Эльдар Ахадов. В защиту Медеи


Maria-Callas -Medea-film (2)

Вина Медеи была лишь в том, что она — чужестранка. Эллинам нужна была своя царица. Эту, которую привез их кумир — Ясон, они на дух не переносили, ведь само ее присутствие лишало их возможности влиять на царя через жену, через одну из дочерей Эллады. Им нужен был Ясон. Но холостой. Он ведь не был женат на этой иберийке по своим местным эллинским законам. Значит, она — незаконная. Ее нужно уничтожить или прогнать.

А дети? Ведь это дети не только Медеи, но и Ясона. Они наследуют власть отца. Этого нельзя было допустить. Ночью возбужденная вооруженная толпа ринулась к дому Ясона и Медеи. Ей нужно было бежать, чтобы спасти себя. Но если бы толпа ее догнала, а дети были с ней? Убили бы не только ее, но и детей! И тогда Медея, как мать, желающая спасти своих детей, передает их под покровительство богов и родного отца! Дети Ясона укрываются вместе с отцом в храме, где убийство является святотатством. Но толпа ринулась именно за ними.

Ворвавшись в храм, горожане убивают малолетних детей Медеи на глазах их слабовольного отца. Угрожая смертью и ему, они заставляют его жениться на гречанке. Медея жива, но с общего молчаливого согласия именно ее толпа обвиняет в убийстве родных детей. Убитая горем мать остается одна против всеобщей клеветы и мерзости. Слабовольному запуганному Ясону, насильно, но теперь уже официально женатому на гречанке, невыгодно брать на себя ответственность за умертвление родных детей и он поддерживает всеобщую чудовищную ложь против бывшей жены — дочери иберийского царя Эя.

Тысячи лет гуляет по свету подлая ложь о матери, убившей родных детей из ревности к их отцу. И все верят в эту несусветную чушь: будто бы родная мать могла убить бесконечно любимых детей, рожденных ею от бесконечно любимого мужчины.
Обоснование версии о невиновности Медеи в чьей-либо смерти и клевете греков на неё. В недавней заметке я выдвинул версию о том, что женщина, явившаяся прообразом легендарной Медеи из мифа об аргонавтах, на самом деле никогда никого не убивала. В научных работах исследователей греческого мифа конца прошлого века я нашёл подтверждения своей гипотезы. И более того — обоснование реальной причины путешествия аргонавтов.

О том, что это путешествие могло быть вполне реальным, хотя и обросшим в дальнейшем сказочными подробностями, причем, иной раз далеко не бескорыстными и даже вполне сознательными искажениями правдивой древней истории, говорят следующие факты:

1. Отправным пунктом экспедиции аргонавтов является город Иолк. Это отнюдь не фантастический город. Он реально существовал в Фессалии и существует до настоящего времени под названием Волос. Современный Волос возник в XIV в. на месте древнего Иолка, существовавшего во II тысячелетии до н.э. Селения в этой местности существовали уже в IV тысячелетии до н.э. (около деревни Сескло) и в III тысячелетии до н.э. (около деревни Димини). При выезде из современного Волоса в северо-западном направлении в сторону Ларисы с правой стороны между линией железной дороги и руслом реки находятся остатки дворца времени около 1400 г. до н.э., который сгорел при пожаре около 1200 г. до н.э. Таким образом, Иолк — не вымысел, а реальность, оставившая после себя вещественные доказательства: камни дворца можно увидеть и потрогать. Итак, исходный пункт маршрута Аргонавтов абсолютно реален. Столь же реален и весь их маршрут: остров Лемнос, побережья Мисии, Фракии, Вифинии, да и сама Колхида — все это реальная, а не выдуманная география.

2. Аргонавты принадлежат к поколению, предшествовавшему поколению участников Троянской войны. Ясон — современник Геракла и Тесея. Геракл — современник аркадийца Эвандра, который, согласно сообщению Дионисия Галикарнасского (I, 31, 33) за шестьдесят лет до Троянской войны переселился в Лаций и обосновался на Палатинском холме. В результате раскопок Шлимана установлено, что Троянская война — это исторический факт, имевший место в середине XIII в. до н.э.; следовательно, аргонавты и их современники жили в конце XIV — первой трети XIII в. до н.э. (древние считали, что, как правило, за век проходит жизнь трех поколений).

