Лариса Власова. Читатели и исследователи

В. Глущенко. Пилат и первосвященник Каифа_5

 Любителей творчества Булгакова можно разделить на два несхожих по своим убеждениям типа людей. Первый – читатели, их большинство, их привлекает языковой и образный строй романа, им интересна портретная галерея свиты Воланда, в воображении они рисуют себе картины, проецируют на себя отношения Мастера и Маргариты. Второй – исследователи, это люди учёные, им интересны подводные камни, глубинные смыслы произведения, то, ради чего они обращаются к чтению, тратят своё бесценное время, вовлекаются в публичные споры вокруг главных персонажей романа: Га-Ноцри, Воланда, Мастера, сидя в гостях у друзей на кухне, они часами за чашкой чая обсуждают психологические грани, ловят тонкие, одухотворённые мастерской игрой со словом, еле уловимые намеки, прочувствованные ими в тексте. Читателю интересен юмор. Исследователю – умозаключения.

  Читатель хочет посетить московскую квартиру писателя, ощутить атмосферу дома. Ничего не ускользает от его зоркого взгляда. Его намерения подняться в квартиру № 50 сразу оправдываются, он окунается в таинственную ауру на лестничной площадке, и он тут же обрадуется своей догадливости, узнав в сюжетных зарисовках персонажей, нарисованных на стене, которые специально для него, силой своего таланта, из самых лучших побуждений, чёрной краской воссоздали художники-графики. Он желает войти в кухню по скрипучему паркету, услышать шипение примуса, бурление дымящегося отвара из корней и трав. А может быть, и увидеть в зеркале псише тень Маргариты, вылетающей в окно на волшебной метле.

  Исследователь во что бы то ни стало должен собрать и изучить ценный, с его точки зрения, материал, встречающийся на тернистом пути учёного. Он уже уверен в достоверности сказанного другим писателем: «Художник не ищет истину, он её создаёт». Его внимание неизменно привлечёт аутентичное издание античного романа «Золотой осёл», написанного на латинском языке во II в. н. э. Апулеем, в его голове моментально выстроится концепция, он всё сопоставит, услышит отголоски в сюжетной линии, созвучные с книгой древнеримского автора. Исследователь точно знает, что ему необходим опыт Булгакова, полученный им от соприкосновения с мистическим миром, ощущение духовного состояния от испытанного им озарения, приобретенного опыта «умирания» и, наконец, перерождения в ином возвышенном просветлённом качестве. Он приблизится к экспонатам, услышав от экскурсовода слово «пионерия», из глубины его лёгких вырвется еле слышный вздох, и он наверняка прослезится, увидев изображение двух разнополых пионеров в красных галстуках, нарисованных на крышке белой фаянсовой по-буржуазному изогнутой супнице.

  Читатель иронично говорит: «А мы здесь примус починяем…», часто задаёт вопрос: «14 нисана – это какой месяц?» – и, получив ответ, покупает себе шапочку с вышитой буквой «М».

  Исследователь должен сохранять благоразумие: весь этот фантастический мир – плод художественного воображения автора.

  Экспонаты музея дополняет интерьер, старинные вещи и мебель из редакции газеты «Гудок», где в двадцатые годы работал Булгаков, время от времени детально появляющиеся в романе. Здесь, среди архивных документов, старых газет, журналов сохранились и фотографии, на которых запечатлены современные писателю человеческие судьбы. Скрытые от человеческого глаза, сдавленные стопками страниц, эти молчаливые свидетели истории, впитавшие атмосферу места, хранятся под пристальным оком смотрителей музея. Находится же поддавшийся впечатлению любознательный посетитель, который с воодушевлением подметит неточности исторических аллюзий романа. Как там было описано… Но ведь римляне плащей не носили, их носили тамплиеры. Да, и ещё. Месяц нисан мог существовать только в еврейском календаре, а в юлианском его нет. Но для большинства из нас, получающих удовольствие от художественного языка великого мастера, это не имеет принципиального значения. Или другой, более опытный и дотошный, исследователь напомнит о том, что нам никогда, может быть, не добраться до глубинных основ, не понять истинного смысла мотивов писателя, не прочитать послания, какое он зашифровал для будущих поколений. И вдруг визуально, почти физиологически ощутимо нас окутает пейзаж раннего утра, повеет прокаленным суховеем, почудятся песчаные холмы цвета овечьей шерсти, забелеет колоннада дворца с мраморной лестницей, по которой, страдая от головной боли, поднимется Понтий Пилат.

