Нина Шапкина-Карчаганова. Комиксы грядущего  

 76372                     

Дверь кафе «Хинкаль-привет» отворилась, и в её проёме показался  В. В. с короной седеющих засаленных волос на голове, в бесформенных серых брюках на ремне с простенькой металлической пряжкой, обхватившем у него отвислый живот. Левой рукой он опёрся о дверной косяк, а правой рукой, растопырив пальцы, с удовольствием месил воздух под легкомысленную песенку, сопроводившую его выход на воздух, напоённый весенней вечерней свежестью. Запахи восточной кухни тотчас импортировались в ту свежесть, но там же и угасла их удушающая слащавая сила. Погода в этот поздний час стояла почти по-летнему тёплая. Фигура В. В. не то чтобы полная, но, скорее, немного одутловатая, не приземистая, хотя и невысокая покачивалась и смотрелась из-за освещения за его спиной фигуркой театра теней на светлом прямоугольнике проёма раскрытой двери, откинувшей светлый вытянутый прямоугольный след свой на погружённый в темноту тротуар. Мешковатый серый костюм с большими не по моде плечиками серого цвета, надетый по случаю посещения этим днём открытие выставки «Комиксы грядущего» давнего своего приятеля, делал В. В. шире, чем он есть. И лицо раздалось вширь от широкой дурашливой улыбки, появившейся от удовольствия, что ветер при открытии им двери промокнул потное его лицо. Впрочем, все нюансы его внешности, как и цвета его туалета, замалевала ночная мгла.

Стоял В. В. на выходе из кафе некоторое время, не меняя позы до поры, пока из колонок вслед за легкомысленной песенкой послышалась другая песня, исполняемая певицей будто она, припевая слова, прихлёбывала какую-то жидкость. А новый его приятель, Витя, тёска вздумал перепеть певицу из колонок магнитофона песней «Подмосковные вечера». После чего на лице В. В. с обвисшими щеками нарисовалось нечто восторженно вопрошающее с жирной точкой раскрывшегося рта, исторгшего трубное: «О-о-о!»

Витя, учёный физик также был гостем на открытии выставки. Там они встретились, и, узнав, что являются тёсками, решили продолжить вечеринку в ближнем кафе и опрокинуть по рюмочке за знакомство.

А теперь В. В. покидая нового приятеля, слышал пение Вити, с кем только что обсуждали множество вопросов, одним из которых была глобализация.

— Комиксы – неплохая идея. Кому первому пришло в голову укладывать жизнь в комиксы? Уж верно, американцам, — начал разговор Витя.

— Точно, американцам.

— Отличные ребята! Не так страшна реальность, когда переложена в формат комиксов. Оторопь не сильно берёт, – сказал Витя и предложил В. В. нарисовать свои комиксы грядущего.

— Способность посмеяться над собой вносит оптимизма.

— Да, и серьёзные проблемы вроде как легче перевариваются.

— О, да.

— Скажем, весело посмотреть в картинках на то, что несёт глобализация. Когда стали носиться с идеей глобализации я поверил им, — говорил Витя. – Но теперь кое-что проясняется. Её придумали властолюбивые люди. Преимущество отдельных богатеев оказывается не такой уж покойник. Смешно должно быть увидеть покойника «Преимущество» в парче встающим из гроба!

— Любого завистника утешит.

— Если приглядеться, жизнь хорошо укладывается в комиксы.

— Простите.

— Давай на «ты». Погляди вокруг, тут тебе и толстосумы, и нищие, и обманщики с теми, кого обманули…

— Провозглашают равенство, — возражал В. В. не потому, что был в том убеждён, а просто хотелось возражать. Ему ли, художнику с академическим образованием не знать, что это явление вместо того, чтобы гасить противоречия, являет миру массу новых противоречий — приходится среди засилья непрофессионализма и непонятной для него новой эстетике мириться с этой, по его мнению, тухлой жижей.

