Ирина Анастасиади. Зарождение жизни на Земле, согласно древнейшим источникам

14e1dfc47b816b.jpg О том, когда на Земле появилась жизнь, всегда волновал не только нас, простых людей, но и учёных. Ответы на него содержатся в священных писаниях практически всех религий. И раз мы уже заговорили об Орфее, то давайте рассмотрим эту версию зарождения жизни. Итак, Орфизм исходил из древнего дуализма[1]:  противостояния света и тьмы, порядка и хаоса. И прежде всего первая диада — Аполлон и Дионис. Первый олицетворяет единство и стройность, второй — многообразие и раздробленность.

Точно так же диаду составляют: женское, материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса:

Два начала в миреСуть главные.

Одно — Деметра-мать

(она же Земля. Как хочешь называй) … Её дары дополнил сын Семелы.

Но в то же время в орфизме сквозит и идея верховного Единства. Это обожествлённая стихия, мировое Лоно. В некоторых текстах оно именуется Хроносом, Временем. Как мы уже говорили Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной: богов, титанов и людей. Этот образ также характерен для большинства древних учений. О космическом яйце говорят Риг-Веда и Упанищады, Книга Мёртвых и китайские мифы. Все они утверждают одно: мир не Творится, а рождается подобно птице, выходящей из яйца. И вот, когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, т. е. Первородный — бог, объемлющий собой всё природное многообразие.

Шестой орфический гимн обращается к нему в таких торжественных выражениях:

 Могучий Первородный,

зов услышь,

Двойственный, яйцерождённый, в эфире

Блуждающий, могучий рёвом бык,

На золотых крылах своих просветлый,

Живой родник племён богов и смертных.

Неизречённый, скрытый, славный, власть имущий,

Цвет всех сияний, всех цветов и блеска.

Движенье, сущность, длительность и самобытность,

Ты от тьмы освобождаешь взор;

Протогонос, могучий, Первородный,

Всемирный свет, небесно-сияющий,

Ты, вея, чрез Вселенную летишь.

Далее орфическая теогония следует выраженной в поэме Гесиода теории, как из Земли вышло племя титанов. Их вождь Кронос-Время оскопил своего отца и поглощал своих детей. И тогда дети под водительством Зевса восстают против своего отца и, в конце концов, побеждают его. Но на этом кончается сходство Орфической и Гесиодовой теории. Орфики учат, что Зевс, поглотив Первородного, становится тождественным ему. Отныне он — единственное мировое Божество, являющееся во многих ликах: 

Зевс — первый, Зевс же и последний, Громовержец.
Зевс — глава, Зевс — середина, из Зевса же всё создано…
Зевс — основание земли и звёздного неба…
Зевс — корень моря, он — солнце и вместе с тем —  луна.
Зевс — владыка, Зевс сам — всему первородец,
Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало.

[1] Дуализм (от лат. Dualis — двойственный) — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

О

 

08_04.jpgВильям Блейк. Сотворение мира

 

И вот тогда Громовержец вступает в союз с Нижним миром и  от связи с Персефоной[1] (Корой) рождается сын — Дионис-Загрей[2]. Появление этого божества не означает отказа от веры в единую Силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для орфиков лишь как бы ипостась Зевса, он его мощь, его «одождяющая сила». Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс — не кто иной, как Первородный. Отсюда формула, столь разительно напоминающая изречения фиванских, халдейских и индийских жрецов: «И Зевс, и Аид, и Солнце, и Дионис — едины».

Едва успев появиться на свет, новорождённый воссел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр, и в подражание великому Богу, стал своей крохотной ручонкой метать молнии. Однажды титаны -заговорщики напали на божественного ребёнка. Им помогла Гера, вечно ревнующая к своему брату-супругу, устранив стражей ребёнка и выманив младенца с трона.

Однако, какое-то время Дионису всё-таки удалось спастись от преследователей на некоторое время, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то во льва, то в лошадь, то в змею.

Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность Бога. Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошёл человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса. Афина спасла его сердце, а Аполлон похоронил его в Дельфах, собрав куски тела в сосуд. И вот здесь эта история перекликается с мифом Осириса.

Однако судьба этого сердца в разных мифах описана по-разному. Одни утверждают, что его проглотил Зевс и дал второе рождение сыну через Семелу[3]. В другом предании сердце было измельчено в порошок, из которого была сделана настойка для Семелы. Где-то Дионис вообще считается внебрачным сыном Зевса и Деметры. В этой версии, мать собрала части ребёнка и возродила их. Где-то полагали, что Дионис возродился сам. Существовало и предание, что Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид. Иногда Аида даже называют Загреем.

Вот так сочетая в себе традиции Элевсины[4], Дельф[5] и дионисизма[6], орфики как бы собрали воедино разные уровни Вселенной и таким образом пришли к идее о едином божестве Пантеона. В орфических учениях сходятся во многом знания более древней греческой мифология: единое божество и рогатый Вакх-Минотавр, и «Отец всего» — Небесный свод, и владыка Преисподней, и созидающая сила любви — Эрос. Вселенское Сверхсущество раскинуло свои крылья от одного полюса мироздания до другого. Но в его недрах не утихает борьба враждующих начал.

Интересно, что именно следствием этой борьбы и явился на земле человек. Древние мифы о творении демонстрируют поразительное разнообразие, но на самом фундаментальном уровне они сводятся к единому знаменателю.

Посмотрите, к примеру, отрывок из священной индуистской книги «Упанишады»:

«В начале этот мир был несуществующим. Он стал существующим. Он превратился в яйцо. Яйцо лежало год. Затем оно раскрылось… И прямо из него родился Адитья-Солнце. Его рождение встретили возгласом «Ура!» все существа и все объекты желания».

[1]Персефо́на (др.-греч. Περσεφόνη) — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида.

[2] Загрей (др.-греч. Ζαγρεύς) — в древнегреческой мифологии божество мистерий, отождествлявшееся с Дионисом, так называемый «старший Дионис». Согласно Нонну Панополитанскому, Зевс посетил Персефону в виде змея, и та родила ему рогатого младенца Загрея, то есть Диониса. «На монетах 4 в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону».

[3] Семела (др.-греч. Σεμέλη) —четвёртая дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса, которого она зачала от самого Зевса. Гера, божественная супруга Зевса, в гневе на соперницу решила погубить Семелу. Приняв на себя облик Берои, кормилицы Семелы, она внушила ей желание убедиться воочию, что её возлюбленный— действительно то божество, за какое выдаёт себя, а для этого просит Зевса явиться ей во всем блеске своего величия, с громом и молниями. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и сгорела (или умерла от ужаса). Зевс спас от гибели недоношенный в лоне матери плод, вложив его в своё бедро и, когда наступило время, произвёл на свет Диониса. Согласно более древнему варианту, сохранённому Еврипидом в его трагедии «Вакханки», Дионис, уже способный к жизни, вышел из пламени невредимым; колонны царского покоя выпустили из себя зелёные ветви плюща, под прохладной сенью которого и спасся ребёнок. Позднее в Фивах в то помещение, в котором находилась Семела, было запрещено входить. С неба вместе с молнией упал деревянный чурбан. Полидор отделал этот обрубок медью и назвал его Дионисом Кадмом.

[4] Элевси́нские мисте́рии  (др.-греч. Ἐλευσίνια Μυστήρια) — обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции и из всех древнегреческих обрядов считались наиболее важными. Вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире.

[5] Де́льфы (др.-греч. Δελφοί) — древнегреческий город в юго-восточной Фокиде (Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона. По легенде, был назван по имени сына Аполлона Дельфа. С начала VI века до н. э. и вплоть до конца IV века здесь проходили общегреческие Пифийские игры.

