Милана Лазариди. Философия красоты: прекрасная Елена в греческой поэзии


Dante_Gabriel_Rossetti_-_Helen_of_Troy

Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы

Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:

Истинно, вечным богиням она красотою подобна!

Гомер

Елена, горе! Ты сгубила Трою!

Еврипид

Елена Прекрасная — гомеровский образ, миф о красивейшей из женщин, которая продолжает «воспламенять воображение поэтов» через века и тысячелетия.

Согласно сказанию, троянский царевич Парис похитил у гостеприимно принявшего его спартанского царя Менелая  много сокровищ и жену,  красавицу Елену. Оскорбленный Менелай и его брат,  микенский царь Агамемнон,  собрали из всех греческих областей рать для похода на Трою под верховным предводительством Агамемнона.  Десять лет греческое ополчение безуспешно осаждало Трою, и  только хитростью грекам, спрятанным в деревянном коне, удалось проникнуть в город и поджечь его.  Троя сгорела, а Елена была возвращена Менелаю. Однако возвращение греческих героев на родину было печальным: одни погибли в пути или немедленно по возвращении, другие долго скитались по разным морям,  прежде чем им удалось вернуться домой. Из суммы этих сказаний складывается так называемый троянский цикл греческой мифологии (Тронский, 1983, 34-35).

Отечество Елены  — славная Спарта. Вот как описывает родителей красавицы прославленный оратор древней Эллады Горгий: Леда  была её матерью, а отцом был бог, слыл же смертный, и были то Тиндарей и Зевс:  (…) Один меж людей сильнейший, другой над мирозданием царь. Рождённая ими,  красотою была она равна богам, её открыто являя, нескрыто тая ( Горгий, 1986,28).

Елена, по ее собственным словам, жертва горестной истории о том,  как заспорили три богини, кто из них красивее: Гера, дочь чистейшая Кронида (Афина) и Киприда-Афродита.        Далее свершилась величайшая несправедливость. Елена  продолжает рассказ:

— Должен

Был разрешить их распрю волопас.

И вот, мою красу (коль и  несчастье

Прекрасным может быть) пообещав

Для ложа Александру,  побеждает

Киприда, а Парис — Идей, покинув

Пастушеский загон, стремится в Спарту,

Чтоб овладеть невестой.

Бессмертные! Покончит ли с несчастьем Танталов род у вас когда-нибудь?

Еврипид, Елена (850)

Вручив яблоко – прекрасный плод,  которому предстоит сыграть роковую роль ещё не один раз в мировой мифистории – Афродите,  Парис предопределил жизненный путь Елены. Отныне она  символ. Любви? Ненависти? Красоты? Принесла ли красота Елены мир, спокойствие, безмятежность. Совместимы ли красота и война, красота и старость, красота и свобода?

По мнению А.Ф.Лосева, Елена «подлинно трагическая фигура» (Лосев, 1966, 231).

Действительно, красота спасает мир, гармонизируя мир, но платит сама очень дорого. Елена глубоко страдает. Она понимает, что равно ненавистна народам Греции и Трои:

Моё в Элладе опорочено бесславьем имя

Еврипид. Елена (60)

Увидев её Тевкр, брат Аякса Теламонида —  героя троянской войны, в ужасе восклицает:

О боги! Что за вид ужасный! Образ

Проклятой  той, которая меня

И Грецию сгубила…

Еврипид, Елена (70)

Елена – невольная виновница позора и огромных несчастий,  красота которой принесла горе и самым любимым и  дорогим людям, вторит Тевкру:

Тьмы я мужей сгубила…

Их унесло Елены

Полное муки имя.

В петле вкусила Леда

Смерть за моё  бесславье;

Еврипид, Елена (190-200)

Матери больше нет…

Мой затянул позор,

Петлю на шее ей…

Еврипид, Елена (680)

Братья Елены Кастор и Полидевк, по слухам, «из-за сестры как будто закололись».

