Марина Охримовская. На облаках русского «Острова Счастья»

SG1S0775.jpg

В спектакле «Двор» русского детского и молодёжного музыкального театра «Остров счастья» время на сцене подчиняется одной единой магии живого театра. Посмотреть его можно будет в Женеве 30 апреля.

В большом городе, может быть в Женеве, а может в Москве, живет мальчик Даня (Даня Новик). У него есть всё, что полагается современному подростку. А любимая игрушка – виртуальный мир мобильного телефона, где всё, что хочешь, а надоело – кнопочку нажал, и нет проблем. Вдруг происходит необычайное. Даня обнаруживает себя в мире реальном, в городском дворе, и находит старый чемодан.

Что там внутри? Недолго сомневаясь, герой открывает его. Хм-мм! Ветхая кукла, нелепая одежда и… пятится стрелка на циферблате человечества! В забытом чемодане, как в ящике Пандоры, среди чужих вещей хоронилось счастье и несчастье прошлых лет. В глаза ребенка заглядывает Её Величество История. Что же теперь будет с Даней? На помощь ему приходит девочка Софи (Софи Боссюэ). У неё необыкновенный фотоаппарат, и зрителям покажут его черно-белые снимки.

Как это принято испокон века среди людей, Даня и Софи поделятся радостью, и она приумножится. Дети разделят беду, и ее станет меньше. И заискрится переливами беззаботная «Рио-Рита». Всему миру откроют объятия «Барыня» и бравое моряцкое «Яблочко». Раззадорит цыганская частушечная «Телема». Соединит руки и сердца добрый еврейский танец. Легко и свободно закружат танго и вальс.

«Скажи легко и жить легко
И видно небо далеко
Сидим себе на облаках
Как у кого-то на руках.» (А. Паперный)

http://paperny.ru/textssl2.html

Так о чём спектакль «Двор»?

«Нам хотелось рассказать о том дворе, где независимо от национальности и вероисповедания люди дружили, любили, делили счастье и горе, — поясняет режиссер и автор сценария, создатель и руководитель театра «Остров Счастья» Татьяна Хазанова-Флейшман. – Я сама выросла именно в таком дворе. Адресован спектакль взрослым и детям начиная с пяти лет. Музыка и танцы не нуждаются в переводе, а чтобы русский язык был понятен всем зрителям, синхронно идут субтитры на французском».

http://www.bards.ru/archives/author.php?id=2982

SG1S4843.jpg

Тема жизни очень сложна. Важная, ответственная тема. И мне тоже непросто объяснить, что я увидела и пережила на спектакле «Двор». Как выразить все то, чем дорожит, о чем мечтает, чему ужасается человек? Классика драматургии подсказывает, что импульсом может быть реальный факт, мысль, потребность поделиться фантазиями или, напротив, жизненным опытом. Искусство театра как бы взывает к истоку души и делает личное достоянием всеобщим. А целостность произведения обеспечивает его идея.

Так и спектакль «Двор», отталкиваясь от личного и документально-исторического, говорит со зрителем языком художественных образов. Память выступает то страстным поборником святых человеческих ценностей – дружбы, любви, свободы, то бескомпромиссным обвинителем несправедливостей. И я спрашиваю лично себя: правильно ли помнить плохое? В прошлом так много несчастий. Да и в настоящем.  Может, чтобы начать новую, светлую жизнь надо поскорее забыть темную, старую?

«Двор» детского и молодёжного театра «Остров Счастья» утверждает четко и ясно: забывать нельзя! Ничего нельзя забывать! Всей поэтической силой слова, музыки, сценического движения зритель с убедительной страстностью подводится к важной мысли, что только благодаря памяти люди могут различать добро и зло. А жизнь человека – высшая ценность.

