Ирина Анастасиади. Рождество Пресвятой Богородицы

art_bogor2_l

21 сентября православные празднуют

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы — праздник великий, сообразно важности события. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством. В день Рождества Пресвятой Богородицы обычно даже самые слабые душой и телом обращаются к Её помощи и покровительству. Ибо разве можно найти лучше покровителя, чем та, которая на небесах ходатайствовала бы о нас к Господу, и готова делать это непрестанно, и чье ходатайство было бы так приятно Богу. Заботливую Покровительницу, Мать, обнимающую всех страждущих, Заступницу даровал Господь Земле в лице назаретской Девы. И теперь она окружена на небесах славою Царицы Небесной. Праздник 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы — начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: рождение Той, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

История же Царицы Небесной началась в горной области на севере от Иерусалима, в горной ложбине Эздрелона стоит по сей день город Назарет. Это небольшой городок, ничем до определённого момента, в истории себя не проявивший отчего евреи даже несколько презрительно отзывались о нём, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Кстати, совсем недавно археологи обнаружили при раскопках дом, который, возможно, соседствовал с домом, где родился и жил Христос. Бедное жилище – одно из 50 домов, когда-то расположенных в Назарете, где Иисус провел свое детство.

назарет

Ценность этой археологической находки в том, что она ясно показывает, каким было это место 2000 лет назад, когда не было ни мусульман, ни христиан; когда в Иерусалиме был еврейский храм, а маленький Назарет, находящийся недалеко от поля битв римлян и евреев, не обращал на себя внимания. По словам археологов, под самой деревней они нашли подземные ходы, в которых жители скрывались от римлян. Но так как Назарет не являлся местностью стратегического значения, в этих ходах не было никакой необходимости. Загадка!
Как утверждает археолог Ярдена Александр, в найденном городе жили современники Иисуса. Возможно, он даже играл там со своими друзьями. Археологи раскопали стену, двор и систему сбора дождевой воды. Нашли сосуды из глины и мела, которыми пользовались галлилейские евреи. Осколки относятся ко времени Иисуса и датируются 100 годом до нашей эры и первым веком. Сейчас археологи очищают новые руины, и скоро дом станет частью международного Христианского центра, который создадут недалеко от места раскопок. Но из-за большой плотности населения и маленького размера места раскопки скорее всего на этом и остановятся. Археологи и современные жители Назарета уверены в том, что Христос играл со сверстниками в этой отдаленной деревушке, недалеко от того места, где архангел Гавриил объявил Марии о том, что у нее родится сын.

В древности Назарет был маленьким провинциальным городишком и, если бы две тысячи лет назад здесь  не жили плотник Йосеф (Иосиф) и его жена Мириам (Мария) c сыном по имени Иешуа (Иисус), то так бы и оставаться этому городку в полной безвестности. И вот, в этом ничем непримечательном городке к Мириам явился ангел Господень по имени Гавриэль (Гавриил) объявивший тогда ещё девице Мириам о том, что ей суждено стать матерью «сына Всевышнего». Событие это в православии именуется Благовещением, и в сегодняшнем Назарете есть несколько храмов,  посвящённых этому событию. Один из них — это греческая православная церковь Благовещения.

Nazaret_Gabrielskirche_BW_11

Интересно, что внутри церкви бьёт родник, некогда находившийся на городской площади. Принято отождествлять этот родник с местом, у которого и произошла встреча Марии и архангела Гавриила. Событие, описанное в «Протоевангелио», написанное святым Иаковом. В детстве Иисус не раз приходил к этому источнику за водой. Когда-то этот родник был главным источником питьевой воды в Назарете. Церковь, как уже упоминалось, была разрушена. Затем, спустя века, восстановлена — и жители Назарета оказались без воды. Поэтому за стенами церкви построили колодец — в форме традиционного восточного источника. Некогда его вода считалась целительной. Сейчас же колодец высох.

Церковь Благовещенья  невелика по размерам. Основана была в 12-м веке крестоносцами, и разрушена мамлюками в середине 13-го века. Заново отстроена уже в 1750 году, по особому разрешению турецкого султана. Нижняя ее часть, крипта, является наиболее древней, там можно различить остатки строения эпохи крестоносцев. Верхний зал, где стоят скамьи для прихожан, украшен яркими настенными росписями в греческой манере. А в соседнем помещении, расположенном во дворе, находится музей, в котором выставлены имеющие особую ценность экспонаты, принадлежащие церкви. Среди них — удивительное перо, найденное в 1923 году английской археологической экспедицией во время раскопок возле родника. Утверждается, что оно не может быть соотнесено ни c одним из известных науке роду пернатых. Споры вокруг происхождения ископаемого пера, возраст которого определяется примерно в две тысячи лет, не утихают со времени этой поразительной находки.

