Альберт Павлов. Дипломат по призванию

DSC_1295[1].JPG

Идея снять художественный фильм, посвященный жизни российских дипломатов, вызревала давно, наверное, на протяжении собственного становления и развития в этой профессии, постижения изнутри ее специфики. В то же время, находясь в командировке в российском Посольстве, вдали от Родины, периодически просматривая выходящие в свет новые отечественные фильмы, сериалы, невольно обращал внимание на то, что тема дипломата, службы в МИДе довольно часто затрагивается в современном отечественном кинематографе, но при этом всегда лишь по касательной, имея второстепенную художественную роль. Представителям других профессий — сотрудникам МВД, Минобороны, спецслужб и др. оказывается гораздо большее внимание.

Мне показалось это не совсем справедливым, хотя и легко объяснимым. В работе дипломатов весьма редко встречаются драки, стрельба, убийства, — то, чем, как правило, сейчас привлекается массовый зритель. Ведь основное занятие дипломата — переговоры, на первый взгляд, — дело рутинное и даже кому-то, может быть, и скучное. Тем не менее, по своему накалу, окружающему фону, содержанию, подготовка и проведение переговоров, достижение итоговых результатов и их последствия — порой происходят не менее драматично, чем события в остросюжетных боевиках. А от «росчерка пера» на документах, соглашениях, подписанных в результате таких переговоров, часто зависят судьбы не только отдельных людей, но даже целых стран и народов. За конкретными примерами далеко и ходить не надо (Украина и Минские соглашения, Сирия и встреча в Астане).

Если говорить о сценарии, то это вымышленная история, хотя в ней, безусловно, отразился личный опыт, зарисовки из практики товарищей и коллег. Еще одну цель я преследовал — показать ситуацию, попытаться несколько пошатнуть известный постулат: «Незаменимых людей нет», — в философском смысле с этим спорить сложно, —  но хотелось поразмышлять о том, что от молодых, начинающих, еще не слишком опытных сотрудников, бывает, зависит исход большого, общего дела. С другой стороны, — крайне важно и этим молодым ребятам «зарубить себе на носу» необходимость соблюдать строгую дисциплину, слушать и слышать старших более опытных и знающих товарищей, начальников — иначе можно легко угодить в беду.

В итоге, получился короткометражный художественный фильм, продолжительностью полчаса с названием «Дипломат по призванию».

Материала наснимали на телевизионный формат, но на многих кинофестивалях требование — 15-20 минут. Остановились на некоем усредненном варианте.

Герои в фильме — образы собирательные, вымышленные, но их характерные черты часто встречаются нам в жизни. Так, первого коллегу, молодого дипломата Дмитрия можно назвать трудягой и настоящим патриотом, для которого иметь возможность работать на госслужбе — огромная честь, таких в Министерстве много, это — основа любой организации. Главный герой, по сути, тоже похож на него. Второй коллега — Макс изначально имеет более благоприятные стартовые возможности в карьере. Это связано с тем, что он – потомственный дипломат, продолжает дело отца. Такие ребята, как правило, имеют возможность выбора специализации внутри профессии, духом и традициями которой они пропитываются с «младых ногтей». Важно и ценно, чтобы их опыт широко и эффективно применялся в наши дни. Главный герой — Алексей Сухарев, — поставлен в сложные финансово-бытовые условия, перед ним возникает другой выбор — смены места работы. Такое явление было весьма распространено в Министерстве в лихие 90-е  и начале 00-х гг.

Алексей, Дмитрий и Макс работают в отделе Маджистана, это— несуществующее вымышленное название государства. Думаю, нет необходимости объяснять, почему мы пошли на этот известный художественный прием. На моей памяти он был впервые великолепно применен в одном из моих любимых отечественных фильмов по роману Ю.Семенова («ТАСС уполномочен заявить») Нужен был образ бывшей советской республики, расположенной к югу от нашей страны, «где-то в Азии».

Если бы бюджет позволил снять полный метр, мы бы могли чуть более детально показать особенности дипломатической службы в Центральном Аппарате, но основной акцент сделали бы, конечно, на  работе за рубежом. Ведь в финале главный герой воплощает в реальность цель, к которой стремился — направляется в командировку в Маджистан.  За границей в работе дипломатов происходит масса всего интересного, что можно было бы облечь в продолжение сюжетной линии, своего рода «2 серию» с задействованием тех же героев. Конечно, съемки продолжения истории лучше проводить с выездом на натурные локации. Думаю, это более удобно и с точки зрения организации съемочного процесса в том смысле, что собрал экспедицию – и работаешь в одном коллективе, не отвлекаясь на домашние хлопоты и другие дела, наверное выгоднее и по финансовым соображениям. Хотя, на сегодня мне трудно представить, как это можно совместить с работой в МИДе. В зависимости от бюджета, можно было бы подумать и над спецэффектами, задействовать каскадеров, пиротехников и т.д.

Кстати, в ходе работы над фильмом, я пришел к выводу, что  можно реально снять короткометражное кино, практически на энтузиазме, без каких-либо спонсоров, бюджетов и т.д. с очень небольшим составом увлеченных единомышленников в составе, буквально 5-6 чел.

