Михаил Попенко. Плащ крестоносца (4-8 главы)

1215247368_ser_o2

 Глава IV

ПОТОМКИ ВИНЕГАРА

Согласно семейной хронике, нашим пращуром был Винегар, букцелярий1 герцога Одона Аквитанского2, который за преданность и доблесть пожаловал ему деревню Дэн, некогда существовавшую в нынешнем графстве Фуа, на том месте, где сегодня высится церковь святого Арменола.3 После принесения оммажа4 герцогу, Винегар название полученного им бенефиция5 сделал своей фамилией, что сразу же выделило его среди простых щитоносцев. И хотя вскоре селение Дэн было сожжено дотла, а все его жители истреблены не знающим пощады всадниками халифа Хишама6, фамилия Дэн уцелела. Сын Винегара, славный воин Геримберт, был примером бесстрашия в боях и поединках. Когда по родной земле Аквитании7 неудержимо покатилась лавина арабской конницы,он поклялся умертвить её предводителя, знаменитого Мусу-ибн Нусайра8, о чьей отваге рыцари Септима-нии9 и Арагона10рассказывали легенды.

С семью храбрецами он пробрался к его шатру. Ударом щита он разбил голову знаменосцу, а мечом перерубил ему руку, держащую древко зеленого стяга, на котором был вышит золотой Зульфекар11-священный меч пророка. Рука, так и не разжавшая пальцев, упала к ногам Геримберта под торжествующие крики франков. Но Мусу он не одолел. Выскочивший из шатра с секирой в руках голый по пояс чернокожий невольник в белой чалме, нанес ему яростный удар, получив взамен пронзивший его насквозь стремительный выпад мечом.

Тяжелый сарацинский топор рассек стальные кольца кольчуги Геримберта и  глубоко вошел в правое плечо. Потеряв сознание от невыносимой боли он, обняв левой рукой убитого им африканского раба, вместе с ним рухнул  на землю.  С поля боя его вынес оставшийся в живых  воин по имени Гугон, с которым он  так и не встретился  до конца своих дней, но в завещании отписал его роду значительное имущество. Остальные шестеро боевых товарищей Геримберта  полегли вокруг шатра Мусы ибн-Нусайра. Один из них насмерть поразил омейядского12 героя. Лишившись вождя, мусульманское войско, оставив богатый обоз, отступило в предгорья Пиренеев.

Это случилось на второй день невиданной доселе битвы при Пуатье в 732 году от рождества Христова. Господь наш Всемилостивейший даровал тогда христианам победу. Не знавшие поражений армии агарян13, были остановлены и западные властители, обеспокоенные вестями о их нескончаемых победах, вздохнули спокойно.

Благородный майордом Карл Мартелл14 за мужество, достойное древних героев, наградил моего пращура15 тысячью золотых солидов16 и  передал ему в бенефиций поместье Лортэ17 вместе с тремястами сервов18, коими ранее владел некий Ромуальд, который, как сказано в дарственной грамоте, «нарушал верность государству франков, соединился с сарацинами и участвовал во всех хищениях». С тех пор вот уже пятьсот лет древний род Дэнов де Лорте, хранимый Господом нашим Иисусом Христом, живет на прекрасной земле Гаскони.19

На гербе отважных Монморанси20 серебряный крест помещен на золотом поле. Это напоминает им о том, что их родоначальник был первым знатным франком, принявшим христианство. На нашем гербе изображен волк, мощными лапами попирающий опрокинутый полумесяц. Голова его увенчана короной из звезд, над которой, как кривое лезвие мавританского ятагана, изогнулась белая лента с золотой надписью «Мгла не преграда». Любой герольд21, от белых снегов Норвегии до коричневых скал Гибралтара, скажет вам, что обладатели этого герба, гасконские рыцари из рода Дэнов, покрыли себя славой в ночных боях Реконкисты22. И это истинная правда. Так же, как и то, что рыцарь Пьер Жерар23, чей замок находился недалеко от Арля, учредил орден иоаннитов24, утвержденный его святейшеством  папой Пасхалием.25 ПьерЖерар,хотя и ходил всегда в простой одежде, узкие рукава которой намеками на его бедность и смирение, вернулся из Святой Земли26 не с пустыми руками, и вскоре приобрел несколько замков в окрестностях Байонны27.

За то, что под Дамаском28 мой прадед Беат Дэн помог будущему иоанниту  уйти погони визжащей сельджукской конницы, он получил от него в дар в окрестностях  Олерона29обширные земли с двумя мощными крепостями. Возможно, прадед покинул бы старое доброе Лорте и выбрал бы на жительство один из олеронских замков, но он погиб вместе с арагонским королем  Альфонсом в несчастной для христиан битве при Фраге30. Моему деду Шарлю Дэну было в то время всего лишь пять лет и отстоять свои права на недавно полученный феод31 он не мог, а женская наша парентелла32никогда не была сильна. Поэтому родовым замком по-прежнему оставался Лорте. В нем жил мой дед Шарль. Он был большой шутник и часто рассказывал мне историю о вечно тощей корове Чичваче, питавшейся терпеливыми женами и толстенной буренке Бикарне, поедавшую терпеливых мужей.  В запасе у деда было и множество других не менее поучительных рассказов,потому что его любимыми книгами были «Проповеди» Цезаря Арелатского33 и «Собрание чудес» Григория Турского34,которые он любил читать мне вслух долгими зимними вечерами. Вместе с историей о коровах, мне запомнился рассказ о том, как прямо в монастырскую келью святого Мартина35  явился сам.

Люцифер36, облаченный в белоснежный хитон37 и увенчанный драгоценной диадемой38. Лицо его весьма напоминало лик нашего Спасителя. Назвал он себя Иисусом Христом, и требовал, чтобы святой встал перед ним на колени и поцеловал его ноги в черных сандалиях, так как показавшись смертному человеку перед вторым пришествием, он даровал ему особую милость.

Однако святой Мартин сразу же распознал ложь в глазах сатаны и сказал ему, чтобы он, пока не пущен в ход увесистый посох, убирался подобру-поздорову. Христос Благословенный, если бы захотел наградить верующего в Него лицезрением  Себя, то явился бы  к нему в образе источающего любовь смиренного Учителя, а не преисполненного гордыни высокомерного князя. Лукавый бес заскрежетал зубами и, приняв свое истинное обличие, исчез, оставив после себя ужасную вонь. Тут дедушка Шарль зажмуривал глаза, морщил нос и, топая ногами, весело хрюкал. Я  хохотал до коликов в животе. Радостно было думать, что дьявол вовсе не злобное страшилище, а что-то вроде деревенского тукдильона39, которого добрый аббат40 живо призовет к порядку.