[6] Дио́ни́с  (др.-греч.Διόνυσος) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).

До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов.

И хотя понятно, что самые древние знания на Земле и есть – наиболее правильные. Но люди, как это ни странно, каждый век отходили от истины всё дальше и дальше, придумывая сценарии по своему вкусу и следуя своей корысти.

Так индийский поэт Джинасена писал в IX веке:

«Некоторые глупцы утверждают, что мир создан Творцом. Учение о сотворении мира противоречит здравому смыслу и должно быть отвергнуто. Если Бог создал мир, где он был до творения? Как мог Бог создать мир без всяких исходных материалов? Если вы скажете, что он сначала сделал их, а уже потом мир, вы приходите к бесконечной регрессии. Таким образом, учение о том, что мир был создан Богом, вовсе не имеет никакого смысла… Знай, что мир не сотворен, как и само время, без начала и конца… Несотворимый и неразрушимый, он продолжает существовать, подчиняясь законам своей собственной природы…»

Если учесть, что Знанием с нами, людьми поделились в махровой древности, то подобные вопросы просто смешны.

images (1)

 

Шумеры[1] объясняли происхождение Вселенной следующим образом: вначале всё мировое пространство было заполнено водами великого океана. Он не имел ни начала, ни конца. Никто его не создал, он существовал всегда, и многие тысячи тысяч лет не было ничего, кроме него. В недрах этого великого океана таилась могучая богиня, праматерь всего сущего, Намму. Никто не знает, сколько прошло времени до того мгновения, когда возникла в чреве богини Намму гигантская гора, имевшая форму полушария. Основание этой горы было из мягкой глины, а вершина – из блестящего гибкого олова. На верхушке этой горы обитал древнейший из богов, праотец Ан, а внизу на плоском диске, плававшем в предвечном океане, лежала богиня Ки. Они были неразрывно соединены друг с другом, и никого не было между ними. Их матерью была богиня океана Намму, а отца у них не было. От брака Ана и Ки родился бог Энлиль. Его воздушные члены светились необычайным блеском, и от каждого его движения подымался бурный ветер, потрясавший вершину и основание всемирной горы.

Вслед за Энлилем у первой супружеской пары появлялись ещё дети. Семь старших Богов и Богинь, самых мудрых и самых могучих, стали править всем миром и определять судьбы Вселенной. Всё сущее стало подвластно им, и они заранее предопределяли то, что должно свершиться в будущем. Без их воли сам Энлиль не решался распоряжаться стихиями и устанавливать мировой порядок. Он был самым старшим из детей Ана и Ки, самым уважаемым среди своих братьев и сестер, но не всевластным. Пока не всевласным. Прежде чем определять пути будущего, он созывал на совет семерых мудрейших богов и богинь.

Одного из них, стремительного и неукротимого бога огня Нуску, тело которого было наполнено неугасимым пламенем, Энлиль назначил своим главным помощником, божественным везиром[2], и поручал ему вершить дела, предрешенные в собрании семи старейших Богов. Иногда в собрании участвовали пятьдесят великих Богов и Богинь. Они подавали советы верховной семерке, но решать судьбы мира не могли.

[1] Шуме́р— первая городская цивилизация в исторической области Южная Месопотамия (южная часть современного Ирака) в период халколита и ранней бронзы. Возможно, первая цивилизация в мире Уже в середине IV тыс. до н. э. здесь возникает протописьменность. Наиболее древние тексты из городов Урук и Джемдет-Наср датируются примерно 3300 до н. э. Ранние формы клинописи появляются ок. 3000 до н. э.