Не раз он повторял на модных мероприятиях актуального искусства, успевшего за несколько лет приобрести коммерческий лоск одобрительные слова авторам работ, которые ему совсем не нравились, городил чушь, ни капельки не стыдясь своей лжи. За него говорило всего лишь одно из его «Я», а натура его оставалась при «своих» – точно всё происходящее с остальными его «Я» не имеет с этим ничего общего. Одно «Я» — какая ерунда! Так относился он к маленькому отступлению от своих профессиональных убеждений. Он и в самом деле верил, что не кривит душой, он вообще не думал об этом, когда произносил приятные слова направо и налево. Так делали многие. И искупало его неискренность верность служению непродуктивной идее — пополнить мир настоящими шедеврами, чего бы это ни стоило. Одной из плат было смирение с неотвратимостью общения с людьми, которых не принимает душа. Другой – полунищенское существование и снисходительное отношение к нему.

— И ты туда же. Такая замечательная фантазия, как глобализация, простому трудяге не явится, — криво улыбался Витя. — Здесь художник нужен.

— Художник?

— Не по ремеслу конечно, а с головой художника – весельчак авантюрист. Мысль об иллюстрации жизни в форме весёлых картинок — позитивный ход.

— Кому не захочется примерить на себя роль нужного миру человека, которому позволено делать всевозможные курбеты.

— Захочется. В том то и проблема. Лиса, перед тем как пообедать петухом позволила пройтись ему по курятнику. Это тоже можно изобразить. Конечно, некоторых иногда балуют. Иначе образ справедливости исчез бы навсегда. В наше время щедрость лишена бескорыстия. Нужна невероятная удача, счастливая звезда.

— Здесь боюсь, мало что от нас зависит. Зачем вы, ты занимаешься отправкой земного мусора в космос?

— Нужна невероятная удача! – пожал плечами Витя.

— Я не понял. И всё равно как отразится такая смелость на всех нас?

— Не всё равно.

В. В. понимал Витю. Ему, в отличии от Вити, повезло больше. Он не был учёным. От него не ждали необыкновенных решений. Судьбы людей от него не зависели. Он был сам по себе — сам себе хозяин – рисовал картины. Озабоченного проблемой утилизации мусора Витю, искренне полюбил пока они толковали, как водится у русских, о смысле жизни и новом необычном мире, ожидаемом впереди — разумеется, станет тот мир вполне обычным для кого то. И знал, что когда покинет Витю – забудет его навсегда, если только случай не сведёт их снова.

Переступив через порог, В.В. остановился и оглянулся туда, где оставил нового своего приятеля Витю, занятого проблемой утилизации мусора в космос. Когда они, оказавшись за одним столиком вместе тянули из бокалов дешёвый портвейн, Витя вдохновенно рассказывал о схемах, показаниях приборов, прогнозах, прогрессе… С каждым новым стаканом вина синдром его вдохновения набирал напыщенности — прогрессировал. Казалось, скоро синдром разрастётся до настоящего вдохновения и подберётся к чертогам совершенства. И скорее всего, после ожидают сомнения, а за ними, не исключено — чернота неуверенности и отчаяния. Затем снова: явится всепоглощающая идея, а с ней поднятие градуса вдохновения, ума  работа и после опять снижение градуса вдохновения уступят место сомнениям. Это В. В. хорошо понимал.

Он с любопытством наблюдал за изменениями испещрённого глубокими морщинами, словно кора дерева вытянутым лицом нового знакомого с точками карих глаз, на то, как оно ожило и разрумянилось. И В. В. ощутил в себе острое желание зафиксировать этот оживший кусок дерева. А Витя говорил о грядущих переменах в стремительно меняющемся  мире: вещи людям сегодня неприемлемые станут обыденными, устои претерпят локальные изменения, многие профессии отомрут, игры обретут рулевое значение, в цене станут герои с умением качественно отвлечь человеческие массы от земных проблем и робототехника… Ах, робототехника — станет функционировать в областях пока ей недоступных. Наговорив ещё много странных вещей, Витя умолк и а начал тянуть вино из бокала.

Но тут к ним приблизился стройный господин, разодетый с иголочки. Когда Витя его увидал, сделал вид, будто не замечает его и продолжил глаголить о недалеком будущем. С непринуждённостью и высокомерием вынес вердикт будущему, как начинённому прелестями, таящим скрытую угрозу мироустройству.