Я всем сердцем любил своего словоохотливого деда и его незатейливые рассказы. Свои же собственные приключения он никогда не вспоминал. А было о чем. В его бытность в Святой Земле он оказался в Эдессе41, которую внезапно атаковал мeсульский эмир Имад-эд-Дин, мать которого по слухам, была христианкой42. Однако это не помешало ему лишить жизни всех её единоверцев, находящихся в городе. Моего деда от смерти  спас один багдадский купец-армянин, у которого он, незадолго до нападения турок,  купил книгу «Золотые луга»43, рассказывающую о путешествиях на край земли. Купец тоже был христианином, но находился под особым покровительством эмира, так как много лет подряд  продавал ему за бесценок всевозможные редкости, привозимые им из дальних стран.

Дома дед, оправившись от ран, решил опять вернуться в Сирию и посчитаться  с сарацинами за эдесское кровопролитие, но за море он больше не попал. В Бурже44 был объявлен рыцарский турнир, на который съехались кавалларии45Бургундии, Пуату, Гаскони, Аквитании и Лангедока. Но он не состоялся, так как прибывший туда Бернард Клервосский446во имя Господа просил  всех носящих меч и шпоры  воздержаться от воинских забав и склонить свой слух к голосу церкви. Спаситель наделил отца Бернарда  пламенным красноречием. Его искры легко зажигали очищающий огонь даже в самых темных душах. Люди плакали  и принимали матерчатые кресты отца Бернарда, достававшего их из огромного мешка, привезенного им с собой. Они быстро кончились. Тогда он снял с себя сутану, изрезал ее на кресты и раздал рыцарям, протягивавшим за ними руки. Такой крест достался и моему деду. С сарацинами он вновь сразился не в Святой Земле, а за Пиренеями, в Арагоне, где под Леридой47, в жаркой битве с альмохадами48 он едва не погиб.

Оправившись от ран, Шарль Дэн де Лорте вернулся домой и  вскоре обвенчался с Камиллой де Роселин, которая была первой и последней женщиной в его жизни. Дед почти не выезжал за границы своих владений, а когда у него родился сын Робер – мой будущий отец, он и вовсе стал отшельником, деля свое время между воспитанием сына и чтением книг, которые ему привозили торговцы из Кордовы49, Марселя, Рима и Константинополя50. А однажды  он получил несколько книг и пергаментный свиток из далекой христианской страны Киликии51. На пергаменте красными чернилами было записано большое стихотворение, названное «Элегия на взятие Эдессы».

Автором его был Мовзес Шнорали,52тот самый армянин, спасший там жизнь моему деду. В сопроводительном письме он сообщал, что эти книги написаны известным и почитаемым в латинских странах великим мудрецом Константином Сильваном53 и просил  хранить их у себя до тех пор, пока за ними не придут люди, знающие наизусть первую и последнюю страницу каждой из девяти привезённых книг. Пришли за ними два диакона, посланные«совершенными», когда альбигойцы проводили свой собор в Сан-Феликс де Караман54. Было это за семь лет до моего рождения.

Я появился на свет в Лорте, в день святого Иоанна55, ставшим последним днем в жизни моей матери Беатрисы де Монремар. От неё, в моей памяти, кроме её благородного имени, не осталось ничего. Детские годы я провел с дедом, так как отец мой редко бывал дома. Его ему заменяли палатка странствующего рыцаря да седло боевого коня. В родное Лорте он вернулся израненным и молчаливым. Свое нежелание говорить он объяснил деду обетом, который он дал себе перед Богом. Отец хотел, чтобы его мысли о виденном и пережитом в землях Палестины отстоялись. На это, по его мнению, должен был уйти год. После этого он расскажет ему о крестовой войне все, что он о ней думает, не впадая при этом в богохульство и ересь. Дед поддержал отца и больше ни о чём его  не спрашивал. Роль рассказчика он взял на себя.

Начиная большой пир, устроенный им в честь возвращения отважного сына-крестоносца, дед встал и, показывая поднятой рукой на стену, посередине которой с двух сторон освещаемый ярким огнем факелов, мерцал таинственным светом восьмиконечный крест, сказал: «Благородные господа! Вы видите перед собой награду магистра ордена госпитальеров Гарнье де Напа. Ею он удостоил моего сына Робера за рыцарскую помощь, оказанную им в битве при Арзуфе56. Это победоносное для нас сражение могло бы стать последним в жизни магистра. Он с трудом отбивался от наседавших на него мамелюков57.У него был разрублен шлем, и кровь заливала глаза. Щит и секира Робера де Лорте спасли благородного иоаннита от неминуемой гибели. Господи! Я благодарю Тебя за то, что ты вдохнул боевой дух в душу моего сына , приумножившего  на поле брани славу рыцарей Гаскони».

Дед опустил руку и взял кубок с вином. Все последовали его примеру. Семь дней чествовало моего отца все окрестное рыцарство. Вспоминали подвиги деда и свои собственные. Вследствие сего застолья, невиданного в Лотре много лет, винные и съестные запасы в его амбарах и подземельях весьма сократились. Зато многократно увеличилась слава рыцарей Лотре, отважных в бою и щедрых в пирах. С 1155 года от рождества Христова, мы, гасконские рыцари из рода Дэнов, верой и правдой служили своим сюзеренам58 – анжуйским графам. Один из них, граф Генрих Пуатье стал английским королем Генрихом Вторым,59 а мы его вассалами60.

Примечания к главе 4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      1.букцеллярий-дружинник в воинских отрядах франкской знати в 6-9 в.в.

2.Одон Аквитанский-герцог,правитель Аквитании в мпервой трети 8в.

3.Церковь святого Арменола-находилась в г.Эскальдесе(совр.Андорра)

4.Оммаж-церемония,оформляющая заключение вассального договора между сеньором и вассалом.Скреплялась «фуа»-клятвой верности.

5.Бенефиций- земельное владение, пожалованное пожизненно на условиях военной или административной службы.

6.Халиф Хишам- арабский халиф из династии Омейядов,правивший в 724-743г.г.

7.Аквитания-историческая область на юго-западе Франции.После альбигойских войн стала называться Гиенью .В широком смысле весь юг Франции.

8.Муса-ибн-Нусайр-арабский полководец 8 века.

  1. Септимания-историческая область на юге Франции со столицей в г.Нарбон.

10.Арагон- историческая область на северо-востоке Испании. Столица -Сарагоса.В 9 веке образовалось графство Арагон,ставшее в 1035 года королевством на основе объединения с барселонским графством. В 1164 году графы барселонские стали королями Арагона, включив в него все земли Каталонии.

11.Зульфекар(араб.)-меч пророка Мухаммеда, обоюдоострый и раздвоенный на конце. По преданию перешёл к Али, зятю пророка.В средние века его часто изображали на знамёнах.

12.Омейяды-династия арабских халифов из рода Омейя, правившая с 661 по 750 г.г.

13.Сыновья Агари-средневековое название мусульман.В Библии(Книга Бытие,глава16) говорится о египтянке Агари, родившей от Авраама Измаила, считающегося родоначальником арабских племён.