[2] Визи́рь (вазир) — титул министра или высшего сановника в странах мусульманского Востока. В арабском языке корень WSR обозначает перенос тяжести как в прямом (собственно перемещение тяжёлых предметов), так и в переносном (несение тяжкого бремени) смысле. Образуемый от него глагол wasara  обозначает перенос тяжестей, а отглагольное существительное wazir буквально означает «носильщик». Таким образом, титул визирь (араб. وزير‎) буквально означает «носильщик тяжестей», в переносном значении — «помогающий нести своему государю тяжесть правления».

enlil_i_ninlil.jpgЭнлиль и Нинлиль. Рельеф в Сузах

Самыми младшими в семье Богов были ануннаки, названные так по имени своего отца Ана. Эти духи, порожденные богом Аном и спустившиеся на землю, подчинялись пятидесяти старшим богам. Они беспрекословно выполняли приказы великих Богов, но самостоятельно распоряжаться не имели права. Семья Богов разрасталась всё больше и больше. Вслед за первым поколением появилось второе.

Боги и Богини росли, вступали в браки, у них рождались дети, и всё тяжелее им становилось в тесных объятьях небесного отца Ана и матери-земли Ки. Они рвались на простор и просили помощи у своего старшего брата Энлиля, который рос не по дням, а по часам и становился всё сильнее и неукротимее. И тогда Энлиль решился. Медным ножом надрезал он края небосвода. Бог неба Ан со стоном оторвался от своей супруги, богини земли Ки. Великая мировая гора с треском раскололась. Плоский диск, на котором лежала богиня земли, остался на поверхности первобытного океана, омывавшего его края, а крыша мира – огромное оловянное полушарие – повисла в воздухе, и только мелкие кусочки, отколовшиеся кое-где от него, упали на землю, и люди до сих пор находят в горах ценнейшие обломки небесного металла. Так небесный праотец и мать-земля были навеки разлучены друг с другом. Великий Ан остался жить на верхушке оловянного свода и никогда уже не спускался вниз к своей супруге. Хозяином на земле стал Энлиль. Он основал в самой середине земного диска город Ниппур и поселил там богов и богинь. Огромное пространство, которое образовалось между землей и небом, было предоставлено им. Носясь по безбрежным просторам вселенной, они подымались порой наверх к своему отцу Ану, затем возвращались в Ниппур. Освобождённая Энлилем земля вздохнула. Тут и там поднялись высокие горы, и с их склонов потекли бурные потоки. Орошённая почва произвела травы и деревья. Семья богов увеличивалась и под руководством Энлиля наводила порядок на огромных просторах Вселенной, а бог Ан безмолвно взирал сверху на своих детей и внуков.

А вот часть индусских знаний:

В океане, у которого не было ни глубины, ни ширины, ни поверхности, ни дна, плавало чудесное золотое яйцо. Каких размеров оно было, сказать невозможно, потому что сравнить величину его было не с чем. В этом яйце спал и набирался сил Брахма. Наконец настало время пробуждения. Самой первой проснулась мысль древнейшего из богов. Сила мысли Брахмы была так велика, что именно она разделила космическое яйцо. Одна его половинка стала сушей, другая — небом, а между ними возник воздух.
На небе Брахма поместил звёзды. А на земле появились горы и равнины, реки и моря.
Оглянулся вокруг Брахма, и ему стало скучно и даже немного страшно оттого, что был он во всем создаваемом мире один-одинёшенек. Одиночество ведь никогда и никому не приносит радости. Глубоко вдохнул, а потом выдохнул воздух Брахма. Из его дыхания возникли духи-асуры, добрые и злые. С каждым выдохом их становилось всё больше. Они построили себе крепости на небе, земле и под водою.
И тогда Творец мира подумал о том, что плохо будет во Вселенной, если её населят только духи, и решил создать в противовес им богов. Он снова напряг силу своей мысли и заставил богов рождаться из собственных ушей, рук, пальцев ног.

Старшим из них был Маричи, рождённый из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвёртый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры.

Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта. Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя её — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У неё было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жёны Кашьяпе, двадцать семь — Соме, богу Луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И ещё родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами Богов и великих мудрецов. Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — Адити — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них.