Еврипид, Елена (139-140)

От позора погибла мать Елены – Леда, а слух о гибели братьев,к счастью, оказался ложным. Вырванная из семьи, тоскующая по Менелаю,  потерявшая родственников,  разлученная с дочерью Гермионой, Елена проклинает свою красоту:

О жены, о подруги, что за рок

Меня сковал?

То Геры

Игрушкой становлюсь я, то своей

Красы безвольной жертвой…Боги, боги!

Стираются же краски и со статуй;

Так отчего ж мою вы красоту

Не смените первичным  безобразьем?

Еврипид, Елена (260)

Других краса –

Венчает счастьем —  мне она в погибель.

Ты же краса моя, ты

Башни сгубила Приама

Лучших ахейцев сгубила!

Еврипид, Елена (300-380)

Но были в Элладе люди, которых глубоко трогала «печаль и тайные слёзы Елены».

Вот так Горгий,  знаменитый оратор, защищает Елену, отвергая все обвинения против неё.

Была она или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена?

…Если богу или случаю мы вину должны приписывать, то Елену свободной от бесчестья должны признавать.

…Елена насилию подвергшись, родины лишившись,  сиротою оставшись, разве не заслуживает более сожаления, чем поношения?

Если же речь её убедила и душу её обманом захватила, то и здесь нетрудно её защитить и  от этой вины обелить. И то слово —  величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость.

Если это свершила любовь, то нетрудно избегнуть ей обвинения в том преступлении, какое она, говорят, совершила.

При  помощи зрения и характер души принимает иной себе облик. Чему же удивляться, ежели очи Елены, телом Париса плененные, страсти  стремленье, битвы любовной  хотение в душу её заронили! Если Эрос, будучи богом богов, божественной силой владеет,- как же может много слабейший от него отбиться и защититься!

А если любовь болезней людских лишь страданье, чувств  душевных затменье, то не как преступленье нужно её порицать, но как несчастья явленье считать.

Как можно считать справедливым, если поносят Елену? Совершила ль она,  что она совершила, силой любви побежденная, ложью ли речей убежденная или  явным насилием вдаль увлеченная, или  принужденьем богов  принужденная, —  во всех этих случаях нет на ней никакой вины. ( Горгий, 1986, 30-31).

Что принесла красота и слава Елене? Горе, ненависть и бесчестье. Виновна перед мужем – изменила, перед милой дочерью – кто женится на девушке из опозоренного рода, перед матерью – Леда покончила с собой.

Да, оратор Горгий  защитил Елену по всем правилам речевого искусства. И всё же грех не был отринут.

Может быть, это было причиной иной трактовки злосчастной судьбы Елены другим гением  древней Эллады – трагиком Еврипидом. Оказывается, всё было совсем по-другому.

Елена, соблюдая честь, дожидалась мужа в доме Протея, в Египте, куда её перенёс Гермес. Поводом к войне, по воле богов,  был её  призрак, идол, эфирное видение. В одноименной поэме Елена рассказывает Тевкру:

(…) Не меня женой

Он получил, нет: призрак из эфира

Чистейшего,  по моему подобью,

Был Герою для Приамида  сложен,

Царевича троянского.

(…) Зевса же

Свершалася другая воля,

К вящей

Беде моей: меж греков и несчастных

Фригийцев он  войну зажег, чтоб мать

Освободить от населенья – Землю –

Чрезмерного и чтобы лучший грек

Был славою отмечен. Битв наградой

Троянам и ахейцам он назначил

Меня…

Еврипид (39-40)

В поэме Еврипида «Орест» Электра призывает своего брата, Ореста, матереубийцу, убить Елену, которая « греков губила там, у пучины Скамандра» (песнь 1310). Предводительница хора —  глас народа —  вторит Электре:

Ты поразил

Елену, правды меч!