Дорога ведущая от греческой церкви Благовещения вымощена каменными плитами и зовется Путем Паломников. Несколько минут ходьбы, и оказываешься на назаретском базаре, где среди базарных рядов возвышается минарет мечети. Это так называемая Белая мечеть, Джмаа Эль-абид. Мечеть, построенная в 1785 году, открыта для посещений в дневные часы (исключая время молитв). Сегодня в Назарете мусульмане составляют большинство населения. Христиане отступили на последнее место. А евреи в Назарете давно уже не живут. Они обитают по соседству, в основанном в 1956 году городе Нацрат-Илит, Верхнем Назарете.

Христиане не особенно настаивают на том, где именно произошло Благовещение. Хотя на иконах изображают Деву, преклоняющей колени перед Гавриилом в закрытом помещении.  Католики полагают, что архангел Гавриил явился Марии вовсе не возле источника, а прямо у нее дома. Этот дом с первых веков христианства отождествлялся с гротом, рядом с которым уже в 427 году была заложена первая церковь. Она простояла почти 700 лет, до конца 11-го века. Но когда крестоносцы, участники Первого Крестового похода, завоевавшие Святую Землю, добрались до Назарета, то на месте древней церкви они обнаружили развалины. Тогда  также известный как Танкред Тарентский (10721112), князь Галилеи и Тивериадырегент княжества Антиохия, племянник Бодуэна Тарентского, повелел выстроить здесь новый храм.

Грот Благовещения стал частью новой церкви, над ним был устроен небольшой алтарь, главный зал украшали 64 колонны, и его внутреннее убранство, согласно дошедшим до наших дней свидетельствам, отличалось богатством и роскошью. Увы, мамлюкский султан Бейбарс, на дух не переносивший христианство, не пощадил и эту церковь. В 1263 году она была разрушена.   

Tancred_of_Antioch

Только в 1620 году более толерантный режим Оттоманской империи и местный властелин, шейх Фахр-а-Дин разрешили ордену францисканцев вернуться в Назарет. Еще много лет прошло, пока в 1730 году началось восстановление церкви, которая на сей раз стала меньше и скромнее своей предшественницы. В 1877 году был обновлён её фасад. В 1955 году она была в очередной раз разрушена. На этот раз для того, чтобы основать на ее месте современную церковь, открытую и освященную в 1969 году.

На упомянутом выше Пути Паломников, между греческой церковью Благовещения и католической базиликой, находится дом, известный как «Московия». Легко догадаться, что название это происходит от слова «Москва». Начиная с 1860 года, Российская империя стала приобретать на территории Палестины земельные участки, на которых позднее были устроены «подворья», служившие приютами для русских паломников. В Назарете в начале 20-го века Россия построила внушительное по местным масштабам здание, способное вместить до тысячи человек. Владело зданием Императорское Православное Палестинское Общество, основателем и главой которого был великий князь Сергей Александрович. 4(17) февраля 1905 года бомба эсера Ивана Каляева взорвала карету великого князя возле Никольской башни Московского Кремля; Сергей Александрович погиб на месте. Его имя на торжественной церемонии, состоявшейся в 1907 году, было присвоено зданию в Назарете. Но местные жители с самого начала прозвали этот дом Московией, и так его зовут до сих пор. Давно нет русской школы, размещавшейся в этом здании; в 60-е годы 20-го века правительство СССР избавилось от всей принадлежавшей Российской империи недвижимости в Израиле, обменяв ее на поставки апельсинов, но Московия в Назарете осталась напоминанием о той роли, которую играли русские на Святой земле до большевистской революции. В наше время здание Московии занимают почтовое отделение и полиция Назарета.

                                               Moskobia

Назарет — самый большой в Израиле город с арабским населением, оно составляет около 70 тысяч человек. И не только древностями живет Назарет, это современный город, со всеми его атрибутами, с торговыми центрами, с промышленной зоной, с интенсивным транспортным движением, с сильно загрязнённым воздухом.

Вот в этом самом скромном городе городке жила когда-то благочестивая чета – Иоаким  и Анна. Именно их Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова» о котором я говорила вам выше. Согласно существующему преданию, Богородица родилась в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский, о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там она и родилась.

