Ирина Анастасиади. Орфей – несущий свет Знания

anastasiadi

по горячим следам

из докладов на Международном съезде писателей на Тиносе

Чем была бы наша жизнь, если бы на свете не существовало литературы, трудно ответить. А вот что она нам даёт и откуда ведёт свой путь стоит вспомнить. И конечно, хорошо было бы вернуться к истокам мудрости, к истокам литературы. Существуют, конечно, индийские «Веды» и многие учёные посвятили свою жизнь их переводу и их трактовке. Но мы сегодня находимся на священной земле Греции, и мне хочется, чтобы мы совершили путь от самых истоков европейской литературы и дошли до её сегодняшнего дня, вновь вспомнив  тех, кто навсегда озарил нашу жизнь светом Знания. Ибо литература – есть Знание с большой буквы, которое некоторые избранные готовы несут на своих плечах, как Атланты.

И именно в связи с этим, хочется вспомнить исторические события, которые в греческом языке звучит μύθοι – мифы, отражающие воспоминания о творчестве Орфея. Мы, конечно же учтём, что эти события облечены в форму, соответствующую возможностям осознания неординарных фактов людьми тех далёких времён. Знаменитый Эсхил  в драме «Агамемнон» упоминает об Орфее, как о поэте и музыканте, «который зачаровывает всё сущее». Имя Орфея записано на мраморных табличках IV веке в сокровищнице сикионцев в Дельфах, что уже факт сам по себе знаменательный. Ведь Дельфы того времени сохранили только тех, кто прославил своё имя.

images (1)

Истории доносит до нас картину его снисхождении в Нижний Мир, которым правил Аид (правильно Адис). Не знаю, как вы, но, когда я впервые прочла эту историю в свои десять лет, я подумала: разве можно изобразить то, чего никогда не существовало?! Мне никогда не верилось, ни в детстве, ни в более взрослые годы, что древние народы хранили эти устные сказания о героях, живших задолго до них, единственно для развлечения. Не те это были эпохи, чтобы бережно хранить каждое дошедшее до них устно сказанное слово, и передать его своим современникам без веской на то причины.

И действительно, учёные-археологи давно уже указали, что все предания, дошедшие до нас, действительно происходили, и доказали это своими находками-артефактами. Об этом говорят и наскальные рисунки самых древних народов мира и те мифы, которые дошли до нас в устном или в письменном виде. Это и мифы Древней Греции, и «Веды» Древней Индии и Ветхий завет Древней Иудеи. Хотим ли мы признавать, или нам угодно закрывать глаза на очевидные факты истории, но всё, что описано древнейшими народами в письменном виде, или дошло до нас в устных сказаниях, происходило на самом деле. Остаётся только правильно объяснить описанные факты.

А теперь, всё время, имея в виду вышесказанное, давайте вернёмся непосредственно к Орфею и попытаемся разобраться в его вкладе в литературу. Ибо Орфей – один из персонажей Древней Греции, которого Европа не может забыть. Орфей был вовсе не певцом, а лекарем, и основоположником религиозной и философской теории. А его единомышленник, знаменитый математик Древней Греции Пифагор, облёк теорию великого Знания в материальную суть цифр, и эта его работа была названа в Греции тайный код Пифагора «Ο μυστικός κώδικας του Πυθαγόρα» (в эту его работу входила, и вот эта всем известная теорема Пифагора: Сумма площадей квадратов, опирающихся на катеты (a и b), равна площади квадрата, построенного на гипотенузе (c)). Эта теория более всего известна веем школярам в таком виде: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». К сожалению, код Пифагора был почти полностью потерян до наших дней, пока наш современник, гениальный учёный Греции не воссоздал знаменитые теории Пифагора, построенные по философским трактатам Орфея, называемыми в Греции Орфическими таинствами (Ορφικά μυστήρια). Имя этого легендарного человека — Иппократис  Дакоглу. Это человек, написавший множество книг, среди которых «Ο μυστικός κώδικας του Πυθαγόρα και η αποκρυπτογραφήσις της διδασκαλίας του».

images

А сейчас давайте вспомним историю жизни Орфея. Его история, или вернее, часть этой истории, известна нам ещё со школы. Жил Орфей во Фракии задолго до рождение Гомера. И именно во Фракии он нашел свою смерть, согласно Эсхилу. В греческой мифологии Орфея считали сыном фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Впрочем, некоторые источники настаивают на том, что его отцом был сам Аполлон. Но, кто бы ни был отцом этого гениального человека, Орфей был поэтом, наделённым магической силой исцелять искусством. Тут надо сказать, что американские ученые уже не один год пытаются лечить при помощи искусства. Результаты не всегда блестящие, в отличие от Орфея искусству которого покорялись не только люди, и природа, но даже боги.

Не многие знают, что Орфей участвовал  в походе аргонавтов. В Аргонавтика (стихи 414-444) в частности рассказывается, как Пелевс (отец Ахиллевса) просит аргонавтов остановиться недалеко от Пилио, чтобы перед походом он смог проститься с сыном. Сына, как вы помните, он отдал на воспитание к знаменитому кентавру Хирону. Есть такая теория, что имя его — Χείρων Κένταυρος -, обозначает «руками вышивающий ауру».  В Пилио герои остановились в доме этого прославленного целителя, и на симпозиуме — за столом, где велась философская беседа — Хирон  вызвал Орфея на своеобразный музыкальный поединок. И вот, когда запел Орфей, замерли люди, птицы и звери, замерла сама природа, очарованные.

В «Птицах» Аристофана (правильно Аристофанис) совершенно случайно сохранился тот самый знаменитый гимн Орфея, который он спел на этом знаменательном симпозиуме. И чуть ниже мы попробуем разобраться со словами и значением этого гимна. В «Илиаде» зафиксирован факт того, что во время путешествия в Колхиду, игрой на кифаре Орфей усмирял волны,  помогая гребцам корабля «Арго». Его музыка успокаивала даже гнев Посейдона. Ну и конечно, все помнят, что Орфей был счастливо женат на Эвридики. И, когда она внезапно умерла от укуса змеи, он, не долго думая, отправился в царство Аида, чтобы вернуть ее на Землю.

