Борис Рябухин. Греческий миф и история 


Выдержки из книги Дж. ВА. Драперъ «История умственного развития Европы, В двух томах. Южно-русское издательство Ф.А Югансона. Киев, 1895 г. Том I, СС. 32-40

Миф «Путешествие Аргонавтов»

«Если внутренняя или подземная сторона Земли наполнена призраками и полуодушевленными тенями мёртвых, верхняя её часть, обитаемая человеком,  представляет так же немало чудес… Сколько можно рассказывать о них, следуя за странствиями Одиссея или за путешествиями Язона и его героических спутников, отправляющихся на корабле Арго за Золотым Руном говорящего барана! Мы могли бы рассказать о Гарпиях, летающих женщинах-птицах отвратительной формы, о слепом пророке, о Симплегадах, самозакрывающихся скалах, между которыми Аргонавты проскользнули точно чудом, так как скалы готовились уже захватить корму их судна; о странах амазонок и о Прометее, стонущем на скале, к которой он был прикован; о мстительном орле, который вечно кружился и пожирал его; о стране Ээта и о быках с медными  ногами  и пылающим дыханием, и о том, как Язон запряг их и заставил пахать; о волшебнице Медее и напитке, который она приготовляла из трав, выросших на крови ран Прометея; о поле, усеянном зубами драконов; об одетых в кольчуги  людей, вылезающих из борозд; о волшебном камне, разделившем их на две части и заставившем их сражаться друг против друга; о чешуйчатом драконе, охранявшем Золотое Руно, о том, как его напоили околдованным питьем и унесли во время его сна сокровище; о реке Фазисе, по извилинам которой корабль Арго поплыл в окружающее Землю море; о кругосветном плавании по этим тихим водам до источника Нила; о том, как Аргонавты  несли свой чувствующий, говорящий корабль через жаркую ливанскую  пустыню; об острове волшебницы Цирцеи; о скале в спасительную гавань, которая в разгар бури всплывала на поверхность моря, чтобы приютить их; о стреле, пущенной Аполлоном из его золотого лука; о деланном Гефестом медном человеке, который стоял на берегу Крита и бросал на них груды камней, когда они проезжали мимо; о их битве с ним и счастливом возвращении в Иолк и о перенесении корабля Арго на небо богинею Афиною.

Таковы были некоторые из инцидентов этого знаменитого путешествия, рассказ о которых очаровал всю Грецию ещё до появления Одиссеи…»

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СОБЫТИЯ

В 1250 году до н.э греки впервые совершили путешествие вокруг Эвксинского моря, что дало начало мифу о походе Аргонавтов и положило основание выгодной торговле золотом, сушеною рыбой и хлебом; в то же время они прославились и своими пиратскими похождениями. На каждом берегу они крали мужчин, женщин и детей, поддерживая обширную торговлю рабами, остатки которой сохранились…  Минос, критский царь, сделал было попытку уничтожить это пиратство. Его стремлению  приобресть владычество над Средиземным морем подражали последовательно лидийцы, фракийцы и родосцы; последние выработали  первые морской кодекс, который вошел впоследствии в состав римского законодательства… Между тем, тирские моряки начали ездить тайком за Геркулесовы Столбы, посещая Канарские и Азорские острова и привозя олово с Британских островов. Они принимали всевозможные меры предосторожности, чтобы не выдать другим народам своей тайны. Но предприимчивые греки последовали шаг за шагом за этими таинственными мореплавателями; впрочем, ещё во времена Гомера они не переходили за пределы восточного бассейна, так что Италия была совершенно неизвестною страною для них….

Развенчание чудес

Вообще замечено, что вскоре после первой Олимпиады умственный горизонт греков  быстро раздвинулся. Как только человек достигает известного пункта в умственном развитии, он непременно стремится применять существующие правила к предшествующим событиям, и не успокоится до тех пор, пока не достигнет этого. Опыт дал ему понять, что мир идёт по тому же пути сегодня, по какому шёл вчера, и он без малейшего колебания верит твёрдо, что так будет и впредь…

Мифология не в силах устоять перед лицом истории.

Действие этого принципа  проявляется во всех отраслях греческой литературы… Очевидно наступление разлада между образованными  классами общества и невежественными…все усилия защитить отжившее оказались напрасными: разум перерос веру… выражали неодобрение Эврипиду за то, что он заставлял своих героев пускаться в скептические рассуждения, и возмущались очевидной безбожностью закованного Прометея Эсхила. Пользуясь этим чувством, Аристофан успел подогреть раздражение народа против Сократа. Люди, которые сами сомневаются, чаще всего обвиняют в неверии других.

Таким образом, поэты, руководясь здравым смыслом, быстро отказались от народных верований; их примеру последовали философы… к чему это, в конце концов, привело: божество было исключено из созданного им мира, сверхъестественное превратилось в природную силу; Зевс был заменен воздухом, Посейдон – водою; и между тем как некоторые философы молча признавали народные легенды, как напр. Сократ, а другие, подобно Платону, считали себя обязанными, в силу патриотических чувств, исповедовать общественную веру, третьи, подобно Ксенофонту, громко называли все эти верования старым заблуждением, превращенным мало по малу в национальный обман…

То, что происходило с философами, повторилось и с историками: возникновение истинной истории привело к тем же результатам, что и возникновение истинной философии… Что должен был думать такой благочестивый  человек, как Геродот, когда он узнавал, что в то самое время как на его родине дела устраивались чудесным образом, на берегах Нила всё совершалось по определенным законам, совершенно обыкновенным путём, и притом в течение бесчисленного ряда веков?..