  1. Карл Мартелл(688-744г.г.) — майордом(правитель) государства франков. Победитель при Пуатье.

15.Пращур-далёкий предок.

16.Солид-золотая монета раннего средневековья. Чеканилась в Римской империи с начала  4 века.

17.Лорте-замок в Гаскони.Сохранился до наших дней. Охраняется государством как исторический и архитектурный памятник.

18.Сервы-крепостные крестьяне в средневековой Франции.

19.Гасконь-историческая область на юго-западе Франции.С 602 года-герцогство.В 1036 году присоединена к Аквитании.                                                                                                                                                                                                                                                           20. Монморанси- древний атистократический род, сущесвующий во Франции и поныне.

21.Герольд-в средневековой Европе глашатай, церемонийместер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на рыцарских турнирах и всевозмозжных торжествах.

  1. Реконкиста- «отвоевание» у мусульман земель Пиренейского полуострова, зазваченногоими в начале 8 века. Продолжалась до 1492 года.
  2. Пьер Жерар- рыцарь из Прованса, основавший орден рыцарей госпиталя святого Иоанна Предтечи.

24.Орден иоаннитов(госпитальеров)- орден основан в 1048 году итальянскими купцами из г.Амальфи с согласия египетского султана при госпитале храма святого Иоанна Предтечи.В 1070 году Панталеоне Мауро, построив ещё одно здание по соседству с бенедектинским монастырем святой Марии Латинской, расширил его В госпитале одновременно лечилось более двух тысяч больных. С 1099 года, сразу после взятия Иерусалима, орден становится рыцарским и получает название «Странноприимный дом иерусалимского госпиталя святого Иоанна». В него принимались только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей. Каждый новый член должен был приносит с собой полное боевое вооружение или вносить 2 тысячи су — серебряных монет высокого качества, чеканившихся в то время в Туре.В начале13 века они имели 19 тысяч обителей, в каждой из которой жило по нескольку рыцарей во главе с командором. Отличительные знаки : красная мантия с белым шёлковым крестом, символизирующим восемь рыцарских добродетелей и восемь направлений пространства. Символы власти: корона, меч и печать с изображением лика великого магистра. Орден иоаннитов существует и в наши дни.

  1. Папа Пасхалий2 (1099-1118г.г.)- римский папа. В 1113 году утвердил орден иоаннитов (госпитальеров).

26.Святая Земля-общее название некоторых территорий на Ближнем Востоке, связанных с земной жизнью, смертью и служением Иисуса Христа.

27.Байонна-город на юго-западе Франции, у побережье Бискайского залива.

28.Дамаск-столица Сирии.

29.Олерон-местность Гаскони.

  1. Битва при Фраге (Испания) произошла в 1133 году. Объединённая армия арагонских, английских и французских крестоносцев была разгромлена мусульманами-альморавидами. Король Альфонс погиб в битве с оружием в руках.

31.Феод-наследственные земли, пожалованные сеньором вассалу на условиях военной или иной службы.

32.Парентелла(франц) — родня.

33-34.Цезарь Арелатский и Григорий Турский — христианские писатели 6-8 в.в.

35.Святой Мартин — раннехристианский французский деятель церкви.

36.Люцифер-одно из имён дьявола.

37.Хитон-льняная или шерстяная длинная, до пола, рубашка, чаще без рукавов.

38.Диадема-металлический обруч,ч асто украшенный драгоценными камнями, знак принадлежности к высшей знати.

39.Тукдильон(фран) — хвастун, мелкий обманщик, пустобрёх.

40.Аббат-в католической церкви настоятель аббатства.

41.Эдесса (Ар-Руха)- древний город в Месопотамии. В 639 году был завоёван арабами, а в 1098 –крестоносцами, при которых стал главным городом Эдесского графства, входившего в состав Иерусалимского королевства. В1144 году, во время 2 крестового похода, атабек Мосула Имад-эд-Дин Зенги неожиданным ударом захватил Эдессу и уничтожил всех находившихся там христиан.

42.В некоторых хрониках говорится, что в сражении у Гераклеи в 1100 году мусульманская армия наголову разбила крестоносцев. В бою погиб архиепископ Зальцбургский. Спаслись лишь Вильгельм Аквитанский и Вельф Баварский. После битвы бесследно пропало множество знатных дам, среди которых была маркграфиня Ида, ставшая затем женою эмира и матерью Имад-эд-Дина Зенги.

  1. «Золотые луга» — хорошо известное в Европе с 11 века сочинение арабского географа 10 века Масуди, проведшего в непрерывных путешествиях 27 лет и описавшего все существовавшие тогда страны. В своей очень увлекательной книге он, зная множество языков, широко пользовался самыми разнообразными источниками, включая труды античных и китайских путешественников.

44.Бурже — город в центральной Франции.

45.Кавалларии — так иногда назывались рыцари, не имеющие собственного замка.

46.Бернард Клервосский (1109-1153) — святой, католический писатель, вдохновитель 2 крестового похода.

  1. Лерида — город в Арагоне, освобожденный от мусульман в 1149 году.
  2. Альмохады — название династии, после разгрома альморавидов, правящей в государствах в Северной Африки и Испании с 1123 по 1269 год.

49.Кордова-столица Кордовского эмирата. славилась своими книжными мастерскими, изготавливающим книги на продажу.

50.Константинополь-столица Византийской империи, захваченной турками-османами в 1453году.

51.Киликия-­юг современной центральной Турции. Здесь в1080-1375г.г существовало армянское государство. Столица — г. Сис.

52.Нерсес Шнорали — знаменитый армянский поэт 12 века.

53.Константин Сильван — знаменитый проповедник-тондракиец 7века,основатель секты павликиан.

54.На соборе в Сан-Феликс Караман в1165году произошло окончательное организационное оформление альбигойской церкви. По некоторым сведениям, там присутствовали представители и так называемых тондракитов (название — от селения Тондрак, в Армении, недалеко от озера Ван), вероучение которых переняли болгарские богомилы, духовные отцы альбигойцев. Тондракитам удалось создать собственное государство, долгое  время удачно воевавшее с Арабским халифатом и Византийской империей. Оно было разгромлено византийцами в первой половине 9 века и павликиане бежали в Болгарию. Павликиане-тондракийцы имели широко разветвлённую сеть тайных сект, с помощью которых они вновь восстали, но были разбиты византийским  полководцем армянином Григором Магистром в 1058-1059 г.г

55.День святого Иоанна — 23 июня

56.Битва при Арзуфе произошла в 1185 году

57.Мамелюки-белые воины-рабы, в основном уроженцы Кавказа, составлявшие гвардию египетских султанов до середины 13в.

58.Сюзерен — крупный феодал-верховный сеньор территирии (король, герцог или князь), являвшимся государем по отношению к зависимым от него вассалам

  1. Генрих 2 Плантагенет(1133-1189г.г.)- английский король с 1154года, отец Ричарда Львиное Сердце.

