Надежда Тубальцева, Виталий Старченко. Incognitus Gogol (часть 14) 

А.А.Агин. ИллюстрацияА.А.Агин. Иллюстрация

Книга длиною в полжизни

7 октября 1835 года в письме Погодину Гоголь сообщает, что начал работать над «Мертвыми душами»: «Сюжет на предлинный роман (позже Гоголь назовет книгу поэмой. – Авт.) и, кажется, будет очень смешным. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одной стороны всю Россию».

Работа над произведением воспринимается им как гражданский подвиг: «Вижу святую волю Бога: подобное не приходит от человека». (По-видимому, Гоголь имел в виду, что Пушкин по воле Творца подарил ему идею написания произведения).

Из письма: «Все мои произведения – истории моей души. Главного во мне никто, кроме Пушкина, не услыхал. Мой дар – показать пошлость пошлого человека во всей силе. Желание сделать это углубилось во мне душевными обстоятельствами, которые я скрывал даже от Пушкина. Герои моей поэмы не такие уж и плохие.

Когда бы я каждому прибавил одну хорошую черту, читатель помирился бы с ними. Читателя испугала пошлость всего вместе. Читателю кажется, что, прочитав поэму, он выходит из погреба на свет Божий. Мне бы простили, если бы я показал картинных извергов, а пошлости не простили. Россиянина испугала его мизерность больше, чем изъяны и недостатки. Прекрасный испуг!»

Невзирая на признание в письме: «Смеясь над героями, я смеялся над собой» – фраза об испуге запомнилась. Писателям в России прощали многое. Почти все. Кроме унижения «гордости великороссов» (по Ленину). «Мизерность» – это было уж слишком. К Гоголю будто относились со снисхождением, но все написанное им воспринималось в процессе накопления… Гоголем увлекались и как-то не очень выразительно недолюбливали.

«Бог дал мне многогранную природу: уже от роду я имею несколько хороших качеств и главное из них – желание быть лучшим. Я вынужден передавать собственные черты своим героям. Воссозданные мои плохие качества я преследовал с  насмешкой и всем, чем возможно. Когда бы кто-то увидел чудовища, которые выходят из-под пера сначала, он бы вздрогнул. Когда я читал первые главы («Мёртвых душ.» – Авт.) Пушкину, он сначала смеялся, потом стал хмурым. «Боже, какая наша Россия печальная! – сказал Пушкин. Он будто не заметил, что все это – моя карикатура. Выдумка.

И тогда я увидел, что значит – брать из души. Что значит отсутствие света. Я брал для героев наилучших людей и «разжаловал их из генералов в солдаты». В прекрасных людях я находил пошлое. Поэма сделала свое дело – вызвала отвращение к мизерности, тоску и недовольство собой».

М.З. Шагал. Иллюстрация к роману Н.В.Гоголя Мертвые души. Смерть прокурора

М.З. Шагал. Иллюстрация к роману Н.В.Гоголя Мертвые души. Смерть прокурора

Уже в 1840 году Гоголь пишет, что готов приступить к написанию второго тома. «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, является предметом «Мертвых душ». Это пока что тайна, которая вдруг, на изумление всем, раскроется в следующих томах.

Пишет Гоголь поэму в Риме и Париже.

«…Париж не такой плохой, как я его представлял. Мне даже смешно, когда подумаю, что пишу «Мертвые души» в Париже. Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в этом произведении! Это будет первая порядочная вещь, которая вынесет мое имя»… (Утонченная самоирония: произведение по-настоящему сильное, или же имя слишком тяжелое?)

В 1842 году был напечатан первый том «Мертвых душ».

Второй том должен был рассказать о светлой стороне жизни в России. Писателем движет «…не отвращение к низкому и глупому, а пламенное сочувствие к высокому и прекрасному»… Теперь работа воспринимается Гоголем как подвиг. Как выполнение миссии.

…В 1845 году Гоголь сжег второй том. Убежден, что напишет лучше. Погодин замечает, что Гоголь напишет другое, но зачем читатель потерял это?.. «И вообще – «мертвых душ» в русском языке нет. Есть …ревизские, прописные, те, которые выбыли, или прибыли»…

А прозаик уже работает над «Выбранными местами из переписки с друзьями».

Друзья пытаются поддержать в Гоголе желание довести начатое до конца.

Щепкин: «Мертвые души» разбудили Русь. …Говорят о книге все… Это значит: толкни нас хорошенько, и мы зашевелимся».

Гоголь неумолим: «…Я уничтожил «Мертвые души» и благодарю Бога за внушение это сделать. Я верю, что когда-то появятся второй и третий тома поэмы. И тогда никто не спросит: «Кто такой – этот автор?»

Весной 1852 года во второй раз написанный второй том «Мертвых душ» должен был увидеть свет. Но за десять дней до смерти писатель опять сжег рукопись. Утром 21 февраля Гоголь умер.

Он писал: «Мертвые души» должны развязать наконец загадку моего существования». Но этого не случилось. Загадка его вечная…

 

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике проза. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

