Ирина Анастасиади. Светлый лик Орлеанской Девы

dark

Вот уже пять веков образ юной девушки из маленькой  деревушки близ Орлеана, которая известна под именем Жанн Д’Арк, волнует людские сердца. Её жизнь и её подвиги не раз описывали писатели и историки. Кажется уже всё, связанное с нею стало известно. Но всё равно её мистическая судьба привлекает исследователей вновь и вновь обращаться к древним документам.

Пожалуй, надо всё-таки начать с официальной биографии. Хотя думающие историки Франции совершенно не согласны с этими фактами её биографии. Но давайте, всё-таки послушаем!  Жанн д’Арк (вообще-то её имя Jeanned’Arc произносится не Жанна, а Жанн) родилась согласно официальной истории 6 января 1412 года в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арк и его супруги.

А вот дата 30 мая официальная история считает днём казни Жанн д’Арк. Эту народную героиню, которую сначала сожгли на костре по обвинению в ереси и колдовстве, а спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) признали святой, принято считать простой крестьянкой. Её образ был воспет во многих художественных и литературных произведениях. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это, споры вокруг её судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со всё большей силой.

Но для того, чтобы вы лучше поняли значение поступков этой молоденькой девушки, давайте окунёмся в атмосферу событий того времени. А было это  тяжкое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337–1453) между Французами и англичанами. За эти долгие годы французы потерпели целый ряд поражений. В 1419 году союзникам англичан стал герцог Бургундский, в сущности законный претендент на престол Франции. В 1420 году в Труа был заключён мир, отдавший под контроль англичан добрую половину Франции. И тогда же психически больной французский король Карл VI Безумный признал английского короля Генриха V своим наследником, как прямого наследника по линии Плантагенетов (фр. Plantagenêt).

Однако сын Карла Безумного, дофин Карл, не желал признать этот договор, и война продолжилась. В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием  молодого короля Генриха V (Хенри V). Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, где весь цвет французской аристократии попал в плен к англичанам. Меж тем, в стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками. А англичане тем временем захватывали одну французскую провинцию за другой. В 1420 был заключен мирный договор в Труа, согласно которому французский трон наследовал английский король Генрих V. Но в 1422 году он скоропостижно умер. На престол вступил его сын И в Столетней войне начался новый виток.

В последующие два года французская армия потерпела новые поражения, а англичане не признавали Карла VII королем Франции и продолжали военные действия. В 1428 году англичане и их союзники бургундцы заняли Париж и 8 октября осадили Орлеан. Каменные стены этой крепости с 31 башней считались неприступными, и англичане собирались взять Орлеан измором. Осада продолжалась семь месяцев.

Английская блокадная линия вокруг Орлеана протянулась на 7 км и состояла из 11 укреплений. Весной 1429 года под Орлеаном оставался английский отряд в 5 тысяч человек. На выручку городу подоспел Карл VII с 6-тысячной армией. Одновременно к Орлеану направлялся английский отряд с продовольственным обозом. Войска Карла атаковали этот отряд у города Рувр, но англичане укрылись за хорошо укреплёнными стенами и меткой стрельбой из луков вынудили неприятельских рыцарей отступить в беспорядке. Карл VII собирался отходить к Провансу. Однако тут в борьбе под Орлеаном произошёл перелом, связанный с именем Жанной д’Арк, прозванной впоследствии Орлеанской девой.

Но задолго до того, как всё это произойдёт, в тихом городке Домреми 13-ти летняя  Жанна Д’Арк стала слышала голоса святых, которые призывали её спасти Францию. И девушка всем сердцем уверовала в это своё предназначение. Святые, являющиеся к ней, уверяли её, что когда-то одна женщина погубила Францию, (имея в виду Маргариту Бургундскую, супругу  наследного принца королевства Французского и дочери Роберта II, герцога  Бургундии), которая своей связью с конюшим своего деверя, поставила под вопрос незаконнорожденность своей дочери.