3. Кто такой Ясон? Реальный Ясон, а не выдуманный через несколько столетий?.. Ясон — потомок царей Фессалии, известной в древности как страна чародейства; согласно одной из мифологических версий, бог врачевания Асклепий родился именно в Фессалии (об этом сообщает Аполлодор — Библ. III, X, 3). В древнем мире магия и врачевание тесно соприкасались друг с другом. Ясон является сыном Эсона, внуком Кретея, основателя Иолка, правнуком Эола, первого царя Фессалии. Узурпатор Пелий отстранил от власти Эсона и, естественно, боялся его сына. Ясон, согласно Гесиоду (Теогония, 40), долгое время жил у кентавра Хирона в пещере лесистого Пелиона и там научился искусству врачевания. В роду Ясона был человек, обладавший даром прорицания (Мелампод, его двоюродный племянник, правнук Кретея). Имя Ясон — «Иасон» — имеет корень глагола «иаомай» — «лечить». Итак, Ясон предстает перед нами не как могучий и отважный воин, а как мирный человек, сведущий в магии и врачевании, знающий целебные и волшебные свойства растений; на воинственного эпического героя он совсем не похож

В киклической поэме «Взятие Эхалии» (Οίχαλίας αλωσις), которая приписывается Креофилу Самосскому, говорится о жившей в Коринфе Медее. В древнейших версиях этого сказания нигде не говорится, что Медея изменяет родине и затем убивает своих детей. В этих версиях вообще не встречается рассказов о каких-либо злодействах Медеи. Там нет и речи ни об убийстве брата Апсирта, ни об умерщвлении дочери Креонта. И, кстати, Медея покидает Колхиду вовсе не по собственному желанию, а по призыву божества.

Коринфский вариант древнейшей версии сказания об аргонавтах особенно примечателен с точки зрения этногенеза населения Эгеиды. В нем тесно связаны между собой Эя-Колхида и Коринф или Эфира (Κόρινθος || Έφύρη). Коринф, как и Колхида, является страной, подвластной Ээту. Версия эта имела реальную основу и смутно сохранила воспоминания о том времени, когда Коринф, и вообще Пелопоннес, подобно другим районам Эгейского бассейна, был обиталищем генетически близких к колхам пеласгов. В ней хорошо сохранилась древнейшая картина расселения малоазиатских племен.
Так кем же были реальные Ясон и Медея? Врачевателями. В те времена понятия «врач», «знахарь», «чародей», «жрец» зачастую имели гораздо более близкий смысл, чем это представляется сейчас. Человек, способный излечивать других людей, спасать человеческие жизни, целитель, обладающий знаниями, способными помочь другим, в глазах соплеменников представлялся равным волшебнику. Один корабль, способный перенести на себе даже несколько десятков человек, не представлял из себя никакой военной угрозы. Поэтому никакой военной или грабительской опасности для Колхиды царя Ээта представлять не мог. То, ради чего аргонавты, возглавляемые врачевателем Ясоном отплыли в Колхиду, невозможно было получить силой.

