Харис Кутелакис. Водитель Муз

apollon2

 

О боге  Аполлоне можно найти многочисленные письменные документы. Но сегодня я остановлюсь лишь на одном аспекте.  Остановлюсь на странном титуле Аполлона, как «гиперборейского» бога. Совсем как в сегодняшнем культе Пречистой  Девы,  имеющей многочисленные титулы в зависимости от того места, где ей поклонялись или в соответствии со свойствами, которыми она прославилась в том или другом месте.

Признавая информацию Геродота, о том, что  Гиперборея является Гренландией или Скандинавией или страной скифов, вступает в конфликт с древнегреческими источниками, говорящими  о том, что гипербореи говорили по-гречески!

Другая важная часть информации о стране гипербореев из оды Пиндара, а конкретно в главе  Истмия (песнь 6), указывая на эту страну, как на край известного тогда мира. Меж тем, Диодор Сицилийский ( 2.47.5 ) информирует, что «гиперборейцы говорят на своем собственном диалекте», «диалекте, бликом к более древнему греческому, особенно к диалектам Афинскому и Делоса. Кроме того, гипербореи посвящают Аполлону роскошные дары, с надписями на греческом языке».

Здесь я хотел бы упомянуть те отрывки из мифологии, которые соединяют воедино Аполлона с народом гиперборейским ещё до рождения этого бога. Ведь мать Аполлона, Лито, родилась в стране гипербореев. Как только приблизился момент рождения бога света, Лито отправилась на Делос, сопровождаемая двумя гиперборейскими девственницами: Арги и Упи.

А немного времени спустя прибывают на Делос ещё две гиперборейские девственницы Лаодики и Иперохи. Они преподносят свои дары. Известно, что они спустились по реке Истро, что течет на Лемносе, оттуда направились на Эввию в частности, на Каристос, а уже оттуда прибыли на Тинос, откуда переправились на Делос. Конечно, надо учесть, что мифология полна символических кодов. Такой вот символикой является факт захоронения этих самых гиперборейских девственниц Лаодики и Иперохи, могилы которых были найдены на Делосе возле священных стен храма Артемиды. Причем после  предполагаемой смерти двух девушек почему-то прекратились все контакты между гипербореями и дилосцами. Вероятно, смерть двух гиперборейских девственниц связана с чумой, что косила людские жизни афинян в 425 г. до н.э. Причём, могилы, по всей вероятности, использовались в те времена, как очищающие, дабы успокоить Аполлона. Однако, впоследствии, решено было, что ни одна могила не могла быть оставлена на священном острове бога света Большом Дилосе, а потому могилы были перенесены на кладбище соседнего островка — Ринии.

Известно, что бог Аполлон обладал непревзойденной точностью в стрельбе из лука и стрелы его всегда попадали в цель. Эти способности, среди всего прочего, Аполлон использовал, дабы отомстить Циклопам, которых он считал ответственными за смерть своего сына Асклепия. И вот он натянул свей лук с одной единственной стрелой, убив таким образом, всех Циклопов. Причём, после этого убийства, стрела полетела и спряталась в храме Аполлона в стране Гипербореев. Именно эту летающую саму по себе  стрелу, Бог подарил гиперборейскому жрецу Аварису, на которой последний и перенёсся из страны Гипербореев на остров Делос.

Аварис, по преданию, посетил наш регион во времена Пифагора, приблизительно в 6-ом веке. до н.э. Причём достоверно известно, что Аварис и Пифагор встречались. В этом факте учёные видят прояснение происхождения Пифагора и его учителя Ферекидиса, отнеся их к Гиперборейцам. Причём любопытно, что встретив Пифагора, Аварис почему-то принимает того за самого Бога Аполлона Гиперборейского. Меж тем, Пифагор был жрецом Аполлона, о чём сообщают труды Ямвлиха.

И тут надо напомнить вам, что сразу же после своего рождения Аполлон бежал в Гиперборею. И уже юношей, оставив гиперборейские земли, посетил Дельфы, а в частности, то место, на котором вскоре после этого был основан посвященный ему храм, где его жрецы предрекали будущее. Причём, по одной из версий мифа основателем этого храма  является некто Олин. Об этом Олине написала поэтесса и жрица Дельфийского храма Вио, которая была женой Aктео, царя Афин и мать эпического поэта Палефату. В своей поэме «Гимн Аполлону», Вио упоминает, что храм дельфийского оракула был основан гипербореями и первым провидцем был Олин, которого Исихий  и Суда называют «Димэос» или » Лицеист» или «Гиперборей». Кроме того, именно Олин считается изобретателем поэтического ритма — гекзаметра. Дальше утверждают, что защитниками только что основанного храма Оракула Дельфийского были гиперборейцы , Иперохос и Лаодокос. Из этого очевидно, что была предпринята попытка слияния мифов о гиперборейских девственницах Лаодикой и Иперохи, о которых мы говорили выше.

