Елена Ананьева. Он был спутником и соратником в трудных боях

220px-Baranov-Rossine_(self-portrait,_1914)

Владимир Баранов-Россине. Автопортрет 

По статистике ARTinvestment.RU за 1полугодие 2015 года в топе из 25 художников мира Владимир Баранов-Россине  на 23м месте.  Среди постоянных лидеров в топе русских художников: Казимир Малевич, Василий Кандинский,  Алексей Явленский,  Хаим Сутин, Марк Шагал.

Картина Владимира Баранова-Россине была продана на аукционе за £2,72 млн.

Имя художника Владимира Баранова-Россине причисляют к выдающимся именам российского и французского искусства. Тем не менее хочу протянуть ниточку, несправедливо забытую, к родному городу Одесса, где состоялись его первые художественные штудии.

Художник Владимир Баранов-Россине, основоположник светомузыкального кинетизма в искусстве авангарда, изобретатель, нашедший первый рисунок ткани « Камуфляж», прибор для экспертизы драгоценых камней и множество иных изобретений.

Его имя стоит в одном ряду с известнейшими именами. Он общался с Модильяни и Леже, дружил с Робером  и Сони Делоне.

Он, творец,  не поверил, что его, художника, еврея, фашисты могут вывезти из Парижа в 1943 году и уничтожить, как миллионы невинных жертв режима нацизма, в концентрационном лагере Аушвица в январе 1944 года…. Посмотрим на календарь, а там, хотите верьте, хотите нет, 1910 год. Париж!  Мечта художников и аристократов духа.

У 22-х летнего Владимира Баранова, молодого художника, вся жизнь впереди.

В знаменитом художественном «Улье» Парижа он, как пчела времени, откладывает на полотнах  в соты, сладкий, тягучий нектар, переработанный его Сущностью в мед. Этот «мед» застывает причудливыми мазками, перемежающимися с заглаженностью поверхности, с которой попадает на рецепторы нашего восприятия. До сих пор это живо! Смотрите, какая «сладенькая» картинка, в синем предвечернем мареве, девушка с хорошенькой куколкой на коленях. Сколько в ней наивности и душещипательной радости! Это — художника Владимира Баранова мир. Вместе с Робером Делоне, создателем и теоретиком течения «Орфизм», Баранов-Россине увлекся идеей динамики движения, ритмы с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра.

Совершив марш-бросок от Херсонщины, где он родился, Одессы и Санкт-Петербурга, где он учился, молодой, эпатажно настроенный, желающий найти свой мир искусства и технического изобретательства,  Владимир меняет окружение, начиная с самого себя. Вначале – фамилия, имя. Баранов для такой личности слишком прозаично. Он усовершенствуется, учитывая последующие создания,  путешествия по Мекке творчества, сферы интересов и достижений в них. Он ведь еще не знает всего, что с ним произойдет, он спешит жить. И художник, как странствующий рыцарь, нет, скорее, как конь главного литературного рыцаря Дон-Кихота, Росинант дает ему часть своей фамилии, будто вдохновляя на поиски своего романтического мира.

Итак, Владимир Баранов становится Барановым-Россине.

В архивах Одесского художественного училища свидетельство: «Шулим-Вольф Баранов, урожденный 1 января 1888 года ( по нов. стилю) в селе Липатихи Таврической губернии (Херсонщина) в 1908 году окончил Одесское художественное училище и получил диплом учителя рисования и черчения.

Сто лет назад он ходил по тем же коридорам, что наши достославные современные художники. Наверняка он был знаком со многими, оставившими ранее известные имена основоположников южно-русской школы художников.

Вскоре в южной Пальмире двадцатилетнему молодому человеку  уже тесно. Он едет в  Санкт-Петербургскую академию художеств. Но… за пропуски занятий Баранова отчисляют после первого курса. Его ждет дальнейшее Движение – метафора творчества-вечности с известной лентой Мёбеуса, о чем еще пойдет речь,  – способ его жизни. И уже с 1910 года он участвует в выставках русского авангарда вместе с художниками Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком, Александрой Экстер и другими молодыми живописцами, ищущими новые пути в искусстве, участвует в первых выставках авангарда: «Стефанос» (Москва, 1907–1908), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (Петербург, 1909), «Импрессионисты» (Петербург, Вильно, Берлин, 1909–10).