За пагубу, за пагубу Эллады,

За пастыря Троянского теперь,

За слёзы жен она  ахейских платит. 

Еврипид (1360)

Но Аполлон спасает Елену по воле Зевса.

(…) Он дочери бессмертной

Дал светлый трон в обители небес

Чтоб с Кастором она и Полидевком

Спасением сияла для пловцов.

Еврипид (1630)

 

Современная греческая поэзия опирается на бессмертные  достижения древней Эллады, вкладывая своё понимание в осмысление мифов. Гениальные греческие поэты ХХ века — Г.Сеферис и Я.Рицос — посвятили свои поэтические шедевры образу Елены Прекрасной. Следующий диалог из «Елены» Еврипида может служить эпиграфом к одноименному шедевру Г.Сефериса:

Слуга           Источник мук под Троей – не она?

Менелай      Нет. Боги нас обманывали. В руки

Мои достался призрак роковой.

Слуга           Что ты сказал?

Все муки – даром? И награда – призрак?

Еврипид (700)

В поэме «Елена» Г. Сеферис, выдающийся греческий поэт, известный дипломат, лауреат Нобелевской премии раскрывает тему мира, красоты и войны. Как можно было так безнравственно обойтись с красотой Елены, гармонией и мерой, чтобы столкнуть народы, открыть перед ними бездну 10-летней войны, которая унесла  прекрасных собой, мужественных, славных героев. Разрушились семьи, осиротели дети, счастливые  хранительницы домашнего очага попали в рабство.

Г.Сеферис избрал эту тему неслучайно. Находясь за границей на учебе, он лишился дома, города, страны. Пала греческая Византия. «Мама, Смирна горит!» — это вопль потрясенного сердца поэта, боль, которую он пронесет через всю жизнь.

В поэме «Елена» Г.Сеферис опирается не на «Илиаду» Гомера, а на одноименную трагедию Еврипида. Оказывается,  что женщина божественной красоты никогда не появлялась в Трое. Всё это выдумки поэтов: в Трое был идол, одетый как Елена.

Поэму предваряет эпиграф из Еврипида, в котором ведут разговор Тевкр (Теламонид) и Елена. Вестник, третий член полилога,  восклицает потрясенно[1]: «Так ты была только призраком, и призрачной была наша  боль?»

Г. Сеферис приводит в Египет Тевкра Теламонида, который во дворце Протея встречает спартанцев, зарыдавших при его виде, — и среди них Елену. Прекрасная Елена твердо уверила Тевкра, что никогда не ступала на землю Трои, а там был её образ. «Ничего не было в Трое – только идол. Так хотели боги».

Тевкр не может придти в себя от громоподобного известия. Он в этой войне потерял брата – Аякса – и родину, потому что отец отказал ему от дома. С помощью Аполлона, сжалившегося над его горем, он основывает новый город Саламин на  Кипре.

Славный герой Эллады не может поверить, что столько потерь пережито народом его страны из-за некоего облака, мечты, рубашки, которая была на идоле.

В 1953 году Г. Сеферис посетил Кипр,  который вел кровопролитную войну с англичанами за обретение  свободы. Поэма «Елена» — дань его преклонения перед народом, борющимся за свободу. И – как всегда – классика помогает обнажить идею структурировать крик души.

Я. Рицос воплощает в поэме «Елена» своё понимание красоты во взаимосвязях и взаимоотношениях со всем миром. Главная тема его поэзии – одиночество и смерть, потому что эти состояния преследовали его самого всю жизнь. Из-за своих политических  убеждений он провёл многие годы в тюрьмах на дальних островах Греции (на острове Лерос, Макрониссос).  Поэт с внешностью киноактёра-красавца, лауреат международных премий, всю жизнь боролся за свободу  и не сходил с боевой тропы в течение всей своей  долгой жизни.

Свобода, одиночество и смерть – тема его «Елены». Прекрасная Елена, старуха, давно позабывшая, для чего нужна была её красота (нужна ли она вообще),  для чего нужна была её жизнь.