Но вот тут хотелось бы поговорить об ошибках горе-переводчиков, приведших сначала отдельных учёных, а потом и всю науку, к ложному представлению об информации, дошедшей до нас из глубины веков. В древнегреческих мифах нет никакого упоминания о преисподней. Вообще непонятно, откуда взялось это слово в переводах. Адис был правителем Нижнего Мира (Κάτω Κόσμος). А о том, что Нижний Мир существует на самом деле, вновь заговорили современные учёные, которые нашли даже несколько путей в Нижний Мир. Я сама знаю, что на Тиносе, где мы сейчас находимся, тоже есть спуск в Нижний Мир.

Итак, Орфей спустился в Нижний Мир, где царствовали Аид и Персефона и покорил их своим искусством. По счастливому стечению обстоятельств, благодаря великому сыну Греции, Иппократису Дакоглу  (Ιπποκράτης Δάκογλου) сумевшему восстановить и записать музыку, которой лечил когда-то Орфей и которую когда-то записал Пифагор (η Πυθαγόρεια μουσική των αστρων) вы можете послушать эту музыку:

https://www.youtube.com/watch?v=Bm2Pn_8Oxww

Но вернёмся в Нижний мир, где Орфей только что показал своё искусство его властителю и его двору. Завороженный игрой, Адис обещает герою вернуть Эвридику на землю. Но Орфей должен выполнить одно условие:  ни в коем случае не оглядываться на свою жену, прежде чем она войдёт в его дом. Счастливый, Орфей покидает правителя Нижнего Мира и идёт по долгим подземным коридорам. Но постепенно, душа его наполняется подозрением: он не слышит за собой шагов жены. И тогда, терзаемый страхом, он нарушает запрет, и оборачивается. И тут же Эвридики исчезает. Так герой терпит крах. И теперь он вынужден уже навсегда примириться со своим горем.

На мой взгляд, самое интересное в истории этого героя – вовсе не эта неудачная попытка вернуть жену, а факт того, что после посещения Нижнего Мира, он начинает проповедовать новую религию. История умалчивает, что именно произошло с замечательным поэтом в Нижнем мире и как он вдруг получил Знания, которыми ему так страстно хотелось поделиться со своими соотечественниками. Таинства, которые он проповедовал, были связаны с культом Аполлона.

Напомню вам историю, связанную с Аполлоном. Вспомним, что мать Аполлона, Лито, родилась в стране гипербореев (эта некая, существующая в глубокой древности высокоразвитая страна, которой были знакомы даже летающие аппараты). Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона (на самом деле — Лито), гонимая гневом богини Геры (Иры), нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и, наконец, укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Лито на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Уныло поднялись над морем бесплодные скалы Делоса. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот стоило только родиться богу света Аполлону, и всюду разлился яркий свет. Как золотом, залил он безжизненные скалы Делоса. Все кругом засверкало. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос боги. Однако прошло время, а Гера продолжала преследовать Аполлона, поэтому Аполлон был отправлен в Гиперборею. Оттуда он вернулся в Грецию уже юношей. Даже, чтобы быть абсолютно точными, он прилетел на некой стреле.

И вот наш Орфей, вернувшийся из Нижнего Мира, совершенно неожиданно начинает проповедовать культ Бога Света. Примечательно, что среди зафиксированных историей сошествий в Нижний Мир, сошествие Орфея стало наиболее популярным. Наверное, из-за того, что Орфей «он явил свет сокровенных таинств», согласно Еврипиду.

Наконец, таинства Орфея, связанные с Дионисом и Аполлоном, подтверждают его репутацию «родоначальника таинств», так как речь идёт о греческих богах, поклонение которым предполагало посвящение в Знание (свет). Наконец, будучи основателем таинств, Орфей придавал огромное значение очищению, а техника катарсиса была той, что всегда проповедовал Аполлон. (Кстати, остров Тинос, находящийся напротив Делоса, (правильно Дилоса) как раз и был местом, где происходило очищение прямо перед тем, как паломники приобщатся к Знанию (Свету). Знаменательно, что на Тиносе очищение происходит по сей день).

Для того, чтобы сделать выводы из его учения, для начала надо бы сделать правильный перевод его гимнов, в которых он рассказывает о сотворении Мироздания. Иппократис Дакоглу в своей работе «Создание Мироздания по Пифагору» (Ιπ. Δάκογλου «Δημιουργία του σύμπαντος κατά Πυθαγόρα») произвёл анализ нескольких строк, уцелевших  в «Птицах» Аристофана. Приведу вам оригинал, перевод на русский и анализ гимна.

Χάος ήταν και νύχτα και σκοτάδι βαθύ

Πλατύς Τάρταρος

Τριγύρω γη και αέρα δεν είχε,

Δεν είχε και τον ουρανό

Στους Άφαντους κορφούς του

Άπυρου πρώτα-πρώτα η μαυρόφερθη

Νύχτα και να, μόνη αυγό στους ταρτάρους του μέρος

Και από εκείνο τον αυγό  καθώς ήλθε

Ο καιρός οθυνός επρόβαλε ο Έρως.

Хаос  был и Ночь стояла и темнота сгустилась

И Тартар длинный

Вокруг  ни земли, н и воздуха,

Ни даже атмосферы

И на мутных вершинах

Беспредельности сначала Ночь стояла чёрная

И вдруг, вот яйцо в среде Тартара

И из этого яйца появился Эрос

Когда час настал.

«Что это обозначает? – спрашивает астрофизик Дакоглу. – Как сейчас уже известно науке, когда Земля была в состоянии Хаоса, не существовало ни воздуха, ни земли, ни атмосферы ни света. Далее, Орфей утверждает, что всё произошло из Хаоса. То есть Хаос преобразился и из него появилось Хронос-Время и выскочил Фанис. Причём учёные уже знают, что Фанис приравнивается к Эросу и имеет двойственное воздействие: он одновременно притягивает и отталкивает. Яйцо, о котором упоминает Орфей – это зарождающаяся жизнь, которая, впрочем, не может быть оплодотворена если нет спермы. И вот тогда появляется Монас».

