Ника Черкашина. Переполох в Дурлыгах


Конечно, если б это событие описывали в центральных газетах или в Интернете, то не преминули бы придумать заголовок «НЛО среди бела дня похитил деда Яшку» или что-нибудь зазывающее в этом роде…Но мы так высоко пока не летаем и потому начинаем просто: случилось это в соседнем селе с диковинным названием «Дурлыги».

 Знаю по себе, что никто не любит длинных отступлений от главной темы, но тут читателям придется набраться терпения и вникнуть в суть различий между жителями двух сел — Заветного и Дурлыг. Друг от друга они разделены только речкою, а их разительное отличие тянется с незапамятных времен.

Все заветнинцы уверяют, что знают свою родословную, начиная, как минимум, с девятого века нашей эры, со времен крещения Руси. Якобы все они — потомки киевских и новгородских князей… Может оно и так, кто проверять-то будет?.. Хотя из официальной истории села Заветного известно, что первые поселенцы тут появились после разгрома Екатериной Запорожской Сечи в 1775 году. Оставшиеся не у дел казацкие старшины, сотники, писари, облюбовали эти места на правом берегу речки Леты – притока Орели. Они де — потомки князей, владевших этими землями еще до татаро-монгольского ига… Казацкими женами были в большинстве своем родовитые польские панночки или дочери дворян… Потому как в этих безлюдных местах поселялись и дворяне, сосланные царями за разные провинности. Те тоже имели свои родословные. Они, понятное дело, общались между собой, роднились и разветвляли свои генеалогические древа и вглубь и вширь.

Но самое интересное и поразительное то, что Заветное в отличие от Дурлыг даже во времена крепостничества никогда не было в крепостничестве. А при советской власти его минули  коллективизация, раскулачивание и даже репрессии. И возможно потому тут не было холопских нравов и холопских порядков. Порядки и нравы в Заветном каким-то чудом сохранились от благородных кровей, да так и  прижились.

Маленьких девочек всегда называли здесь ласково: Любонька, Катенька, Оленька, Олюшка. А подрасти они на вершок от полу — тут же величали по имени-отчеству: Глафира свет Кирилловна или там Анастасия свет Саватеевна. Их никогда не наказывали, разве что лишали сладкого или новых лент к празднику. Мальчиков до пяти лет также не наказывали ни ремнем, ни лозиной, и величали звательно-ласкательно: Коленька, Егорушка, Василек, Юрочек… С шести лет их приучали к делу и посильной учебе. Который обнаруживал какой-либо талант и показывал себя прилежным в деле, к тому хоть ему всего-то от роду шесть лет, обращались по имени-отчеству.

И уличные клички тут были душевные: Цветолюб, Красавчик, Болезный, Стоумный, Соколик, Ласточка… Присваивались прозвища и фамилии им также и по их занятиям: Коваль, Бондарь, Писарчук, Кравец, Коноводец…

Заветнинцы с незапамятных времен разводили породистых лошадей и поставляли их царскому двору. Наши цари во все времена дарили этих коней королям и царям всей Европы. Может, этими лошадьми заветнинцы и покупали себе благорасположение и независимость во все времена не только при царизме, но и при социализме.

 В Дурлыгах же поселился, бог весть когда, разношерстный люд, сбегавший со всех мест, где каждый как-либо нашкодил. Его-то, этот неприкаянный люд, вместе с этой землей на левом берегу Леты царица Екатерина подарила дурковатому пану по фамилии Дурлыга. Так обычно называют в наших краях большую и корявую со всех сторон палку. А может из-за этого пана так стали прозывать и все ветки, которые природа искорежила.

…Селиверст Дурлыга был огромадного росту, кривобокий, с длинными руками ниже колен, лют и зело свиреп нравом. Порол всякого, кто ему из крепостных попадался на пути и не угодил взглядом или поклоном, а дворовых своих — за любую провинность, а то и без всякой вины, а от скуки или по настроению, мог запороть до смерти или затравить псами. Окликал он своих холопов не иначе, как Варька, Яшка, Сенька, Петруха.