Что известно о родителях Марии? Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из рода священников. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя. Праведный Иоаким был человеком зажиточным. Вся жизнь праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Поэтому естественно, что они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им ребенка, хотя они уже были в года. Однажды, принося свой дар Богу, Иоаким услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя Иоаким удалился в пустыню, где постился и молился. Его жена, Анна, так же скорбела. Пока муж её возносил молитвы в пустыне, она молилась Богу, чтобы Он послал ей дитя.

И вот, во время её молитвы явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария». Услышав этоо Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя всю жизнь!» Ангел Господень явился так же и Иоакиму, сказав: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, которой будет радоваться весь мир. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену». Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары. Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока Анна родила дочь, которую назвала Марией, как и было ей велено.

Ioakim_i_Anna__s_Mladencem_

Детство Пресвятой Богородицы – не просто день рождения Матери Иисуса Христа. Это одно из событий в той цепочке, которая вывела человечество на путь спасения. Как и было задумано Богом. Евангелия от Матфея и Луки начинают свое повествование с событий, которые непосредственно предшествовали Рождеству Христову. Но Церковь бережно донесла до нас предания, которые повествуют и о чудесных обстоятельствах появления на свет самой Девы Марии.

 

      Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и                                                                Приснодевы Марии

 

Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей – Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату. И как палаты земных царей созидаются искуснейшими мастерами из драгоценнейших предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного. В Ветхом Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон1 создал Ему храм (3Цар.,гл. 5-7; 2Пар., гл. 2-4) чрез искуснейшего строителя Хирама2, который был исполнен художества, разума и знания на всякое дело. Создал же Соломон храм из драгоценнейших веществ, из превосходного камня (3Цар.5:17-18), из благовонных деревьев: кедра и кипариса (2Цар.6:9-10), привозимых с Ливана3, и из чистого золота, на возвышеннейшем месте, на горе Мориа4. Храм был тем прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения херувимов, различных деревьев и плодов (3Цар.6:18-35; 7:18-22, 29-42). Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без тесноты всё множество людей израильских, и снизошла на него слава Господня во огне и облаке (3Цар.8:10-11). Однако храм сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога. Соломон создал Ему храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. «Какой дом созиждете Мне, – говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» (Деян.7:49). И вот Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Каким же строителем создан был храм тот? Воистину – премудрейшим, самою Премудростью Божиею, как говорит Писание: «Премудрость построила себе дом» (Притч.9:1), а всё сотворенное Премудростью Божиею прекрасно и совершенно. А поелику Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему – верный свидетель на небе, говорящий к Ней:«Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн.Песн.4:7). И святой Дамаскин пишет: «Вся – чертог Духа, вся – град Божий, море благодатей, вся – добра, вся – ближняя Богу» (Слово 1 на Рождество Пресвятой Богородицы).

Из каких же веществ создалась сия палата? Воистину – из драгоценнейших: ибо произошла, как от драгоценного камня, из царского рода, от Давида, который вложенным в пращу камнем, прообразовавшим камень – Христа, поразил Голиафа5 (1Цар.17:39-51); и, как из благовонных деревьев кедра и кипариса, Дева Богородица родилась из рода архиерейского, приносящего благовонные жертвы Богу. Отец ее святой праведный Иоаким был сыном Варлафира, ведущего свое происхождение от сына Давидова Нафана, а мать ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Ааронова; таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского. О, из сколь драгоценнейших веществ, – разумею пречестнейшее происхождение, – создалась Царю славы одушевленная палата! И как в Соломоновом храме каменные и деревянные здания приобретали особенную ценность от чистого золота, которым были позолочены; так в рождестве Пресвятой Богородицы благородства царского и архиерейского происхождения еще более заслужило почтения от целомудрия святых Ее родителей, которое дороже, «нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Притч.3:15). Ибо Пресвятая Дева родилась от целомудренных родителей, что выше всякого благородства. О сем святой Дамаскин, обращаясь к святым праведным Богоотцам говорит так: «О блаженные супруги, Иоаким и Анна! Воистину по плоду чрева вашего вы явились непорочными, по слову Господню: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16, 20). Вы устроили свою жизнь, как благоугодно Богу и как достойно сие Рожденной от вас. Ибо, живя целомудренно и праведно, вы произрастили сокровище девства, – разумею Деву: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, по рождестве Деву, и всегда Деву, единую приснодевствующую и умом, и душою, и телом. Подобало же, чтобы девство, от целомудрия рожденное, было принесено плотию Самому Единородному Свету. О, двоица чистейших словесных горлиц, Иоаким и Анна! вы, соблюв целомудренно закон природы, божественно сподобились сверхъестественных дарований, и родили миру Деву Божию Матерь. Вы, благочестиво и праведно пожив в человеческом естестве, произвели Дщерь высшую ангелов и ныне владычествующую над ангелами. О, прекраснейшая и сладчайшая Дщерь! О, крин, выросший посреди терния от благороднейшего царского корня! Тобою обогатилось царство священства»6. Сими словами святой Дамаскин ясно показывает, от каковых родителей рождена Божия Матерь, из сколь драгоценнейших веществ устроена палата Царя Небесного.