Витя коротко описал развитие того, что нас ожидает. Это не выглядело оптимистично. Но Витя со смехом предлагал В. В. нарисовать на эту тему комиксы. Вскользь он заметил, что фантазия завтра обернётся реальностью, и нигде в мире нет укромных уголков, где можно бесконечно долго прятаться.

— Бросьте, всё не так мрачно как вы рассказываете, вмешался в разговор господин Х. – Если только в иллюстрациях… Знаю по опыту – жизнь прекрасна, а будет ещё лучше.

— Знаете, что говорят в народе?

— Они там хвастают, будто знают лучше как править компанией или, даже – страной! — сказал господин Х и поставил бутылку виски на стол. Вскоре он ушёл, а Витя пояснил:

— Этот приятель представляет компанию по изготовлению роботов. Их компания намерена соединить свои усилия по очистки планеты от мусора с нашей конторой. Не понимаю, зачем он преследует меня. Не я главный в проекте. Я – лишь мозги… Ты и представить не можешь, какие возможности скоро появятся.

… В. В. покинул нового приятеля Витю вскоре после господина Х, который уходя, выразил заботу об экологии чувств и мест проживания людей.

Луна дрожала на небе, весна дышала в лицо В. В., а вдогонку ему орал песню «Подмосковные вечера» Витя, который перед расставанием с В. В. напоследок обрушился на ушедшего господина Х:

— Тот господин, как бишь, его звать? Ну да ладно, я запрятал его визитку куда-то. Он всё твердит о выгоде, какую принесут роботы обществ…  От таких субъектов следует ожидать единственно реальный акт насилия. Тут уж не до юмора. В ситуации обрисованной одним моим сподвижником, от того, к чему скачёк технологического развития может привести, он бы съехал с катушек. Он и съехал заранее, этот мой знакомый. Зачастую мы и не подозреваем чем, обернутся наши изыскания. Но нельзя остановиться. Голова работает. Мысль требует воплощения. Конечно, в роботизации есть определённый смысл. Безусловно, этот вид машин способен принести в мир пользу. Сил у роботов хватит надолго. Кому как не им трудиться бесперебойно без вариантов и отступления от заданной программы. Но не принесёт ли всё это на самом деле угрозы людям? Уже сегодня работодатель втайне готов блюсти интересы машины. Ведь он – хозяин, не в его правилах забывать о выгоде. А работник, меж тем, с радостью уничтожил бы всех на свете роботов, исходя из своей выгоды. Ничего не поделаешь — поскольку фантазия людей безгранична, а прогресс невозможно остановить — роботам карта в руки, им жить, становясь, день ото дня совершеннее. Людям же придётся смириться с неизбежностью. А дело чести для учёного придумать идеальную живую куклу. Даже беглый сравнительный анализ продуктивности живых людей и механических говорит не в пользу человека. С этим утверждением господина Х нельзя не согласиться. Начатые человеком изменения всего и вся постепенно продолжили движение в заданном направлении сами по себе. Наметился новый образ мира с иным миропониманием, новой эстетикой и новыми ориентирами. Известно, всё идёт по кругу, точнее – по спирали. Причина родила следствие, а следствие – причину…

— Намедни на площадке перед метро Университет ходила кругами поливочная машина — после дождя поливала мокрый асфальт, — пошутил В. В.

— Итак, созданы предпосылки к рождению новых героев, — продолжил Витя, не обратив внимания на шутку. — Слишком очевидной становится последнее время неотвратимость перемен. И новая игрушка, некапризная живая кукла, представляется необходимостью в быту, производстве, утехах. Казалось бы, рост потребностей в красивой удобной одежде и вкусной разнообразной пище не таит  угрозы человечеству и вполне естественен. Но вместе с тем, задумаемся, на кого делать ставку, когда требуется сделать больше продукции за меньшее время и с меньшей себестоимостью: на обыкновенных людей или механических, а может быть на техно-биологических? Скоро максимально постараются обойтись без человеческого труда. Сэкономят на зарплате. Не будет зарплаты – не на что станет купить еды. Нет еды – нет людей. Не для кого производить продукцию. Экономике – капут. Так или иначе, с ростом технологического прогресса растёт потребность в дальнейшем росте технологического прогресса. А это сулит большое будущее роботам. Если пойти дальше того чтобы наделять роботов отдельными функциями, но дать им зачатки разума с возможностью саморазвития, позволить оживлённым формам принимать решения, то не исключено, что инициатива ускользнёт из человеческих рук! Кого звать на помощь?