Интересно, что и в мифе о Персее также имеется информация о гипербореях. Но сначала давайте поговорим о визите героя к гиперборейцам, от которых он и получил помощь в предстоящем сражении с Медузой Горгоной. Именно гиперборейцы вручили герою во-первых меч, которым он впоследствии обезглавил страшное чудовище, а во-вторых шлем из собачьей кожи надев который, он по своему желанию может стать невидимым. Из этого ученые сделали вывод, что в Гиперборее была развита металлургия, производящая смертоносное оружие. Как например медный серп, которым Зевс отрезал гениталии у своего отца Кроноса, после чего и захватил власть на Олимпе. Ангелом-хранителем Персея, как вы знаете, была богиня Афина, которая и предлагает герою отправиться к гипербореям за помощью, как нам сообщает Пиндар. Однако, Медуза представляет собой вид Горгоны, которую убила богиня Афина и с помощью Зевса, укрепила её страшную голову на своем щите и тогда-то заняла своё место в греческом Пантеоне. Впрочем, Горгона, как и Медуза относилась божествам Солнечным, которым поклонялись малая народность Карес в Малой Азии, а так же  на Додеканисья. И здесь вероятно, греки переняли эту восточную традицию и адаптировали их к своим собственной.

Прочем, и Зевс, и Афина и Аполлон, в греческой мифологии в какой-то момент при создании новой религии, заместили других Солнечных божеств, которые и составили косяк Олимпийских богов.

Давайте рассмотрим некоторые факты, демонстрирующие то, о чём я упомянул выше. Как бог Аполлон уже упоминается в криптах Линейного письма Б, а это значит, что ему поклонялись ещё в бронзовом веке жители этого региона. Одновременно этому богу поклоняются и племена Месопотамии под именем Apullunas. Кроме того, древние греки называли его «Ликиец». А значит, доказывает его происхождение из Ликии в Малой Азии. Ликии, известной с доисторических времен до самого 732 года, как родины известных мореходов. Жителей Ликии и их навыки, в том числе и  пиратские, использовались преимущественно во флоте империи.  Археологи считают, что, что греки впервые познакомились с культом Аполлона в городе Дидимес, которое на греческий язык переводится, как «близнецы». И они переняли этот культ. А теперь давайте посмотрим на место, по которому прозывался Аполлон «Ликиец». Корень его «Лик» некоторые связывают с латинским  «Lux», что значит свет. А ведь он и был богом света, богом Солнца! Его восточное происхождения подтверждает имя его первого жреца в Греции — Авариса, чье имя – египетского происхождения. Но, рождается вопрос,  как и когда, культ Аполлона связался с гипербореям и Делосом.

Некоторые учёные относят это к эпохе, когда греки колонизировали Чёрное море и Делос стал центром поклонения богу Аполлону, как покровителю морских путешествий. Однако, я считаю, что это вразрез противоречит действительности. Ведь Аполлон появляется как основатель Дельфийского храма пророчеств в 9-го веке до нашей эры, а поклонялись ему на территории Греции ещё за много веков до этого. Из моих собственных исследований, я заключил, что культ Аполлона на Делосе введен для вытеснения древнему культу восточной богини Иштар — Астарты — Артемиды, когда торговцы – пираты из Малой Азии, Сицилии и Гипербореи, после неудачной атаки Египте около 1200 г. до н.э. поселились на необитаемом тогда Делосе, сделав его центром нападений и хранения своих награбленных богатств со всего средиземноморского района. Так Делос был провозглашен священным островом, дабы помочь им оградить свои награбленные сокровища, делая само пространство их нахождения священным.

Тот же факт, что гиперборейцы делали богатые подарки Аполлону с надписями на греческом языке, по-моему, не должен нас удивлять. Ведь для всех этих людей совершенно разного происхождения,  греческий язык стал языком общения между собой.

Реклама

Об авторе 9 Муз

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Людмила (Ника) Черкашина, Владимир Спектор, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Микола Тютюнник.
Запись опубликована в рубрике статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 отзыва на “Харис Кутелакис. Водитель Муз

  1. Евгений:

    Спасибо, Харис, вы снова открыли нам интереснейшие факты. Особенно интересно читать работы археологов — ведь они непосредственно касаются истории.

    Нравится

  2. Наталия:

    Прочитала с удовольствием. Хотя материал документальный, для меня он интересен. Я никогда не слыхала ничего из того, что вы написали. Особенно интересно про Гиперборею. Очень заинтриговали. Хотелось бы услышать об этой стране побольше.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s