-1868 гг., Бирмингем, Художественный музей и галерея).

Чудесная, красивая женщина. В смятении перебирает на груди коралловые бусы. Взор затуманен, она готовит снадобье. На заднем плане картины просматриваются очертания корабля, вероятно Арго. Медея хочет помочь Ясону.

В финале истории – это уже другая Медея. Анри Клагманн (Henri Klagmann) французский художник 19 в. Медея с детьми (Музей изобразительных искусств, Нанси).
Темная галерея, на полу играют дети – это сыновья Ясона и Медеи. Она несчастная мать, женщина, жестоко обманутая мужем. Темные краски, затуманенное горем лицо и тяжёлый взгляд в пустоту: она смотрит на детей и не видит их, ужасная трагедия разыграется скоро. В руке зажат кинжал – это будет кровавая и жестокая месть.


Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) французский художник 19 в. представляет несколько иную Медею, которая собирается убить своих детей (музей, Лувр).

Она прячется в гроте, обнаженные фигуры и ее детей составляют пирамиду, освещенную светом. Остальные части грота скрыты. Медея приготовила меч, но она боится, что ее намерения откроются, она с опаской вглядывается во вход грота. Впечатление такое будто она обезумела от ненависти к мужу, но пойдет до конца.

Вся история построена на стремлении к власти любой ценой. Была ли цель обладания золотым руном истинной? Ведь ни Пелий, ни Ясон не получили власти в Иолке и не обрели счастья. Пелий стал жертвой жестокой расправы учиненной Медеей. Несчастная Медея потеряла все и любимого мужа Ясона, и детей и жизнь.
А Ясон поплатился за свое предательство. Он начинал свой путь как герой, у него была цель – добыть Золотое Руно, сулящее спасение и благоденствие роду Афаманта, к которому относился, и Ясон и Пелий. Между ними уже был заложен конфликт и вследствие этого Золотое Руно могло стать неким res controversa, что еще больше осложняло положение. Пелий изначально хотел погубить Ясона, но несмотря на все перипетии похода, герои добрались до Колхиды и с помощью Медеи завладели символом спасения и благоденствия.
Из героя Ясон превращается в обычного человека с его слабостями. Не случайно он погибает под обломками корабля Арго. Цикл судьбы замкнулся. А боги, они никогда не смеются над людьми, они просто нисходят к ним и играют ими. Homo proponit, sed deus disponit.

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике научно-популярное, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s