Ирина Анастасиади. Орфей. Основоположник Знания (часть 1)

5orfey-i-evridika-ducis-louis

 

Человечеству давно пора серьёзнее отнестись к дошедшим до нас историческим фактам, которые древние греки называют μύθοι — мифы (в отличие от παραμύθια — парамиcья, что как раз и значит, «сказки». Меж тем мифы – это исторические события, которые произошли в далёком прошлом. Конечно, эти события облечены в форму, соответствующую возможностям осознания неординарных фактов людьми тех далёких времён. Так вот в этих историях, чудом дошедших до нас, Орфей впервые упоминается в VI веке до н.э. поэтом Ивиком из Регии. В них поэт с восторгом превозносит «славное имя Орфея». Поэт Пиндар в «Пифийских одах» (IV, 177), так описывает Орфея: «играющий на лире, – отец мелодичных песен». Эсхил упоминает о нём, как о поэте и музыканте, «который зачаровывает всё сущее» («Агамемнон»). Имя Орфея написано на мраморных табличках IV веке в сокровищнице сикионцев в Дельфах, что уже факт сам по себе знаменательный. В Дельфы того времени невозможно было попасть даже изображению человека, который бы не прославил своё имя.

Начиная с V в. изображения Орфея можно видеть часто: то он играет на лире в окружении птиц, диких зверей или в обществе верных фракийцев; то он растерзан менадами; и наконец, он – в Аиде, в Нижнем Мире. И именно этим, пятым веком, датируются первые упоминания о том, как он спустился в царство Аида дабы найти и увести оттуда жену свою по имени Эвридики, или, как её неправильно называют – Эвридика. Истории доносит до нас, казалось бы, фантастичную картину о его снисхождении в Нижний Мир, которым правил Аид (правильно Адис). Не знаю, как вы, но, когда я впервые прочла эту историю в свои десять лет, я подумала: разве можно изобразить то, чего никогда не существовало?! Мне никогда не верилось, ни в детстве, ни в более взрослые годы, что древние народы хранили эти устные сказания о героях, живших задолго до них, единственно для развлечения. Не те это были эпохи, чтобы бережно хранить каждое дошедшее до них устно сказанное слово, и передать его своим современникам без веской на то причины.

И действительно, учёные-археологи давно уже указали, что все предания, дошедшие до нас, действительно происходили, и доказали это своими находками-артефактами. Вот только почему-то официальная наука по-прежнему стоит на трёх китах дарвиновской «теории», которая не сумела найти ни одного доказательства, подтверждающего свои аксиомы. Хотя уже стало понятно, что в эволюцию Земли не раз вмешалась рука путешественников во времени и пространстве. А древнейшие на Земле народы оставили нам неоспоримые доказательства того, что путешествия во времени и пространстве действительно имеют место. Об этом говорят и наскальные рисунки самых древних народов и те мифы, которые дошли до нас в устном или в письменном виде. Это и мифы Древней Греции, и «Веды» Древней Индии и Ветхий завет Древней Иудеи. Хотим ли мы признавать, или нам угодно закрывать глаза на очевидные факты истории, но всё, что описано древнейшими народами в письменном виде, или дошло до нас в устных сказаниях, происходило на самом деле. Остаётся только правильно объяснить описанные факты.

А теперь, всё время имея в виду вышеназванное, давайте вернёмся непосредственно к Орфею и попытаемся разобраться в его необычной судьбе. Ибо Орфей – один из персонажей Древней Греции, которого Европа не может забыть. Орфей был не только певцом и лекарем. Он был основоположником религиозной и философской теории. А его единомышленник, знаменитый математик Древней Греции Пифагор, облёк теорию великого Знания в материальную суть цифр, и эта его работа была названа в Греции «Тайный код Пифагора» «Ο μυστικός κώδικας του Πυθαγόρα» (в эту его работу входила, и вот эта всем известная теорема Пифагора: Сумма площадей квадратов, опирающихся на катеты (a и b), равна площади квадрата, построенного на гипотенузе (c)). Эта теория более всего известна всем школярам в таком виде: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». К сожалению, код Пифагора был почти полностью потерян до наших дней, пока наш современник, гениальный учёный Греции не воссоздал знаменитые теории Пифагора, построенные по философским трактатам Орфея, называемыми в Греции Орфическими таинствами (Ορφικά μυστήρια). Имя этого легендарного человека — Иппократис Дакоглу (Ιπποκράτης Δάκογλου). Те, кто владеет греческим, могут ознакомиться с текстами Иппократиса Дакоглу, выдающегося астрофизика современной Греции, в его книге «Ο μυστικός κώδικας του Πυθαγόρα και η αποκρυπτογράφησις  της διδασκαλίας του» или послушать и увидеть презентацию этой книги по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=7HNYIwipypM#t=44