60.Вассал-рыцарь, владеющий феодом ,то есть землёй, которую он получил от более крупного землевладельца за обязательство нести военную службу и некоторые другие повинности. Рыцари, не имеющие своего феода, назывались вавассорами и служили в отрядах крупных феодалов за заранее оговорённую плату.

ГЛАВА V

КОРОЛЕВСКАЯ КОРОНА ГРАФОВ ПУАТЬЕ

Британский трон достался графу Генриху случайно, но вполне законно. Прекрасная Алиенора,1 дочь Гильома X, последнего герцога Аквитании, развелась с Людовиком Седьмым,2, шестым королем из ныне правящей династии Капетингов3. Наверное она не питала нежных чувств к его величеству, потому что сразу же после получения разводной грамоты от его святейшества папы Евгения II4 она вышла замуж за Генриха де Пуатье, принеся  ему в приданное свои обширнейшие владения. Её избранник был внуком Генриха I Английского5, сыном его дочери Матильды, которой отец завещал престол. Племяннику покойного короля,  Стефану6 это очень не понравилось, и он предъявил свои права на корону. Началась война, которой, казалось, не будет конца. В конце концов Стефана признали королем, но договорились, что после его смерти королевство унаследует анжуйский граф Генрих. Так французский граф стал английским монархом.

Но и  во Франции за ним оставались Мэн, Турэнь, Нормандия  и много других земель. Вместе с очаровательной женой, о красоте которой на всех пирах и турнирах не уставал петь сладкоголосый Бернар де Вентадур7, Генрих стал полновластным владыкой Гаскони и Аквитании,а рыцари Лангедока и Прованса почти сплошь были его вассалами. Нельзя сказать, что Людовик безропотно терпел свое унижение. Однажды из-за Тулузы так с Генрихом повздорил, что совсем было за меч схватился, но обнажить его духу не хватило. Он не в пример сыну своему перед Плантагенетами8 всегда пасовал. Домуазо9 Филипп не только Генриха, но и принца Ричарда, прозванного впоследствии Львиным Сердцем, не больно страшился, хотя и бит им бывал немилосердно. Но вот под стенами замка Шалю нашел свою смерть ставший королем Ричард, чья неуемная страсть к кровавым битвам была сильнее его любви к плотским утехам с нежными красавицами. Не кому стало защищать земли Плантагенетов в Гаскони и Лангедоке. Филипп отнял у них Анжу,а в доброй половине  замков Пуату стояли его гарнизоны.

Умен и обходителен был король Филипп Август смолоду.Он слыл заботящимся о своём народе щедрым и добрым государем, хотя был прижимист и крут на расправу. А все потому что не гнушался король с купцами да цеховыми мастерами совет держать. Когда было очень нужно, то и для незнатного люда кошель развязывал. Деньги-то, правда, редко давал, но привилегиями жаловал не скупясь и военной добычей не обделял.  Вон сколько рыцарей после Бувина10 в плен взял, но всех отдал горожанам, помогавших ему одержать славную победу. Те же за них немалый выкуп взяли. Само собой и себя король не забывал. К концу  своих дней,а правил он больше сорока лет,королевский домен11 увеличился вчетверо.

Через несколько лет после его смерти к французской короне отошло Тулузское графство и Прованс, отнятые у местной знати, издевавшейся над католической верой и пытавшихся мечом защитить альбигойскую ересь.                                               Сегодня у баронов и виконтов Лангедока от насмешливой надменности, кроме горьких слез, ничего не осталось. Преступления, совершенные ими были гнусны и многочисленны. От полного истребления вероотступников спасла лишь бесконечная милость Божья. Однако я отклонился от обещанного рассказа о себе и вновь к нему возвращаюсь.

Примечания к главе 5

  1. Алиенора-герцогиня Аквитанская, мать Ричарда Львиное Сердце, умерла в 1209 году.

2.Людовик7 (1137-1180гг.) — король Франции .

  1. Капетинги.-династия французских королей, правившая с 987по 1328г.г.
  2. Евгений 2-римский папа(1145-1153г.г.)

5.Генрих1 Английский — (1068-1135г.г.) — младший сын Вильгельма1 Завоевателя, английский король с 1100 г.

6.Стефан-английский король, умерший в 1154 г.

  1. Бертран де Вентадур-знаменитый провансальский трубадур 12 века.

8.Плантагенеты-династия английских королей,правившая с1154по 1399г.г.

9.Домуазо Филипп-речь идёт о будущем короле Филиппе2-Августе Капетинге(1165-1223г.г), правившим  Францией с 1180 г. Домуазо-в средние века титул сыновей королей и крупных сеньоров.

10.Битва при Бувине произошла 17июля 1214года и была решающей победой Филиппа-Августа в его борьбе с анжуйской династией Плантагенетов.

11.Домен- совокупность наследственных земельных владений короля, на которые распространяется его политическая власть.

45

Франческо Хайес. Крестоносцы близ Иерусалима

ГЛАВА VI

О СИРИЙСКОМ АРБАЛЕТЕ, МУДРОМ АЛКУИНЕ

              И ПРЕКРАСНОЙ КАТАРИНЕ

В наших краях, а родился я в двух днях езды от Байонны, рыцарство было совсем не таким как в Пикардии или Нормандии1. Конечно, ловко биться на мечах или орудовать секирой и у нас, в Гаскони, хорошо умели, но многие шевалье2 жестокостям битв предпочитали шумные пиры, веселые песни и сладостные канцоны3, посвященные прекрасным дамам. Я, к примеру, из таких. Воинские науки не для меня. Может быть потому, что в ранней юности, увлеченно упражняясь на квинтайне4, я нанес неточный удар копьем по щиту, висевшем на одном конце перекладины и тяжелый мешок с песком, висевшем на другом, так ударил меня по спине, что я свалился с лошади и сломал себе руку, которая затем не совсем удачно срослась. С тех пор у меня пропал всякий интерес к рыцарским забавам, хотя обычно мое копье

попадало в цель и я неплохо владел мечом. Отец мой, несмотря на его боевое прошлое, был человеком мягкосердечным, к тому же искренне любившим своего сына. Видя мое равнодушие к ратным делам, он решил сделать из меня священника. Тем более, что Сигиберт, аббат Монмажурского аббатства5, находившегося недалеко от Арля, был его старым другом. Наш капеллан6 отец Варфаломей научил меня латыни, и я охотно проводил время за чтением в большой комнате, отведенной для хранения книг, собранных моим дедом Шарлем, и даже знал на память несколько мест из Священного Писания, учебников Алкуина7, покаянных книг епископа Бурхарда Вормского и сочинений Алана де Лилля9. Словом, к монастырской жизни я отвращения не имел, и вскоре после моего злополучного падения с лошади я оказался на берегах Роны. Под дружеской рукой отца Сигиберта мое келейное бытие было безмятежным. С утра до полудня я вместе с благоволившим ко мне аббатом, упражнялся в стрельбе  из  арбалета, подаренного отцу Сигиберту недавно вернувшимся из Сирии шевалье Арманом де Бо10. Означенный рыцарь рассказал мне о том, что мой духовный наставник был bonus miles et pastor*. Они вместе сражались в Португалии и Испании. Под Сантареном11 во время схватки в лагере мусульман аббат Сигиберт сразился с самим эмиром Абу Юсуфом Якубом12 и нанес ему смертельный удар копьем. Весть об этом подвиге разнеслась по всем христианским замкам по обе стороны Пиринеев. Император Фридрих,13 желая отметить мужество и рыцарское искусство служителя церкви, послал ему в подарок щит, выкованный миланским оружейником Рино Бодакорсо.