Геродот не может примирить несообразностей Троянской войны со своим знанием человеческих действий; Фукидид не смеет выразить своего недоверия к этому; Эратософен видит противоречия между странствованиями Одиссея и географическими истинами. Анаксагор осуждается на смерть за безбожие, и только по настоянию главы государства этот приговор смягчается осуждением на изгнание, Платон, смотрящий на всё с общей точки зрения, считает полезным воспретить изучение и разработку высших отраслей физики. Эсхил осуждён на побиение камнями за богохульство; его спасает брат его Аминий, поднявший свою руку, изувеченную в саламинской битве. Сократ осуждён и должен принять цикуту. Даже великие государственные деятели, в роде Перикла, увлекаются антирелигиозными мнениями. Никто не может ничего сказать в объяснение чудесного исчезновения полубогов и героев, в объяснение того, почему прекратились чудеса или почему на свете видны только человеческие действия. Невежественное общество требует немедленного наказания каждого подозрительного человека. По его мнению, недоверие к традициям прошлого  равносильно измене настоящему…

Следы Аргонавтов в прозе Бориса Рябухина

Рябухин Б.К.

Волжский царь. Роман хроника-дайджест.

– М.: Издательство «Литера М», 2013. – 742 с.

В книге Бориса Рябухина «Волжский царь» рассказывается о путешествии по векам истории древней  Булгарии, связанной с народами – скифами, гуннами, готами, аварами, монголами, славянами, руссами. На основании сообщений знаменитых восточных и западных географов, исследователей, историков и писателей рассматриваются не только связь веков, связь царей и связь поколений, но и связь племён в собирании и становлении различных народов и государств. Но и сегодня по-прежнему первые слова, сказанные матерью на родном языке, пробуждают в ребёнке зачатки национального самосознания…

Об образовании в 2100 г. до н. э.  царства амазонок в Приазовье. О том, как появились  прарусы-ойразы в долине р. Хоаспа, притока Тигра…

Эти вехи времён мы проскочили с Кеме со скоростью мысли. Но всего в вековечном мире не объять.

Отрывок из гл. 30 «Славяне»:

Далеко на севере у Рифейских гор греки и римляне размещали мифические народы «блаженных» гипербореев и воинственных амазонок, южнее – одноглазых аримаспов, аримфеев и исседонов. Далее, ближе к Северному Причерноморью живут уже знакомые античному миру скифские и сарматские племена, рано пришедшие в соприкосновение с античной цивилизацией. Понятие «Скифии», покрывающее  собой всю территорию Восточной Европы, со временем сменилось на «Сарматию» благодаря вытеснению скифских племен сарматскими. Среди скифов различали племена царских скифов, скифов-земледельцев, агафирсов, невров, андрофагов (антропофагов), меланхленов и некоторых других. С сарматским народом связывали древних савроматов, собственно сарматов, аорсов, сираков, роксоланов, аланов и других. В Крыму (Херсонесе Таврическом) жили тавры, на берегах Азовского моря – меоты, синды и другие племена. Позже в Северном Причерноморье появились готы, гунны и славяне (склавины, венеды, анты).

С Восточной Европой греки и римляне связывали ряд известных в античности мифологических сюжетов, имён и событий. Таковы, например, миф о прикованном на Кавказе Прометее; сказание о походе Аргонавтов в Колхиду за Золотым Руном; сюжет о крымском царстве таврского царя Тоанта, жрицей которого была дочь Агамемнона Ифигения, и о прибытии в Крым Ореста, брата Ифигении, и его друга Пилада; предание о посмертной жизни Ахилла в Северном Причерноморье.

Отрывок из  гл. 7 Сарматы

Геродот пересказал легенду об происхождении сарматов от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счёт родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии.

Однако есть более позднее сообщение о женщинах-воительницах.

Ал-Бекри  сказал мне:

– И на запад от Брусов – город женщин. Они владеют землями и невольниками. И они беременеют от своих невольников, и когда кто-либо из них родит сына, то мать его убивает. Они ездят верхом и лично выступают на войну и обладают смелостью и храбростью. Мне говорил Ибрагим сын Якуба Израильтянин, что известие об этом городе верно. Рассказал мнe это царь Румов. И на запад от этого города – племя из славян, которое называется «общиною» Авбаба. Оно живет в болотистых местностях стран Мшки к северо-западу. У них есть большой город на окружающем морe, который имеет 12 ворот и гавань. И они там имеют отличные портовые постановления. И они воюют с Мшкою и сила их велика. И нет у них царя, и не повинуются они одному лицу, а правителями их бывают их старшины.

Псевдо-Гиппократ сообщал, что у сарматских девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку, и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным. Но степные красавицы, по шутке Геродота, так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. Потому савроматы говорили на скифском языке, но издревле искажённом.

Жажда наживы толкала многих сарматов поступать на военную службу к оседлым соседям в качестве наёмников. Сарматские контингенты часто были на службе в составе армий боспорского и понтийского царств. Тацит («Анналы») отмечает, что во время войны за парфянское наследство (34–35 гг. н.э.) сарматские вожди «принимали подарки и служили обеим сторонам, как то дозволяет их обычай». Когда сарматы столкнулись с хорошо оснащенной парфянской конницей, уговорить сарматов принять бой удалось, только сказав, что чем более многочисленный противник, тем больше будет трофеев.

Римляне обычно представляли себе сарматов как участников набегов. Это представление сохранялось где-то до середины IV в., хотя к тому времени сарматы уже получили хорошую организацию и освоили различные военные хитрости. В частности, в составе сарматской армии появились вооруженные копьями всадники. Длинное копьё требует изрядной подготовки, как от воина, так и от его коня. Такой степени «профессионализма» могли добиться, прежде всего, представители военной знати.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Начиная со II в. до н. э. фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов названия  сарматских племён:  языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы. Политические объединения сарматских племён заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи.

 

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике мифы и реальность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s