А сейчас давайте вспомним историю жизни Орфея. Его история, или вернее, часть этой истории, известна нам ещё со школы. Жил Орфей во Фракии задолго до рождение Гомера. И именно во Фракии он нашел свою смерть, согласно Эсхилу, (Αἰσχύλος, 525 до н. э. — 456 до н. э.). В  греческой мифологии Орфея считали сыном фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Впрочем, некоторые источники настаивают на том, что его отцом был сам Аполлон. Но, кто бы ни был отцом этого гениального человека, Орфей был певцом и музыкантом, наделённым магической силой исцелять искусством. Тут надо сказать, что американские ученые уже не один год пытаются лечить при помощи искусства. Результаты не всегда блестящие, в отличие от Орфея искусству которого покорялись не только люди, и природа, но даже боги.

Не многие знают, что Орфей участвовал  в походе аргонавтов. В Аргонавтика (стихи 414-444) в частности рассказывается, как Пелевс (отец Ахиллевса) просит аргонавтов остановиться недалеко от Пилио, чтобы перед походом он смог проститься с сыном. Сына, как вы помните, он отдал на воспитание к знаменитому кентавру Хирону. Есть такая теория, что имя его — Χείρων Κένταυρος -, обозначает «руками вышивающий ауру».  В Пилио герои остановились в доме этого прославленного целителя, и на симпозиуме — за столом, где велась философская беседа — Хирон  вызвал Орфея на своеобразный музыкальный поединок. И вот, когда запел Орфей, замерли люди, птицы и звери, замерла сама природа, очарованные.

В «Птицах» Аристофана (правильно Аристофанис) совершенно случайно сохранился тот самый знаменитый гимн Орфея, который он спел на этом знаменательном симпозиуме. И чуть ниже мы попробуем разобраться со словами и значением этого гимна. В «Илиаде» зафиксирован факт того, что во время путешествия в Колхиду, игрой на кифаре Орфей усмирял волны,  помогая гребцам корабля «Арго». Его музыка успокаивала даже гнев Посейдона. Ну и конечно, все помнят, что Орфей был счастливо женат на Эвридики. И, когда она внезапно умерла от укуса змеи, он, не долго думая, отправился в царство Аида, чтобы вернуть ее на Землю.

Но вот тут хотелось бы поговорить об ошибках горе-переводчиков, приведших сначала отдельных учёных, а потом и всю науку, к ложному представлению об информации, дошедшей до нас из глубины веков. В древнегреческих мифах нет никакого упоминания о преисподней. Вообще непонятно, откуда взялось это слово в переводах. Адис был правителем Нижнего Мира (Κάτω Κόσμος), А о том, что Нижний Мир существует на самом деле, вновь заговорили современные учёные, которые нашли даже несколько путей в Нижний Мир. Я сама знаю, что на Тиносе, где я живу, тоже есть спуск в Нижний Мир.

Итак, Орфей спустился в Нижний Мир, где царствовали Аид (Адис) и Персефона (Персефони) и покорил  их своим искусством.  По счастливому стечению обстоятельств, благодаря великому сыну Греции, Иппократису Дакоглу  (Ιπποκράτης Δάκογλου) сумевшему восстановить и записать музыку, которой лечил когда-то Орфей и которую когда-то записал Пифагор (η Πυθαγόρεια μουσική των αστρων) вы можете послушать эту музыку: https://www.youtube.com/watch?v=Bm2Pn_8Oxww

Но вернёмся мысленно в Нижний мир, где Орфей только что показал своё искусство правителю Нижнего Мира. Завороженный его игрой, Адис обещает герою вернуть Эвридику на землю. Но Орфей должен выполнить одно условие:  ни в коем случае не оглядываться на свою жену, прежде чем она войдёт в его дом. Счастливый, Орфей покидает правителя Нижнего Мира и идёт по долгим подземным коридорам. Но постепенно, душа его наполняется подозрением: он не слышит за собой шагов жены. И тогда, терзаемый страхом, он нарушает запрет, и оборачивается. И тут же Эвридики исчезает. Так герой терпит крах. И теперь он вынужден уже навсегда примириться со своим горем.

image005(687)Слева: «Сошествие в ад» Орфея. Справа: «Сошествие в ад» Иисуса.