И вот теперь, как уверяли голоса святых, другой женщине, девственнице, суждено спасти страну. И вот, по официальной версии биографов Жанны, бедная дочь пахаря в 17 лет ушла из отчего дома, добралась до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII, и рассказала ему о своём предназначении. Тот, как это не покажется вам странным, сразу поверил ей,  и дал в подчинение отряд рыцарей. Так начинается карьера Жанны. Впереди будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем последуют плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году. Вроде бы всё просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают думающие историки, указывая на определённые невнятные моменты в биографии Жанны.  Так например, хронологи колеблются в дате казни Девы, называя то 14 июня 1431 г., то февраль 1432 года. Но это не единственное тёмное место в биографии этой героической девушки. Много сомнений вызывает сама головокружительная карьера Жанны. Ведь не надо забывать, что средневековое общество было строго сословным и иерархическим.

Для каждого в нём было определено своё место: среди Oratores — тех, кто молится, Bellatores — тех, кто воюет, и Aratores— тех, кто пашет. Дворянские мальчики к примеру, уже с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам дворяне относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка?

Не представляю себе, что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»?
Меж тем, в Шиноне Жанну принимали сам король, тёща короля Иоланда Анжуйская и супруга Карла VII — Мария Анжуйская. Ко двору Жанну доставили за счёт казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы и королевский гонец. А ведь даже не каждому дворянину удавалось получить аудиенцию у короля. Меж тем,  предполагаемую «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

«Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает: «В январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьём в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянского сословия, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нём крестьянки не укладывается ни в какие рамки поведения того общества. Учтите к тому же, что владеть копьём умели только специально обученные дворяне. Между тем, из летописей видно, что на этом турнире орлеанская девушка поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати (в частности — кентен, игры в кольцо). Поразила настолько, что восхищённый  герцог Лотарингский подарил Жанн великолепного скакуна.

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанн (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развёрнут на хорах собора.

жан дарк в бою

Далее летописи уверяют нас, что у Жанн был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей. Имелась конюшня из двенадцати лошадей. Рассказы о почестях, оказываемых ей при разных оказиях, кажутся противоречащими предположению о её плебейском происхождении, даже принимая во внимание её заслуги перед троном.
Робер Амбелен — известный французский писатель, прославившийся своими связями с современными тайными обществами масонского и мартинистического толка, — был первым, кто решил связать её прозвище «Орлеанская Дева»,  с известным «Орлеанцем» — Орлеанским Бастардом (Le Batard d’Orleans, 1403–1468). А дело в том, что Орлеанский Бастард, или Жан Дюнуа, был незаконнорожденным сыном герцога Луи Орлеанского  и Мариэтты Ангенской. В своей книге «Драмы и секреты истории» («Drames et secrets del’histoire, 1306–1643»), изданной в Париже в 1980 году, Амбелен доказывает, что прозвище воительницы указывает именно на принадлежность её к Орлеанской династии.

Тогда объяснима та легкость, с которой Жанн была принята при дворе, и те почести, что ей оказывались, и то, что она принимала участие в рыцарских турнирах и командовала рыцарями. Итак, если считать, что отцом Жанн был герцог Луи Орлеанский, о чём знали представители династии, то все дальнейшие события уже не кажутся несообразными. И тогда понятно, почему богатый гардероб Жанны был оплачен именно герцогом Карлом Орлеанским. И почему Орлеанский Бастард, обращаясь к ней, называл её «Благородная Дама». Но кто в таком случае мать Жанн? Вслед за Амбеленом и другие  считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская, жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

И тогда всё становится на свои места. Особенно, если учесть, что Карл VI по прозвищу Безумный (1368–1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи Орлеанский был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (родившемся в 1398) и Карла (родившемся в 1402). Рождение Жанн должно быть произошло в этом самом дворце, и девушку сразу отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему ребёнка пришлось спрятать. Необходимо было защитить девочку, поскольку её отец, Луи Орлеанский, был убит наёмными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанн.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдаёт её дворянское происхождение. Что же касается представителей семейства д’Арк, то они находились на королевской службе ещё до появления Жанны на свет.

Как ещё доказать её дворянское происхождение? Да вспомните про герб, который утвердил для неё Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года… король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил… гербом названную Жанну…». По описанию  герб представлял собой «щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом остриём вверх, был увенчан золотой короной». Вспомним, что золотые лилии считаются символом французских принцев крови. То же подтверждает золотая корона на этом новом гербе Жанн.