Большой серебряный крест делил его белый овал на четыре части, а по верхнему краю, шли золотые буквы девиза:«Он победитель». Доблесть аббата Сигиберта не оставила равнодушным  и майнцского епископа Христиана,чьи войска незадолго до Сантаренской битвы помогли вступить,  в Рим его святейшеству папе Луцию III 14. Он направил в Манмажур свой дар – четки святого Цезария15. Через год отважный аббат вновь проявил чудеса храбрости, которые на этот раз награды ему не принесли, но спасли жизнь.  На каменистых полях Андалусии, недалеко от печальной памяти города Аларкоса16полегло все христолюбивое воинство кастильского короля АльфонсоVIII17, стеною вставшего против бесчисленных полчищ сарацин. выведенных из пустынь Туниса аль- Мансуром18, сыном убитого эмира  Юсуфа, поклявшегося отомстить за смерть отца. Но Господь наш хранил своего заступника и аббат Сигиберт остался невредим. Под его руководством я стал приобщаться к церковным делам.

*Хороший пастырь и отличный рубака.(лат.)

Вечера я посвящал книгам, которые собирались в монастырскую библиотеку уже несколько столетий. В здешнем скриптории19 были переписаны прекрасным каролинским минускулом20 произведения Ксенофонта21, Геродота22, Юлия Цезаря23,Тацита24,ТитаЛивия25, мудрых византийцев Козьмы Индикоплова26 и Прокопия Кессарийского27, поэмы Жерсье де Васа28, Жоффруа Гэмора29, сочинения Григория Великого30, блаженного Августина и Исидора Севильского31, а также много других ученых и занимательных книг.

В некоторых из них были бережно хранимые закладки с пометками воспитателя Карла Великого Алкуина и впавшего ересь Эриугены32, которому его ученики разбили голову скамейками,когда он пытался разъяснить им суть своих философских воззрений. Ничего не могу сказать о философии ирландского монаха,но мне не раз приходилось видеть как добрые прихожане хватались за дубины и топоры не в силах вынести богохульные речи еретиков.

В усердных штудиях прошли осень и зима. Я несомненно освоил бы все семь свободных искусств33, если бы весной, в самом начале марта, я не отдал бы свой разум Катарине де Вийон, молодой жене престарелого барона Ги де Вийона, ответившей мне взаимностью. Я забросил арбалет и к немалой радости молчаливых скрипторов34, коих я частенько донимал своим любопытством,  забыл дорогу в библиотеку.

Аббат Сигиберт уехал по делам в Сен-Жильский монастырь35, и некому было наставить меня на праведный путь. Да и он вряд ли бы стал это делать, ибо сам был весьма склонен к куртуазии36 и не чурался общества прекрасных дам. Об упоительных ночах, проведенных в страстных объятьях белокурой баронессы я вспоминаю до сих пор, тогда как названия почти всех глубокомысленных и благочестивых книг, не говоря уже о их содержании, давным-давно исчезли из моей памяти. Я жил тогда только нашей любовью – бесконечностью сладостных мгновений.

Голова моя была пуста как церковный колокол,а душа и тело пребывали в тесном единстве,согласно мечтая о постели баронессы де Вийон – месте общей радости. Казалось, что отвлечь от  нее меня не смогут даже силы небесные.

Но однажды рано утром, в День Пречистой Девы37, возвращаясь с ночного свидания, я увидел во дворе монастыря толпу вооруженных людей. Трое еще сидящих в седле рыцарей, судя по убранству их коней и дорогому оружию, были знатными особами. Однако настоящим вельможей оказался только один граф Филипп де Дре, известный всем своими подвигами в Палестине.

Имена его спутников -Жоффруа де Морлона и Жана де Роулена- мне ни о чем не говорили. Аббат Сигиберт, гостеприимный как святой Рикье38,находился в отъезде, а наш шамбелан39, брат Гильом, был редкостным скрягой. Кушанья, выставленные рыцарям-путешественникам, вряд ли можно было назвать угощеньем. Вялые овощи, холодный сальмигонден40, заплесневелый сыр, черствый хлеб и несколько бутылок ларошели41, которая вполне могла заменить слабительное – вот и все, что было на длинном и узком монастырском столе, сколоченном из толстых досок.

Вечер мог оказаться таким же кислым, как и монастырское вино. Однако ужин удался на славу. Бочонок доброго испанского лепе42 и превосходный лильский окорок, принесенные оруженосцем графа Филиппа, сделали нашу трапезу приятной, а беседу -увлекательной. Граф Филипп сообщил, что он со своими вассалами направляется в Марсель, откуда на галере «Святой Николай», принадлежащей судовладельцу Порку43, с которым у него была оплаченная договоренность, они отплывут к берегам Сирии, где его ждут Филипп Французский и Ричард Английский44, объединившие свои силы в войне за освобождение Гроба Господня.

Красноречие графа разбудило мое воображение и я, разгоряченный крепким вином и возбуждённый его рассказами о громкой славе, ждущей христианских воинов на Востоке, решил отправиться за море вместе с ним. Там, если будет угодно Богу, я намеревался вступить в рыцарское братство иоаннитов. Через три дня, умытый чистыми слезами баронессы де Вийон, я отправился в Святую Землю. Под наконечником моего копья красовался белый шелковый рукав от платья45 моёй прекрасной дамы, подаренный мне минувшей ночью.

Примечания к главе 6

1.Пикардия и Нормадия-исторические области во Франции.

2.Шевалье-низший дворянский титул в средневековой Франции.

3.Канцона-песнь эротического или религиозного содержания, посвященная конкретной даме.

  1. Квинтайн-приспособление для рыцарских упражнений.На один конец горизонтального шеста укрепляли щит, а на другой мешок с песком. При неверном ударе копья шест поварачивался вокруг своей оси и мешок ударял промахнувшивося по спине.

5.Руины Монмажурского аббатства с церковью и двумя капеллами можно и сегодня видеть в окрестностях Арля.