Клички уличные тоже не отличались у него особой выдумкой: Косоротый, Безглазый, Серун, Чахоточный, Дурноляп… Словом от пана Дурлыги – и прозвища дурлыговские… Спросите, к чему все это я вам  докладываю? А к тому, что до сих пор в Дурлыгах так ведется!..

Дурлыговцы во все времена, даже после отмены крепостного права и всех революций жили как-то не по-людски. Они то создавали свой колхоз, отобрав у кулаков все их добро, а их самих запроторив в Сибирь, то растаскивали колхозное хозяйство и делили на всех — кто что урвет… Земли не обрабатывали, садов не садили. Потому и остались злыднями… Нравы – они, знаете, прилипчивы до седьмого, а то и до семьдесят седьмого колена. И практически неистребимы…

Вот по этой причине наша могучая в прошлом партия их и загоняла легко в любой зигзаг своих исторических уклонов. И они, уже никому не веря, все же оставались по темноте своей легковесно доверчивыми. Например, до сих пор они еще верили всем на свете газетам — даже тем макулатурным, где Хрущев обещал им коммунизм.

 Мировой прогресс их умов мало коснулся. Правда, последнее время и у них появились телевизоры, и некоторые из них стали тайно верить в НЛО. Но нравы и устройство их быта больших изменений не претерпели. Потому отчество  пропавшего деда Яшки никто не знал, оно значилось только в паспорте. Для старых  же и малых односельчан он был просто Яшка Дурноляп.

И вот этот дед Яшка Дурноляп однажды поутру повез за село на самодельной тачке дворовой мусор. Бабка его Мокрина, по уличной кличке Шелудивая, сварганила завтрак и поджидала деда. Однако тот не явился ни к завтраку, ни к обеду, ни на ночь. Бабка подняла шум. Вся улица, неизвестно почему названная Бессарабской, видела, как дед чимчиковал за село, а как возвращался оттуда – никто видеть не видел.

 Пошли с фонарями и факелами на то место, куда всем селом вывозили мусор. Тачка, как ни в чем ни бывало, стояла себе порожняя. Рядом с ней – следы никому не известной обувки и зола от недавнего костра, а деда не было.

Обыскали все близлежащие урвища, балки, облазили все прибрежные камыши, распугав зеленых лупоглазых лягушек. Следы были, а дедки — нет, как и не было. Кто-то вспомнил вдруг, что вскоре после того, как дед удалился за село по мусорному делу, якобы в полнеба что-то несколько раз блымнуло. Пошли разные слухи и выдумки.

Бабка Мокрина после бессонной ночи и с утра пораньше – в милицию! Пропал, мол, супружник. Помогните, ради Христа, отыскать! Милиция смеется: «А может дед подался в примы к другой бабке, а потому надо выждать три дня. Не явится в означенный законом срок – тогда и будем на законном основании распочинать поиск».

Три этих дня осиротевшая Мокрина не находила себе места. Каждый божий день у нее на подворье собирались бабы и мужики со всей улицы. И каждый, угощаясь ее знатным самогоном, высказывал свои версии такой непонятной пропажи живого человека… Вспоминали всемирные исчезновения людей от Аляски до Африки. Одни клятвенно божились, что видели не раз по телевизору, как людей воруют подземные жильцы, чтобы продлить под землею в преисподней свой бескровный род.

— Это все проделки вампиров и пана Дурлыги, — уверяли другие.- Они никак и на том свете не успокоятся и выпивают кровь всякого, кто попадется… По одному и ходить уже опасливо!..

Третьи, насмотревшись разных научных передач по тому же телевизору, высказывались коротко и почти научно конкретно:

— Яшка самовозгорелся и сгорел вместе с мусором.