«Над домами, домами, домами

голубые висят облака —

вот они и останутся с нами

на века, на века, на века.» (Б. Рыжий)

SG1S4810.jpg

http://www.bards.ru/archives/part.php?id=44656

Спектакль говорил голосом авторской песни и гражданской лирики, пластикой выверенных в деталях хореографических композиций, исполняемых с видимой легкостью. Пространство пронизывала богатая поэтика чувств: тревога, беспечность, вызов, сострадание, протест, нежность, мольба, надежда. Эмоциональная выразительность усиливалась искренностью юных артистов, их чутким отношением к каждому аккорду и слову.

Сценическое действо развивалось таким образом, что перемещением во времени отдельных людей и целых государств управляли стихи, песни, танец. Мизансцены сменяли друг драга, предоставляя публике возможность почувствовать и осмыслить восторг жизни и ужас насильственной смерти на пути истории из 1935 года в 2015. Воодушевленный драматизм происходящего усиливал видеоряд, как прожектором выхватывающий мученические конкретные судьбы и события глобальные.

Пожар войны в Испании. Ужас Второй Мировой. Безликость пропагандистско-идеологического энтузиазма. Скорбь о жертвах ГУЛАГа. Советские войска в Венгрии. Надежды и разочарования «оттепели». Советские танки на улицах Праги. Война в Афганистане. Захват заложников в Москве на Дубровке. Трагедия Беслана. Войны в Чечне и Грузии. 2013… 2014… 2015…

«Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою,

Как верит солдат убитый, что он проживает в раю,

Как верит каждое ухо тихим речам твоим,

Как веруем и мы сами, не ведая, что творим!» (Б. Окуджава)

http://www.bards.ru/Okoudjava/

Декоративное оформление сцены отличал минимализм: приветливые окна частично окрашенного задника, обездвиженный циферблат. Возможно, это знак, что часы истории остановились на одной шестой части суши? Предметы – дощатый ящик, шахматы, сковывающие движение путы – подчинялись чеховскому закону должного выстрелить ружья. Сцена была отдана во власть бережно лелеемого творческого начала, чувств и воли более чем тридцати талантливых артистов, воплотивших в двух коротких отделениях по сорок пять минут 80 долгих лет.

Динамичные, интересные танцевальные композиции поставлены увлеченными хореографами и опытными педагогами Марией Гребенщиковой и Людмилой Дютрюэль, художник-постановщик – Марина Шарий. Характерные костюмы придуманы и сшиты Мариной Масе и Екатериной Нарицыной. Видеоряд, фонограмма, титры — Жак Цуркер и Станислав Мясников. В спектакле звучат песни и стихи Б. Окуджавы, Г. Шпаликова, В. Высоцкого, Л. Ошанина, М. Мермана, М. Блантера и других авторов.

Режиссер рассказала, что работа над постановкой началась три года назад, сразу после создания театра «Остров Счастья». Первая часть была показана в 2013 году в Санкт-Петербурге. Время – сущность непостоянная, утекающая и одновременно всегда актуальная. Поиски продолжились. Спектакль рождался в раздумьях и бессоннице, методом проб во время репетиций. Мозаика «света и тьмы», стихов, песен, танцев, видео сложилась к началу минувшего года, премьера состоялась 9 мая.

«Двор» вновь приглашает зрителей 30 апреля. В репертуаре театра также остроумная и яркая «Сказка про Федота-стрельца» по пьесе Леонида Филатов, её покажут 21 мая. А на закрытие сезона 18 июня – «Ретро с кумирами». Этот живописный песенно-танцевальный фейерверк развеселит публику эпизодами из мюзикла «Муха-Цокотуха», хореографическим экскурсом в XIX век «Барышни и гусары», озорными песенками Г. Сукачева, яркими сценками из «Стиляг» В. Тодоровского.

Детский и молодёжный музыкальный театр «Остров Счастья» Школы Искусств «Крещендо» находится в историческом районе Женевы по адресу: 15-17, Rue Du Tunnel 1227 Carouge.

Фото предоставлено Школой Искусств «Крещендо»

http://www.rmsg.ch/ru/

Marina Okhrimovskaya

marina@schwingen.net

+41 79 385 51 19

 

Клуб Крылья

www.schwingen.net

Verein Schwingen.net, CH-8000 Zürich, Schweiz

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике события, Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s