Ирина Анастасиади. Татьянин день

11-ib2272

С древности люди старались больше узнать о своём святом, чтобы, подражая ему, сами могли бы  приблизиться к идеалу. Сегодня, в день святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женщинах, носивших его.

Интересно, что имя Татиана, Татьяна, несмотря на римское происхождение, считается традиционно русским. Оно распространено во многих славянских странах, тогда как в англоязычном мире встречается крайне редко.

Главная заслуга в популяризации этого имени несомненно принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему «Татьяны милый идеал» в романе «Евгений Онегин». Известно, что до появления этого литературного произведения, имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским. Но вскоре ситуация изменилась. И имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.

Все согласятся, что в своём романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но на века вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Но если для светского мировоззрения актуальна инициативность Татьяны Лариной, а в особенности её смелое признание в любви своему избраннику, то православным намного важнее линия её поведения в заключительной части романа. В строго христианском духе выдержан её ответ Онегину, добивающемуся любви уже не девушки, но замужней дамы и княгини: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Раз избрав свой путь, Татьяна не отступает от него, храня верность всему, что представляется ей важным. Эта черта характера всех Татьян, вероятно, является самой ценной христианской добродетелью. Листая страницы прессы, мы удивимся, как много певиц, актрис и спортсменок в Отечестве нашем носит именно это имя. Но пора обратиться к церковной истории, к тем именам, которые священны для каждого христианина.

Первой по старшинству должно вспомнить святую Татиану Римскую. Отрадно наблюдать, как возвращается это имя в нашу повседневную жизнь. Открыты двери Свято-Татианинского храма при МГУ, и все студенты знают, что День студента – это Татьянин день, потому что именно 12 января  (по новому стилю 25) 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета. Радостно узнавать, что в наши дни при университетах в самых разных городах России открываются свои храмы, и все они называются во имя святой мученицы Татианы Римской.

Татьянин день —  сила веры и воли

Житие святой Татианы исполнено различных чудес, удивляющих и устрашающих, однако, оставляя их в стороне, обратимся к двум главным моментам её жизни: к её мученическому свидетельству о вере во Христа и к её земному подвигу.

Родившись в знатной римской семье тайных христиан, Татиана с детства выбрала тот путь, по которому последовательно шла всю дальнейшую жизнь. Навсегда отказавшись от замужества, она  отдала все силы служению Богу, будучи диаконисой в одном из римских храмов,  постилась, молилась, ухаживала за больным, помогала нуждающимся.

Диакониса Татиана была схвачена как раз за служение единому Богу и, после долгих мучений, умерщвлена во время правления римского  императора Александра Севира (222–235 годы).

Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую, Но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна, дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.

2-52467376_tat141140

Вторая по старшинству, она обладала сильной волей и твёрдостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей. Знавшие ее люди отмечали в ней «исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга». Вспоминая о ней, баронесса С.К. Буксгевден писала: «В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у неё и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать всё то, о чём её просили».

Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся. Так она выступила инициатором создания в России «Комитета Её Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий», который ставил перед собой цель оказания помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств.

Во время Первой мировой войны, сдав  экзамены на сестру милосердия старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургический сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои именины, ездила в лазарет.

Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству.

На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах. Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан.

Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря; преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября; мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября, мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря; мученицы (Татьяны Кушнир) в Соборе новомучеников; преподобномученицы (Татьяны Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря и преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября / 11 октября.

Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения. Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших её подвиг спустя столетия здесь, на русской земле.

3 000478

Преподобномученица Татиана (Грибкова), (1879-1937), чья память празднуется в соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино. В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив её в том, что она не только «занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла», но и принимает много народу, в том числе «монашескую публику», «имеет хорошие знакомства с высшим духовенством», и, уж совсем фантастическое обвинение,  «у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю». Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу именно за «антисоветскую агитацию». Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года.

Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о её характере и прожитой ею жизни. Она много лет провела в монастыре.  Горячо переживала за всё, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя.

