Ирина Анастасиади. Что мы знаем о Празднике весны?

Adonis_mourant

Всем нам с детства известен этот праздник, который зовут Первома́й, День труда, День весны, Праздник весны и труда, День международной солидарности трудящихся. Этот день отмечают во многих странах мира 1 мая. Что же мы знаем об этом празднике? Когда он возник? Как его праздновали? Почему праздновали?

Мне хочется начать с самого начала… Но для этого нам придётся совершить путешествие вглубь веков, в Древнюю Грецию.

В Древней Греции, в месяц Элафинолион, что соответствует современному маю, было принято отмечать праздник, называемый «Сады Адониса», в честь любви Адониса и Афродиты. Напомню вам легенду.

Итак вы помните, что самая прекрасная из богинь, Афродита влюбилась как-то в прекрасного смертного Адониса. Интересно, что Адонис почитался в Финикии, Сирии и Египте, как умирающее и воскресающее божество растительности. То же значение культ Адониса имел у греков, живших на островах Кипр и Лесбос, но греки дополнили легенду о прекрасном юноше несколько иными деталями.

Легенды несколько отличаются друг от друга. Одни легенды называют Адониса сыном ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, другие — сыном кипрского царя Кинира и его дочери Мирры. И хотя различий много, но есть и общее: Адониса принято считать плодом преступной связи отца и дочери.

В кипрском варианте, например, преступную  любовь к отцу девушке внушает сама Афродита в наказание за то, что та не чтила богиню. Обманув отца, Мирра вступает с ним в связь, после чего отец обрушивает на дочь проклятие и выгоняет ее из дома. Во время блужданий в Аравии, перед самыми родами, отверженная превращается в мирровое деревце, из треснувшего ствола которого выходит прекрасный младенец. Мирра источала благоухающую смолу, из которой изготовлялись драгоценные масла. Ими умащивались те, кто хотел быть любимым.

Афродита, сурово покаравшая мать Адониса, к нему самому проявляет доброжелательность и передает его на воспитание Персефоне. Выросший юноша был так прекрасен, что царица подземного мира влбилась в него и не захотела возвращать его Афродите. Вынужденная отпустить юношу, Персефона с помощью Артемиды насылает на Адониса во время охоты разъяренного кабана, от клыков которого он погибает. Теперь юноша должен навсегда уйти в царство мертвых. Афродита в горе. Она умоляет отца вернуть ей возлюбленного.

Бедняга Зевс, не хочет скандалов в семье, и потому делит время пребывания Адониса в верхнем и нижнем мирах на два срока, разрешив ему две трети года проводить на земле. Остальное же время Афродите остается утешаться видом благоуханных роз — цветка, в который она превратила тело погибшего возлюбленного, и печальных анемонов, выросших из её слез. С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Такова история любви Адониса и Афродиты. А вот каков был культ. Связанный с возвращением Адониса на землю из подземного  царства.

Празднование проходило два дня. Первый день назывался «исчезновение». В этот день оплакивали смерть Адониса. То был день траура. В каждом доме в этот день клали в красный угол восковые или деревянные изображения Адониса, помещённые на погребальных носилках, украшенных цветами, ветвями цветущих деревьев и плодами. Около изображения юноши зажигали мирру. Участницы процессии распускали волосы, обнажали грудь и босиком проносили изображение мёртвого Адониса по улицам, плача и поя гимны, так называемые «Адонидия». Эти гимны сопровождались низкими звуками скорбящей флейты «гиграс». Процессия несла так же так называемые «Сады Адониса».«Сады» представляли собой цветочные горшки, посаженные за восемь дней до праздника. Растения в них сажали такие, которые быстро растут и так же быстро вянут. Обычно это были: пшеница, салат или фенхель.

По окончанию процессии изображения Адониса  и его «Сады» спускались в море, или в реку, с мольбами вернуть им Адониса из подземного царства.

Второй день был днём радости и торжества. Днём воскресения. После принесения жертв, участники процессий вкушали мясо и пили вино. Этот день называли «обнаружение» и праздновал воскресение Адониса, символизировавшего собой природу. С его смертью растительность исчезала, а с его воскресеньем природа возрождалась.