На каком же месте была устроена сия одушевленная палата? Воистину – на высочайшем, ибо Церковь дает о ней следующее свидетельство: «истинно вышши всех еси Дево чистая»7; но выше – не местом, а добродетелями и высотою Божиих дарований. Местом же, где родилась преблагословенная Дева, был небольшой город в земле Галилейской, называемый Назаретом, зависевший от большого города Капернаума8, и жители его были презираемы, почему и о Христе было сказано: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан.1:46). Но Господь, «Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю»(Пс.112:5-6), благоизволил, чтобы Его Пречистая Матерь была рождена не в Капернауме, в своей гордыне до неба вознесшемся, а в смиренном Назарете, «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15), а презираемое и уничижаемое ими высоко и драгоценно у Него. Самое имя Назарета при сем изображает высоту добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в Своем рождестве Господь чрез Вифлеем, что значит: «дом хлеба»9, тайно прообразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с неба10 для оживотворения и укрепления людей: так и в рождестве Пречистой Своей Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные предметы; ибо наименование «Назарет» означает цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место11: и всё сие ясно предъизображает Пресвятую Деву. Она есть цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, цвет неувядаемый, присноцветущий девством, цвет благоухающий, родящий благоухание Единого Царя, – цвет, приносящий плод – Христа Бога Господа, единственное яблоко благовонное. Она освящена благодатью нашедшего на Нее и осенившего Ее Святого Духа и есть святейшая всех святых, как родившая «всех святых святейшее слово»12. Она исключена из числа грешных земнородных, как чистая и непорочная, и не только Сама чужда греха, но и грешников отводит от беззаконий, как и взывает к ней Церковь: «радуйся, скверных изымающая дел»13. Она увенчана славою и честью: увенчана славою, ибо произросла из царского корня; увенчана честью, потому что произошла из племени архиерейского. Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных родителей; увенчана честью, потому что почтена благовещением и служением архангела.

evangelismos

Увенчана славою, как Матерь Божия; ибо что может быть славнее того, как родит Бога? Увенчана честью, как Приснодева; ибо что может быть почетнее, как пребыть и по рождестве девою? Увенчана славою, «славнейшая серафим», как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честью, «честнейшая херувим»14, как превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества: «слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим.2:10), говорит Апостол. Но найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она сохранила все заповеди Господни, исполняла всю волю Господа, все наставления Его соблюла, все слова Его сокрыла в сердце Своем, оказала ближним все дела милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. Она же есть и некое хранилище; ибо сохраняла сокровище своего девического целомудрия столь тщательно, что даже ангелу не хотела вверить оное, потому что, увидев ангела, Она смутилась от слов его и размышляла, что бы значило сие приветствие (Лк.1:29). Всё сие Назарет прообразовал в Пречистой Деве своим наименованием. И кто не скажет, как высоко воздвиглась та палата Христова по добродетелям и дарованиям Божиим? Она высока, ибо дарована с неба, хотя родилась на земле от земнородных; – с неба, ибо, как говорят некоторые из богопросвещенных мужей, архангел Гавриил, благовестивший Захарии о рождении Иоанновом, благовестил Иоакиму и Анне о зачатии Пресвятой Богородицы и принес с неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! родишь ты Дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Мария». Итак Она, без сомнения, может быть названа градом святым, Иерусалимом новым, сходящим с неба от Бога (Откр.21:2), скиниею Божиею. Высока сия Божия скиния, ибо, родив Царя Христа, она возвысилась паче серафимов. О, высота, неудобовосходимая для человеческих помыслов!