герб дарк

Вы заметили, что король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания?! Значит, оно у неё уже есть. Этим гербом он ясно подчёркивает, что Жанна — принцесса королевской крови. И тогда получается, что Жанна является сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа, сестры Карла VII, тёткой короля Англии — Генриха.

Но тогда кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году. Невозможно сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи. Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после… её официальной казни.

Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться… наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». По сведениям историографов, рост Жанн составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг неё, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным. Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хронологов и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. Настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет, спустя пять лет после казни: «В городе Руане… она была возведена на костёр и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

250pxJoan_chromolithograph_3

Ещё больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора.
Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова была её дальнейшая судьба?

И очень интересно, что в 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз сочетался браком с Жанн дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны. А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобождённый ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Её встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших её ранее. В счётной книге города появилась ещё одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал её четыре года назад — её сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ, Жан Дюнуа и многие другие.
Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о её смерти. Только после этого её «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арк) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».
Вот так выглядит одна из самых распространённых на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Другая версия гласит, что Жанн д’Арк — это Маргарита де Шандивер, внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шандивер. Король воспитал свою дочь как воина, так как два его сына были убиты сторонниками герцога Луи Орлеанского. А поскольку Карл VII был незаконным сыном и не мог претендовать на престол, понадобился спектакль о «вмешательстве Божьих сил». Так рождается миф о непорочной деве, которая спасёт страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шандивер. Позже образ Жанн д’Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать — постоянное верховенство женщины над войском стало ненужным. Поэтому был разработан план исчезновения Жанн. Вместо Маргариты де Шандивер была сожжена на костре совсем другая женщина. А Маргарита — Жанн прожила долгую жизнь и была похоронена в базилике храма Нотр-Дам-де-Клери вблизи Орлеана.

Украинский антрополог Сергей Горбенко утверждает, что Жанн д’Арк не была сожжена на костре и дожила до 57 лет. К такому выводу он пришёл после исследования черепов семьи французского короля Людовика XI в базилике храма Нотр Дам де Клери вблизи Орлеана. Череп, считавшийся останками короля, по мнению исследователя, принадлежал женщине. А черепом короля оказался другой, ранее считавшийся черепом его жены Шарлотты Савойской. Позже Горбенко выяснил, что жена короля скончалась в 38 лет, а обнаруженный череп принадлежит женщине 55-57 лет.

После изучения других останков, переписки членов королевской семьи, гравюр и хроник стало ясно, что «женщина, чей череп почти 100 лет считали черепом короля Людовика XI, 600 лет тому назад была известна как Орлеанская дева — Жанн д’Арк» — рассказывает учёный. К такому выводу украинца натолкнули сомнения относительно способности 17-летней крестьянки носить рыцарские доспехи.

Меж тем, сохранившиеся письма д’Арк свидетельствуют о её глубоких и обширных знаниях. Именно из её писем прежде всего понятно, что она никак не могла быть безграмотной крестьянкой из Лотарингии.

В плен к англичанам попала и была сожжена на костре совсем другая женщина, а не Жанна д’Арк, считает Горбенко. В пользу того, что Орлеанская дева была похоронена, а не сожжена, говорят несколько фактов. В частности, во время сожжения женщины 30 мая 1431 года, исполнявшей роль д’Арк, её лицо было закрыто. Также существует надмогильная плита, на которой чётко виден герб Орлеанской девы.

Вот такие исследования были сделаны в последнее время учёными.

Литература:

Процесс Жанны д’Арк: Материалы инквизиционного процесса / Пер., коммент., статья А. Б. Скакальской. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2008.

А. П. ЛевандовскийЖанна д’Арк. — М.: Молодая гвардия, 1962; 1982 (2-е издание); 2007 (3-е издание). — Серия «ЖЗЛ». — ISBN 978-5-235-03039-8

Перну Режин, Клэн Мари-Вероник. Жанна д’Арк. / Пер. Т. Пошерстник, О. Ивановой. — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 560 с. — Серия «Века и люди». — ISBN 5-01-002054-8

Райцес В. И. Жанна Д’Арк. Факты, легенды, гипотезы. — Л.: Наука, 1982. — 200 с.: ил. — Серия «Научные биографии».

Райцес В. И. Процесс Жанны д’Арк.