Таким образом, понятно, почему культ Адониса связан с культом Персефоны, которой он принадлежал всю зиму. Но каждую весну Адонис возвращался к своей возлюбленной — Афродите. И на земле с его возвращением царствовала весна.

Существуют спасенные отрывки из произведения поэта Биона из Смирны, в которых описывается «Эпитафия Адониса» из «Адонидий». Небольшой отрывок  представляет традиционную песню Эпира, сопровождаемую игрой «Зафирис», в которую традиционно играют на Первое мая в этой части Греции. Игра- представление представляет собой вот что: молодой человек представляет мёртвого Адониса. Меж тем, девушки с плачем украшают цветами предполагаемое надгробье. Словно в ответ на их мольбы восстать из мёртвых, юноша встаёт.

Подобный обычай отмечали во многих областях Греции до шестидесятых годов двадцатого века. Хотя в первые годы Отцы Церкви осуждали древние обычаи. Однако, любовь греков к своим старым героям были настолько сильны, что они со временем были включены в христианские богослужения. Празднование «Адонидий» перекликаются с празднованием Пасхи и демонстрируют глубокие корни этого обычая.

Вообще в Древней Греции и в Древнем Египте существовало множество обычаев, связанных с приходом весны и предполагающих изгнание зимы. В древних религиях зима ассоциировалась со злом, ну а весна ассоциировалась с освобождением, с воскресением, с расцветом. Именно весна была периодом, который должен был умилостивить мёртвых и помочь земле плодотворить.

Точно так же, как воскресший Иисус, боги древности олицетворяли безвременную смерть и воскресение. Культ Адониса в точности воспроизвоизводят Страсти и Воскресение Иисуса в нашей православной религии.

Намного позже, в языческие времена в Западной Европе и на Британских островах первого мая праздновали начало весеннего посева. Этому празднику придавалось особое религиозное значение. Он был посвящен богу солнца и плодородия Белену, которому приносили символические жертвы  кельтские жрецы друиды. В христианские времена этот языческий праздник был вытеснен церковными праздниками: близкой по дате Пасхой, праздником Святого Креста и днём святой Вальпургии (Вальпургиева ночь). Вальпургиева ночь, по германскому народному поверью, служит ежегодным праздником ведьм, собирающихся вокруг своего повелителя, Сатаны, на недоступной горе Брокен, где они и справляют свой шабаш. Праздник начинался с закатом солнца в ночь с 30 апреля на 1 мая. По мере христианизации Европы, церковь активно боролась с этой языческой традицией, которая практически полностью была ликвидирована к концу XVIII века.

1 Мая традиционно считался праздничным днём в сельской среде дореволюционной России как «праздник весны и начала лета». Считалось, что в этот день Ярило ходит  ночною порой в белом объяринном (объярь — волнистая шелковая материя, муар) с серебряными или с золотыми струями балахоне, на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри (пшеницы, ячменя, овса, гречи, проса). Где ступит Яр Хмель — там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле — лазоревы цветочки на нём запестреют, глянет на тёмный лес — птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет — белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на землю — соловьи прилетят (Соловьиный день), помрёт Ярило в Иванов день — соловьи смолкнут.

В древней Руси в первый день пролетья отмечался «гулёный день», воспринявший древний культ цветов и зелени. Приносили самовары, угощались пирогами — шаньгами, кулебяками с треской, палтусом, со свежей речной рыбой. Молодёжь пела, танцевала под гармони, под балалайки. Ближе к ночи жгли костры. В Олонецком крае первый день пахотной страды отмечали складчиной. Делали соломенное чучело, вокруг которого собирались. Ближе к ночи его сжигали в костре.

На улицах готовили майскую кашу на кострах. Каждый приносил что-либо из продуктов: пшено, картошку, сало, яйца, лук, масло и делали общий стол. Молодёжь устраивала гулянья. Пели песни: «Жавороночек, прынеси весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на ржаной копне, на овсяном снопе».