Но, на мой взгляд, самое интересное в истории этого героя даже не эта неудачная попытка вернуть жену, а факт того, что после посещения Нижнего Мира, он начинает проповедовать новую религию. Религию, которую никто до него не проповедовал в Греции. История умалчивает, что именно произошло с замечательным музыкантом в Нижнем мире и как он вдруг получил Знания, которыми ему так страстно хотелось поделиться со своими соотечественниками. Таинства. Которые он проповедовал, были связаны с культом Аполлона.

Напомню вам историю, связанную с Аполлоном. Вспомним, что мать Аполлона, Лито, родилась в стране гипербореев (эта некая, существующая в глубокой древности высокоразвитая страна, которой были знакомы даже летающие аппараты). Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона (на самом деле — Лито), гонимая гневом богини Геры (Иры), нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и, наконец, укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Лито на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Уныло поднялись над морем бесплодные скалы Делоса. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот стоило только родиться богу света Аполлону, и всюду разлился яркий свет. Как золотом, залил он безжизненные скалы Делоса. Все кругом засверкало. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос боги, принесшие ему амброзию и нектар. Однако прошло время, а Гера продолжала преследовать Аполлона, поэтому Аполлон был отправлен в Гиперборею. Оттуда он вернулся в Грецию уже юношей. Даже, чтобы быть абсолютно точными, он прилетел на некой стреле.

И вот наш Орфей, вернувшийся из Нижнего Мира, совершенно неожиданно начинает проповедовать культ Бога Света. Из письменных источников нам становится известно, что каждое утро Орфей поднимался на гору Пантеон, чтобы поклониться солнцу, отождествляемому с Аполлоном. Из тех же источников мы узнаём, что разгневанный этим предпочтением Орфея, Дионис в конце концов натравил на героя менад, которые и разорвали кифариста. Упоминается так же, что останки его менады разбросали по свету, причём голова Орфея, брошенная в Гебр, продолжала петь и сначала по реке, а потом по морю, доплыла до Лесбоса, где её выловили и с почестями поместили в храм. Причём, голова продолжала обладала необычной способностью предвещать различные события.

Примечательно, что среди зафиксированных историей сошествий в Нижний Мир, сошествие Орфея стало наиболее популярным. Наверное, из-за того, что Орфей явился основоположником мистерий. Согласно Еврипиду, «он явил свет сокровенных таинств», имея в виду, по всей вероятности, элевсинские таинства.

Наконец, таинства Орфея, связанные с Дионисом и Аполлоном, подтверждают его репутацию «родоначальника таинств», так как речь идёт о греческих богах, поклонение которым предполагало посвящение в Знание (свет) и «священный экстаз» (включая разные его виды, в том числе и несовместимые, как странно бы это ни звучало). С античных времен эти соотношения дают повод для полемики. Диодор (IV, 25, 4) к примеру, в том, что Дионис умудряется увести из Нижнего мира свою мать, Семелу, усматривает аналогию с Орфеем, спустившегося в царство бога Адиса в поисках Эвридики. Ну а эпизод со сценой, как Орфея растерзали менады, некоторые истолковывают, как дионисийский ритуал – sparagmos (растерзать) бога.

Так или иначе, более других богов Древней Греции, Орфей превозносит именно Аполлона. По одному из мифов, он даже был сыном этого бога и нимфы Каллиопы. Даже его ужасная смерть стала результатом преданности Аполлону. Не забывайте так же, что музыкальным инструментом Орфея была лира — лира Аполлона. Наконец, будучи основателем таинств, Орфей придавал огромное значение очищению, а техника катарсиса была той, что всегда проповедовал Аполлон. (Кстати, остров Тинос, находящийся напротив Делоса. (правильно Дилоса) как раз и был местом, где происходило очищение прямо перед тем, как приобщиться к Знанию (Свету). Знаменательно, что на Тиносе очищение происходит по сей день).