  1. Капеллан-в католической церкви-священник, состоящий при капелле, здании, строившимся  в замках для молитв, частных богослужений и хранения реликвий.
  1. Алкуин-аббат монастыря святого Мартина в г.Т уре. С 781 года-советник Карла Великого.С его именем связано развитие просвещения в Европе того времени, так называемое «каролингское Возрождение».В монастыре Алкуина была лучшая библиотека Франции8-9 веков, насчитывавшая более 400 названий книг по разным отраслям знаний.
  1. Бурхард Вормский- известный церковный писатель 11 века, автор «Корректора», знаменитого сборника вопросов и ответов на тему католического вероучения.

9.Алан де Лилль-французский поэт и философ. Умер в 1202 году. Основные произведения: «Против еретиков» и «Антиклавдиан»(«Идеальный человек и его бой с пороками».

  1. Сеньоры де Бо-одно из знатных семейств в Арле в 10-13в.в.
  2. Битва при Сантарене(Португалия) произошла в 1184году.
  3. Абу Юсуф Якуб-халиф альмохадов. Умер в 1184 году.
  4. Фридрих1 Барбаросса(1125-1190г.г.).-император Священной Римской империис 1155г. Из династии Гогенштауфенов. Утонул в р. Селефе во время 3 крестового похода.
  1. Луций3-римский папа с 1181 по 1185г.г. При нём для прекращения распространения ереси впервые было создано церковно-государственное учреждение, стоящее на страже «чистоты доктрины и обычаев»,позднее названное «святая инквизиция».
  1. Святой Цезарий — архиепископ в Провансе. Умер в 542 году.
  2. Аларкос(недалеко от современного Альмагро)-19 июля 1185 года в этом месте произошла битва с альмохадскими войсками, в которой христиане потерпели страшное поражение.

17.Альфонс 8-король Кастилии, возглавлявший армию христиан при Аларкосе.

18.Абу Юсуф Якуб аль-Мансур-сын погибшего при Сантарене Абу Юсуфа Якуба. командовал мусульманскими войсками при Аларкосе.

19.Скрипторий-монастырская мастерская по переписыванию книг.

20.Минускул-красивый чёткий почерк, характерный для французских переписчиков книг 8-12в.в, называемый ещё «каролингским».

21.Ксенофонт(430-355г.до н.э.)-древнегреческий писатель и историк. Почти все его произведения дошли до наших дней.Основное «Греческая история».

22.Геродот(490-425г.г. до н.э.)-древнегреческий историк, прозванный «отцом истории»

23.Юлий Цезарь(102-44г.г. до н э.)-древнеримский государственный деятель и полководец.Автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданской войне».

24.Тацит (58-117г.г.) — крупнейший римский историк.

25.Тит Ливий-(59-17г.г.)-римский историк.

26.Козьма Индикоплов-византийский писатель6 века.Автор «Христианской топографии».

27.Прокопий Кесарийский-византийский историк 6 века

28.Жерсье де Вас-французский поэт 12 века.

29.Жоффруа Гемар-французский поэт 12 века, написавший известную в то время  поэму «История англичан».

30.Григорий Великий-римский папа с590 по 604годы.До настоящего времени сохранилось 4 книги его «Пастырских  наставлений», своего рода учебник для духовенства «Толкование книги Иова», 40 воскресных проповедей,24 книги о пророчестве Иезикииля, более 800 посланий, а также 4 книги «Диалогов», содержащих жизнеописания чудотворцев,живших в Италии.

31.Исидор Севильский(570-636г.г.)-испанский епископ, церковный писатель и историк. Научные труды по ботанике,зоологии и минералогии. Автор знаменитой «Этимологии».

32.Эриугена Иоанн Скотт-учёный богослов 9в, отец схоластики. Основной труд «О разделении природы».Умер в 886 г.

33.Семь свободных искусств-законченное университетское образование с средние века. До настоящего времени сохранился полный курс лекций Парижского университета, созданный Тьерри Шартским в 1140 году.Первая ступень университетского образования-«trivium»-включала в себя грамматику, риторику и диалектику. Quadrium-вторая ступень. Состоит из теологии, геометрии, астрономии и музыки. Автором  программы семи искусств считается Мартин Капелла(6в.). Эта программа почти без изменений просуществовала до конца средних веков.

34.Скрипторы-монахи, занимавшиеся перепиской книг.

35.Сохранился до настоящего времени в г.Сен-Жилль-дю-Гар(департамент Буш де Рон).

36.Куртуазия-своеобразный рыцарский ритуал, набор правил поведения, включавшей в себя наряду с воинской доблестью, служение прекрасной даме, благородство, учтивость, великодушие и т.д. Придворно-рыцарское направление в западно-европейской литературе 12-14 веков.

37.День Пречистой Девы — 8 сентября

38.Святой Рикье-настоятель монастыря в Сантюле, славился своим гостеприимством. Умер в 645г.

39.Шамбелан-должность в католическом монастыре, ответственный за хранение продуктов.

40.Сальмигонден-блюдо средневековой французской кухни, рагу из разных сортов мяса.

41.Ларошель-сорт лёгкого французского вина.

42.Лепе-сорт крепкого испанского вина.

43.Порки-известная в Провансе 12-13 в.в.фамилия купцов, занимающаяся морскими

грузоперевозками и имевшая свой огороженный торговый квартал в Иерусалиме.

44.Ричард 1 Плантагенет(1157-1199г.г.)-король Англии с1180года. За личную доблесть получил прозвище Львиное Сердце. Руководитель, совместно с Филиппом-Августом, 3 крестового похода.

  1. пришнуровывались. Такие рукава дамы часто дарили рыцарям, уходившим в крестовые походы.Платья знатных дам в 12-13 веках назывались «блио» и шились из цветной шёлковой ткани, с дорогой вышивкой и пышными рукавами, которые к платью не пришивались,а пришнуровывались.

Глава VII

Под стенами Акры

Не буду описывать свое недолгое морское путешествие. Время, проведенное под латинскими парусами1 «Святого Николая» ничем особенным мне не запомнилось, кроме прекрасной погоды и угрызений совести. Ведь я покинул конвентум2 без согласия аббата Сигиберта и отправился в крестовый поход без благословения моего отца. Странная вещь – человеческое сердце. Как легко его взволновать. Совсем недавно я только и думал, что о грядущих победах во славу Господню, но вот прошло несколько дней, и я печалюсь о нанесенной отцу обиде,а увидев белую пену прибоя, стаи крикливых чаек и прибрежные черные скалы, вырастающие из желтого песка, тут же забываю о ней,очарованный величественной красотой чужеземного побережья.

Наш кормчий-отличный мореход,был человеком,хорошо осведомленным в делах, происходящих на берегу. Поэтому он не стал высаживать нас в первой попавшейся гавани, а направился к Кызыл-Эмберу, пристани,рядом  с которой раскинулся лагерь крестоносцев, куда незадолго до нашего прибытия пришли корабли короля Ричарда.