— Одному Господу Богу известно как лучше поступить.

— Вот именно. Пожурит ли за самовольство или … какое место отвести роботу в жизни биологических людей… до какого предела позволить машине совершенствоваться. Детали для костей и сами кости даже из нержавейки не годятся. Они должны быть сделаны из нового, не гниющего пластичного материала. Такие образцы есть. Только надо придать им плотности и дополнительной прочности. Да хорошо бы наделить текучестью при определённых условиях. Вот тогда получится несокрушимая сила!

—  На силу найдётся другая сила – аксиома!

— Точно так. До чего доведёт нас неудержимая фантазия? Но с другой стороны, Бог не зря позволил нам творчески мыслить. И способность воплощать пришедшие на ум образы тоже, зачем то нужна! Была необходимость, а затем – предпосылки, потом — продукт.  Возможно, мы все вместе, не ведая того, делаем важное для вселенной дело. Как знать… Дети в малые лета подражают родителю. Человеку всегда хотелось создать нечто подобное себе, двигающееся и звучащее. Теперь мы пришли к такой стадии развития, когда стало возможным воплощение мечты в жизнь. Или хотя бы приблизиться к этому. Воплотить мечты – задача каждого целеустремлённого человека. Реализация задуманного вчера, заглядывая в будущее, это ли ни задача учёных!

— Благодаря внутреннему миру наблюдаем внешний мир, который в свою очередь влияет на внутренний мир, — вставил реплику В. В., — снова – круг.

— И то, что кажется сегодня неприемлемым – завтра станет необходимостью. Скоро подвергнутся изменениям и все представления устройства жизни на земле. Есть человеку в будущем столько места, какое он имеет сегодня? Теперь о мусоре. Дворовые помойки – свидетельство кухонной и прочей жизнедеятельности двора – барометр деятельности жилищной конторы и управдома, которые должны отправлять мусор на мусороперерабатывающие предприятия. Но что делать, если они не справляются? Куда девать горы мусора?

Витя говорил с такой непринуждённостью, словно с самого рождения думал о мусоре и роботах. Или притворялся? В. В. почувствовал резь в животе при воспоминании об этом. Ему хотелось остановить разговор о далёких его пониманию вещах, поговорить о большом значении нелогического образного знания. Но он не нашел слов. Когда хочешь сказать многое и не находишь слов, всё кажется не достаточно точным, обыденным и бесцветным.

Случалось ли с вами, будто в вас щёлкнет осознание, что сидите где-нибудь в автобусе или ещё где среди незнакомых людей едущих, как и вы за какой либо надобностью, и удивляетесь, нахождению себя мало чем отличимым от них всех по случаю оказавшись частью этой группы людей. Для них вы такой же, как и они для вас – неинтересный субъект, пустое место, подвижная  деталь окружающего пространства, которая сейчас есть, а скоро исчезнет. Но вам невыносима мысль об этом. Вам хочется выделить себя из толпы. Толпе с лёгкостью можно приписать все пороки и слабости. Но когда винишь толпу в чём либо, кто – то из толпы причисляет тебя к ней и корит тебя вместе с толпой ровно за те же грехи, какие вменял ты им. В. В., вдруг на секунду будто увидел себя со стороны. С удивлением подумал о невозможности быть правильно понятым кем либо, даже тем мужчиной с кем провёл пару часов за бутылкой портвейна, что Витя, если б был художником взял бы его образ персонажем в комиксы.

Параллельно с вышеизложенными мыслями внутреннее зрение рисовало ему человека будущего с искусственными частями тела. Заклёпки, подшипники, пружинки, металлические и пластиковые пластины разных форм и форматов кружились у него в голове, складываясь в различные конструкции, которые он видоизменял, дополнял, заставлял работать.  И… его отягощала догадка столь страшная сколь и магическая: стоим на пороге новой эры с прибавлением новой расы – технобиологической – киборги.