Ромм Фредди. Жанна д’Арк: Загадки Орлеанской девы. — М.: ЭНАС, 2008. — 216 с.: ил. — Серия «Человек и эпоха».

Сикари А. Святая Жанна

Марк ТвенЖанна д’Арк

Дмитрий Мережковский«Жанна д’Арк»

Мария Йозефа Курк фон Потурцин Жанна д’Арк (недоступная ссылка с 14-05-2013 (1294 дня))

П. В. Крылов. Мужской костюм Жанны д’Арк: неслыханная дерзость или вынужденный шаг?

В. Тропейко. Жанна д’Арк

Ален Деко. Великие Загадки Истории: Была ли сожжена Жанна д’Арк?

О. Велейко. Оклеветанная Жанна, или разоблачение «разоблачений»

Оболенский С. С. Жанна — божья Дева. Париж YMCA-PRESS 1987 г. 506 с.

Б. ШоуСвятая Иоанна (Saint Joan, 1923)

Тогоева О. И. Вольтер, Жанна д’Арк и осел. К истории одного мотива // Французский ежегодник 2008. М., 2008. С. 25-46.

Буланин Д. М. Жанна д’Арк в России. Исторический образ между литературой и пропагандой. — М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2016. — 720 с. ISBN 978-5-98874-125-1

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике история, мифы и реальность, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 отзывов на “Ирина Анастасиади. Светлый лик Орлеанской Девы

  1. Элисабет:

    Читается как детективный рассказ. Захватывающе. С интересом. С жаждой узнать истину.

  2. Ника:

    Просто поразительно, как при загруженности делами журнала Ирина успевает проводить такие глубокие исторические «раскопки». Совсем недавно мы читали ее очерк «Абеляр и Элоиза», переводы Геродота и вот новая ее работа! Две версии историков о происхождении и судьбе Орлеанской Девы изложены четко, коротко, убедительно и потрясающе интересно. Новых открытий дорогая Ирина! Тебе и нам всем!

    • Благодарю вас, Ника, за добрые слова. Работать всегда намного легче, когда есть благодарная, интеллигентная аудитория. Собственно, мы и создали этот журнал, чтобы помочь авторам достучаться до доброго, отзывчивого читателя. И я вижу, мы свою мечту воплотили в жизнь, создав для писателя уютный, радостный мир.

  3. Ольга:

    Прочла на одном дыхании- так интересно и захватывающе авантюрно, но так достоверно!!! Спасибо за Ваши исследования, дай Бог не последние!!! С уважением и благодарностью за новые познания.

  4. Марина:

    Интереснейшую экскурсию в прошлое вы провели нам и огромное за это спасибо. Образ Орлеанской девы, конечно, не однозначен, но вы представили нам целую серию гипотез вместе с переводом французского историка. Таким образом, прорисовалась яркая картина, касаемая не только самой героини Франции, но и ее семьи и соратников.

    • Дело в том, дорогая Марина, что мне всегда хочется докопаться до истины. Пусть даже эта истина будет нелицеприятной… Хотя разве может история быть нелицеприятной? Нет. История — это просто история… И чем быстрее мы все это поймём, тем легче нам будет жить.

  5. Ника:

    Ирина! Хочется отметить также Ваше умение проиллюстрировать все свои статьи , особенно исторические, бесценными репродукциями малоизвестных нам картин и фотографиями памятников. Они украшают и обогащают излагаемый материал зрительными образами, расширяют кругозор читателей. Умело Вы подбираете иллюстрации и к нашим работам. Огромное спасибо!

  6. Артём:

    Сожгли эту бедняжку или нет, а статья ваша читается на одном дыхании. Закрутили вы сюжет мастерски. Даже дух захватывает.

  7. Катерина:

    Прочла с огромным интересом. Написано прекрасно, интригующе. А главное, узнаешь о казалось бы знакомым до боли героях так много нового.

  8. Аида:

    Дух захватывает от одной мысли того, сколько материала вы разгребли для того, чтобы представить нам эту виртуозную статью. Ваши познания, ваша работоспособность просто поражают даже нас, профессиональных писателей. О вашем неподражаемом стиле я уже не говорю. В прозе ли, в статьях ли, в поэзии — это несравненно прекрасно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s