Все воздавали ему почести за кипрскую победу3 и шумно радовались, видя соленое мясо и бочки с вином, сгружаемые с генуэзских нефов4. Между тем в лагере был траур по маршалу5 Обри Клеману. Он чуть было не водрузил Христово знамя на стене Акры, но обломившаяся под ним ступенька лестницы сделала его добычей турок, подвесивших отважного воина за ребро на железном крюке, торчавшем из каменного зубца на вершине башни. Не проронив ни слова мужественный крестоносец скончался в ужасных муках. Пламя возмездия запылало в сердцах рыцарей, видевших его последний час. И участь турок, имевших несчастье попасть в плен к крестоносцам, была не менее страшной, чем гибель храброго маршала.

Редкий день проходил без ожесточенных стычек и яростных поединков. Шли они с переменным успехом  и, кроме воинской славы, о которой  слагали поэмы трубадуры6, ничего не давали их участникам. Все ждали общий штурм, и вот, наконец, он был объявлен6. Графу Филиппу после встречи с королем Ричардом было разрешено поставить свои палатки рядом с его шатром. В одной из них, вместе с Жаном де Роуленом, поселился и я.Вечером граф пригласил нас к себе и за ужином сообщил,что во время беседы с его величеством, он назвал ему имена всех прибывших с ним рыцарей, среди которых было и мое. При его упоминании король оживился и сказал, что оно ему знакомо и принадлежит его вассалу, спасшему жизнь магистру госпитальеров в арзуфской битве.

«Это был мой отец», — с гордостью сказал я.

«Думаю, что доблесть и благородство в равной степени принадлежит и сыну», — учтиво проговорил граф.

«Завтрашний бой покажет, что вы не ошиблись», — ответил я.

Акра, мой  досточтимый  читатель, город  очень  древний. За много веков до рождества Спасителя тут процветала торговля и ремесла. В те времена, когда Господь наш Иисус Христос ходил в этих местах со своими учениками, называлось она Птолемаида. Здесь апостол Павел приобщил к  христианской вере великое множество язычников, потомков жадных и жестоких финикийцев7.

Акра, славная древность которой вызывает у всех верующих в распятие и воскресение, не только священный трепет, но и жажду отмщения. От Акры не более шести лиг8 до Тивериады, поселения на берегу Генисаретского озера9,бурю на котором некогда усмирил Господь наш Иисус.Там, четыре года назад, сложили головы лучшие рыцари западных стран,не сумевшие противостоять мощи  победоносного султана Салах ад- Дина10.И вот Запад и Восток вновь сошлись на Святой Земле в смертельном поединке.

Рано утром я вышел из палатки. Солнце еще только-только начинало показываться из-за горизонта и в его лучах грозные твердыни Акры казались мне неприступными. На зубчатых стенах, в поблескивающих шлемах, опираясь на короткие копья с сердцевидными наконечниками, стояли рослые воины с круглыми щитами.

От кипящих в огромных медных котлах смолы, масла, и ещё Бог знает какого адского варева, поднимались клубы пара, насыщавшего воздух отвратительным запахом, от которого тошнота подступала к горлу11 и пропадало всякое желание лезть на стены.

В лагере стояла  тишина. Но не прошло и часу как её разорвали дробь барабанов, пение рожков и звуки флажолетов12. А ещё через час заработали катапульты и аркбаллисты13, непрырывно забрасывая в крепость горшки с огнём и огромные камни. Затем, неся на поднятых руках длинные лестницы, побежали первые колонны штурмующих.Сам штурм я почти не помню,так как отряду графа Филиппа,в котором был и я,пришлось схватиться с легкой кавалерией Мафаэддина14,шедшему на помощь гарнизону Акры.

В этом бою я получил сильный удар копьём,выбившим меня из седла. Слава толедскому оружейнику Эрнандесу. Если бы  не прочно сработанные им доспехи, я не писал бы сейчас эти строки. И никогда бы не поднялся  с земли, если бы сражавшийся рядом со мной рыцарь не рассек бы своим длинным мечом сарацина,уже замахнувшегося на меня, беспомощно распластанного на земле, своей кривой саблей.

Мой спаситель соскочил с коня. Он был в открытом шлеме,.в двойном хоуберте15, но чувствовал себя в нем так, будто на нем была  простая полотняная рубаха. Его сильные руки схватили меня за плечи и рывком поставили на ноги.

« Тебе повезло, — сказал он, — копье было тонким. Такие делают в Дамиетте16. Испанскую кольчугу им не за что не пробить. Мою  — он ткнул себя пальцем в стальной ромбик хоуберта-запросто». И, словно радуясь этому, он громко рассмеялся.

В голове у меня шумело, но на слова благодарности сил хватило.

«Господин рыцарь, хотя я и не знаю вашего благородного имени, я ваш вечный слуга. Пешим или конным, с оружием или без него, имуществом или деньгами, я окажу вам свою помощь всегда и везде, по первой вашей просьбе или сообразуясь с обстоятельствами».

«О, — улыбнулся в ответ рыцарь — Ты, я вижу, из Прованса»

«Я из Гаскони», — с достоинством ответил я.

«Все равно с юга, — ответил рыцарь. — Только там могут так долго говорить «спасибо». Меня зовут Бертран дю Валлон. Я из Нормандии. Фелиз17- замок моего отца стоит на берегу Орна по соседству с Каном18. Красиво говорить там не умеют, зато меч из руки нормандца так просто не вышибешь. Если рана, полученная воином в первом бою,не опасна,то жизнь его будет долгой. Значит жить тебе сто лет, раз ты стоишь на ногах и говоришь мне любезности. Мой друг Санчо — знатный лекарь. Он учился у салернских монахов19, а те знают толк в костях и сухожилиях. Санчо моего отца с того света не раз вытаскивал.  Да и меня после турнира в Тулузе живо на ноги поставил.Ваш граф Раймунд даром, что книгочей и стихоплет- боец хоть куда.От его руки я чуть было Богу душу не отдал. Так он меня секирой огрел.Хорошо,что плашмя. Спасибо Санчо — через неделю я снова слышал ржание моего коня. и пение птиц».

Бертран был весельчак и балагур.Слушая его, казалось, что всё на свете,кроме  отваги в сражениях да буйства на пирах, ровным счётом не имеют никакого значения. Воинская доблесть для меня тоже не пустой звук и я совсем не против хмельного застолья, но, глядя на окружающую нас картину, мрачно зовущую к покаянию, я не мог думать о мирских радостях.

Повсюду лежали рыцари и мамелюки,пронзённые копьями и разрубленные мечами. Один знатный мусульманин полулежал на ветках колючего кустарника. Его правая рука сжимала рукоять ятагана, а в похожем на блюдо, круглом щите, лежала его голова в островерхом шлеме, вокруг которого была завязана белая шелковая  чалма ,свисающий конец которой был красным от крови. Широко открытые неподвижные глаза зло смотрели в пустую синеву неба. Видно рыцарь,срезавший голову турка, владел мечом не хуже Роланда, сеявшего смерть своим Дюрандалем20 в Ронсевальском ущелье.

