Ирина Анастасиади. Суть пространства и времени

Время. Мы без конца употребляем это слово. Но задумываемся ли мы всякий раз над тем, что же оно означает в реальности? Забавны, но так характерны слова Святого Августина (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis), богослова и философа о времени: «человек вроде бы знает, что означает время, пока его о нём не спрашивают, когда же его спросят, он тотчас попадает в затруднительное положение».

Рациональные идеи, согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени и пространстве можно найти в учениях почти всех античных мыслителей. В словаре Брокгауза, например, можно найти любопытное объяснение о том, что время есть «последовательность событий, которая выявляется из прошлого, настоящего и будущее, из возникновения и исчезновения вещей». Такое вот общепринятое представление, которое не объясняет ни сущности, ни причинно-следственного понятия времени.

Ну а что говорит о сущности времени философия?

Исследуя время в соединении с пространством, философы яростно спорят об объективности этих понятий. То есть, существуют ли эти понятия независимо от восприятия человека, или являются продуктом его воображения? Всё тот же Святой Августин, к примеру, приходит к концепции психологического восприятия времени. По его теории прошлое и будущее не имеют реального существования. А действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, будущее — нашей надежде. Настоящее для него — это стремительное изменение всего в мире: не успеет человек оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, для Св. Августина прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее —ожидание или надежда.

Демокрит (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик философа Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии, считал пространство пустотой, в которой движутся атомы и это движение может происходить только во времени.

В учении Гераклита центральное место занимает идея всеобщего изменения: в одну реку нельзя войти дважды. Меж тем атомизм Демокрита и система Аристотеля – две наиболее прогрессивные доктрины о пространстве и времени.

Демокрит во многом предвосхитил фундаментальные открытия учёных прошлого века. Всё природное многообразие он представил, состоявшее из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются первоначалами мира. Для Демокрита атомы были физически неделимы. Они не возникают и не уничтожаются, их вечность проистекает из отсутствия начала у времени. Атомы двигаются в пустоте. Атомы в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира. В основе атомов лежат амеры (Амеры в эфиродинамике есть частицы заполняющие всё мировое пространство и входят в состав элементарных  частиц. Меж тем, их движение создаёт гравитационные и электромагнитные силы). Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости. Атомы не распадаются на амеры. Амеры не существуют в свободном состоянии.

Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи — физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство и математическое пространство, основанное на амерах. У Демокрита сложились представления о природе времени и движения. Они были развиты Эпикуром (греч. Επίκουρος; 342/341до н. э.271/270до н. э.,) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах, в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени. Он утверждал в частности, что все атомы движутся с одинаковой скоростью.

Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем на физическом уровне. (греческий: Ἀριστοτέλης; 384 год до н. э., 322 год до н. э., учеником Платона, основателем Ликея (греч. Λύκειον) основоположником формальной логики, создателю понятийного аппарата, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления).  Основное внимание Аристотель уделяет взаимосвязи времени и движения. Он показывает, что время не существует без движения, но оно не есть само движение. В такой модели времени впервые реализована реляционная концепция. Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как свойство природных вещей. Механика Аристотеля была построена на очевидных явлениях земного мира. Космос был разделен на два уровня: земной и небесный. Земной уровень состоял из четырёх стихий — земли, воды, воздуха и огня; небесный — из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом движении. Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего времени модель пространства – времени. Она просуществовала более двух тысячелетий.

Измерить время и выбрать единицы его измерения можно с помощью любого периодического движения, но, для того чтобы полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в античной и средневековой философии — скорость движения небесной сферы. Аристотель представлял себе время как «количество движения». Для него время не могло существовать без души.

Меж тем для Галилео Галилея (итал. Galileo Galilei, итальянский физик, механик, астроном, философ) и Исаака Ньютона (англ. Isaac Newton)  пространство было бесконечно и евклидово (т.е. не кривое), а время текло равномерно и бесконечно. Все изменения в мире распространялись бесконечно быстро во всей Вселенной.