Пятые призывали не надеяться на милицию и вызвать экстрасенсов. Только они и разберутся, что тут за оказия такая случилась…

Исчерпав доступный их уму запас версий, пришли, наконец, к единому мнению. Раз все видели, что за селом что-то в полнеба сверкануло, значит, прилетал НЛО и украл деда Яшку для своих экспериментов по скрещиванию людей с породой недоразвитых инопланетян.

— А то и ждите, — сказал самый ученый в Дурлыгах землемер Ванька Коняга по кличке Бычий хвост, недавно приехавший в родные края с образованием.

Он от чистого сердца  делился последними открытиями науки:

— НЛО там запросто может размножить Яшку и приземлить нам через год целый выводок Дурноляпов.

— А что их приземлять, — возразили ему, — у нас и так полсела Дурноляпов. Так вроде и не шибко заметно, а как на кладбище пойдешь — лежат Дурноляп на Дурноляпе и Дурноляпом погоняет.

— Так вот взамен помёрлых и размножат. Или, пуще того, всех их воскресят. НЛО все может!..

— Вот будет комедь, коли и взаправду воскресят! – оживились мужики, задремавшие было от целительного воздействия самогона.

Стали вспоминать, какой из Дурноляпов — на случай их воскрешения — придется деду Яшке отцом, дедом, двоюродным братом или племянником.

…Местная милиция доложила про исчезновение без следа гражданина Яшки Дурноляпа вышестоящей своей инстанции. А при милициях всегда вертятся ради какой-либо сенсации всякие писаки. Проведали они и про этот факт и повалили в Дурлыги косяками, как вернувшиеся по весне из чужих краев на кормовое место изголодавшиеся в пути гуси… Снимали приезжие на камеру бабку Мокрину в разных положениях при ее хозяйстве и при тачке, оставленной исчезнувшим супружником.

Провели они также опрос среди жителей, но снимали для кино и выслушивали только очевидцев.  Как и в любом деле, сразу же нашлись те, кто самолично видел, как НЛО, блымая всеми своими огнями, приземлился на мусорной свалке и нагло похищал деда. Один даже клялся: «Чтоб мне век после этого рта не открыть!», что запомнил даже последние Яшкины слова: «Передайте Мокрине — отбываю в лучшую инопланетную жисть. Как обживусь там, заберу и ее. Пусть сварит три ведра самогону, а то без него и там — дулю что получишь!»

Вскорости вышли газеты с портретом деда Яшки, взятого из его паспорта, где он, словно предугадывая свое похищение,  испуганно таращил глаза от будущих переживаний. «Похож – не похож» — азартно спорили односельчане, разглядывая газету.

— Вы, люди добрые, в свои паспорта загляните! Кто себя узнает, тому ставлю ведро самогону! – пообещал подвыпивший участковый Кузьма Загубигорилко, знавший не по слухам мастерство местного фотографа.

— А ты что, тоже его варишь, втихую? – спросили его. – Али вам разрешили гнать для собственных острых потребностей и хозяйственных нужд? Али отберешь у кого-либо, и чужое поставишь?

— Там видно будет. Как придется! – не стал лукавить участковый.

Повалили в Дурлыги после выхода газет и разные ученые. Мерили радиацию на свалке. Приборы у них то зашкаливали, то вообще из-за неисправности не работали. В конце концов объявили, что радиация в десять раз превышает все допустимые нормы. А, значит, точно какой-нибудь НЛО прилетал!.. Иначе, с какой бы такой оказии на этой мусорке так бы взыграла аномалия?

Поп по уличной кличке, простите, Федька Голожопый склонил бабку Мокрину вдобавок к ведру муки, двум десяткам яиц и двум жирным уткам заказать по деду Яшке службу почти на всю ее пенсию. День — за здравие, и день — за упокой. Господь, мол, там разберется, где он обитает. Службу завсегда он правил из-за слабости желудка без штанов, в одной рясе, чтобы, вдруг что, культурно успеть в отхожее место…

Словом, переполох случился в Дурлыгах, какого тут, отродясь, не бывало даже при пане Дурлыге. И все смешалось, как у классика Толстого в доме Облонских.