  Найдутся среди прочих бумаг и вырезки из газет о колдунах и чародеях, не придуманные истории, рассказы о таинствах посвящения, записанные любителями оккультных наук. Чертовщина, – скажете вы, – и будете тысячу раз правы. Но воссозданный с такой любовью и мастерством гуманизированный мир Булгакова шепчет, кричит, внушает диалектические вопросы, обречённые на вечное существование. И звучат они из уст самых разных персонажей. «Что бы делало твоё добро, – спрашивает Воланд Левия Матвея, – если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?». Воланд – умный и проницательный, он подкупает своим обаянием, подмечает человеческие слабости и пороки, своим обманом завораживает людей и наказывает их за несоблюдение христианских заповедей. Его появление в литературе вполне оправдано, уже повсюду царит социалистический реализм, поэтому событие как будто предвещает сатанизацию общества, становясь плодородной почвой для подписания всеуничтожающих договоров с Дьяволом.

  Русскому человеку нужно показать всю широту души. Ему издревле нужен был праздник с песнями и плясками, гармошками и карнавальными масками. А чем не шабаш? Народные гуляния по всей Руси, часто под занавес перерастающие в заварушки, – всё вверх тормашками. Храмы не нужны! Долой храмы! Бог умер. У Булгакова в романе нет божественной силы, а вместо неё он вводит персонажа по имени Иешуа Га-Ноцри, который называет себя человеком, не помнящим своих родителей. Именно Воланда, с некоторыми оговорками, можно назвать главным персонажем. Это он возрождает из небытия сожжённый Мастером роман, чтобы восстановить подлинную историю Иисуса Христа. Мастер отрекается от своего православного имени, полученного им при крещении, отрекается от небесного покровителя, поэтому, когда он взглянул на иконку с изображением ангела-хранителя, тот отворачивается от него. Не случайно Левий Матвей говорит о Мастере, что он не заслужил света. Мастер отдаёт свою душу, а взамен получает пустоту. Но такое часто встречается и в обычной жизни, среди обычных людей и не надо долго искать.

  Мои московские друзья добились-таки получения израильского гражданства. Теперь, зимой, оставив заснеженную Москву, они уезжают погреться на песочке к Мертвому морю, под ласковое и гостеприимное солнце Израиля. Так, на Рождество, сидя дома на сталинской кухне, потягивая из чашки кофе всеми любимого сорта арабика, укрывшись новым флисовым пледом, я испытала вполне объяснимое чувство зависти, рассматривая присланные мне на смартфон фотографии, на которых они запечатлены улыбающимися на пляже. По их счастливым загорелым лицам я вижу, что им почему-то не хочется покидать ненавистный прокуратором город…

иллюстрация: В.Глущенко

 

 

 

 

Реклама

Об авторе Главный редактор Ирина Анастасиади

писатель, главный редактор журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике проза, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Лариса Власова. Читатели и исследователи»

  1. Правительство и элиту ,Вить ,надо вразумить .
    Космический час 72 года у нас .
    Знаешь ли , Бернулли , что Горького ( настояшая фио ) на площадь вернули ?
    Символ соединяет , дьявол разъединяет .
    2021 ! 2028г!!!!!!!
    Земля , раскроются тонкие поля !
    Троичные — на Украину.
    КИМы приличные все –троичные .
    У индусов 5 вкусов .
    Преступник . Одна из примет — ничего не помнят до 7 лет .
    Построим , брат , духовностроительный комбинат .

    На земле , Пров , откроем мастерскую Миров .
    Из всех искусств , детка , для нас важнейшее — разведка .
    Истина и субъекта интенциональное согласие интеллекта .
    Он речёт во времени благодать течёт .
    Китай умудрился Д потерять , т . е . Благодать .

    Собака есть — сама честь .
    Никого не обличай , волю небес различай .
    Благо дать значит благо давать .
    Во исполнение Божьей , Иерей ,воли (небес) свою волю имей .
    Экономика знаний (не дидактики ) — это смыслы приложенные к практике .

    Русь , сынок , это географический и метафизический Восток .
    Веста — у неё есть от Бога весть .
    Смысл , внимание , — для различение другого смысла ( зачем )толкование.
    Победа Русью , Петруха , всегда бесстрашием Духа .
    Не обидчивости и терпимости Руси вместимости .
    Троичный Бог в русском сердце залёг .
    И у нищего : служба выше владения , справедливость выше закона , духовное выше материального , общество выше личного , всеобщее выше общего .

    Мудрость и впредь — способность чувством прозреть .
    Мера мира , детки , старчества наследки .
    Науку и религию заменят и у Клавы — искусство и , творчество и инстинкт славы .
    Интуиция наперёд подавит расчёт .

    Информация , внимание , приложенное к практике знание .
    Взаимодействия : есть мнение , логика . эмоции интуиция , ощущение .

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s