Но всех превзошёл славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства. Издревле сыновья Дити и Дану — их называют обычно асурами — были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над Вселенной длилась много веков, а не было конца их вражде.

 

 

iz_mahabharaty

 

Потом Брахма потерял счёт своим потомкам. Ему некогда было считать своих внуков, правнуков, потому что он был занят созданием жизни на земле: людей, растений, животных, птиц, насекомых. Всем этим миром Брахма поручил управлять богам. А сам прилёг под волшебной шелковицей отдохнуть.

А вот — самый известный египетский миф о сотворении мира. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог солнца Ра, а потом всё остальное. Прежде всего, Ра создал из самого себя первую пару богов – Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб (земля) и Нут (небо). У Геб и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Осирис и Исида стали родителями бога-сокола Хора. Нефтида тоже имела ребенка от Осириса — бога бальзамирования Анубиса с головой шакала. Супругой Хора была Хатхор, богиня любви, музыки и танца. Ра в своей ладье каждый день проплывал по небу. А каждую ночь бог солнца совершал полное опасностей путешествие по подземному миру, где должен был победить олицетворение мрака и тьмы – змея Апопа, чтобы утром снова появиться на небосклоне.

isida-osiris-mifologiya-eto-interesno-poznavatelno-kartinki_461159248.jpg

 

Осирис, заняв место своего отца Геба на троне, правил честно и справедливо. Но злой брат Осириса, Сет, так сильно завидовал ему, что решился на убийство. Он сделал саркофаг, в который мог поместиться только Осирис, хитростью убедил его лечь туда, а затем быстро захлопнул крышку, запечатал саркофаг расплавленным свинцом и бросил в воды Нила Саркофаг поплыл вниз по течению к морю, и Сет решил, что наконец избавился от брата. Однако Исида, жена-сестра Осириса, пустилась на поиски любимого супруга. Она нашла саркофаг и доставила его в Египет. Сет был вне себя от ярости. Он изрубил тело брата на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Но Исида не сдавалась. Со своей сестрой Нефтидой она отыскала все куски и погребла останки мужа с помощью Анубиса.

Затем бог Ра сделал его повелителем подземного мира и судьей умерших. Осирис с Исидой стали родителями Хора. Исида прятала Хора от гнева Сета в зарослях тростника на берегу Нила, пока он наконец не стал достаточно взрослым, чтобы отомстить за смерть отца. После долгой битвы Хор победил Сета и стал царем Египта. Египтяне верили, что дух Хора вселяется в каждого фараона, и когда фараон умирает, его дух устремляется в загробный мир, чтобы присоединиться к духу Осириса.

Наверное, не нужно и указывать на все почти под кальку написанные Знания о самых ранних эпоха мироздания. Меняются только имена Богов.

Технический прогресс не стоит на месте. Научно-техническая революция ХХ века значительно расширила горизонты человеческих знаний. Человек построил ракеты, побывал в космосе, создал мощные телескопы, и при помощи компьютера рассчитал глобальные процессы, происходящие в масштабах Солнечной системы и Вселенной. Интересно, что современная наука также объясняет возникновение Вселенной с помощью теории Большого взрыва.

rojus1909_red М.К.Чюрленис. Сотворение мира

Примерно 15 млрд. лет отделяет нашу эпоху от начала процесса расширения Вселенной, когда вся наблюдаемая нами Вселенная была сжата в комочек, в миллиарды раз меньший була­вочной головки. Если верить математическим расчетам, то в начале расширения радиус Вселенной был и вовсе равен нулю, а её плотность равна бесконечности. Это начальное состояние называется сингулярностью — точечный объем с бесконечной плотностью. Известные законы физики в сингулярности не работают.

Более того, нет уверенности, что наука когда-либо познает и объяснит такие состояния. Так что если сингулярность и является начальным простейшим состоянием нашей расширяющейся Вселенной, то наука не располагает о нём информацией.