Μονάς: (имеет и значение один) — соответствует духу, энергии эфира, сила которого становится всеобщей. Становится Всем ……

Диас: (имеет значение двух и одновременно именем Бога богов Зевса) является материалом, который состоит из воды и земли.

Триас: это Троица – Кронос- время, как (божество), т.е. прошлое, настоящее и будущее …. Три Мойры-Судьбы.

И наконец, Тетрас: (имеет значение четвёрки) и включает в себя Пространство и Порядок во Вселенной. Известная нам Священная Тетрактис … что является десятью символическими моментами.

Ειρήνα Τσοτάτζε-Αναστασιάδου

Τι θα ήταν η ζωή μας αν στο κόσμο δεν υπήρχε η λογοτεχνία; Είναι δύσκολο να απαντηθούμε σ αυτή την ερώτηση. Αλλά αξίζει να θυμηθούμε τι ακριβός μας δίνει και από που προέρχεται. Και φυσικά, θα ήταν ωραίο να επιστρέψουμε στις ρίζες της Σοφίας και την προέλευση της λογοτεχνίας. Υπάρχουν, φυσικά, οι «Βέδες» — τα ιερά βιβλία των Ινδών. Πολλοί επιστήμονες έχουν αφιερώσει τη ζωή τους στη μετάφραση και την ερμηνεία τους. Σήμερα, όμως, βρισκόμαστε στην Ιερή γη της Ελλάδος και θα ήθελα να κάνουμε τη διαδρομή: από την αρχή της ευρωπαϊκής λογοτεχνίας και να φτάσουμε στις μέρες μας. Να θυμηθούμε εκείνους που φώτισαν τη ζωή μας με το φως της Γνώσης. Διότι η λογοτεχνία είναι η Γνώση με κεφαλαία, το οποία μερικοί εκλεγμένοι την κρατούν στους ώμους τους, ακριβώς με το τρόπο που κρατούσαν οι Άτλαντες.

Θα ήθελα να σας υπενθυμίσω τα ιστορικά γεγονότα που στην ελληνική γλώσσα λέγονται μύθοι. Συγκεκριμένα εκείνα, που αντανακλούν τα έργα του Ορφέα. Εμείς, φυσικά, να λάβουμε την υπόψη μας, ότι τα γεγονότα αυτά έχουν τη μορφή που αντιστοιχεί στην υλοποίηση των απλών ανθρώπων τα γεγονότα εκείνων των μακρινών χρόνων. Ο διάσημος Αισχύλος στο δράμα του «Αγαμέμνων» αναφέρει τον Ορφέα ως ποιητής και μουσικός, «που μαγεύει όλα τα ζωντανά». Το όνομα Ορφέας καταγράφεται σε μαρμάρινες πλάκες στο θησαυροφυλάκιο του τέταρτου αιώνα στο θησαυροφυλάκιο των  Σικανοιών στους Δελφούς, το γεγονός από μόνο του αξιοσημείωτο. Διότι οι Δελφοί, εκείνων των χρόνων έσωσαν ονόματα  εκείνων που δόξασαν το όνομά τους.

Η ιστορία μας φέρνει την εικόνα του ταξιδίου του Ορφέα στον Κάτω Κόσμο, η οποία είχε αποκλειστεί από τον Άδη. Δεν ξέρω για σας, αλλά όταν το διάβασα αυτά σε ηλικία δέκα χρόνων, σκέφτηκα πως δεν είναι δυνατόν να απεικονίσει κανείς αυτά που δεν υπήρξαν! Δεν πίστεψα ποτέ, είτε στην παιδική μου ηλικία ούτε αργότερα ότι οι αρχαίοι κράτησαν αυτές τις πληροφορίες για τους ήρωες που έζησαν παλαιότερα, αποκλειστικά με το σκοπό της ψυχαγωγίας. Δεν ήταν η εποχές για να κρατούν για τα υπόμενα χρόνια  προφορικό λόγο χωρίς καλό λόγο.

Πράγματι, οι αρχαιολόγοι από καιρό επισήμαναν ότι όλες οι παραδόσεις που μας παρέδωσαν οι προγονοί μας, πραγματικά συνέβησαν, και απέδειξαν με τα ευρήματά τους. Το ίδιο μιλάνε επίσης οι σπηλαίογραφίες των αρχαίων λαών και οι μύθοι που έφτασαν σε μας προφορικά ή γραπτά. Είναι και οι μύθοι της αρχαίας Ελλάδος, και οι «Βέδες» της αρχαίας Ινδίας και τα κείμενα της αρχαίας Παλαιάς Διαθήκης των Εβραίων. Είτε θέλουμε να το παραδεχτούμε, είτε θέλουμε να κλείσουμε τα μάτια μας στα προφανές γεγονότα της ιστορίας, αλλά όλα εκείνα που οι αρχαίοι λαοί περιέγραψαν, πραγματικά συνέβησαν. Μένει μόνο να εξηγήσουμε σωστά τα περιστατικά που περιγράφονται.

Και τώρα, ας γυρίσουμε στον Ορφέα και να προσπαθήσουμε να κατανοήσουμε το έργο της  ζωής του,  που μας άφησε. Γιατί ο  Ορφέας είναι ένας ήρωας της αρχαίας Ελλάδας, τον οποίο δεν μπορεί να ξεχάσει η Ευρώπη. Ο Ορφέας δεν ήταν τραγουδιστής, αλλά θεραπευτής και ιδρυτής της θρησκευτικής και φιλοσοφικής θεωρίας. Ο συνεργάτης του, ο διάσημος μαθηματικός της αρχαίας Ελλάδας, ο Πυθαγόρας, υλοποίησε τη θεωρία της Μεγάλης γνώσης στην γλώσσα των αριθμών. Η εργασία του ονομάστηκε «Ο μυστικός κώδικας του Πυθαγόρα» Δυστυχώς, ο κώδικας του Πυθαγόρας είχε εξαφανιστεί σχεδόν εντελώς μέχρι σήμερα, μέχρι που ο σύγχρονη μας, λαμπρός επιστήμονας της Ελλάδος δεν ξαναδημιούργησε το περίφημο Πυθαγόρειο θεώρημα, χτισμένο σε Ορφικά μυστήρια. Το όνομα αυτού του θρυλικού άνθρωπου είναι  Ιπποκράτης  Δάκογλου και σήμερα θα μας πει τα πάντα για να εξασφαλίζει ο ίδιος.