Вообще для сегодняшних философов-материалистов проблема «пространство-время» решается очень просто. Но вот что такое материя, как она возникла и почему она движется?

Альберт Эйнштейн (нем. Albert Einstein) изобрёл «четырехмерный пространственно-временной континуум» (единство) и утверждал, что время и масса тел зависят от их собственной скорости. Когда тело достигает скорости света, его время якобы останавливается, а масса становится бесконечно большой (этому утверждению противоречит, между прочим, приписываемое Эйнштейну знаменитое уравнение E = mc2: масса находится при скорости света, но конечна).

Но главный вопрос: почему всё меняется со временем? Почему не только люди, но даже элементарные частицы стареют? И даже в относительном покое. Ведь это старение не имеет отношения к скорости света!? И почему время должно образовывать с пространством единство?

«Подтверждения» этой теории с помощью очень точных часов на Земле и на спутниках имеют совсем другое, намного более прозаическое объяснение: параметры пространства различны в разных местах и вместе с ними изменяется и состояние материала часов. Ко времени это не имеет отношения!

После Эйнштейна Илья Пригожин сделал шаг в правильном направлении в своей неравновесной термодинамике. Он предсказал (1986), что необратимость должна существовать и в микромире. Наиболее глубокое представление о времени имеют геологи и палеонтологи, так как они имеют дело с огромными отрезками времени. И они знают, что все в этом мире изменяется – независимо от того, покоится нечто или движется – и что время не обязательно течет равномерно, существуют как медленные изменения, так и скачки, бывает и ускоренное развитие.

Существуют важные основания для утверждения, что пространство представляет собой сжимаемую жидкость с очень малой вязкостью и плотностью, подобную жидкому гелию-II. В этой жидкости легко возникают определенные структуры (вихри, волны), которые затем длительное время существуют. Сама причина квантования объектов микромира следует из свойств этой среды: вихревые структуры не могут иметь произвольные параметры, а только такие, чтобы в них могло существовать целое число стоячих волн (бегущие волны связаны с большими энергетическими потерями, они излучают энергию и приводят к разрушению или изменению структуры). Поэтому есть смысл называть эту среду квантовым эфиром. Маделунг (нем. Erwin Madelung), к примеру, ещё в 1926 году показал, что квантовая теория микромира следует просто из законов гидродинамики и не нуждается в невообразимых и бессмысленных корпускулярно-волновых дуализмах, плотностях вероятности и отношениях неопределенности.

Но если эфир постоянно превращается в недрах Земли в «нормальное» вещество, что сопровождается его уплотнением, то земной шар должен со всех сторон «всасывать» этот эфир. Тогда мы находимся в потоке эфира, который «увлекает» все тела в недра Земли и создает таким образом тяготение и вес. И чем больше небесное тело и меньше расстояние до него, тем сильнее всасывающая, увлекающая сила (как в постепенно сужающейся водопроводной трубе). И это вероятнее всего и есть причина ускорения свободно падающих тел, т.е. гравитации.

А та как во Вселенной становится все больше вихревых структур, т.е. частиц (что подтверждает и знаменитый физик Поль Дирак, открывший теоретически антиматерию) и все меньше «свободного» эфира или пространства, постепенно изменяются и величины мировых «констант» (их постоянство тоже не может быть абсолютным), что и может составлять сущность времени.

Итак, мировые константы со временем изменяются. Причиной этого является необратимое превращение «свободного» эфира в «вихреподобное» вещество, среды пространства в материю. Поэтому плотность эфира, или гравитационная «постоянная» должна постепенно уменьшаться, а вместе с ней и другие «константы».Уменьшение со временем плотности эфира приводит и к постепенному снижению скорости света в «пространственно-временном континууме». Время определяется не вторичной скоростью света, а скоростью изменения первичной плотности эфира, что влияет и на микромир (мы уже упоминали о необратимости процессов в микромире по Пригожину).