В. Баранов-Россине выставляется в Осеннем салоне и в Салоне независимых в Париже, а также на выставках авангардистов в Цюрихе и Амстердаме. В  Салоне независимых  приняли его первые полихромные кубистические скульптуры.  Его имя прочно входит в списки… русского авангарда. Его не связывают с украинским. Хотя  живописность полотен сродни  ярким украинским иконам. Он идет от цвета, создает свой код. И не только в искусстве.

Новый  код нашего земляка заставляет размышлять: где истоки  многообразия личности как художника, изобретателя, демонстратора своих новшеств и преподавателя?! Почему его имя выпало из Золотого фонда авангарда, хотя он постоянно экспериментировал, сумел  выразить своим творчеством дух  эпохи, оставить богатое наследие, передать разноплановый опыт?!

Впитывая в себя, как губка, все течения начала нового предшествующего века, он состоялся как художник. В его творчестве отражены все стили и  направления, зарождающаяся абстракция и цветомузыка. Юрий Анненков писал о Баранове-Россине: «В течение многих лет, или – вернее – в течениe всей своей творческой жизни, он неизменно оказывался (хронологически) в первых рядах самых разнообразных авангардных течений, будь то кубизм или сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и так далее до абстракции. Он был спутником и соратником в очень трудных боях, взволновавших художественный мир». В многоплановом Доме внутреннего мира Баранова- Россине уживается всё вместе с непоседливой натурой. Вернее она отражает, воплощает его « я» в  многообразных изобретениях. С увлеченностью ребенка, играючи, он меняет сферы деятельности, чтобы издалека посмотреть на героев своего творчества. Его уникальное художественное чутье заставляет часто менять сферы деятельности. У него семья. Художник, осознавая всю ответственность за ее положение, на время  становится торговцем недвижимостью, занимается коммерцией, создает приборы для проверки драгоценных камней, так необходимых для проведения экспертиз, изготовления газированной воды. Прибор « мультиперко» для производства химических растворов и  очистки жидкости. Даже незадолго до Второй мировой войны он создает задолго до официального изобретателя Жоржа Брака пятнистый «хамелеон-метод», с названием « пуантилистически-динамичный камуфляж» — рисунок ткани до сегодняшних дней успешно живущий в армии. (Запатентован в 1939 году).

Первая персональная выставка художника В. Баранова-Россине отмечена отблесками северного сияния норвежских фьордов. Она прошла во время Первой мировой войны в Осло (тогда Христиания), где он тогда  жил. Искусствоведы  отмечают: здесь родился из мотивов суровой природы Норвегии новый стиль. Картины окутаны сине-серебристой дымкой севера, разлапистые фьорды режут пространство, чистота озвучивает в локальных красках. Чувствуется дыхание океана, но заряд идет от теплых эмоций души. И перемежаются с южными всплесками памяти.

pict

Владимир Баранов-Россине. Норвежская рапсодия

«Норвежская рапсодия», «Женщина на юге», «Самовар» эти картины выполненные маслом на холсте, датированы 1919 годом. В них активно переплетаются ленты Мёбеуса, подчеркивая нескончаемую сущность отображаемого. Увлекшись идеями лейпцигского математика Мёбеуса, художник завороженно вращает на полотнах ленты-идеи. Растекаются жаркие полосы света, пыхтит вода в самоваре, расцветает женская натура, звучат музыкальные вариации, объединяя всё происходящее в один комплект, отображающий  Ленту времени мира.

В нем средневековые всадники, рыцарские турниры, всполохи сигналов прожекторов, огни Эйфелевой башни в пересечениях ее несущих. Подлинное искусство, говоря словами философа «несет в себе импульс к поиску изменений». Проблемные произведения, заключая в себе вопрос, способствуют изменениям, призывают к ним. Не терпят застоя и повторений, —  обоснование  метафоры движения. Воздействуя на личность, они меняют нашу сущность. Изменяясь сам, проворачиваясь на жизненном полотне, как заводной волчок, оставляет столь же «заводные» следы для потомков.

