Любовь Рыжкова. Крыница, или Поэт и Музы (часть 10)

Данте Габриэль Россетти «Мнемозина»

Данте Габриэль Россетти. Мнемозина 

Поэт, Мнемозина – мать всех Муз и Феб-Аполлон

Мнемозина:

 Я – Мнемозина, матерь я всех Муз.

Я помню все. Вселенная – мне лоно.

Мне важен дочерей моих союз

и дружба с огнеликим Аполлоном.

 

Из тварей же земных угоден тот,

кто Памяти своей был предан честно,

и в ком Воспоминание живет, –

тому на небе укажу я место.

 

Поэтов я люблю. Но я строга.

К Источнику Кастальскому не каждый

допущен. Мне вода не дорога,

за Тайну Бытия и Неба стражду.

 

Ты выстрадать ее, Поэт, должна –

забвеньем, нищетой и униженьем.

Пройдя сквозь эти тернии одна,

жизнь превратить в одно стихотворенье.

 

Прекрасный Феб, веди ее туда,

где звонко Вдохновение струится –

Поэзии чистейшая вода,

ее желанная, искомая Крыница.

 

Феб-Аполлон:

Я поведу тебя туда, Поэт,

где даже воздух рифмами искрится,

где только свет, где всюду только свет,

и только лики, не земные лица.

 

Но я поговорить с тобой хочу –

и о твоей, земной покуда доли,

о том, что мне, как богу по плечу,

и о моей, пока небесной боли.

 

Ведь я – золотокудрый Аполлон –

счастливый сын страдалицы Латоны,

все испытал – и зло со всех сторон,

и месть богов, любовные препоны.

 

Смеялся я над чувствами богов.

И часто где-нибудь в тиши морского грота

я наблюдал любовников без слов.

Но был и сам сражен стрелой Эрота.

 

О, днем терзался я, и ночью я не спал.

Любимая мне в чувствах отказала.

Она пустилась прочь, и там, у скал,

она навечно тонким лавром стала.

 

С тех пор на победителях венок

из листьев горьких и вечнозеленых.

А что еще, скажи, я сделать мог

для всех небесных и земных влюбленных?

 

С тех пор я часто о любви пою.

И что-то вдруг в природе происходит.

На эту золотую песнь мою

в долину к водопою звери сходят.

 

И все с любовью слушают меня.

И львы свирепые становятся ручными,

и серны не боятся света дня, –

не знаю я, что происходит с ними.

 

Моя кифара – нет ее ценней.

Ты видишь, золотом ее сияют струны,

их сделал я из солнечных лучей.

Она поведала божественные руны.

 

Весну и лето в Дельфах провожу,

потом лечу на север – за Бореем.

Там древняя страна. Я ей служу.

Ты слышала страну Гипербореев?

 

Поэт:

Как объяснить тебе, прекрасный Аполлон!

Ты – опытный и ты столь многомудрый!

Да я сама из северных сторон,

из тех сторон, мой Феб золотокудрый!

 

Феб-Аполлон:

Там земли плодородные, и там

живет народ, злосчастия не зная.

Там золотой песок по берегам

великих рек. И та земля – святая.

 

Поэт:

Ах, Аполлон, давно ты там бывал?

Я и сама о том почти забыла.

И как ни хорошо, что ты сказал,

но Аполлон, все это – было, было!

 

Феб-Аполлон:

И там тепло, там Вечная Весна!

Летают пчелы, бабочки и осы!

Ах, как Гиперборея та красна!

И жители страны зовутся россы.

 

Поэт:

Нет той земли, где Вечная Весна,

и нет такой страны – Гиперборея!

Теперь легенда это. И она

твой вымысел, волшебная затея.

 

Феб-Аполлон:

Ах, мой Поэт, ты в сути не права.

Ваш опыт горек и печально труден.

Взметнется снова ввысь ее глава.

Поверь, Поэт, все это будет, будет!

 

Поэт:

Слова твои – воистину – бальзам!

Что нам осталось от страны великой?

Прибрали ее недруги к рукам.

И уничтожили ее святые лики.

 

И растоптали храмы и богов.

Страна людей и лебедей в опале.

Узнали мы, как гнев Творца суров.

Ах, Аполлон, ужели мы пропали?

 

Феб-Аполлон:

Не торопись ты с выводом таким.

История всегда идет кругами.

Давай-ка мы с тобой поговорим

о будущем. Оно не за горами.

 

Гиперборея будет вновь сильна.

Земных путей вы одолели много.

Россия – лебединая страна,

и вам нужна небесная дорога.

 

И знай, Поэт, когда родился я –

ко мне на волны птицы опустились,

то были лебеди, прекрасная семья.

Они пропели славу мне и скрылись.

 

И вот с тех пор люблю я лебедей.

Ты видишь с лебедями колесницу?

Так полетим же вместе поскорей,

где тайна тайн – великая Крыница.

 

Поэт:

О, вихрь желанный! Мы опять летим

по чистому, как мысли, поднебесью.

Вихрь вдохновенья, ты неукротим

и вечен, как божественная песня!

 

И вот земля. Вот камни. Вот песок.

И чистая вода – Источник Чуда!

Я делаю глоток. Еще глоток!

О, что со  мной! Я рифмы вижу всюду!

 

Прекрасен мир Поэзии и юн!

И сколько в нем разлито вдохновенья!

Все это отзвуки тех величавых струн,

небесных струн. Я слышала их пенье!

 

Феб-Аполлон:

Запомни все, Поэт, и запиши,

и передай стихами наши ритмы.

И главное – побольше в них души.

Стихи, по сути –  то же, что молитвы.

 

Запомни все. И тяжкого труда

не избегай. Согнуть не бойся спину.

Запомни эти ритмы навсегда.

А мы поможем – я и Мнемозина.

 

Поэт:

Такое счастье мне ли по плечу?

И не сломаюсь я под звездной ношей?

Но я запомню все – как я лечу,

как Млечный Путь за мной летит порошей.

 

И Муз великолепный хоровод,

и Феба-Аполлона назиданье.

И этот свод, роскошный этот свод,

и крохотный глоток Небесной Тайны.

 

 

 

Эпилог после пробуждения

Поэт:

Был трудным день минувший. Я устала,

но я люблю свой дом, свой тихий кров.

Сегодня потрудилась я немало,

цветы на даче нынче я сажала.

Скорее лечь. Скорее в сон – без снов.

 

Но что за странный мне приснился сон?

Парнас. Эвтерпа. Клио. Каллиопа.

Источник Вдохновенья. Геликон.

И почему меня волнует он?

Неясное, мифическое что-то.

 

И девять Муз – любая дорога,

хоть я не представляла их доныне

и даже не мечтала никогда.

Как странно – не болит моя нога,

и нет моей усталости в помине.

 

Я будто пребывала среди грез.

Но что за сон на заданную тему?

Быть может, это дождь с собой принес

мне это вдохновенье, вот вопрос, –

и я сквозь сон услышала поэму?

 

Смешалось все – реальность и мечты.

И надобно на этом ставить точку.

Ах, как там мои бедные цветы,

источник вдохновенной красоты, –

промокнут все – до нитки, до листочка.

 

 

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике драматические произведения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