Меж тем скорость изменения мировых констант не постоянна. Время течёт не с постоянной скоростью. При среднем возрасте Вселенной эта скорость должна быть максимальной, потому что к этому времени половина свободного эфира уже превратилась в «материю» и превращается максимальное количество эфира за единицу времени.

Известный русский астрофизик Н.А. Козырев разработал в 1957 году концепцию «физического времени». Он утверждал, что время есть «вращение причины вокруг следствия» и что оно содержит энергию, которую можно извлекать с помощью определённых технических средств. Эта концепция предполагает существование бесконечно больших скоростей, что противоречит принципу «нет ничего абсолютного». Он утверждал, например, что звезда или галактика может наблюдаться одновременно в трех позициях: в прошлом (там, где объект виден сейчас), в настоящее время (где он сейчас действительно находится) и в будущем (где он будет находиться, когда его догонит посланный сейчас с Земли световой сигнал). С помощью телескопа, оборудованного в фокусе светочувствительным электрическим сопротивлением, эти три позиции были действительно зарегистрированы (аналогия: две позиции летящего самолета, установленные визуально и по звуку).

Эти наблюдения могут быть объяснены с помощью нашей гидродинамической модели эфира. Если «части» пространства «плывут» в виде вихревых структур с разной скоростью и плотностью и в разных направлениях, то в них могут быть и разные скорости распространения сигналов. И если знать параметры этих течений, можно находить и путь быстрейшего достижения определенного места. С этой точки зрения можно наглядно представить себе и «червячные дыры» в пространстве, постулируемые некоторыми современными астрофизиками (это вихревые нити!). Принципиальная возможность машины времени также не исключается: если время действительно «течет», то существуют несколько возможностей движения: пассивное движение по течению, а также активное движение против и поперек течения.

Ну, вот так выглядит картина времени и пространства в глазах передовых учёных.

Литература:

Ἀριστοτέλης ἀναλυτικά πρότερα / Analytica priora

Ἀριστοτέλης ἀναλυτικά ὑστερα / Analytica posteriora

Ἀριστοτέλης Τοπικῶν / Topica

Ἀριστοτέλης Περὶ τῶν σοφιστικῶν ἐλέγχων / De sophisticis elenchis

Διογένης Λαέρτιος. Βίοι καὶ γνῶμαι τῶν ἐν φιλοσοφίᾳ εὐδοκιμησάντων

Βρεττός, Γιάννης, «Το πρόβλημα της κίνησης στη θεωρία του Δημόκριτου περί κόσμου»

Κουχτσόγλου, Γ.: «Δημόκριτος. Ο πρωτοπόρος θεωρητικός για το άτομο της ύλης».

Ingersoll A.P. Die Atmosphäre. In: Die Dynamik der Erde – Spektrum der Wissenschaft: Verständliche Forschung, 1987, 168…181.

Козырев Н.А. Причинная и асимметричная механика в линейном приближении. Пулково, 1957.

Пригожин И. и Стенгерс И. Порядок из хаоса. Прогресс, М., 1986

У вашего блога «9 Муз» посещаемость больше, чем обычно! 76 просмотров в час — в среднем 5 просмотров за час
Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Ирина Анастасиади. Суть пространства и времени»

  1. Спасибо, Ирина. Это фантастически интересная статья. Понимаю, что в таком объеме материала невозможно дать все подробности такого мистического феномена как пространственно-временной континуум, но это уже шаг к постижению дальнейшего. Не сомневаюсь, что многие после этой статьи захотят глубже погрузиться в эту тему.

    Нравится

  2. Уважаемая Ирина, научная картина мира глазами современных учёных выглядит несколько иначе. См. мою книгу «Диалектика материи» — http://nsgr.ru/grobr/libr/dialmr/index.htm
    Заодно взгляни и на ситуацию на планете сейчас — http://glob-use.org/rus/use/decl/mnftR.htm

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s