Удар был  столь быстр, что отсеченная голова не упала сразу, а ещё оставалась на плечах и оказалась в щите, когда воин упал, широко раскинув руки. От  вида залитых кровью трупов и внутренностей, вывалившихся из вспоротых животов, меня мутило, а рыцаря  Бертрана, царящее вокруг торжество смерти, мало волновало. Он был оживлён и без умолку говорил о свинье, купленную им за полреала21 у иудея, неизвестно откуда взявшего её в этих краях и благодарил Бога за то,что  Он запретил последователям Моисея22 и слугам Аллаха вкушать милую его сердцу свинину.

«Отменный боров достался мне почти задаром! Это ли не счастье? –восклицал он  -А когда мы зажарим этого спутника святого Антония23, нам станет ещё лучше».

Радости Бертрана я не разделял и есть мне совсем не хотелось. Даже свинью, не стоившую и гроша.

Примечания к главе 7

1Латинские паруса-паруса, имевшие форму треугольника.

2.Конвентум(лат.)- монастырь.

3.Кипрская победа-В 1190 году Ричард разгромил византийские войска и захватил остров Кипр. Он взял в плен императора Исаака Ангела, заковал его в серебряные кандалы и освободил его от них только тогда, когда получил огромный выкуп.

4.Неф — общее название парусников различного водоизмещения. Самым крупным было судно водоизмещением в 300 тонн, называемое каррака.

5.Маршал-придворное звание в средневековой Франции(до 16в).

6.Штурм Аккры продолжался с 2 по 5 июля 1191 года.

7.Финикийцы-жители дрвней страны Финикии,находившийся на восточном побережье Средиземного моря.Они основали города Библ,Тир, Сидон, Карфаген и др.

8.Лига-средневековая мера расстояний в Испании и на юге Франции,5,5км.

9.Битва у Генисаретского озера произошла в 1187 году. Все пленные рыцари, члены рыцарских орденов и их оруженосцы, были казнены.

10.Салах -ад-Дин(1138-1193г.г.) — египетский султан с 1171 года. Основатель династии Айюбидов.

11.Крепостное масло состояло из воска, гороха и некоторых смол, что позволяло лить его на головы нападавших огненным ручьём.

12.Флажолет-род старинной флейты.

13.Катапульты и аркбаллисты-метательные машины.

14.Малек-эль-Афил Мафаендин- сельджукский полководец, брат Салах-ад-Дина.

15.Хоуберт- кожаная рубашка, с часто нашитыми на неё металлическими пластинами круглой или ромбовидной формы,скрепленными между собой стальными кольцами. Вид кольчуги в 9-13 веках.

16.Дамиетта-город в Месопатамии,славившийся изготовлением легких копий.

17.Фелиз сохранился до настоящего времени.

18.Кан- столица герцогства Нормандского. В 11веке  там находилась резиденция герцога Вильгельма 1 Завоевателя, захватившего Англию после разгрома англосаксов в битве при Гастингсе в 1066году.

19.Школа врачевания в Салерно(Италия) в 8-14веках считалась лучшей в Европе.

20.Мамелюки-белые рабы-воины в ряде мусульманских стран, преимущественно выходцы с Кавказа.

21.Дюрандаль-название меча знаменитого рыцаря Карла Великого, графа Роланда, героически погибшего в Ронсевальском ущелье в битве с маврами. По другой версии-с басками.

22.Реал-мелкая серебряная монета.

23.Моисей- вероучитель иудеев. В Библии говорится, что на горе Синай Бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями. У христиан  и мусульман  Моисей (Муса) считается пророком.

24.Спутником святого Антония во время его

ГЛАВА 8

ПОСЛЕ БОЯ

Отрубленная голова в окровавленной чалме стояла у меня перед глазами. Сегодня воин, нанесший роковой удар во имя Иисуса, если он остался жив, празднует победу. А завтра, может быть, его голова во славу Аллаха будет поднята на копье сельджукского всадника.

Пару месяцев назад я,влекомый  воинственным духом,рвался в битву, не думая о том, что такое может произойти и со мной. Сейчас же я не понимал, зачем мне, вдалеке от родной земли, проливать кровь иноверцев, не сделавших мне ничего плохого. Я не читал Корана1, но сдается мне, что там нет призыва к немедленному уничтожению всех,кто не хочет знать Мухаммеда2. Не призывает  же Евангелие к истреблению всех неверующих в Иисуса.  Впрочем, это не только не мешает нам громить мусульман, но и с таким же воодушевлением резать своих братьев христиан,.не говоря уже о еретиках.

Ходят слухи, что в Лангедоке скоро начнется война. Катары, поддерживаемые горными баронами, призывают там католический народ отложиться от престола  святого Петра. Размышляя таким образом, я совсем забыл о том,что нахожусь не в монашеской келье,а в палатке отважного рыцаря Бертрана дю Валлона.

«Эй, Мишель,- услышал я голос нормандца. — Господь сохранил тебе жизнь и поэтому радуйся. Вот кубок с вином, блюдо с мясом и прочь уныние».

«И то правда, друг мой, — согласился я, — возблагодарим  Спасителя за дарованную нам победу и попросим его и впредь не оставлять нас своею милостью».

«Вот и я о том же,»- поддержал меня Бертран.

Вино оказалось хорошим.Не то что та кислятина,которой потчевали меня на корабле марсельские купцы. После первого кубка, мысли занимавшие меня несколько минут назад быстро улетучились, а второй, третий и, как мне показалось, особенно четвертый кубок, и вовсе искоренили мою способность размышлять. Обнявшись с Бертраном, мы клялись друг другу в вечной дружбе и горланили непотребные песни. Нам было хорошо.

Примечания к главе 8

1.Коран(от арабского «куран» — чтение)-священная, богодухновенная книга мусульман продиктованная Аллахом пророку Мухаммеду и содержащая вечные истины,обязательные для всех верующих. Подлинник Корана хранится под престолом Аллаха.

2.Мухаммед(570-632г.г.)-величайший пророк, посланец Аллаха,передавший свом последователям божественную книгу Коран. Родился в Мекке, принадлежал к роду хашим племени курейш. Рано осиротел, был пастухом о погонщиком верблюдов. После женитьбы на богатой вдове стал купцом. Около 610 года начал проповедь новой религии-ислама. В Мекке признания не получил и в 622году  совершил переселение в Медину, где основал мусульманскую общину,которая за короткое время стала значительной силой.С 16 июля 622 года начинается хиджра -мусульманское летоисчесление.В 630 году Мухаммед добился признания ислама и в Мекке. Умер пророк  в понедельник, в полдень,12 числа месяца рабия  10 года хиджры (8 июня 632 года) и похоронен в Медине.

 

 

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике проза. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s