И вот однажды, примерно через неделю, застрекотал в небе вертолет. И приземлился с большими шумами на лужок в конце улицы, разметав в разные стороны пасшихся там гусей и вездесущих кур. Из вертолета, как ни в чем ни бывало, в почти новой иностранной экипировке вышел дед Яшка. Все дурлыговцы, сбежавшиеся на это явление, остолбенели и онемели. Дед же, в сопровождении двух прилично и строго одетых незнакомцев, пошатываясь, как матрос дальнего плавания, прошествовал мимо своего дома и даже мимо выскочившей бабки Мокрины прямо в сельский совет. Только кивнул ей и что-то показал на пальцах.

Все дурлыговцы, придя в себя, ринулись следом. Оседлав друг друга по взаимному согласию, они преодолели высоту свай, на которых стоял сельсовет, и припали к окнам. Слышно ничего не было, но кое-какой зрительный обзор был. Председатель по кличке Тягнирядно встал из-за стола и пожал всем, включая деда Яшку, руки и, видно, пригласил всех сесть на длинную деревянную лавку, покрытую кострубатым рядном местного изготовления.

Бабка Мокрина с ведром самогонки, растолкав на крыльце всех жаждущих истины, беспрепятственно вошла к председателю. Ведро председатель оставил, а бабку через несколько минут выпроводил – велел идти домой и готовить для гостей стол. Часть собравшихся и интересующихся новостями побежала за ней, а большая часть осталась под окнами и на крыльце сельсовета.

Через час гости во главе с председателем и дедом Яшкой, не спеша, направились к его дому. Все дождавшиеся их выхода аборигены, опережая гостей, тоже подались в данном направлении. За длинным деревянным столом, прикрытым газетами от мух и от вороватых воробьев, уже сидели самые шустрые дурлыговцы, заняв лучшие места.

Председатель Прошка Тягнирядно, согнав с насиженных мест нескольких односельчан, усадил гостей и поднял граненый стакан с самогоном, желая сказать тост. Говорить он любил в основном на похоронах, но и тут не ударил лицом в грязь. Стал рассказывать о бедственно кризисном положении, как мировой, так и родной экономики. Но, так и не перейдя к необходимости внедрения в нее иностранных капиталов, как хотел было, стал хвалил деда Яшку за то, что тот не упустил выпавший раз в жизни шанс помочь с этим делом родным Дурлыгам. Потом благодарил гостей за их желание открыть в Дурлыгах свою контору.

 Гости и самые нетерпеливые коренные жители, не дожидаясь окончания речи, успели опрокинуть по нескольку стаканов. Наконец, председатель, так и не прояснив односельчанам подвиг деда Яшки, велел выпить за него, за мир во всем мире, за международную дружбу и за местных лягушек. Все не без удовольствия выпили, хотя никто ничего так и не понял…

— А Яшка наш с лягушками тут при чем? – спросили самые трезвые.

Дали слово деду, и тот рассказал, как он, высыпая мусор, увидел в воде у берега двух людей, одетых в какие-то черные костюмы, прилипшие к телу. Из любопытства он подошел к ним и от всей души поприветствовал.

— Здравствуйте, — сказал он им, — инопланетные жители далеких миров, неизвестных нашей науке и нам грешным!..

Те кивнули ему в ответ. Сообразив, что контакт установлен, Яшка стал задавать им законные вопросы:

— С чем пожаловали к нам? Неужели ваш инопланетный корабель утоп, и вы тут, доставая его, не по сезону купаетесь? И чем подсобить вам в ваших трудах?

— Ты кто, дед? – спросили инопланетяне.