Забываются слова, да и зачем они нужны?.. Говорить не с кем.

Забываются знакомые имена, остаётся только пустой звук – Парис, Менелай, Ахиллес, Протей, Феоклимен, Тевкр…

Слова уже не идут сами, их приходится искать, как будто бы надо переводить с языка, который неведом…

Хочется забыться,  чтобы  избежать страха уснуть,но и страха проснуться…

Елену забыли все. Кажется, что даже смерть не идёт  к ней, но тут она ошибается: тот, кто так внимательно слушает её, сидя у её постели – избавитель от всех тревог. Может быть – это смерть, она рядом.

Но был, был сладостный миг в жизни Елены. Она стояла у высокой стены Трои. Одна роза была в руке, вторую она держала в зубах, третья полетела вниз; и воины – и греки и троянцы – бились за обладание розой. Елена была свободна, и это было счастьем для неё.

В данном ключе выполнена прелестная миниатюра «Елена», принадлежащая перу греческого дипломата и поэта Х. Контовунисиоса,ныне посла Греческой республики в Финляндии:

А! Елена Троянская, Елена Хаоса

И надежды. Солнцеточащая!

Я не стану Парисом.

Но не буду и Менелаем.

Я не добиваюсь тебя.

Ты – моя. Я владею тобой.

Такой, какой родила тебя мать.

От края до края. Полностью.

Но свободной тебя оставляю.

Бабочка майская…

И всё же – нужна ли красота? О. Мандельштам, поэт Серебряного века,  поистине поэт античного масштаба, размышляя о Троянской войне, замечает: «…И если б не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?»

Русская поэзия нежно воспевает божественную красоту Елены.Восхищаясь женской красотой, греческие поэты поколения 30 -х  — Г.Сеферис и Я. Рицос  — не забывают и о тех трагических моментах в судьбе Эллады и Трои, а также в жизни самой Елены, которую принесла ее красота. Прекрасное как — будто не нужно этому несовершенному миру. Но только красота – единственное, что противостоит хаосу разрушения и насилия. Поэтому она бессмертна.Таким образом, миф о прекрасной жене спартанского царя Менелая оказался востребованным и в наши дни. Знакомство с новогреческим языком и поэзией расширило наши представления об этой старинной истории. Гедонистическое чувство наслаждения чудесной поэзией является наградой за те труды, которые принесены  на алтарь овладения прекрасным  греческим языком.

Литература.

Гомер. Перевод с древнегреческого Н. И. Гнедича. — Л.,1990.

Горгий. Похвала Елене. Перевод  С.Кондратьева//Ораторы Греции. — М., 1986. С.27-32.

Еврипид. Елена. Перевод с древнегреческого И. Анненского//Трагедии. — М, 1980. С.65-145.

Еврипид. Орест. Перевод с древнегреческого И. Анненского//Трагедии. — М, 1980. С.225-299.

Контовунисиас Х. Елена//Эол степи. — Алматы, 2008. С.39.

Лосев А.Ф. Гомер. — М., 1986.

Рицос Я. Елена//Антология.-  Афины, 2006. С. 304-313.

Сеферис Г. Елена//Стихотворения. — Афины, 2004. С. 239-349.

Тронский И.М. История античной литературы.-  М., 1983.

[1] Все переводы с новогреческого выполнены автором статьи.

иллюстрация: Dante Gabriel Rossetti — Helen of Troy

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 отзыв на “Милана Лазариди. Философия красоты: прекрасная Елена в греческой поэзии

  1. Елена:

    Интересная параллель — сэр Уолтер Рейли — романтик и храбрец и Елена Прекрасная — преступившая все черты хорошего тона. Два таких революционных персонажа. Оба неоднозначны, оба замечательны по-своему. Спасибо Милане Лазариди и Ивану Ментешашвили за их работу.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s