Людмила Черкашина. Грехи наши, Господи!

caafe001cfafafabde7e85add6966763.media.500x616

Так с полным на то основанием могла бы назвать свою новую и необычную книгу «Правда о земле Нод» молодая писательница Алла Черникова. Потому что она повествует о нас и наших грехах. Правда, не совсем о наших… Если быть точным, — о грехах и судьбах потомков Адама и Евы. Но проекция на нас и наше время так очевидна, что любой думающий читатель непременно это увидит. Да, это мы, Господи! Мы и грехи наши неистребимые…

Этот роман – продолжение предыдущего труда «Ева. Жизнь после Эдема», который вышел несколько лет назад. В первом повествуется о жизни Адама и Евы и их детей, потерявших Рай.

Да, по намерению исследовать причину общечеловеческой трагедии бытия, по количеству действующих лиц, представляющих несколько поколений, по охвату времени и по художественному развитию трех основных линий повествования – это, действительно, роман. А вот вид его определить затруднительно.

Исторический?.. Если принять во внимание, что ключевые факты событий и все имена действующих лиц подлинные, взятые из Библии, то да – исторический. Называем же мы исторической эпопей роман Л.Н.Толстого «Война и Мир», где на фоне подлинных событий действуют вымышленные герои, созданные воображением гения, как собирательные образы… Здесь же действуют подлинные лица в художественно вымышленных обстоятельствах. Правда, кто внимательно читает Библию, тому достаточно и вскользь сказанного там, чтобы оно, словно ключ, открыло все двери в прошлое и будущее. Алле Черниковой эти двери открылись.

Роман можно было бы назвать и психологическим. Потому что все выведенные характеры даны в развитии — от внутренних мотивов героев к их поступкам и последствиям, и потому они психологически точны.

Не ошибется тот, кто посчитает роман просто художественным произведением c элементами фэнтези. Писательница сумела скелет своего замысла — через прошлое показать сегодняшнее — облечь в подобающие одежды. Язык простой и лаконичный. Стиль – неторопливый рассказ. Все диалоги динамичны. Речь героев естественна и никогда не грешит ложным пафосом или затянутыми объяснениями их позиции.

Читатель в каждой главе найдет интригующую фабулу с завязкой, напряженной кульминацией и закономерной развязкой. Множество любопытнейших деталей из жизни героев и окружающей их природы делают все описанные события интересными и достоверными.

Задаешься вопросом: что побудило молодого и еще не обремененного жизненным и литературным опытом писателя взяться за такую необъятную тему? Разве по силам одному человеку рассказать о судьбе практически всего человечества – от того библейского момента изгнания из Рая до сегодняшнего дня? Какой аспект бытия всех живших на Земле поколений взяла Алла и проследила его развитие сквозь толщу эпох? Какие приемы использовала, чтобы от начала и до конца повествования удержать интерес читателя?

Прежде всего, она разделила всех действующих лиц географически и по их сути на два лагеря. В земле Елдад поселила те поколения, чьи старейшины родились в Раю, видели Бога, помнили и несли еще в своей крови свет полученных в Раю знаний.

В земле же Нод жили и размножались те из потомков сыновей и дочерей Адама и Евы, кто уже никакого Бога никогда не видел, и знать о нем ничего не знал.

В этих, не похожих друг на друга землях, жили по-разному… В земле Елдад, окруженной горами, был мягкий климат, полноводные реки, плодородная земля, разнообразные съедобные растения и плоды, полезные и приручаемые животные. Здесь знали многие ремесла и потому обеспечивали себя всем необходимым для жизни. Мужчины и женщины отличались красотой и добрым нравом, жили, не старея, сотни лет… Были доброжелательны, доверчивы и довольно мудры при устройстве своего общества, своих взаимоотношений и быта.

В пустынной же и болотистой земле Нод, обделенной природными благами, жили люди злобные, завистливые и недальновидные. Они не отличались ни красотой, ни умом, ни долголетием. Страдали от бесконечных болезней и распрей, старели к шестидесяти-восьмидесяти годам и умирали в муках. Их окружали ядовитые растения и змеи, скорпионы, пауки, и всякое вредоносное зверье типа гиен и длиннозубов…

Это разделение дает писательнице возможность неуклонно вести все три линии сюжета к задуманному финалу.

Итак, три линии…

Две лини романа – это жизнь потомков Адама и Евы в разных землях и природных условиях. Автор сумела до мельчайших деталей показать климат, природу, быт, флору, фауну тех и других.

Разные природные условия — разные флора и фауна и, понятно, нравы. А точнее: какие нравы – такие и блага… Этот вывод автор не навязывает, он возникает сам собой при чтении романа. И не кажется чем-то искусственным или неправдоподобным.

Интересно, что все эти противопоставления — не выдумка Аллы Черниковой. Кто читал Библию, тот не удивится… В священном писании есть целая глава, посвященная перечислению благостных растений и животных, всего того, что Бог разрешил человеку в пищу, что считает полезным для него или неблагоприятным и потому недозволенным…

Значит, все дело всегда было только за выбором каждого отдельного человека и общества в целом?.. Что изначально выбираешь, то и получаешь в геометрической прогрессии,- закон причины и следствия, как воздаяния… Не так ли?