— Местный житель и даже член поселкового сельского совета.

— Власть, значит?

— Можно и так сказать, — без ложной скромности согласился дед.

— Тогда  у нас с тобой будет серьезный разговор. Полетишь с нами?

Словом, деду, как местной власти, инопланетяне предложили лететь в Киев, сдать там ученым нескольких пойманных лягушек на анализ и познакомиться с проектом очистки их местности, а потом склонить свое начальство продать или сдать в аренду этот кусок негодной земли французам. Пока деду Яшке пришельцы рисовали перспективы всемерного обогащения Дурлыг, за ними прилетел вертолет, и дед, не колеблясь, полетел за казенный счет в столицу. Да и кто б отказался мир повидать, раз пообещали доставить обратно в целости и сохранности?..

…Гости, попировав у деда Яшки, улетели на следующий день к вечеру. Протрезвев, председатель объяснил, что, французские ученые, изучая карту радиационных загрязнений после Чернобыльской аварии, обнаружили отрадную картину: самым чистым местом на всей планете оказалась их речка Лета. И тут, если убрать с ее берега мусорную свалку, можно открыть законный и прибыльный бизнес – выращивать съедобных лягушек и отправлять во Францию. Там все до единого француза считают их деликатесом. А водятся эти съедобные лягушки подобно форели только в чистейших водах.

— Наконец и мы выйдем в люди! — радовались дурлыговцы —  Наконец – то и мы не будем пасти задних и надуем заветнинцев на все четыре кулака!..

В Заветном же соболезновали:

— Ума нет – считай: калеки! Вам эти лягушатники так загадят берег, что похлеще свалки будет.

— Зато у нас за дармовых лягушек валюты будет на каждую душу столько, сколько вам и за ваших хваленых коней не снилось! – отвечали дурлыговские умники.

Может и действительно пришел бы в Дурлыги через лягушек долгожданный мировой прогресс. Но радужным надеждам не суждено было сбыться. Случились новые Выборы, пришли к власти новые люди. Иностранцы же, чтоб не рисковать своими капиталами, решили выждать — посмотреть, сколько будет новая власть воровать. А, значит, по этой причине — пока и погодить обогащать дурлыговцев… Там умели считать и не захотели, чтобы дармовые лягушки сильно дорого им достались…

 Вот заветнинские лошади – другое дело! Беспроигрышное и проверенное дело. На них можно в любой бизнес въехать…

…Так ничем и не закончился переполох в Дурлыгах. Различие между этими селами, разделенными только небольшой речкой и пропастью судьбы, так и осталось!.. До каких-то будущих необозримых времен, пока жизнь не породнит их друг с другом. Но случится это, судя по всему, не раньше, чем все человечество станет одной нацией.

иллюстрация: Арент де Гелдер. Вознесение Христа

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике эссе с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 отзыва на “Ника Черкашина. Переполох в Дурлыгах

  1. Дмитрий:

    Людмила, Вы, как всегда, на высоте. Эссе прекрасное и вызывает мягкую улыбку. Интригует название рассказа.То, что происходит в повествовании – это единственно возможный вариант жизни здесь и сейчас. Хотя мы с этим не всегда согласны, потому что думаем, что слишком много знаем.
    Получается все наши потуги что-то поменять — ерунда. Всё строится, как построили давным-давно. Но значит ли это, что это есть иллюзия перемен?

  2. Светлана:

    Потрясающе!!! Ум, читая, не спорит с судьбой, не сетует на несправедливость жизни, а внимательно её изучает. По моим ощущениям, ум не всегда понимает, что изучает и зачем это нужно.

  3. Елизавета:

    Прекрасное эссе, Людмила! Вы показываете нам внешний мир, где более менее понятны мысли, мотивы и желания людей. Иногда даже возникает эмпатия, когда просто чувствуешь то. что вы хотели бы передать нам. Написано с юмором. Очень здорово!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s