В состоянии сингулярности кривизна пространства и времени становится бесконечной, сами эти понятия теряют смысл. Идёт не просто замыкание пространственно-временного кон­тинуума, как это следует из общей теории относительности, а его полное разрушение. Правда, понятия и выводы общей теории относительности применимы лишь до определенных пределов — масштаба порядка 10-33 см.

Дальше идёт область, в которой действуют совсем иные законы. Но если считать, что начальная стадия расширения Вселенной является областью, в которой господствуют квантовые процессы, то они должны подчиняться принципу неопределённости Гейзенберга, согласно которому вещество невозможно стянуть в одну точку. Тогда получается, что никакой сингулярности в прошлом не было и вещество в начальном состоянии имело определённую плотность и размеры. По некоторым подсчетам, если всё вещество наблюдаемой Вселенной, которое оценивается примерно в 1061 г, сжать до плотности 1094 г/см3, оно заняло бы объем около 10-33 см3, что примерно в 1000 раз больше объёма ядра атома урана. Его нельзя было бы разглядеть и в электронный микроскоп.

Причины возникновения такого начального состояния (или сингулярности — эту гипотезу и сегодня поддерживают многие учёные), а также характер пребывания материи в этом состоя­нии считаются неясными и выходящими за рамки компетенции любой современной физической теории. Неизвестно также, что было до момента взрыва. Долгое время ничего нельзя было сказать и о причинах Большого взрыва, и о переходе к расширению Вселенной, но сегодня появились некоторые гипотезы, пытающиеся объяснить эти процессы.

Итак, очевидно, что исходное состояние перед «началом» не является точкой в математическом смысле, оно обладает свойствами, выходящими за рамки научных представлений сегодняшнего дня. Не вызывает сомнения, что исходное состояние было неустойчивым, породившим взрыв, скачкообразный переход к расширяющейся Вселенной. Это, очевидно, было самое простое состояние из всех, реализовавшихся позднее вплоть до наших дней. В нём было нарушено все, что нам привычно: формы материи, законы, управляющие их поведением, пространственно-временной континуум. Такое состояние можно назвать хаосом, из которого в последующем развитии системы шаг за шагом формировался порядок.

Хаос оказался неустойчивым, это послужило исходным толчком для последующего развития Вселенной.

images

Ещё Демокрит[1] утверждал, что мир состоит из атомов и пустоты — абсолютно однородного пространства, разделяющего атомы и тела, в которые они соединяются. Современная наука на новом уровне интерпретирует атомизм, и вносит совершенно иной смысл в понятие среды, разделяющей частицы. Эта среда отнюдь не является абсолютной пустотой, она вполне материальна и обладает весьма своеобразными свойствами, пока ещё мало изученными. По традиции, эта среда, неотделимая от вещества, продолжает называться пустотой, вакуумом.

Вакуум — это пространство, в котором отсутствуют реальные частицы и выполняется условие минимума плотности энергии в данном объёме. Казалось бы, раз нет реальных частиц, то пространство пусто, в нём не может содержаться энергия, даже минимальная. Но это представление пришло к нам из классической физики. Квантовая же теория, опираясь на принцип неопределённости Гейзенберга, опровергает его. Мы помним, что применительно к теории поля принцип неопределённости утверждает невозможность одновременного точного определения напряжённости поля и числа частиц. Раз число частиц равно нулю, то напряженность поля не может равняться нулю, иначе оба параметра будут известны, и принцип неопределённости будет нарушен. Напряжённость поля в вакууме может существовать лишь в форме флуктуационных колебаний около нулевого значения. Соот­ветствующая этим колебаниям энергия будет минимально возможной.