Значит, задача писателя теперь значительно упростилась — просто надо художественно, в меру таланта, описать этот выбор героев и его последствия…

Именно этот литературный прием разделения — первая удача молодого автора.

Вторая удача – имена героев и ключевые моменты их жизни… Они также подсказаны Библией, где немало места уделяется родословным каждого из детей Адама и Евы… Опора на библейские подсказки придает неоспоримую достоверность всем описанным эпизодам и созданным персонажам.

Третья же и главная удача – яркие, полнокровные образы героев. Думаю, никто из читателей, прочтя роман, не забудет Тары, Ноемы, Хемала, Халева, Бараки, и, конечно, Савы – жены Каина, которая добровольно ушла вслед за изгнанным мужем в землю Нод…

Все образы жизненны, психологически точны и даны, что очень важно, в развитии.

Ученые, изучив ДНК представителей практически всех народов Земли, сделали потрясающее открытие. У нас у всех была одна Прародительница! Неужто, это она и есть – та Библейская Ева?.. Пусть будет Ева. Имя, навсегда запечатленное в Библии, таким пусть и останется в истории Человечества. Тем более, что Ева переводится, как «жизнь». Потрясающе точный символ – Праматерь Жизнь!

И если даже сейчас, через столько тысяч поколений, эта связь с Праматерью Евой сохраняется в наших генах, то, возможно, никуда не делись и передаются нам из поколения в поколение ее жизнелюбие, стойкость во всех испытаниях, ее оптимизм и ее первородный грех?

С жизнелюбием, стойкостью и оптимизмом все ясно: человечество до сих пор живо и здравствует. А вот, какой же из грехов первых людей в его развитии взялась исследовать в своем романе Алла Черникова?..

Есть очень мудрая притча. Учитель вручил своему ученику рассаду и велел посадить растения корнями вверх. Ученик решил, что Учитель оговорился и посадил так, как, на его взгляд, и положено, — корнями вниз. Учитель пришел принять его работу и спросил:

— Почему ты посадил не так, как я тебе велел?

— Но кто же так садит? — удивился ученик. – Растения же погибнут!

— Нам дороги не растения, а послушание, — ответил Учитель.

Грех непослушания… Именно с него началась вся история Человечества и его изгнание из Рая… Это показала писательница в первой своей книге. Но наравне с этим легендарным грехом, а то и впереди него, идет грех обмана. Коварный змей искусил простодушную Еву, просто обманув ее…

И потому, наверное, центральное место во второй книге занимает третья линия повествования, где раскрывается анатомия именно этого греха. Писательница взяла из книги Еноха всего лишь упоминание о двухстах ангелах, посланных Богом для наблюдения за действиями людей, изгнанных из рая. И создала голограмму их жизни и падения во всех аспектах. Ангелы увидели, как красивы дочери землян, и брали их себе в жены. Призванные быть стражами людей и помогать им в трудных ситуациях, они самовольно поднимают свой статус от стражей до богов, создают свою собственную иерархию и путем обмана и насилия заставляют людей служить им…

Через образы Семьязы и Азазеля в романе рассказана вся история разложения «высших» и развращения «низших». Всегда в этой иерархии находятся те, которые чудесами и обманом внедряют в сознание масс привлекательную и вроде благородную идею – к примеру, создание расы боголюдей… Чтобы самим стать богами и безраздельно властвовать, передавая эту власть по наследству… Всегда есть тот, кто словно Азазель преследует свои цели и остается в тени, руководя всем процессом.

Так, по мнению автора книги, появились на Земле боги… От их союза с земными женщинами родились великаны. О великанах, кстати, также упоминает Библия… Их кто-то должен был кормить и обслуживать… Так люди — сыны Божьи стали на Земле рабами.

Корень непослушания, обмана и властолюбия постепенно и исподволь разросся и пронизал насквозь всю Землю и людские души. Вот это и есть правда о земле Нод и о нас с вами… Любой грех, оказалось, растет сначала корнями вверх, и только потом – вниз. И, если приживается, то разрастается вширь и вглубь на тысячелетия… Вот потому дороги не растения, а послушание Божьим законам, установленным во благо всех, а не для отдельных особей, сделавших себя избранными…

Таковы замысел, тема и вкратце сюжет романа Аллы Черниковой. Конечно, при желании можно найти в романе и какие-то недочеты. Например, может показаться странным одинаковое название глав по имени героев в разных частях романа и как бы повторное возвращение к тому, что уже рассказано. Но не дело ли автора структурировать свое произведение в соответствии с авторской логикой и логикой художественной линии повествования?

Для ля нас же главное в том, что писательница сумела без назиданий и нравоучений показать нам нас самих и наши нравы через призму прошлого. Можно только порадоваться, что находятся и в наше время писатели, которые видят сердцем корень всех бед Человечества – тотальное и почти всеобщее отступление от вселенских законов Гармонии и Любви… Не только видят, но и показывают нам все это в художественной форме, и пытаются светильником своего творчества осветить нам дорогу в забытую нами родину наших душ.

Алла Черникова – одна из них.

 14rvxrgАлла Черникова

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике рецензии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s