4 17625.sl_body.sm_Tatiana_GiblizB

О мученице Татиане (Гримблит) нам известно гораздо больше. Она родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, образование получила в Томской гимназии. После кончины отца, едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи».

Уже в этот момент будущая мученица проявила себя как подлинная Татиана, с самого начала жизни полагающая свой жизненный путь как подвиг помощи другим. Она осознанно выбрала самоотречение, посвятив себя исполнению заповедей Господних.

В тяжёлые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило тратить на продукты и вещи почти все зарабатываемые средства и передавать их тем заключнным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился. Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.

За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Её быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность всё больше и больше раздражала карателей и они стали собирать сведения для её окончательного ареста.

Постанов, что она «имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства», ее выслали в Туркестан, но вскоре вновь освободили. Татьяна Николаевна выехала в Москву и поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала
Когда  Татьяна Николаевна вновь попала в ссылку, она прямо в лагере изучила медицину и стала работать фельдшером. После скорого освобождения она поселилась во Владимирской области, работала в больнице, продолжала помогать заключенным и вести с ними активную переписку. Эти письма иногда были единственным утешением ее корреспондентов, которые не знали, как и благодарить Татиану Николаевну за поддержку.оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично. «В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно»,  – пишет о ней игумен Дамаскин (Орловский).

В сентябре 1937 года сотрудники НКВД оборвали эту переписку на полуслове. Исповеданием мученицы Татианы и главными словами, в которых сосредоточилась вся её жизни стал её ответ на допросе: «Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то», я отвечала: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них».

Несмотря ни на что, Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Татиана Прокопьевна Егорова, мученица Татиана Касимовская, родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Татиана Прокопьевна не обучалась грамоте, до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. В 1932 году хозяйство Егоровых конфисковали, а их самих исключили из колхоза. Мужу с двумя сыновьями пришлось уехать на заработки в Москву. Больше домой они не появлялись.

Татьяну Прокопьевну арестовали как «активную церковницу» в ноябре 1937 года. Как и во всех предыдущих случаях, следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной контрреволюционеркой, не приводя никаких доказательств. 58-летняя крестьянка отвергла все обвинения, отказалась от подписи под протоколом, и произнесла удивительные слова: «Иисус терпел и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова». «Тройка» УНКВД по Рязанской области приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу.

Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована и приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.

Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры. В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была послушницей, закрыли, она вернулась к родителям.

В 1931 году Советская власть начала преследовать монахов и монахинь, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе. Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и зарабатывая на жизнь рукоделием. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево. Хор при храме  состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.

В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере. Освободившись,  Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать. Отец Владимир был расстрелян, послушница Татиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Там и закончилась её земная жизнь.

Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжёлых условиях голода и разрухи, встречали ложь, клевету и угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, и иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.

Святые Татианы, молите Бога о нас!

Источник: http://www.pravmir.ru/tatyanin-den-25-yanvarya-sila-very-i-voli/#ixzz3PlemFsHl

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Ирина Анастасиади. Татьянин день»

  1. Елена Данчекно:

    Тяжелый рассказ. Власть во все времена была страшной, не только во времена первых христиан. История цесаревича и великих княжон- страшная. Убили-то детей…лучше бы они уехали. Потому-то и власть, убившая их, и святых русских людей — рухнула, как нежизнеспособная.

    Нравится

  2. Ника:

    Очень основательно и познавательно об этом Дне. И, как всегда, материал прекрасно дополняют умело и с любовью подобранные иллюстрации.

    Нравится

  3. Владислав:

    Дорогая Ирина! Вы очень талантливый и замечательный человек.
    За то, что Вы делаете Вам уже сейчас, при жизни, нужно поставить памятник.
    Я благодарен Богу за то, что Вы просто есть. Уверен, так думают многие молодые начинающие авторы, которым Вы даёте дорогу в жизнь.

    Владислав Кураш

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s