Однако, давайте вернёмся к древним Знаниям. Согласно теории Большого взрыва, вся материя вокруг нас появилась из раскалённого космического огненного шара около 14 миллиардов лет назад. Вопрос: откуда появился огненный шар? Теория инфляции показала, что расширяющийся огненный шар может возникнуть из крошечного зародыша ложного вакуума. Но остается вопрос: откуда взялся этот первоначальный зародыш? Что происходило до инфляции?

В большинстве своём космологи не спешат браться за эту щекотливую тему. И действительно, похоже, что здесь не может быть удовлетворительного ответа. Каков бы ни был ответ, всегда можно спросить: «А что было перед этим?» Это и есть бесконечная регрессия, о которой упоминает Джинасена. Однако в 1980-х годах был наконец разработан инфляционный сценарий, и что-то стало учёным ясно.

Вселенная вечной инфляции состоит из расширяющегося «моря» ложного вакуума, в котором постоянно зарождаются «островные вселенные», подобные нашей. Таким образом, инфляция — это никогда не прекращающийся процесс. Он закончился в нашей собственной островной вселенной, но будет неограниченно продолжаться в других отдаленных областях. Однако если инфляция бесконечна в будущем, то, вероятно, ей не нужно и начало в прошлом. Получается вечно инфлирующая вселенная без начала и конца, что исключает неразрешимые проблемы, связанные с происхождением космоса.

Литература:

Платон. Государство II 363с

Алкей, Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.37

Ивик, Примечания А. А. Тахо-Годи в кн.

Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.3. С.569

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 3

Эсхил. Агамемнон, 1629—1630. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред.

Пиндар. Пифийские песни IV 175;

Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34;

Валерий Флакк. Аргонавтика I 470;

Гигин. Мифы 14 (с.23)

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 3

Аристофан. Лягушки 1032,

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 43, 1

Лактанций. Божественные установления I 22, 15

Павсаний. Описание Эллады III 13, 2, 20, 5

Овидий. Метаморфозы X 79-85; Гигин. Астрономия II 7, 3, XI 1-41 XI 67-84

Фотий. Библиотека, 186.

Гигин. Астрономия II 6, 3, II 7, 1

Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12

Фанокл. Любовные страсти;

Платон. Государство X 620а

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Лекция X

Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 23

[1]Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

92860

 

Реклама

Об авторе Издатель Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике мифы и реальность, статьи, философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Ирина Анастасиади. Зарождение жизни на Земле, согласно древнейшим источникам»

  1. Олег:

    Да-а-а, Ирина, заставили вы меня опять задуматься…
    Можно, немного добавлю к написанному? Из того, что знаю сам:
    Конечно, всем известно, что в любой мифологии основу составляют мифы о сотворении мира и людей. Сложно во всем этом выделить какую-то определенную тенденцию. Творцами мира выступают где-то боги, где-то животные, а то и вовсе растения. Каким образом первозданное существо возникло из первобытного Хаоса и как творило мир — на это в каждом мифе есть своя история. В данной статье представлены несколько мифов о сотворении мира славян, греков, шумеров, египтян, индийцев, китайцев, скандинавов, зороастрийцев, индейцев Арикара, Гурон, Майя. У славян существовало несколько легенд о том, откуда произошел мир и его обитатели. У многих народов (древних греков, иранцев, китайцев) существовали мифы о том, что мир возник из яйца. Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем — в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.
    Одна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный».
    Другое сказание связывает появление мира с поединком героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея, расколол яйцо — вышло из него три царства: небесное, земное и подземное.
    А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:
    Когда было начало света,
    Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,
    А среди моря — дуб высокий,
    Сели на дуб два дивных голубя,
    Стали думать, как свет основать?
    Спустимся мы на дно морское,
    Вынесем мелкого песку,
    Мелкого песку, золотого камня.
    Мелкий песок посеем мы,
    Золотой камень подунем мы.
    С мелкого песку — черная землица,
    Студена водица, зелена трава.
    С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце,
    Ясен месяц и все звезды.
    Вот еще один миф. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род — Родитель всего сущего.
    Род родил Любовь — Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.
    Солнце вышло тогда, из лица Его.
    Месяц светлый — из груди Его.
    Звезды частые — из очей Его.
    Зори ясные — из бровей Его.
    Ночи темные — да из дум Его.
    Ветры буйные — из дыхания}..
    «Книга Коляды», 1 а
    Так Род породил все, что мы видим вокруг, — все, что при Роде, — все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть — Явь, от мира невидимого, духовного — от Нови. Род отделил Правду от Кривды.
    В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц — в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий — птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога — Небесного Отца.
    Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.
    Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.
    Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов — ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