0_389fc_402e8229_XL

 

Некоторые учёные считают, что «Орфические Таинства  или Орфика  последовали за мистериями Вакха, и очень от них отличались. Система Орфея есть система чистейшей нравственности и сурового аскетизма. Преподанная им теология опять-таки чисто индийская. У него божественная Сущность неотделима от всего, что только есть в беспредельной вселенной, все формы сокрыты в Ней испокон веков. В установленные периоды эти формы проявляемы из божественной Сущности или проявляются сами. Таким образом, благодаря этому закону эманации (или эволюции) все вещи участвуют в этой Сущности и являются частями и членами, преисполненными божественной природой, которая вездесуща. Все вещи, исходя из нее, должны обязательно вернуться в нее; поэтому необходимы бесчисленные переселения, или реинкарнации, и очищения, прежде чем может состояться это последнее поглощение. Это чистая философия Веданты. Опять-таки, Орфическое Братство не употребляло животной пищи и носило белые льняные одежды, а также имело много церемоний, схожих с браминскими».

Другие уверяют, что «слава Орфея и наиболее значимые эпизоды его жизни удивительно близки к истории шаманизма. Как и шаманы, — утверждают они, — Орфей одновременно целитель и музыкант; он завораживает и укрощает диких зверей; он спускается в ад. Его отсеченная голова становится оракулом, совсем как черепа юкагирских шаманов (а упоминание о последнем говорящем черепе наблюдаются даже в XIX в.) Эти моменты резко контрастируют с греческой духовностью VIV вв. Мы не знаем их предыстории, а значит и религиозного их значения в Древней Греции, до появления Орфея. Меж тем, Орфей стоит в одном ряду с другими героями Древней Греции, как Абарид и Аристей, которым также был свойствен экстатический опыт шаманического типа».

Честно говоря, бред и бред! Тут люди явно путают основное — с выходящим из основного. В данном случае, основное – это история мироздания, которой и Орфей и шаманы владели и пользовались. А выходящее из основного – это обряды. Так насколько всем известно, Орфей никогда не стучал в бубен и не вызывал дождя. Это тоже самое, как если врача приравнивать к портному, только потому, что он зашивает раны. Несомненно, что если проследить за верованиями самых древних народов на Земле, то понимаешь, что за исключением имён и нάростов, пришедших со временем, все они помнили о существовании некого Знания, к которому были допущены избранные. Это Знание не принадлежало определённой нации. Потому, что у Знания о Мироздании не может быть национальных черт. Вот от кого избранные получили эти знания, это уже вопрос. Потому, что Знание сопряжено, с возможностью входить в Мировой Разум. Одни учёные считают, что Учителями были инопланетяне, другие, что пришельцы с других планет, третьи, что жители Земли, достигшие в своём развитии высочайшей точки. В данный момент мы этого рассматривать не будем. Это сегодня не является темой нашего исследования.

Впрочем, давайте разберёмся во всём по порядку. О личности Орфея и о его учении спорили христианские  и иудейские и богословы, поэты и астрофизики, последователи учения Гермеса Трисмегиста и философы Возрождения. Спорят они и сегодня. Но для того, чтобы сделать выводы из его учения, для начала надо бы сделать правильный перевод его гимнов, в которых он рассказывает о сотворении Мироздания. Иппократис Дакоглу в своей работе «Создание Мироздания по Пифагору» (Ιπ. Δάκογλου «Δημιουργία του σύμπαντος κατά Πυθαγόρα») произвёл анализ нескольких строк, уцелевших  в «Птицах» Аристофана. Приведу вам оригинал, перевод на русский и анализ гимна.

Χάος ήταν και νύχτα και σκοτάδι βαθύ

Πλατύς Τάρταρος

Τριγύρω γη και αέρα δεν είχε,

Δεν είχε και τον ουρανό

Στους Άφαντους κορφούς του

Άπυρου πρώτα-πρώτα η μαυρόφερθη

Νύχτα και να, μόνη αυγό στους ταρτάρους του μέρος

Και από εκείνο τον αυγό  καθώς ήλθε

Ο καιρός οθυνός επρόβαλε ο Έρως.

 

Хаос был и Ночь стояла и темнота сгустилась

И Тартар длинный

Вокруг  ни земли, н и воздуха,

Ни даже атмосферы

И на мутных вершинах

Беспредельности сначала Ночь стояла чёрная

И вдруг, вот яйцо в среде Тартара

И из этого яйца появился Эрос

Когда час настал.