Είναι ένας άνθρωπος που έγραψε πολλά βιβλία, μεταξύ των οποίων «Ο μυστικός κώδικας του Πυθαγόρα και η αποκρυπτογράφησης της διδασκαλίας του».

Τώρα, ας θυμηθούμε την ιστορία της ζωής του Ορφέα. Η ιστορία του, ή μάλλον, μέρος της ιστορίας μας είναι γνωστό από το γυμνάσιο. Έζησε ο Ορφέας στη Θράκη πολύ πριν από τη γέννηση του Ομήρου. Στη Θράκη επίσης, βρήκε το θάνατό του, σύμφωνα με τον Αισχύλο. Στην ελληνική μυθολογία, ο Ορφέας θεωρήθηκε ο γιος του Θρακικού θεού των ποταμών Αιάγρα και της μούσας Καλλιόπης. Ωστόσο, ορισμένες πηγές επιμένουν ότι ο πατέρας του ήταν ο ίδιος ο Απόλλων. Αλλά, δεν έχει σημασία ποιος ήταν ο πατέρας αυτού του ευφυής άνθρωπου! Ο Ορφέας ήταν ποιητής , προικισμένο με μαγικές δυνάμεις για να θεραπεύσει την τέχνη. Εδώ πρέπει να σας πω ότι οι αμερικανοί επιστήμονες εδώ και χρόνια προσπαθούν να θεραπεύουν ανθρώπους μέσα από την τέχνη. Τα αποτελέσματα δεν είναι πάντα λαμπερά, σε αντίθεση με τον Ορφέα, στην τέχνη του οποίου υπάκουαν οι άνθρωποι, η φύση, και ίδιοι οι θεοί.

Πολλοί δεν γνωρίζουν ότι ο Ορφέας συμμετείχε στην εκστρατεία των Αργοναυτών. Σε Αργοναυτικά (στίχοι 414 με 444), περιγράφετε πώς ο Πελίας (ο πατέρας του Αχιλλέα) ζητά τους Αργοναύτες να μείνουν κοντά στο Πήλιο για να μπορέσει να πει αντίο στο γιο του. Το υιός του, όπως θυμάστε, τον έδωσε για εκπαίδευση στον διάσημο κένταυρο Χείρωνα. Υπάρχει η θεωρία ότι το όνομά του — Χείρων Κένταυρος – «αυτός που χειροκέντάει την αύρα». Στο Πήλιο οι ήρωες μείναμε στο σπίτι αυτού του διάσημου θεραπευτή. Στο συμπόσιο ο Χείρωνας  κάλεσε τον Ορφέα στην μουσική μονομαχία. Όταν ο Ορφέας τραγουδούσε, όλοι μαγευτήκαν: οι άνθρωποι, τα πουλιά και τα ζώα, ακόμα και η ίδια η φύση ακινητοποιήθηκε.

Στις «Όρνιθες» του Αριστοφάνη διαβάζουμε το πιο διάσημο ύμνο του Ορφέα, το όποιο τραγούδησε σε αυτό το συμπόσιο. Στη συνέχεια, προσπαθούμε να κατανοήσουμε το νόημα αυτού του ύμνου. Στην «Ιλιάδα» καταγράφηκε το γεγονός ότι κατά τη διάρκεια του ταξιδιού προς την Κολχίδα, παίζοντας την κιθάρα, ο Ορφέας ηρεμούσε τα κύματα, βοηθώντας τους κωπηλάτες του «Αργώ». Η μουσική του καταπράυνε ακόμη και την οργή του Ποσειδώνα. Όλοι θυμόμαστε ότι ο Ορφέας ήταν παντρεμένος με την Ευρυδίκη. Και όταν εκείνη πέθανε ξαφνικά από δάγκωμα του φιδιού, ο ίδιος, χωρίς δισταγμό, πήγε στον Άδη για να την φέρει πίσω στη Γη.

Αλλά εδώ θα ήθελα να μιλήσω για τα λάθη των μεταφραστών, οι οποίοι πρώτα μπέρδεψαν ορισμένους επιστήμονος, και στη συνέχεια όλη την επιστήμη, με την ψευδή πληροφορίες που εμείς λάβαμε από αμνημόνευτα χρόνων. Στην ελληνική μυθολογία δεν υπάρχει καμία αναφορά του υποκόσμου, δηλαδή σ αυτά που σήμερα το ονομάζουν Άδης. Δεν είναι σαφές από πού εμφανίστηκε η λέξη αυτή. Ο Άδης ήταν ο άρχοντας του Κάτω Κόσμου. Το γεγονός που ο Κάτω Κόσμος υπάρχει στην πραγματικότητα, μίλησαν ξανά οι σύγχρονοι επιστήμονες οι οποίοι βρήκαν τους δρόμους  που οδηγούν στον Κάτω Κόσμο. Ξέρω ότι στην Τήνο, όπου βρισκόμαστε τώρα, υπάρχει επίσης ο δρόμος που οδηγεί στον Κάτω Κόσμο.

Λοιπόν ο Ορφέας κατέβηκε στον Κάτω κόσμο, στο βασίλειο του Άδη και της Περσεφόνης, και τους κατέχτησε με την τέχνη του. Χάρη στο μεγάλο γιο της Ελλάδος,  τον Ιπποκράτη Δάκογλου, ο οποίος κατόρθωσε να ανακάμψει και να ηχογραφώ μουσική, που κάποτε αντιμετωπίζονται Ορφέας και είχε καταγράψει κάποτε ο Πυθαγόρας (η Πυθαγόρεια μουσική των άστρων).

