Елена Ананьева. Великий Шелковый путь

2

Великий Шелковый путь,

или Дорога в десять тысяч ли начинается с первого шага

 Статьи и эссе к  Арт-фестивалю «ПАРУСА ГЛОРИИ»*

 Известна старинная китайская мудрость: дорога в десять тысяч ли начинается с первого шага.  Возможно, не случайно немцы вторили им: «Alle Anfang ist schwere“, что в переводе означает: любое начало трудно. На то оно и начало. Название «Великий Шелковый путь» — это не древнее название. Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце в 1877 году и придумал его известный немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. Шелк, изобретенный в Китае, был главным предметом торговли, он и определил название пути. С тех пор это удачное название стало своеобразной визитной карточкой удивительного достижения человечества.

Известно изречение: из варяг в греки. Вслед за Великим торговым путем из варяг в греки – устоялась эта лексическая идиома. Она вошла и в разговорный язык. (Идиома или фразеологическое сращение от греч.  — «собственный, свойственный» — это семантически неделимый оборот,  понимание его совершенно не выводимо из суммы значений всех его компонентов).

Пересекая страны от Балтийского моря до Средиземного  с севера на юг, торговые пути соединяли страны Европы. Достаточно много есть об этом литературы.

А вот Великий Шелковый путь отслежен не столь досконально, да и похвастаться устойчивым выражением в языке не может. А это серьезный показатель.

Однако, мы пускаемся в путешествие в поисках  более широкого представления  по отдельным научным публикациям, словно выискивая жемчужины  в створках раковины.

В преддверии Арт-фестиваля и проекта «ШЕЛКОВЫЙ  ПУТЬ КУЛЬТУРЫ» представлю первые  Десять Жемчужин о Шелковом пути, который возрождается в наше бурное и неспокойное время.

 3

На фото: Великая китайская стена

 Великий Шелковый путь полон мифов, недомолвок и тайн.

 Жемчужина первая  – мифы и шелк

Письменные источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шелкового червя и шелкоткачества. В мифах, дошедших до нас во фрагментах, шелковица – это священное дерево, олицетворение солнца и символ плодородия.

Выросшая в тени шелковицы на дедушкиной даче, опускавшей ветви зонтиком до земли, часто засиживалась там, наслаждаясь сочными маленькими фрукточками, полными «чернил» будто из невыливашки,  и сочиняла свои сказки, вымазывалась черной шелковицей и выскакивала оттуда, порой, как индеец в прерии…

Эта тема вызвала и сейчас сотни ассоциаций и, помнится, есть у меня и ранее написанные, в том числе поэтические строки. Но это серьезный трактат. Посмотрим на прошлое глазами современников. Откроем новые главы не только всего пути, но и отдельных его составляющих. Одно из первых – познание – мифы и реальность о невесомых, струящихся чистым горным родником,  продеваемых в тонкое колечко, полощихся  в флагах шелковых тканях.

Интересно, что в одном из самых распространенных мифов древности говорится о китайской «Шелковице Фу», «Огромном дереве»: «Девять солнц живут на его верхних Ветвях, одно – на нижней ветке».

В старых китайских текстах и, прежде всего, в «Каталоге гор и морей» неоднократно упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы, например «Шелковица, жена Предка», произраставшая на территории современной провинции Хэнань. По описанию, основанном на сказаниях, у этой шелковицы «пятьдесят чи в обхвате, ее ветки образуют 4 яруса, длина листьев более 11 чи… красный ствол, желтые цветы, зеленые подлистники». Таким же святилищем считались Три шелковицы – «деревья высотой в сто экэней без ветвей». Важным культовым центром в древнем Китае были местность на территории современной провинции Шаньги, где на горе росла священная Полая шелковица. Согласно легенде, в ее дупле был найден младенец Инь, ставший родоначальником одного из могущественных родов иньского Китая(XVI-XI вв. до н.э.)  Самым известным в древнем святилище можно считать Тутовую рощу (современную провинцию Шаньдун), в которой происходило знаменитое моление о дожде первого иньского правителя – Тана (1765-1759 гг. до н.э.).

