Цыганский табор посреди Москвы –
«Ромэн» на сцене в сам-Кремлёвском зале.
Не то из Рая возвратились к нам волхвы,
Не то из Ада черти послетались.
Горит под рампой пёстрый шёлк одежд.
Поёт Вишневская, Жемчужная – в ударе,
Цыганская надежда из надежд
С курчавым скрипачом – в волшебной паре.
Мелодия лилась в огромный зал,
Где не найти пустующего кресла,
И каждый новый звук к раздумью звал,
Дыхание веков чарующе воскресло.
А скрипка пела о кочующем тепле,
О знойном ветре и холодных снегопадах,
О росах – на растресканном седле,
О грустной тишине заброшенного сада.
Седой Амати вслушивался в звук,
С улыбкой нежности следя за каждой ноткой.
А радость ширилась, как гладью всплеска круг,
И счастье по рядам пошло любви походкой.
Молоденький цыган, в кудряшках голова,
Подвижностью бровей вплетаясь в дивность звука,
Пленял собратьев, сам живой едва,
И такт отсчитывали метрономом сердца стуки…
Призыв струны, то весел, то печален,
Вводил красавца-скрипача в экстаз.
Кого-то он искал в бездонном зале,
Скользя по ложам лучиками глаз.
«Какой цыган! – в ответ шептали ложи,-
Какой небесной силы — скрипки звук!»
Смычок, волшебным действом заворожен,
Струился колдовством цыганских рук…
И, счастьем расправляя гордо спину,
Слезинку отведя дрожащею рукой:
«Он – не цыган, — произнесла еврейка-Инна, —
Ведь это — брат мой, Осик Лисовой!..»
(Записано от Инны Лисовой)
Это легкое, певучее стихотворение С.Шполянского лишний раз подтверждает: нет у таланта национальности, музыка открывает и объединяет все души. Но в то же время каждая нация может по праву гордиться своим представителем. Благодарю, дорогой Семен Иосифович, за музыку Вашего слова. Она тоже объединяет!