    Нравится

  2. Георгий Малков:

    ВМЕСТО КОММЕНТА —
    «ЧАСОВЩИК»

    Время каждому хребет
    Лапой тяжкой переломит –
    Видишь: раковины след
    Спит в пыли каменоломен.
    Видишь: как иссохших трав
    Оттиск, – ржавчиною сгложен, –
    Охраняет динозавр –
    Весь по косточкам разложен.
    Спит земля, растратив пыл, –
    Никого давно не жаль ей:
    Вот он – пращур твой – застыл
    Аммонитовой спиралью!

    В известковых спит пластах
    Тяжесть эпоса земного:
    Тяжко дышит на устах –
    Запечатанное слово.
    Точно вечности гроссбух, –
    Помянник эпох забытых, –
    Всё не выговорит вслух
    Имена своих убитых.
    И пуста тоска и боль
    Выползших на суд, на сушу,
    Слезы слизывать, как соль,
    Осоляя ими душу.

    Но и так: взахлеб, навзрыд –
    В жажде быть и воплотиться! –
    Что за смысл могучий скрыт
    За последнею страницей?
    Иль предсмертный твари писк –
    Гласа истины дороже?
    И творенья чудный риск –
    Слишком стал неосторожен?
    И полет теперь не в счет –
    Горних ангелов пречистых,
    Если вечности отчет
    Весь до дыр давно пролистан?

    Но и так – еще впотьмах –
    Ищет тварь свое начало:
    Или только жалкий прах –
    Всё, что билось и кричало?
    Всё, что только миг назад
    Здесь росло, цвело и зрело –
    Чтоб, земной стряхнув наряд,
    Отлететь душой от тела?

    …Пусть хоть так, но час иной
    Копят, копят понемногу
    На пробежке круговой
    Дни с размеренностью строгой.
    И пока, тоскуя, спит
    Мiр безгласный, в поднебесье –
    Слышишь? – маятник скрипит,
    Мiра меря равновесье.
    Чую – есть и Часовщик
    Где-то тут неподалеку –
    Всей вселенной весовщик,
    Рассчитавший точно к сроку
    Мерный маятника всплеск
    Сквозь лазурные прорывы,
    На осях звенящий лес
    Тех зубчаток златокрылых, –
    Этот скрип, и бег, и ход,
    И завод на время оно –
    Голубой небесный лед
    Льется в чашечки для звона!

    Только звон их с высоты –
    Всё слабей в столбах воздушных:
    Будто шубою укрыт
    С головою – мiр уснувший.
    Словно шерстью наросло
    На пластах вселенских время;
    Но исчислено число
    Прорастающих мгновений.
    И у стрелок шаг упруг,
    И туга в часах пружина,
    Выстригая суток круг, –
    Тает времени овчина.
    Лишь по краю – неспроста,
    Где еще кудрявы прядки,
    В первозданном беспорядке –
    Шкура времени густа.
    Лишь по краю, вровень с ним,
    Как и встарь – безмолвны бездны,
    И до времени храним
    Чудный звук вселенной звездной;

    Но дрожат ее уста…
    И перо торопит руку,
    Процарапываясь к звуку –
    В дебрях писчего листа!
    Георгий Малков
    1988

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s