Ας ρίξουμε μία ματιά στο Κάτω Κόσμο, όπου ο Ορφέας έχει αποκαλύψει την τέχνη του στον βασιλιά του και την αυλής του. Μαγεμένος, ο Αντίς υπόσχεται στον ήρωα να επιστρέψει την Ευρυδίκη στην Γη. Αλλά ο Ορφέας πρέπει να τηρήσει μία προϋπόθεση: σε καμία περίπτωση να μην κοιτάξει τη γυναίκα του πριν εκείνη φτάσει στο σπίτι τους. Ευτυχισμένος, ο Ορφέας αφήνει τον βασιλιά του Κάτω Κόσμου και πηγαίνει με μακρύς υπόγειους διαδρόμους. Αλλά δεν ακούει πίσω του τα βήματα της γυναίκας του. Βασανίζεται από το φόβο, αψηφήζει την απαγόρευση και γυρίζει το κεφάλι του. Αμέσως η Ευρυδίκη εξαφανίζεται. Έτσι ο ήρωας χάνει την ευκαιρία που του δόθηκε. Αναγκάζεται να δεχτεί τη θλίψη του.

Κατά τη γνώμη μου, το πιο ενδιαφέρον στην ιστορία του Ορφέα δεν είναι η αποτυχία να επιστρέψει τη γυναίκα του, αλλά το γεγονός ότι μετά από την επίσκεψη στον Κάτω Κόσμο, άρχισε να κηρύττει μια νέα θρησκεία. Η ιστορία μας έκρυψε τι συνέβη με τον σπουδαίο ποιητή στον Κάτω Κόσμου. Και πως ξαφνικά έλαβε Γνώση, την οποία με τόσο πάθος ήθελε να μοιραστεί με τους συμπατριώτες του. Τα μυστήρια, τα οποία κήρυξε εκείνος, συνδέθηκαν με τη λατρεία του Απόλλωνα.

Επιτρέψτε μου να σας θυμίσω την ιστορία που συνδέεται με τον Απόλλωνα. Η μητέρα του Απόλλωνα, η Λητώ, γεννήθηκε στη χώρα των Υπερβορείων (ήταν μια χώρα που περιγράφετε από πολλούς αρχαίους συγγραφείς και η οποία υπήρχε στην αρχαιότητα. Και ήταν πολύ ανεπτυγμένη χώρα που γνώριζε ακόμα και τις ιπτάμενες μηχανές. Ο Θεός το Φωτός, ο χρυσόμαλλος Απόλλωνας, γεννήθηκε στο νησί της Δήλου. Η μητέρα του Λητώ, οδηγείται από την οργή της θεάς Ήρας και δεν μπορεί να βρει καταφύγιο. Επιδιώκεται από τον δράκο Πύθωνα που έστειλε η Ήρα, η Λητώ περιπλανείται σε όλο τον κόσμο. Και τελικά καταφύγει στη Δήλο.

Κατά τα χρόνια εκείνα η Δήλος περιπλανείται  πάνω στα κύματα φουρτουνιασμένης θάλασσας. Μόλις η Λητώ έβαλε το πόδι της στη Δήλο, από τα βάθη της θάλασσας βγήκαν τεράστιες πυλώνες και σταμάτησαν αυτό το έρημο νησί. Έγινε σταθερό. Στη θέση όπου υπάρχει και ακόμα. Ανέβηκαν πάνω από τη θάλασσα άγονοι βράχοι της Δήλου. Μόνο οι γλάροι βρήκαν καταφύγιο σε αυτά τα βράχια και να ανακοινώσουν τους να θλιβερή κραυγή του. Αλλά μόλις γεννήθηκε ο Θεός του φωτός Απόλλωνας, παντού απλώθηκε έντονο φως. Σαν χρυσός να έχυσε τα  άψυχα βράχια της Δήλου. Όλα γύρω του έλαμψαν. Δυνατά δόξασαν τον Θεού η γέννηση του οι Θεοί που συγκεντρωθήκαν στη Δήλο.

Ο  χρόνος περνούσε, ενώ η Ήρα συνέχισε να κυνηγήσει τον Απόλλωνα. Έτσι τον Φοίβο τον έστειλαν στην Υπερβόρεια. Από εκεί, επέστρεψε στην Ελλάδα στα εφηβικά του χρόνια. Να ήμαστε απόλυτα ακριβείς, έφτασε με ιπτάμενο βέλος.

Ο Ορφέα μας, ο οποίος επέστρεψε από τον Κάτω Κόσμο, ξαφνικά αρχίζει να κηρύσσει τη λατρεία του Θεού του Φωτός. Αξίζει να σημειωθεί ότι μεταξύ των καταγεγραμμένες ιστορίες των καθόδων στον Κάτω Κόσμο, η κάθοδος του Ορφέα ήταν η πιο δημοφιλής. Πιθανώς οφείλεται στο γεγονός ότι ο Ορφέας «αποκάλυψε στο φως κρυμμένο θησαυρό» σύμφωνα με τον Ευριπίδη.

Τα  μυστήρια του Ορφέα σχετίζονται με του Διόνυσο και τον Απόλλωνα, επιβεβαιώνουν τη φήμη του ως «ιδρυτή των μυστηρίων». Γιατί περιείχε τους Έλληνες θεούς, λατρεία των οποίων μύησε την Γνώση (Φως, δηλαδή).

Ως ιδρυτής των μυστηρίων, ο Ορφέας έδινε μεγάλη σημασία στην κάθαρση. Εν τω μεταξύ η τεχνική της κάθαρσης ήταν εκείνη που κήρυξε ο ίδιος ο Απόλλωνας. (Με την ευκαιρία να ακριβύνουμε ότι το νησί της Τήνου, απέναντι από τη Δήλο ήταν ο τόπος όπου η κάθαρσης γινόταν πριν οι προσκυνητές θα ενταχθούν στην Γνώση (Φως, δηλαδή). Είναι σημαντικό ότι στην Τήνο της κάθαρσης συνεχίζεται να λειτουργεί μέχρι σήμερα.