Изобретатель-художник  и «новое искусство», заявленное уже в то время: из металлических труб, проволоки , пружин, различных материалов создает новые:  «Симфония» и «Ритм»- скульптурные группы, заставляющие приходить в недоумение публику. Их творческое, философское решение также подчеркивает музыкальную пластику. Исполненные в жанре модного, экстравагантного геометрического ансамбляжа вызывают недоумение. Полихромная скульптура «Ритм», в которой две фигуры движутся в пространстве музыки и любви, появилась в 1913 году. Зрители не столь приучены к таким новшествам. Разгораются скандалы:

«Это профанация искусства!» « Шарлатанство!» — знакомые окрики, отпускаемые и новым авангардным работам Кандинского, Малевича, Бурлюка.

В это время, в 1914 году он создает свой уникальный прибор цветомузыки. Навеянные цветомузыкальными опытами композитора Скрябина, создает художник оптофон. Познакомившись с выдающимся композитором, написал его портрет, на котором стоит  автограф: «Музыканту красок — Скрябин». Известно, что композитор рано умирает и художник продолжает его идеи.

Художник  ни на миг не отстает от времени. В эпоху наступающего технического прогресса клавиши, создающие музыкальную картину, каждому цвету которой соответствует звук, сказали свое слово. Спустя десять лет в 1924 году он запатентовал свое изобретение.

До этого момента он получает возможность использовать изобретенный им «цветомузыкальный клавир», выступая с новыми «живописными» концертами. В нем использован эффект преломления световых лучей. Усовершенствованный оптофон позволил давать концерты. Он не стал теоретиком цветомузыки, как Скрябин или Кандинский, с которым у него много общего, но был непосредственным исполнителем, тапером своего волшебного фонаря, не заботящемся о документальной стороне дела. Первый оптофон Баранова-Россине находится в Центре Жоржа Помпиду в Париже

Художник свое изобретение продемонстрировал тогда  широкой публике, совершив турне с цвето-музыкальными концертами в театре Мейерхольда и в Большом театре. В перерывах гастролей продолжает писать картины, изобретать новые приборы. Но начинается эпоха госзаказа. Преследования. Смешно было бы думать, что наш герой будет  пассивно принимать удары судьбы.

В 1925 году он снова уезжает в Париж!

Не  останавливаясь на достигнутом, начинается новая фаза развития изобретательства Баранова-Россине, усовершенствование и демонстрация оптофона. Вновь запатентован светомузыкальный аппарат. Художник организует Оптофоническую академию, ведет аудиовизуальные исследования, дает оптофонические концерты, преподает и с помощью своего изобретения пытается воспитывать «визуальные восприятия» у учеников. Он смотрит вокруг, а видит пляшущие звезды, танцующие аккорды, меняющиеся геометрические фигуры. Беспокойное, пред- и послереволюционное время, выражаемое у художника в рванных, взрывных всполохах цвета, света, блуждании теней, усиливается  усовершенствованным оптофоном.. А уже  грядут черные времена поисков «ведьм», горящих костров холокоста, отзвучиваемых от инквизиторских пожаров мрачного средневековья.

Неоднозначные произведения Мастера Баранова-Россине находят поддержку выдающегося французского поэта Гиома Апполинера, друзей-художников.

Немецкая оккупация начала преследования, вывоз и уничтожение евреев во Франции. Впервые тонкое чутье подвело неординарную личность. Он отказывает друзьям Робену и Сони Делоне покинуть Францию:

«Я люблю Париж и ничего не боюсь!»

В 1943 году художника, как еврея, арестовало гестапо.

Его постигла участь евреев, погибших при холокосте. Видно, он не мог себе представить, что его художественная, изобретательная натура не остановит руку палачей. Через год Баранов-Россине, один из самых загадочных художников прошлого века, трагически погиб в концлагере Аушвиц. Его судьба —  еще одно из доказательств преступлений фашизма против человека.

Светлые, уникально-изобретательные картины художника Владимира Баранова-Россине и приборы расширили горизонты возможного в творчестве. И хотя не столь громогласно его уникальное имя, своим эпатажем он не занимался, в Европе осталось множество произведений в частных коллекциях и музеях. На знаменитых всемирных художественных аукционах картины Баранова-Россине держатся в рейтинге одних из самых дорогих картин в мире.

 

Елена Ананьева,

Германия – Украина (Одесса)

 

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике рецензии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s