Ирина Анастасиади. Крещение

Джакопо Тинторетто. Крещение Христа                           Джакопо Тинторетто. Крещение Христа

Крещение (или Богоявление) – ежегодный христианский праздник в память о Крещении Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Отмечается этот праздник 6 января и представляет собой третий и последний праздник из череды двенадцати рождественских праздников. Название его связано с явлением Троицы и связано с евангельскими явлениями.  День Крещения связан также с Праздником огней. Огонь, как я вам уже напоминала, являлся олицетворением причастности к Знаниям. Φωτισμένος – по-гречески – означает «причастный к Знанию» и когда-то в Греции это слово применялось к людям посвящённых. Его и сейчас употребляют в Европе словом переводом-калькой и это слово хорошо знакомо вам. Это слово «Иллюминати».

В то время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, на берегах реки Иордан проповедовал Иоанн Предтеча. Иоанн жил в пустыне, проповедовал аскетизм  и даже крестил людей, за что и был прозван Крестителем. Однажды, когда Иоанн крестил так называемых «раскаявшихся» людей на Иордане к Крестителю подошёл Иисус Христос, дабы получить крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, удивился и обратился к Иисусу cо словами: «это мне надобно креститься от Тебя, меж тем, Ты пришёл ко мне?» (Мф.3,14).

Впрочем, он не сумел переубедить этими словами молодого Иисуса. Тот решил креститься во что бы то ни стало. И вот что любопытно: в момент крещения «отверзлось небо, и Дух Святой снизошёл на Иисуса в виде голубя, и тут же раздался глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; и Тебе Моё благоволение!»  (Лк. 3:21-22).

И это было отнюдь не единичное явления Святой Единосущной и неделимой Троицы на Земле. Поэтому этот момент и был назван Богоявлением. Климент Александрийский (греч. Κλήμης ὁ Ἀλεξανδρεύς, лат. Clemens Alexandrinus, Titus Flavius Clemens (Тит Флавий Климент),  основоположник и  глава Александрийской богословской школы, упоминает между прочим, как некие еретики так называемые Βασιλείδηγνωστικοί праздновали этот праздник в начале второго века, как Крещение Иисуса по словам одних6 января, по словам же других 10 января.

Меж тем уже в третьем веке Крещение уже праздновался всей христианской Церковью.

А вот Иоанн Златоуст описывает как праздновали Крещение Иисуса в древние времена в Великой Антиохии, и откуда гностики Василидиани Βασιλείδηγνωστικοί и переняли этот праздник. А вот Апостольскими распоряжениями этот день, Праздник Богоявления, стал показателем божественности Христа.

В конце третьего века добавился ещё один смысл в праздновании Крещения — он отмечается  и как день появление Господа во плоти. Считается, что именно с того времени, осуществляется празднуется и Рождество Христово.

В четвёртом веке праздник Крещения празднуется с большой пышностью и Восточной Церковью, как праздник причащению человечества к Знанию через Святое Крещение. Отсюда эти праздники и получили название Τα Φώτα, то есть «причастность к Свету Знания». Вообще, самое страшное, что вместе с неправильным переводом, на другие языки, многие вещи в мире абсолютно потеряли свой изначальный смысл. И праздник Крещения, естественно не был простым окунанием в воду. Ну да похоже, что это сегодня мало кого беспокоит.

 

Основные обряды Крещения в Греции:

  • Μέγας Αγιασμός — Великое освящение (Религиозная церемония, которая происходит в церкви).
  • Погружение Святого Креста (Религиозная церемония после Великого освящения. Священник бросает в море, озеро или реку Τιμίο Σταυρό Святой Крест, после чего молодые люди бросаются в воду, чтобы найти крест. Нашедший крест и возвративший его священнику одаривается благословением. А в наши дни героев дня показывают так же и по телевидению.
  • Официальное погружение Святого Креста: Это религиозный (епископальный) праздник. Погружение креста, в присутствии государственных чиновников и представителей церковных властей. С 1900 года в столице Греции официальным местом этого празднования погружения Святого Креста определён был порт Пирея прямо напротив фасада церкви Святого Спиридона. Похожие церемонии проводятся во всех префектурах страны.
Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике эссе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Ирина Анастасиади. Крещение»

  1. Владимир:

    Благодарю за очерк и за иллюстрацию, Ирина! Много нового узнал для себя.

    Нравится

  2. Лидия:

    Вы нам так интересно рассказываете обо всех религиозных праздниках, Ирина. Без излишних восторгов, без экзальтации. Честно. Скупо. Но со знанием дела.

    Нравится

  3. Cергей:

    Дорогая Ирина! С праздником вас! Прочёл. И как всегда могу сказать: очень интересно. Вы так умело проводите параллели от древнего к новому от забытого — к плохо сохранённому. Мы даже уже научились читать ваши мысли среди строчек. Ваши тексты — это информация к размышлению. И информация нужная для всех, кто хочет зваться думающим человеком.

    Нравится

  4. С праздником, привет и поздравления мужу.

    Нравится

  5. Владимир:

    Вы доносите до нас огонь Знания, дорогая Ирина! С праздником!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s