А какова красота той мысленной Христовой палаты, – о сем послушай того же сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина, вещающего о Ней следующее: «Она принесена Богу, Царю всех, одеянная благолепием добродетелей, как бы золотою ризою, украшенная благодатью Духа Святого, и слава Ее внутри Нее: ибо как для всякой жены слава ее – муж, приходящий отвне, так слава Богородицы внутри Ее, т.е. плод чрева Ее»15. И еще Дамаскин говорит, обращаясь к Ней: «О, Дево Богоблагодатная, святая Церковь Божия, которую духовно создал оный сотворивший мир Соломон (Премудрый Творец мира) и вселился в Нее! Не золотом, не бездушными камнями украшена Она, но, вместо золота, сияет Духом, вместо дорогих камней имеет многоценный бисер – Христа16. Таково украшение той палаты, гораздо прекраснее бывшего в храме Соломоновом, в котором были изображены подобия херувимов, деревьев и цветов. Но и в сей одушевленной Церкви, в Пречистой Деве, ясно виден образ херувимский; ибо своим херувимским житием Она не только сравнялась с херувимами, но и превзошла их. Если Церковь обыкла иных святых называть херувимами, воспевая: «что вас наречем святии; херувимы, яко на вас почил есть Христос»17, то тем паче Дева Богородица есть херувим, ибо в Ней Христос почил телом Своим, и на пречистых руках Ее Бог воссел, как на престоле: Дева стала престолом херувимским. Она имеет в Себе подобия и деревьев благоплодовитых, духовно соделавшись маслиною плодовитою в дому Божием и цветущим фиником (Пс.55:10), почему ныне и именуется садом живоносным, когда Церковь воспевает: «от неплоднаго корене сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, иже чудес Бог»18. Всё сие говорится о красоте Ее духовной. Но Она не была лишена и красоты телесной, как о том свидетельствуют многие учители церковные, что во всей подсолнечной не было и не будет такой прекрасной девы, какова была Дева Богородица, узрев Которую, святой Дионисий Ареопагит19 хотел бы наречь Богом, если бы не знал Бога, от Нее рожденного. Ибо Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просиявала и на Ее пресветлом лице. Таковую предуготовал себе палату на земле Царь Небесный, – палату прекрасную душою и телом, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:2), – притом палату пространную: «чрево Ее пространнее небес содела»20, и вместился в Ней «невместимый Христос Бог».

Палаты царские обыкновенно строятся обширными, так чтобы они могли вместить не только царя, но и множество предстоящих слуг и приходящих к нему отовсюду людей. Обширное селение Слова, Пречистая Дева, пространно не только для Бога Слова, как Царя, но и для нас, притекающих рабов Божиих в Нее вселяющемуся: Бога вмещает во утробе, нас же в Своем благоутробии. Избранный сосуд Божий, святой Апостол Павел, движимый любовью, говорил к своим возлюбленным чадам: «сердце наше расширено. Вам не тесно в нас» (2Кор.6:11-12). Но у кого из святых может найтись столь пространное благоутробие, как Мариино о Боге благоутробие? Здесь вмещается и целомудренный, и грешному здесь не тесно. Кающийся имеет в Ней свое место, и для отчаявшихся и некающихся Она есть невозбранное пристанище, подобно тому, как Ноев ковчег служил пристанищем не только чистым, но и нечистым животным. В благоутробии Ее без тесноты вмещаются все скорбящие, обидимые, алчущие, странствующие, обуреваемые, больные: ибо не может не быть милосердной та утроба, которая родила нам благого Бога. Палаты царей земных охраняет много вооруженной стражи, которая не всякого, желающего войти в них, впускает, но удерживает, внимательно расследуя, откуда и зачем идет. А одушевленная палата Христова, хотя и окружена херувимами и серафимами и бесчисленными ликами ангелов и всех святых, но, тем не менее, в двери Ее благоутробного милосердия никто не препятствует войти, если бы кто сего пожелал: ни стражи не отталкивают, ни воины не отгоняют и не расследуют, зачем кто идет, но всякий входит в них беспрепятственно с молением и приемлет дар по благопотребному прошению.

Итак, будем прибегать к милосердию Рожденной от неплодной утробы с таковым приветствием:

Радуйся, всенепорочная палата Царя всех! Радуйся, селение Бога и Слова, Коему со Отцом и Святым Духом, и Тебе, Дочери Отца, Матери Сына, Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки. Аминь.

 

 

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Ирина Анастасиади. Рождество Пресвятой Богородицы»

  1. Ника:

    Очень полно, вдохновенно и возвышенно. Спасибо!

    Нравится

  2. Написанная безукоризненно статья, имеет большое познавательное значение. Информация о Назарете очень интересна. Неужели археологи-таки нашли город, в котором родился Иисус?
    Вы как всегда даёте так много материала, чтобы мы могли представить себе всё о героях ваших статей и о том, где развивались события. Спасибо вам!

    Нравится

  3. При всём при том, что вроде бы все факты жизни Пресвятой Девы известны всем, вам удалось удивить нас описанием Назарета — времён Иисуса и сегодняшнего. С праздником вас и всю вашу команду! Спасибо вам всем за то, что приносите в наш дом радость познания и просветления!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s