Ωστόσο, για να εξαχθούν συμπεράσματα από την διδασκαλία του Ορφέα, πρώτα κανείς πρέπει να κάνει την σωστή μετάφραση των ύμνων του, στην οποία μιλά για τη δημιουργία του Σύμπαντος. Ο Ιπποκράτης Δάκογλου στο έργο του «Η δημιουργία του Σύμπαντος από τον Πυθαγόρα» ανάλυσε τα λόγια που έμειναν σε «Όρνιθες» του Αριστοφάνη. Επιτρέψτε μου να σας δώσω το πρωτότυπο, μεταφραστεί στα ρωσικά και ανάλυση ύμνο.

Хаос  был и Ночь стояла и темнота сгустилась

И Тартар длинный

Вокруг  ни земли, н и воздуха,

Ни даже атмосферы

И на мутных вершинах

Беспредельности сначала Ночь стояла чёрная

И вдруг, вот яйцо в среде Тартара

И из этого яйца появился Эрос

Когда час настал.

«Τι σημαίνει αυτό; — ερωτάει ο αστροφυσικός Δάκογλου. — Όπως είναι γνωστό, η Γη κάποτε ήταν σε κατάσταση χάους. Δεν υπήρχε αέρας, δεν υπήρχε γη, ούτε αέρας, ούτε φως. Περαιτέρω, ο Ορφέας εξηγεί  ότι τα πάντα βγήκαν από το Χάος. Δηλαδή, το Χάος άλλαξε την μορφή του και από αυτό εμφανίστηκε ο Κρόνος , δηλαδή ο χρόνος, και πήδηξε ο Φάνης. Οι επιστήμονες γνωρίζουν ήδη ότι ο Φάνης είναι ισοδύναμος με τον Έρωτα, και έχει το διπλό αποτέλεσμα: να προσελκύει και απωθεί ταυτόχρονα. Αυγό, το οποίο αναφέρει Ορφέας — είναι εκκολαπτόμενο ζωής, η οποία, ωστόσο, δεν μπορεί να γονιμοποιηθεί αν δεν υπάρχει σπέρμα. Και έπειτα εμφανίζεται ο Μονάς.

 Смотрите в живую порты Тиноса, Киклады, Греция,

Остров, на котором ежегодно проходит Международный форум писателей

У нас пока лето!

http://vincenzo.gr/tinos/index.html

http://vincenzo.gr/porttinos.html

Реклама

Об авторе Издатель Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

15 комментариев на «Ирина Анастасиади. Орфей – несущий свет Знания»

  1. Анатолий Апостолов:

    Огромное спасибо Вам, досточтимая и глубокоуважаемая Ирина за  это чудное эссе «Орфей -несущий свет Знания». Я получил от него огромное эстетическое, духовное и интеллектуальное  наслаждение. От всей души признателен Вам за этот огромный культурный вклад в Год литературы. И как прекрасен и вдохновенен Ваш образ, помещённый на этой странице.                              
    Искренне Ваш, Анатолий Геннадьевич Апостолов

    Нравится

  2. Валентин Никитин:

    О Боже, даровавший нам детей —
    Родных по плоти, но душой сторонних —
    В сердцах у них любовь запечатлей,
    Как линию судьбы на их ладонях!

    Избавь от страха ловчей западни,
    От риска состязанья и погони!
    Своею благодатью осени
    И солнечным лучом на небосклоне!

    Благослови и в доме, и в пути —
    На всяком месте Твоего владенья!
    И совести родник раскрепости
    Знамением Креста и Провиденья!

    Чтоб чтили откровения Твои
    И заповеди строго соблюдали,
    Страшась не грома — шёпота змеи
    И голоса зловещего в металле!

    Их вразумляй за грех, но не отринь,
    Будь милостив в Своем долготерпенье!
    И мёд, и желчь, и уксус, и полынь
    Пускай вкусят, но не впадут в прельщенье!

    Как часто мы молитвой небрежём,
    Корысти предаемся, суесловью…
    А мир прекрасен верой и добром
    И словом правды, сказанным с любовью!

    Дай силу духа в странствии земном,
    Не забывая о небесном зове,
    Достойно предстоять в борьбе со злом
    И к светопреставленью наготове…

    Нравится

  3. Александр:

    Очень интересно все написано. Хотелось бы добавить, что Орфей возглавил религиозное движение, возникшее в 6 в. до н.э. в результате реформы культа Диониса: центральный ритуал дионисийских оргий – омофагий «поедание сырого мяса» растерзанной в вакхическом исступлении жертвы – был переосмыслен как первородный грех титанов. Искупить наследственный грех, лежащий на всем человечестве, мог только «чистый» – посвященный в мистерии и ведущий «орфический образ жизни», отличительной чертой которого для грека 5 в. до н.э. было вегетарианство. «Священное сказание» о грехе титанов требовало веры в бессмертие души и загробное воздаяние.
    Учредителем очистительных обрядов и автором этих поэм и был Орфей – его учение было древнее и «ближе к богам», а следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода.
    От огромной орфической литературы до нас дошли только два поздних памятника: сборник 87 «Гимнов Орфея» Филона Александрийского и Платона, и «Орфические аргонавтики» (5 в.). От остальных сочинений сохранились только фрагменты, из которых наибольшее философское значение имеют фрагменты теогоний.
    Из фрагментов «Рапсодической теогонии» реконструируется картина эволюции мироздания, представленная как смена шести поколений богов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную «зияющую бездну» (хаос), окутанные первобытным мраком.
    как рассказала Ирина, именно из него Хронос-Время «сотворил серебристое яйцо», из которого выходит бог-творец Фанис, он творит небо и землю, а также «другую землю» – луну. Зевс проглатывает Фаниса и тем самым вбирает в себя все мироздание и всех богов. При этом ставится проблема единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины, и раздельны?»
    Следовавший затем величественный гимн к Зевсу-Вселенной как к началу, середине и концу всех вещей был известен уже Платону. Титанов, растерзавших сына Зевса Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-й, золотой, – при Фанисе, 2-й, серебряный, – при Кроносе), в которых «злая титаническая природа» (Платон. Законы 701b) соединена с божественным дионисийским началом. Очень рано этот орфический дуализм «титанического» и «дионисийского» слился с пифагорейским дуализмом тела и души. Важным источником орфической эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид».