По свидетельству «Каталога гор и морей» и «Описания всех вещей», божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и выплетает шелковую нить.

О жертвоприношениях божеству шелковичного червя есть упоминания в «Записях об обрядах» и «Чжоуских обрядах». По данным династии  Цзинь, а также «Записок о духах» Гань Бао (IV в. н.э.) в периоды Хань и после Хань (III в. до н.э. – IV в. н.э.) Это божество выступало сразу в двух женских ипостасях, которым императрицы приносили ежегодные жертвы. В соответствии с ханьским ритуалом императрица сама собирала листья с шелковых деревьев и совершала жертвоприношения божествам шелковичного червя – Юнь-Юй.

В ряде текстов шелковичный червь упоминается в странном на первый взгляд сочетании – с лошадью. Так, в легенде, содержащейся в «Записках о духах», говорится, что в глубокой древности одна девушка полюбила коня и пообещала выйти за него замуж. Ее отец, узнав об этом, убил коня и положил его шкуру сушиться. Когда девушка встала на нее, шкура поднялась с земли и обернулась вокруг девушки. Девушка превратилась в червя, живущего на шелковичном дереве и выпускающего изо рта нити. По традиционным представлениям, как шелковичный червь, так и лошадь – проявления женского пассивного начала – Инь.

Выкармливание шелковичных червей началось во втором месяце по так называемому священному календарю. Луна (символ инь) находилась в это время в созвездии Большого Огня (группа созвездия Антарес), которое соседствует с Небесной Квадригой (четыре звезды созвездия Скорпиона). Поэтому считалось, что червь и лошадь в близком родстве, к тому же лошадь, как и шелковичный червь, по другим представлениям, это носители «драконьей субстанции».

В более поздних источниках также можно встретить сюжеты, связывающие лошадь и шелковичного червя. В утраченном ныне сочинении эпохи Тан (начало VII – начало Xв.) «Чэн и цзи» сообщается, что во многих сычуанских храмах есть статуи женщин в лошадиной шкуре. Ее называют «девушкой с лошадиной головой» и почитают как  покровительницу шелководства.

Культ шелководства был персонифицирован в образе небесной ткачихи – звезды Вега в созвездии Лиры к востоку от Млечного Пути. Образ небесной ткачихи неоднократно встречается в ханьском изобразительном искусстве и упоминается в поэзии того времени.

По данным большинства древних письменных источников появление в Китае шелководства связывалось с именем главной жены легендарного императора Хуан-ди по имени Лэй-цзи из рода имен, которая научила народ шелководству и земледелию. Эта легенда давно известна на Западе, и почти каждая работа по истории шелководства начинается с упоминания имени Лэй-цзу.

Легендарный Желтый первопредок (Хуан-ди), правивший, согласно традиционному летоисчислению, в XXVI в. до н.э., появляется в письменных источниках Воюющих царств (V-III вв. до н.э.), что объясняется происходившей в тот период историзацией  мифологии, превращением различных божеств в легендарных императоров и установлением между ними родственных связей. В ранних текстах ему как «культурному герою» древности приписывают и изобретение шелководства. Подобные упоминания есть и в Ханьском комментарии Кун Инда к «Книге перемен» (И Цзин; I тыс. до н.э.) читаем:

«До правления Желтого первопредка носили шкуры птиц и зверей». Впоследствии, когда людей стало много, а зверей меньше, это явилось причиной лишений, и Желтый первопредок приказал, чтобы употребляли шелк и коноплю для изготовления одежд.»

В древнем Китае наряду с легендой о Хуан-ди и Лэй-Цзу существует и другая, малоизвестная ныне, версия о возникновении шелководства, которая содержалась в трактате «Гуань-цзи» (V-II в. до н.э.). Она относит возникновение шелководства к Эпохе Инь. «Гуань-цзи» гласит: «Правители иньцев для народного блага впервые ввели шелководство и вспашку земли, приручили крупный рогатый скот и лошадей.»

 (Продолжение следует)

*Список используемой литературы будет указан в конце публикации серии статей на эту тему.

Из Германии

Е.А.

 

Реклама

Об авторе Издатель Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике проекты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s