Следует обратить внимание на то, что согласно древнейшему сказанию снять золотое руно с дерева не мог никто, кроме местного жреца или чародея. И снял его не Ясон, ибо жрецом он не был, а местная чародейка и жрица по имени Медея (Аполлодор. Библ. I, IX, 23). Более того, царь Колхиды Ээт, послав погоню за аргонавтами, требовал вернуть именно Медею, а вовсе не золотое руно (Аполлодор. Библ. I, IX, 24). Медея была главной целью Ясона, а не руно! Эллинам нужны были её знания! И весь поход в Колхиду в таком случае был не походом за бренным золотом, которое сегодня есть, а завтра нет, а за знаниями колхов в целительстве! Ведь, как мы выяснили, и сам Ясон был скорее врачом, чем воином.
Обратите внимание и на тот аспект, что Медея оказывается в Коринфе — греческом городе, подвластном согласно легенде, её отцу Ээту. Да, он не желал её расставания с Колхидой, но она не покидала земель, принадлежавших её семейству, оставаясь в границах владений Ээта… Увы, коринфяне повели себя враждебно по отношению к ней и её семье. И столкновение Медеи с Ясоном вероятно действительно произошло, но не на почве ревности, а потому что она оставила своих детей с их отцом в храме Геры, где, после ее ухода из Коринфа, с ними расправились коринфяне. А он — будущий герой мифов и легенд — их никак не защитил. Почему? Скорее всего потому, что никогда не был воином… Это ещё один формальный повод для того, чтобы считать реального Ясона вовсе не воином, а кем-то имеющим совсем иную далеко не воинственную специальность. Знахаря, например, умеющего готовить лечебные отвары, но никогда не владевшего мечом.

И два слова о клевете на Медею. Коринфяне, безусловно, были заинтересованы в этом.
Первым автором, у которого Медея убивает своего малолетнего брата Апсирта, , был Софокл, живший в V веке до н.э., то есть , спустя почти 900 лет после реальных событий. Затем, об убийстве Медеей своего брата говорится в фрагментах VII книги «Истории» («Теогонии») Ферекида. Однако, в данном случае это не отражение древних традиционных версий сказания, а явное влияние Софокла, поскольку сам Ферекид был его современником.
Затем, в конце того же V века до н.э. с целью обострения трагической коллизии Эврипид придал выдуманной Софоклом мести Медеи ужасающий характер и заставил ее в своём произведении совершить зверское преступление, несовместимое с материнской сутью женщины: убийство собственных детей. Кстати, введённое Эврипидом «новшество» послужило причиной возникновения среди его современников слухов о том, что он был подкуплен коринфянами: заплатившими ему пять талантов, чтобы оправдать их и очернить несчастную Медею. Для сведения: талант в античном мире — счётно-денежная единица, масса одного золотого вавилонского шекеля, равная таланту, составляла 16,8 кг. Соответственно 5 талантов это — 84 килограмма чистого золота. Неплохая цена за клевету.

Библиографические материалы:

1.Урушадзе Л.В. «Страна волшебницы Медеи», Кавказ и Средиземноморье, Тбилисский университет, 1980.
2.Федорова Е.В. «Имеет ли миф об Аргонавтах реальную основу?» Вестник Московского Университета. История. 1996. № 6.
3.Аполлодор. Мифологическая библиотека = Βιβλιοθήκη / Пер., предисл. и комм. А. Шапошникова. — М.: Эксмо, 2006. — 413 с.
4.G. Кinkel, EGF., Naupaktika, fr. 7.
5.Schol. ad. Eur. Med.. 273.
6.A. Lesky, Geschichte der griechischen Literatur. Bern-München, 1963 J. S. 404. С. И. Pадциг. Опыт историко-литературного анализа «Медеи»: Еврипида. См.: Вопросы классической филологии II, Москва, 1969, стр.82.

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике научно-популярное, статьи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 отзыв на “Эльдар Ахадов. В защиту Медеи

  1. Ника Черкашина:

    Всегда интересно исследовать противоположные точки зрения. Точка зрения Эльдара на далекие события древности очень интересна. Он дал нам много интересных подробностей и, главное, защитил материнскую суть Женщины. Но истина между противоположными точками зрения всегда остается где-то посередине. И, как мне кажется, ближе всех эту срединную точку и точку зрения Эльдара уловила Алёна Емелина. Она дала всех главных героев Мифа в образах наших современников. У нее дети живы. Их никто не убивает. И ееМедея их не убивает , а просто лишает Ясона общения с ними, чтобы они не выросли, как их отец, — безвольными, трусами и не способными защить себя и свою семтю людьми.
    Спасибо, Эльдар. Благодаря Вам столкнулись обе точки зрения — и победила Жизнь!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s