Нина Шапкина-Карчаганова. Путь юлы

                           surealism-juan-medina                                

Июлем сладким и дремотным

 В проёме замкнутом оконном

                                                              Прямоугольник света топ

                                                              В  охапке солнца острых скоб                                                          

Эдуард Грачёв

   Детская игрушка, заведённая юла, в разбеге очерчивает окружность на плоскости, расширяя площадь пробега. На пике танца замедляет кружение, сужая ножкой-остриём охват территории и, наконец, истощив свои силы, юла опрокидывается на бок. Выплясав свой ресурс, игрушка замирает. Этот процесс (пусть и отдалённо) напоминает процесс любого начинания, любого дела.  Всякое движение развивается в заданном ей параметре от точки до точки. Любой темп ведёт к кончине.  Банальность?               

    Продолжу: чудо в нас и встретишь его повсюду. Одно из чудес – это: способность человека вспоминать, умозрительно возвращаться в прошлое и вновь переживать пережитое однажды. Такое свойство вовсе не лишне человеку, включившему свой мозг для создания произведения искусства. Каждому  понятно, что всё созданное человеком опирается на ранее увиденное им. Любая новая вещь или изобретение не возникает ниоткуда, а имеет связь с чем-то вмещенным во вчерашний день. В изобразительном искусстве новое направление должно созреть и как бы родиться, но родиться не на пустом поле, а на прикормленной предшественниками почве.

    Поскольку всё на свете не остаётся в неизменном виде, то и язык выражения в изобразительном искусстве, сформированный в отведённом ему историческом отрезке меняется вместе с видением людей, меняющимся с окружением. И наследие видим другими глазами, отличными от глаз людей живших, когда эти произведения создавались и книги писались. Но надо полагать, основная мысль, заложенная в них, и нравственная основа доходят до нашего сознания в основном так, как хотели это донести до нас их авторы, хотя и здесь присутствуют некоторые отклонения. Ну а поистине великие произведения и вовсе можно причислить к вневременным. Те шедевры вечно для знатоков останутся современными.

     Вряд ли кто поспорит с тем, что в мировоззрение людей развитие науки вносит существенные коррективы. И мироощущение современного человека в значительной мере наряду с модой зависит от качества технологических наработок, что, несомненно, позволяет художнику взглянуть на вещи под иным, нежели прежде углом зрения и изображать действительность несколько иначе, чем это делалось до него. Воздух в картине – другой.

   В какой форме изобразительное творчество будет востребовано завтра, и какие материалы используют мастера? Да и останутся ли произведения в привычном, а, следовательно, понятном моим современникам формате, не перейдут ли полностью в виртуальную плоскость? А может быть и зримой виртуальности то не останется, но извне некто, назвавшийся художником начнёт воздействовать на людей сочетаниями запахов, звуков и прикосновений на чувствительные зоны их организмов – актуальный вопрос для художника, попавшего в разлом между ХХ и ХХI веками. И каким станет соотношение плюса с минусом в культуре? Опять же, как мы их привыкли понимать, эти плюсы да минусы. Должны ли произведения искусства создаваться на века или же достаточно для них отвести короткий отрезок времени? Какова тенденция намечается? Встанет ли перед создателем необходимость вспарывать гнойники погрязшего в цинизме общества либо следует обратиться в другую крайность – подсластить действительность, тем самым облегчить людям их непростое существование на земле, чуть приспустить, ослабить вожжи. Так каким будет искусство?

     Совсем недавно можно было посетовать: «В наши дни стало смелостью просто написать нежную картину». Но, кажется, мы уже прошли пик злословия и рискуем, вспомнив о доброте своей, походя впасть в елей. Возможно, мотивация радетелей красивостей схожа с мотивацией повара украшающего блюдо для возбуждения аппетита — потребление!

      Художник-весельчак, душка, говорун, балагур, милое создание, к тому же коммуникабельное, приятое и услужливое – таким рисуется идеальный облик современного служителя музам обывателю. Заметим, не так давно, художник виделся пьяницей, представителем богемы, неадекватным субъектом.