«Что это обозначает? – спрашивает астрофизик Дакоглу. – Как сейчас уже известно науке, когда Земля была в состоянии Хаоса, не существовало ни воздуха, ни земли, ни атмосферы ни света. Далее, Орфей утверждает, что всё произошло из Хаоса. То есть Хаос преобразился и из него появилось Хронос-Время и выскочил Фанис. Причём учёные уже знают, что Фанис приравнивается к Эросу и имеет двойственное воздействие: он одновременно притягивает и отталкивает. Яйцо, о котором упоминает Орфей – это зарождающаяся жизнь, которая, впрочем, не может быть оплодотворена если нет спермы. И вот тогда появляется Монас».

Но вот Монас — это уже отдельная тема и я расскажу вам о нём в следующей главе.

© Ирина Анастасиади

Литература:

Имре Тренчени-Вальдапфель. Орфей и Эвридика // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции. Издательство «греко-латинский кабинет». http://www.mgl.ru

Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23

Платон. Государство II 363с

Алкей, фр. 80 Дильс конъектура // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.37

Ивик, фр. 27 Дильс // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.3. С.569

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 3

Страбон. География VII, фр.18

Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г.Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397

Эсхил. Агамемнон, 1629—1630. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А. В. Лебедева. М., 1989.; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28

Гигин. Мифы 273

Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 3

Аристофан. Лягушки 1032, реплика Эсхила; Гораций. Наука поэзии 392

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 43, 1

Дамагет. Эпиграмма 2 Пейдж

Лактанций. Божественные установления I 22, 15

Фотий. Библиотека, 186.

Гигин. Астрономия II 6, 3

Павсаний. Описание Эллады IX 30, 5.7; Диоген Лаэртский I 5

Овидий. Метаморфозы XI 67-84

Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12

Павсаний. Описание Эллады IX 30, 12

Фанокл. Любовные страсти; Вергилий. Георгики IV 523—527; Овидий. Метаморфозы XI 51-55; Лукиан. Неучу, который покупал много книг 11; О пляске 51

Филострат. Жизнь Аполлония Тианского IV 14

Платон. Государство X 620а

 

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике мифы и реальность с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев на «Ирина Анастасиади. Орфей. Основоположник Знания (часть 1)»

  1. Алекс:

    Еще раз убедился, что человеческая память является неистощимым источником творчества и размышлений. Пронзительная, тонкая и очень умная статья. Работа многоплановая, где на отдельных судьбах дается оценка целой исторической эпохи. Надо читать всем очень внимательно и запоминать. Спасибо, Ирина!

    Нравится

  2. Галина:

    Ирина, ну очень интересно! Молодец, твой Тинос тебя вдохновляет!

    Нравится

  3. Марина:

    Ирини! Вы, на мой взгляд, совершенно уникальный человек, не говоря уже о том, что очень тонкий лирик и и крепкий публицист! Смущаться не надо!!! И то, что вы объединили в своём журнале самые разнообразные таланты, которые грешно зарывать в серые будни жизни, то, что вокруг Вашего проекта и внутри его собираются такие великолепные личности. А это стоит дорого!!!

    Нравится

  4. Павлос:

    Молодец эта Ирина Анастасиади, хорошо пишет, я с удовольствием почитал про Орфея. Я уже писал о ней свои положительные отзывы. Она вполне серьёзный историк и искусствовед и пишет на темы, которые меня всегда больше всего интересовали.

    Нравится

  5. Иван:

    Мысль о том, что мир за пределами ума — есть холодный хаос, иногда заставляет чувствовать себя марионеткой в истории, побочным, никому не нужным явлением. Между тем, мир упорядочен и построен по гениальнейшему проекту. А наш материальный мир — это его маленькая крупица, которую дано видеть и постигать человеку. Хорошо бы найти свою роль в этом мудром мире…

    Нравится

  6. Аня:

    Уже сами древние расходились между собой в вопросе о том, что же орфики принимали за начало мира. Одни называли Ночь, другие — Воду, третьи — слитность Земли, Неба и Моря, четвертые — Время. И если Гесиод принял за первоначало возникшее во времени Хаос, то Орфей нашел первоначало в самом времени. Но это, по-видимому, модернизация орфизма в духе неоплатонизма. Наиболее вероятно, что орфики принимали за исходное состояние мироздания Воду.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s