— А вдруг, робототехнике вздумается избавиться от источника мусора – от людей?

Отдаляясь от столика, где оставил утилизатора мусора допивать виски, В. В. почувствовал облегчение. Нежный голосок неизвестной ему певицы, раздававшийся из колонок приятно ложился на душу. Его посетило лёгкое волнение похожее на влюблённость мальчика и он, оказавшись уже в дверях, начал дирижировать, желая помочь музыке безукоризненно литься. А когда сменилась мелодия, и запел Витя «Подмосковные вечера», ему расхотелось долее там находиться. В. В. оторвался от пространства внутри двери и, наконец, преодолел две ступени двухступенчатого крылечка (как два обрыва). Срыгнул неудовольствие. Затем, пружиня, легко, понёс себя словно воздушный шарик, попеременно выбрасывая ноги вперёд, после чего с осторожностью ставя их на высвеченный электрическим светом из кафе прямоугольник на тротуаре. Сделав три — четыре шага, ощутил в себе душный запах восточной кухни, и пожалел:

— Зря я не сказал ему о чувствах, что кукла не может научиться чувствовать. Мир немного запутался в вопросах о ценностях. Хотя… закон круга…

Затошнило. Сосредоточился на том, что располагалось под ногами – на собственной тени на освещённой части тротуара перед входом в кафе «Хинкал Привет». Хотя тень являлась неотъемлемой частью его самого и, можно сказать, была его продолжением, выглядела она, как ему показалось, чересчур  вытянутой и излишне худой. Он хмыкнул, пожал плечами, брезгливо шаркнул по тени, как если б перед ним распласталось нечто неприятное, не удержался на ногах и упал на колено.

— А –а-а! Что б тебя…

— Диск на небе. Солнце, луна?

— Встать с колен.

— А что б его… испачкал брюки. Да шут с ними!

Встал, увидел — почти не отдалился от кафе и продолжает находиться на отброшенном раскрытой дверью восточного кафе светлом пятне на тротуаре. Шагнул вперёд. Когда абрис головы тени упёрся, наконец, о дальний край высвеченного прямоугольника на тротуаре, показавшегося ему непомерно длинным, и начал уходить в тень ночи, В. В. качнуло вправо, затем влево. Его тень тоже метнулась туда-сюда. Ему подумалось, что и мысли человеческие скачут из стороны в сторону, а пропади все тени на земле — мир изменился бы, лишившись объёма. Также пришло в голову, что тень – это след и пропади тень –  другой образ картины мира явился бы жителям земли, а отражать линейное время, почему то легче объёмного. Если быть честными, никто доподлинно не знает, каков мир на самом деле. Слишком много призраков уживается в воображении, искажая действительность.

В. В. медленно отходил от кафе. Внимание, с каким ему приходилось на шатких ногах прощупывать ступнями неровность почвы под ногами, заставило забыть о страхе ожидания катастрофы. И неприятные мысли таинственным образом выветрились из головы.

— Ушиб колено, вот это непреложная истина!- заключил он, — мир хорош таким, каким его дано видеть здесь и сейчас. Совершенство живого существа держит всю композицию жизни. А раз уж появился подле тебя человек, тронувший твою душу, так он держит композицию твоей жизни изнутри. Во всяком случае – пока  он рядом.

Боль в колене была реальной. Темень вокруг тоже – реальной и естественной.

— Ух, хорошо! Я – реально живой! Хорошо, что болит, дома вокруг, люди в домах и на улице… Вот, оно, счастье! Ой, только бы не сломал, только бы не гипс.

Мужчина снова оглянулся на кафе «Хинкаль-привет» и, отдаляясь, с облегчением, что неуклонно избавляется от кошмара, помахал рукой, прощаясь.

— Сотворевать, припоминать, фиксировать, — повторял он про себя.

Он шёл с надеждой, что разум человеческий не даст сбоя и приложит усилия для нахождения способов защиты себя. И обязательно вознаградится особое доверие к создателю.

 

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике проза. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s