Так получилось, что выступаю в проекте и режиссером, и сценаристом. Снимал ленту без продюсеров и спонсоров, своими силами и средствами. Конечно, не имея никакого опыта и должного уровня образования, рассчитывать на успешную реализацию задуманного было бы утопическим. Надо было немного войти в тему, посоветоваться с профессионалами. Началось все со школы-студии «Практика», под руководством Олега Агейчева (более известного как руководителя проекта mozga.ru), которому хотелось бы выразить благодарность за переданные азы в деле сценарного ремесла и режиссуры, а также за его связи и неизменное содействие, оказываемое на протяжении всего съемочного процесса. Фильм «Дипломат по призванию», кстати, формально является еще дипломной работой (затянувшейся на 2 года), хотя, насколько я слышал, Олег расформировал «Практику». В главной роли снялся Илья Лукашенко, профессиональный актер, выпускник ярославской актерской школы. Еще молодой, начинающий, но, мне кажется очень перспективный артист театра и кино! Среди других актеров: Павел Дорофеев (роль друга Володи); Алексей Валерьевич Юдин (начальник отдела); Александр Эдуардович Хмельницкий (отец); Владислав Третьяк (восточный дипломат); Александр Гох (кадровик); Глеб Орлов и Александр Гаврилов (коллеги Дмитрий и Макс). Не скрою, приятно, когда периодически вижу некоторых из них на экране ТВ или в залах кинотеатров в известных фильмах и сериалах. Пусть пока — и в эпизодических ролях.

Были и сложности. Приходилось практически всю подготовку проводить самому. Кастинг актеров — непростое и длительное дело — занял несколько месяцев, ведь помимо всего прочего, потенциального кандидата на роль надо было увлечь идеей настолько, чтобы он согласился сниматься бесплатно. Но это было захватывающе интересно. Более сложный этап — поиск необходимой техники. Но самое трудное, пожалуй, это подбор локаций в условиях отсутствия бюджетных средств. Неоценимую помощь здесь оказал Совет молодых дипломатов МИД России (СМД) и лично Константин Колпаков, благодаря которому нам удалось договориться об организации съемок в ряде российских вузов: МГИМО, РУДН, МАДИ, одной из московских школ, гостиницах «Кадашевская» и «Фили», некоторых кафе и ресторанах, и  даже на Киевском вокзале — за что, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководство всех упомянутых учреждений и организаций.

Несколько слов об СМД: это – уникальная общественная организация при МИДе, она позволяет активным, молодым креативным сотрудникам реализовывать свой потенциал вне рамок должностных обязанностей в самых разных областях. Главное при этом, на мой взгляд, должно оставаться — следование общим целям и задачам, стоящим перед Министерством, перед нашей страной. Еще хотелось бы поблагодарить руководство Департамента безопасности, а также лично главврача Больницы МИД России В.В.Лошкарева за содействие в организации съемок.

Мне кажется, фильм, как прецедент, показал, что, используя профессиональные навыки, дипломаты могут добиваться самых амбициозных задач в других сферах.

Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы со временем появлялись новые подобные короткометражные, а может быть, и полноформатные фильмы о дипломатах. Тем более, что приобретен немалый опыт, которым готов поделиться с заинтересованными коллегами. Вместе с тем, как показала практика,  съемки очень непросто совмещать с основной работой. Съемочный процесс и подготовка к нему требуют много сил. В течение полугода, когда прошла основная часть съемок, а мы снимали примерно один съемочный день в три недели, приходилось все свое свободное время отдавать этому процессу. Уверен, более многочисленным творческим коллективом, будет работаться легче и быстрее.

Первый закрытый показ мы устроили для Совета молодых дипломатов, под эгидой которого и был реализован этот проект, на 15-летие СМД. Мне было важно, чтобы коллектив наших молодых активистов, посмотрев фильм, высказал свое мнение о целесообразности его презентации в масштабах всего Министерства и дальнейшего продвижения на фестивали. Зеленый свет был дан, и 9 февраля накануне Дня дипломатического работника мы провели в стенах МИДа уже общую презентацию, которая, на мой взгляд, также прошла успешно. Между этими двумя событиями был еще один показ — для актеров и съемочной группы фильма.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить профессиональных режиссеров, которые в той или иной форме помогали в реализации творческих задумок. Татьяна Янкевич оказала неоценимую помощь в работе над концовкой фильма. А Алексей Попогребский и Резо Гигинеишвили согласились поделиться своим опытом работы в кино. Кстати, сейчас А.Попогребский заканчивает работу над сериалом «Оптимисты», также посвященным жизни и работе дипломатов. Отрадно, что скоро в стране появится первый подобный сериал. Хотел бы отметить тщательную подготовительную работу съемочной и актерской группы А.Попогребского. Для более точного погружения в материал, они приезжали к нам в МИД, встречались с ветеранами и молодыми дипломатами, посетили созданный в стенах Министерства Музей истории дипслужбы, походили по коридорам сталинской высотки пропитались его духом. СМД оказывал в этом посильное участие.

Отдельные слова благодарности хотелось бы выразить афганским партнерам, в первую очередь, руководству Центра афганских диаспор, а также Афганского делового центра, без чьей помощи также не был бы возможен этот фильм.

С пожеланием приятного просмотра режиссер, сценарист и продюсер,

действующий сотрудник МИД России Альберт Павлов

dsc_12371

dsc_12151

 

 

Фото Юрия Машкова

 

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s