    Коллективность! Это ещё одна характерная черта в современной отрасли искусства. Некоторые из новых направлений, где как в спектакле задействована целая группа людей (художников)  сродни театрализованным представлениям. Эта продукция лишена медитативной компоненты, какой обладает изобразительное искусство, в особенности живопись. Предметы, уложенные в один проект прямолинейны, не по правде конфликтуют с обществом, демонстрируя власть свобод. Всегда за людьми водилась склонность к эпатажу, буффонаде и прочим развлечениям, но эти занятия (как мне представляется) раньше не возводились в ранг высокого искусства.

     Два брата Демократия и Глобализация неустанно трудятся над формированием покладистого нового человека. Труды те пока вне моего разумения, поскольку зла ничуть не убавилось.            

    Удалось ли создать принципиально новое, к чему призывает нас современность? Казалось бы, логично встретить ясность выражения в искусстве, в соответствии обновлённому видению!  Технологический прогресс – костыль современности. Меж тем информационное поле ширится, а фантазия скудеет, опрокидывается в односложность, наподобие заведённой юлы, той, что под конец верчения сужает охват освоенной ею территории в точку, и – падает на бок.    

   Странное дело: с появлением новых технологий едва ли нащупываются соответствующие по уровню тех технологий возможности в изобразительном искусстве. Скорее наоборот, когда люди были больше привязаны к земле, искусство находилось на больших высотах – Античность, Возрождение… Разве что появились новые направления в искусстве, которые вообще не ложатся в поле изобразительности. Но интересно то, что и здесь можно найти параллель с прошлыми временами. Хотя бы в готовности наших предков иной раз дать волю фантазиям, угодным  любителям острых ощущений, особливо весёлых. Повсюду встретишь переигровку старого.

    Живопись сегодняшнего дня больше привязана к литературе, чем раньше. И часто в ней угадывается влияние плаката и, даже, комикса. Немногие тугодумы-счастливчики корпят над выстраиванием композиции картины, не вгоняя её в туман, что б скрыть недостатки.

   Культура каждого отдельного народа, отказываясь от вековых традиций, впитывает в себя черты других культур, преобразуется в нечто новое, и многое из того дружит с пространством интернета, где часто технически недоработанные вещи смотрятся сносно, вступают в игру социальных сетей, становятся частью манипуляции.

    Публика требует свежих лиц.  Дальше — больше. Юла завертелась, ускоряет темп. Опасно быстро вертится. Мир в кружении! А культура? Культура в растерянности подлаживается к обстоятельствам, ей трудно дышать, она выпила коктейль из блёсток. Шатается, идёт по рукам, и усталая выпускает родное дитя, искусство на улицу, в толпу, пребывающую в информационном чаду. Насколько крепко психическое здоровье общества для таких игр? – загадка.     

  Правда, если заглянем в историю искусств, то убедимся, что нечто подобное уже бывало. Но не в таком масштабе! Хотя… Рим пал потеряв скромность, игнорируя умеренность. Неугомонная поспешность жить стёрла былые представления и привязанности, кинула в забвение многое из предыдущего опыта.

    Чрезмерно большое количество информации, часто абсурдной и бесчестной мешает объективно взглянуть на происходящее с культурой. Вводит общество сегодня в заблуждение и относительно живописи. Вправе ли мы умалить ценность традиционной масляной живописи, где, безусловно, концепция ложится во второе значение, а живописная поверхность холста у больших мастеров бесценна.    

     В попытке решить житейские проблемы сегодняшний россиянин часто неустанно трудится над тем, в чём нет реальной нужды. Изжив советскую интеллигенцию, довольствуется огрызками былого величия и украшает свою бытность фальшивыми ценностями. Уже не удивляет встреча на улицах большого числа если не озлобленных, так безразличных людей ко всему и вся. Без должного внимания и уважения к культуре невозможно гармонично развиваться. Бытует мнение, будто культура может подождать. Не может!

      Меня радует, что на далёком острове Тинос живёт озабоченный вопросами русской культуры человек, Ирина Анастасиади. И там же живёт другой человек, грек, мэр столь славного кусочка земли – Симос Орфанос.

У вашего блога «9 Муз» посещаемость больше, чем обычно!
65 просмотров в час — в среднем 5 просмотров за час
Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике эссе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Нина Шапкина-Карчаганова. Путь юлы»

  1. Небесспорно насчет изобретений, но комментарий в целом справедлив. Особенно в отношении Ирины Анастасиади.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s