    Нравится

  4. Евгений Деменок:

    Ирочка, я тебя поздравляю с тем, что ты провела грандиозный съезд!
    И с наградами — ты их заслужила сполна!

    Нравится

  5. Роман:

    Имя Пифагора столь рано и прочно связано с метемпсихозом, что это учение считают едва ли не главным в пифагореизме. Источники V-IV вв. вполне определенно говорят, что Пифагор верил в переселение душ. Однако попытки разобраться в происхождении данной доктрины и ее значении для пифагорейского сообщества, в тех этических и практических следствиях, которые из нее выводились или с ней связывались, иначе говоря, анализ историко-религиозного контекста метемпсихоза уводит нас от этой определенности весьма далеко. В какой степени метемпсихоз был распространен среди пифагорейцев, и сколь последовательно соблюдались вытекающие из него нормы поведения, например, запрет на мясную пищу? В какой мере можно рассматривать метемпсихоз как этическое учение?
    История греческой религии относится к тем областям, которые развиваются не только в ходе постоянных дискуссий, но и благодаря открытию нового материала, позволяющего иногда разрешить старые споры. Так, в частности, публикации последних лет, касающейся истории метемпсихоза служат важнейшим дополнением к уже известным свидетельствам.
    Самое раннее из них — стихи Ксенофана — показывает, что на рубеже VI-V вв. метемпсихоз был широко известен в Великой Греции: Ксенофан говорит о нем как о чем-то само собой разумеющемся. Первое дошедшее до нас свидетельство связывает метемпсихоз с именем Пифагора. Согласно традиционной точке зрения, Пифагор перенял метемпсихоз из орфизма, более раннего религиозного течения. Та разрушительная критика, которой в течение последних пятидесяти лет подвергались прежние представления об орфизме, казалось, не оставила камня на камне от орфиков и орфического метемпсихоза, тем самым стрелка весов качнулась в сторону пифагореизма.
    Между тем скептицизм относительно древности орфизма и существования в нем метемпсихоза был явно необоснован. И это лишний раз доказывают нам исследования Дакоглу, как рассказывает нам эта прекрасно написанная, умная статья Анастасиади.

    Нравится

  6. Анатолий:

    Едва ли есть проблема большей важности для истории духовной культуры всего человечества, нежели вопрос о происхождении того аскетического и мистического направления, с которым считались древнейшие мыслители такие, как Анаксимандр, и которое по имени секты, решительнее других ему приверженной, называют орфическим.
    В одной из своих речей Демосaфен приводит следующий старинный оракул, данный афинянам:
    Вещий завет Эрехфидам, жильцам Пандионова града.
    Правящим праздничный чин по отеческим древним уставам:
    Вакхово имя святите и, Бромия чтя всенародно,
    Пиром на стогнах широких весеннюю радость восславьте;
    Дымом овейте престолы богов; увенчайтесь венками.
    Священный глагол напоминает гражданам, что владыка Анфестерий, древнейшего общеионийского праздника цветочных первин и навьих гостин, справляемого в конце февраля,— есть бог цветов и душ бесплотных, Дионис, и что слава этого первого весеннего торжества не должна меркнуть. Верховные иерархи эллинства, провозглашая божественную волю „ex cathedra“, хотят защитить самостоятельное значение Анфестерий от опасности поглощения их вторым по календарю весенним празднеством Вакха — блистательными Великими Дионисиями. Приписывать оракулу смысл прямо учредительного постановления нет достаточных оснований: он сам ссылается на отеческое предание. Но, с другой стороны, явственно отпечатлелся на нем замысел некой культовой реформы. По-видимому, он подкрепляет какие-то религиозно-политическия мероприятия, клонившиеся к возвеличению Анфестерий во имя Диониса, и Дионисова имени в связи с обрядами Анфестерий. Дельфы и Додона были единодушны в стремлении прочно обосновать и углубить Дионисово богопочитание.
    Упоминание об отеческих уставах и, в частности, о мифическом царе Пандионе, чье имя приводило на память аттическия дионисийския легенды, выдвигает национальное для афинян значение древне-ионийского культа, к которому принадлежали Анфестерии, в отличие от Великих Дионисий, связанных с почитанием биотийского Диониса-Элевферея. Из чего вовсе не следует, что Дельфы вообще оказывали предпочтение началу ионийскому: правый национализм для древней мудрости есть, прежде всего, если не исключительно, верность родовым и племенным святыням. Но то же упоминание служит и другой, особенной цели: Анфестерии с их навьим днем (chytroi) были праздником предков, гостей и выходцев из мира загробного. Об этом свидетельствуют и „омовения мертвых“ очистительною водою, возливаемою на могилы, кафартическия гидрофории (lutra) в 19-ый день месяца Анфестериона 3). Тенденция оракула — укрепить сознание связи между весенним обликом цветоносного Вакха и его запредельною сущностью, роднящею его с подземным Гермием навьего дня. Кто же в VІ веке до Р. X. был органом живого мифотворчества и религиозно-общественного строительства, поставившим своею задачей ввести в состав народных верований, как ясное представление, этот мистический синтез, уже давно намеченный в обряде и мифе, но лишь смутно осознанный,— синтез представлений об уходе душ на тот свет и о возврате их с того света,— и ознаменовать его именем умирающего и воскресающего Диониса? Это были члены орфического братства, стоявшие в ту пору у кормила общественной власти в Аттике и поддерживаемые дельфийским жречеством.
    Искони прилив весенних жизненных сил рассматривался в народном веровании, как наплыв душ, встающих из темных недр,— тех „Кер“, которых, чтобы не надолго гостили они у земных родичей и, уйдя, не возвращались более до новой весны, живые к концу праздника отсылали назад в их невидимые обители, сокровенные в лоне земли, заклинательными словами („вон, Керы! миновали Акфестерии!“) и магическими приемами (например, вымазыванием дверей смолою). Об их присутствии на весенних праздненствах народ знал раньше, чем был определен божественный принцип, подымающий их на свет земного солнца. Когда же этот принцип был найден в представлении о боге воскресающем, праздновать весну стало значить: вызывать на землю из глубин (anakalein) начальника душ. Вот почему оракул заповедует святить на празднике вешних цветов Вакхово имя.

