Тамара Алехина. Апеллес

201347

 Джузеппе Кадес. Александр Македонский в мастерской Апеллеса

Рассказ из книги «Служенье муз»

 Когда художник Апеллес написал первый портрет полководца Александра Македонского в образе бога войны Ареса, тот пришел в восторг и сказал:

– Да ведь я словно в зеркале вижу себя! Скажи мне, как это получается у тебя?

– А у тебя?

– Я рожден воином!

– А я художником

– Ежедневно упражняюсь я в ратном деле.

– Ни дня без линии – таково мое правило!

– Мне по душе твоя картина и твой нрав, – сказал полководец. Отныне лишь тебе позволено изображать меня.

Он приказал выдать мастеру столько золота, сколько весит сама картина. И тут же заказал новую:

– Напиши-ка мне красавицу Кампаспу в образе Афродиты. Пусть она сопровождает меня в самых тяжелых походах.

Апеллес с большим воодушевлением принялся писать портрет возлюбленной молодого царя. Чтобы девушка не скучала во время сеансов, он нанял музыкантов, которые услаждали слух ее музыкой и пением. Он писал картину так долго, что Александр потеряв терпение, сам пришел в мастерскую.

1

Луи Жан-Франсуа Лагрене. Апеллес влюбился в любовницу Александра Великого

– Да ведь она как живая, отчего же ты сказал, что портрет не окончен? – удивился он.

Апеллес вздохнул.

– Э, да ведь ты сам влюбился в нее! – догадался полководец и повелел слугам насыпать золота в два раза больше, чем весит картина. – Это мой подарок к вашей свадьбе! – пояснил он.

– Но чем я заслужил его? – изумился мастер.

– Ты исполнил мое желание, а я готов исполнить твое, – ответил Александр.

В тот день летописец записал:

Дара достоин был царь,

Дар был достоин царя.

Когда Александр Македонский умер, на трон воссел его телохранитель, Птолемей. Главным придворным художником назначил он бывшего ученика Апеллеса – Антифила. Самого же Апеллеса к царю с тех пор не приглашали.

– Кто-то оклеветал тебя, – предположила Кампаспа.

– Но кто и за что? – удивился Апеллес.

– Возможно, это Антифил, он всегда завидовал твоему таланту и трудолюбию.

– Но я научил его всему.

– О, – воскликнула Кампаспа, – я жила при дворе и знаю, что зависть порождает клевету, коварство и ложь! Птолемей не так умен, как Александр, он слушает все, что ему нашептывают приближенные.

– Да ведь это отличный сюжет для новой картины! – воскликнул Апеллес, он взял кисть, обмакнул ее в краску и стал рисовать на деревянной дощечке, поясняя.

– Новый царь – глупец с ослиными ушами. Подозрительность и Невежество – его советники! Клевета тащит за волосы невинного человека и обвиняет его перед царем.

– Вот за это я и полюбила тебя, мой Апеллес, – улыбнулась Кампаспа, – ты способен сотворить шедевр из самого заурядного события.

– А ты способна вдохновить меня на это, – сказал Апеллес и поцеловал супругу.

Когда работа над новой картиной близилась к завершению, в мастерскую пришел Антифил.

– А ведь это я оклеветал тебя перед царем, – неожиданно произнес он, – увидев «Аллегорию клеветы».

– Но почему? – удивился художник.

– Потому что ты скрыл от меня главный секрет притягательности своих картин.

– Нет никакого секрета, – пожал плечами Апеллес, не отрываясь от работы.

В эту минуту в комнату вошла Кампаспа с маленькой дочкой.

– Здравствуй, дядя Антифил, – пролепетала девочка и протянула клеветнику пухлые маленькие ручки.

– Вот тебе и ответ, – улыбнулся мастер.

– Секрет в чистоте помыслов, – пояснила Кампаспа, – и в открытом сердце.

– О, горе мне! – воскликнул Антифил и удалился.

– Ты должен простить его, дорогой, – сказала Кампаспа, – видишь как он жалок!

– Простить? – удивился художник, – да мне следует благодарить его! Без него композиция хромала.

– А теперь?

– Теперь я покажу в противоположном углу Раскаяние – злобную старуху, которая рвет на себе волосы.

– Потому что в глаза ей смотрит прекрасная чистая девочка, – добавила Кампаспа.

– По имени Правда, – обрадовался Апеллес.

Так была написана «Аллегория Клеветы». И хотя сама деревянная картина погибла, подробное описание ее дошло до наших дней благодаря трудам античных историков.

По этим описаниям Сандро Боттичелли воссоздал картину Апеллеса.

350px-sandro_botticelli_021

Сандро Боттичелли. Клевета

 

Об авторе Издатель Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике проза. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Тамара Алехина. Апеллес»

  1. здорово! — интересно и поучительно; так было «во время оно» , сейчас всё по-другому, увы!

    Нравится

  2. Юрий Гашинов.:

    Изящно,по детски наивно. Словно маленькая дочь Апеллеса написала. Спасибо !

    Нравится

  3. Юлия Зет:

    Прекрасная история! Спасибо автору и сайту.

    Нравится

Добавить комментарий