    Нравится

  7. Игорь:

    Вижу, эта тема интересует множество людей. Каждый понимает это учение по-разному. Но все согласны в том, что это имеет непосредственное отношение к самым древним Знаниям в мире. Поэтому прибавлю нечто не своё, но то, во что я верю:
    “Чудным даром песен, врачеванием болезней и знанием обрядов для умилостивления богов, Орфей достиг власти над людьми” Павсаниос
    Маг Орфей, Дионисов пророк или даже двойник, родом из фракийского племени киконов.
    Конон, писатель Августова века, не сомневался в историческом бытие Орфея, так же как историк Страбон, знающий даже место где он родился, – Пимплею, у Термейского залива (Θερμοπιλες) в Южной Фракии. По Диодору, Орфей писал о Дионисе-Загрее пеласгийским письмом (критоминосским). Неооплатоник Проклос писал, что будучи пророком Дионисовых таинств, Орфей пострадал подобно Богу своему. Этим страданиям, “страстям” Диониса –Орфея посвящена потерянная трагедия Эсхила “Бассариды”
    Эратосфен, александрийский учёный времён Птоломея сообщает, что согласно трагедии: не Диониса почитал Орфей величайшим из богов, а Гелиоса- Аполлона, и, восходя до света на гору, ждал зари, чтобы первым увидеть солнце. За что Дионис, разгневавшись, наслал на него бассарид и те растерзали его и разметали куски тела его по всему свету. А Музы собрав их, похоронилитело его. По другому сказанию, тело его пожрали бассаридки –людоедки, так же как тело Загрея – титаны.
    Если Орфей – воплощение Диониса Кроткого, то понятно, почему он восстаёт на страшного двойника своего, Диониса Лютого. “Диким людям Орфей, святой богов прорицатель. Ужас к убийству внушил и к мерзостной пище” ГорацийЮ
    Тень Орфея – Пифагор, так же как сам Орфей – Дионисова тень. “Чистые”, “святые” –имена пифагорейцев –орфиков. Так называемая “орфическая жизнь” в “монастырских общежитиях”, “киновиях”, городов Великой Эллады века Пифагора – общность имущества, пост, целомудрие, молчание, послушание, – уже настоящее дохристианское “монашество”. Век Пифагора из всех веков дохристианского человечества за память истории – век религиозно– переломный.
    Возникновение той специфической формы мышления, которая получила характерное название “философия” — “любовь к мудрости”, но не сама “мудрость”, — затемнение подлинного знания. Почти среди всех народов произошли существенные изменения, приведшие к обозначению предшествующего отрезка времени в качестве мифического.
    Сам Пифагор, если верить Плутарху, был сожжён на костре, в Метапонте, как мученик. В нимбе святости и вошёл в христианскую легенду Орфей: в стенописи римских катакомб, он певец кифаред небесной любви, пастырь Добрый, распятый на кресте (Древе Жизни)
    Ужас Дионисового безумия выразил в “Вакханках” Еврипидис. Посвящённые, знали, что Пентеос, чьё имя значит “Скорбный”, есть сам Дионис. В лице Пентея Дионис Кроткий борется с Лютым. И не человека терзает, а в человеке терзается Бог. Древо Пентеоса будет Древом Жизни – крестом Диониса–Орфея, распятого, на магической печати гностиков орфитов.

    Нравится

  8. Александр:

    Ирочка, это уже третья награда за несколько месяцев? Поздравляю от всей души!

    Нравится

  9. Зоя Зиновьева:

    Ирина, какая вы молодец, проделываете такую титаническую работу, да ещё во время такого кризиса в Греции!!!

    Нравится

  10. Сердечно поздравляю с высокой наградой!!! Вы заслужили самые высокие награды!
    С уважением, Елена

    Нравится

  11. Сергей:

    Ирина, дорогая! Ваш вклад в культуру не поддаётся никакому сравнению. Ваши статьи глубоко затрагивают душу, ваши рассказы человоколюбимы, а ваш роман — настоящее пророчество.
    Статья об Орфее — божественна. Надо сказать, что вы держите руку на пульсе прогресса.
    Позвольте, представить вам перевод из отрывка поэмы Орфея:

    Как трепещут они в необъятной вселенной,
    как они вьются и ищут друг друга,
    эти бесчисленные души, которые исходят из единой
    великой Души Мира!
    они падают с планеты на планету
    и оплакивают в бездне забытую отчизну…
    Это – твои слезы, Дионис…
    О, великий Дух, о божественный
    Освободитель, прими обратно твоих дочерей
    в твое лоно неизреченного света.

    Спасибо вам и низкий поклон

    Нравится

  12. Нина:

    Здоровья и счастья — Вам. Не удивительно, что люди спрашивают о следующем форуме на Тиносе. Остров удивителен: находясь там чувствуешь, будто время остановилось, и ощущаешь себя словно ты в колыбели, а любящая мать, баюкая тебя, ласково напевает песню. Незабываема также домашняя церковь, где справляли именины Софии. Церковь похожа на одинокий корабль в бескрайнем просторе. А священник проводивший службу со значимым и отеческим выражением лица! А проводившая форум Вы, Ирина, так напомнившая мне этрусскую статуэтку..! Словом — время, проведённое на Тиносе — незабываемо. Белые стены тамошних строений и вымощенные мрамором тротуары вызывают зов сердца.

    Нравится

  13. Будто повернула время вспять. Посвятила углублению в чтение эссе, и откликов, и других докладов, выступлений и репортажей …Вот уж ничто не проходит бесследно! Как люблю мифы Эллады, погружаясь в детство человечества. А сейчас еще прониклась атмосферой литературного форума столь значительных личностей и праздника греческой культуры сквозь призму Эллады, звучание мифов и старинной музыки, исполняемой на кифарах и древних инструментах… Так хочется вновь приобщиться и причем в реальности, добавить свое видение, познакомиться с удивительными, интеллектуальными льдьми, обнять замечательную Ирину, в предвкушении праздника,
    С теплом,
    Ваша Елена

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s