Ну а теперь давайте поговорим о том, как Первомай праздновали в не очень отдалённом прошлом. В современном виде Первомай возник в середине XIX века, как часть рабочего движения. Именно тогда рабочие выдвинули в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Смешно говорить об этом сегодня, но среди лидеров этих движений, обычно стояли позитивно мыслящие аристократы. Всё началось 21 апреля 1856 года, когда с подобным требованием выступили рабочие Австралии С тех пор этот праздник в Австралии стал ежегодным. А уже 1 мая 1886 года, следуя примеру  рабочих Австралии анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне демонстрации в Чикаго 4 мая погибло шесть демонстрантов. В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции в результате взрыва бомбы последовавшей перестрелке было убито восемь полицейских и минимум около пятидесяти убитых и раненых рабочих. По обвинению в организации взрыва пятеро рабочих-анархистов: Парсон, Спайс, Энгель, Фишер и Линг были приговорены к повешению. Ещё трое приговорены к 15 годам каторги. Впоследствии, конечно, было доказано, что обвинение было ложным. Именно тогда, по предложению американских рабочих, Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая 1890 Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня. Как и в Австралии, успех демонстраций привёл к тому, что праздник стал ежегодным.

В Швеции, начиная с 1 мая 1908 года, в этот праздник собирались средства для борьбы с болезнью рабочих — туберкулёзом, и поэтому 1 мая — также международный День белой ромашки. В России его впервые отметили 20 апреля (3 мая) 1911 года.

В Российской империи Первомай как день международной солидарности впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, ТбилисиГомелеХарькове и др. городах впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!» и столкновениями с войсками. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!»

После Октябрьской революции 1917 года, как вы все знаете, праздник стал официальным: в этот день проводились демонстрации трудящихся и военные парады. Первый первомайский парад РККА состоялся в 1918 году на Ходынском поле. На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили «маёвки» — массовые празднования на природе. В эпоху «развитого социализма» в СССР первомайские демонстрации стали нести иную смысловую нагрузку. В день первого мая трудящиеся СССР «выражали свою солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран, с национально-освободительным движением, выражают решимость отдать все силы борьбе за мир, за построение коммунистического общества». Что ж! Солидарность – вещь хорошая.

Официальная первомайская демонстрация состоялась в последний раз 1 мая 1990 года. А уже в 1992 году праздник был переименован в «Праздник весны и труда».

Вот как преобразовывался этот праздник со временем. Но главное осталось Осталась необходимость праздновать в этот день приход весны.

 

 

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике мифы и реальность с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 отзывов на “Ирина Анастасиади. Что мы знаем о Празднике весны?

  1. Спасибо, Ирина за такое развёрннутое сообщение! Имя Адониса слышал краем уха но подробностей не знал.
    Благодарю!
    И с праздником Вас!
    Весны и радости весенней!

  2. Елена:

    Вы всегда умеете удивить своих читателей, Ирина! Всё это так интересно, так поучительно.

  3. Людмила:

    Интересно. Век живи, век учись.

  4. Ольга:

    Фундаментальный труд. Как вам удается собрать все эти материалы воедино? Да еще сделать удобочитаемым?

  5. Никос:

    Первая часть вашей статьи такая неожиданная. Ну а вторую можно рассматривать, как полное исследование. Когда субъект познания и предмет познания тождественны, то статья сразу же находит благодарных читателей.

  6. Лариса:

    Интересно было рассмотреть все эти события: и древние, и средневековые, и современные. Автору огромное спасибо. Во-первых, сегодняшняя статья осветила неизвестные факты истории Древней Греции. во-вторых, стало понятно, как эти праздники появились в средние века. Появились не на ровном месте. А ведь так важно, как новые ветки принимались на старом стволе и несли ценность истины в веках.

  7. Михаил:

    По всему видно, что мы ничего не знали о празднике Первомая вообще ничего. Спасибо за информацию к размышлению. Гигантскую работу вы проделали, Ирина.

  8. Николай:

    Вы поражаете нас, своих читателей своими обширными знаниями и способностью делать потрясающие выводы.

  9. Юрий:

    Ваш анализ событий выше всяких похвал.

  10. Анна:

    Прекрасная статья. Заставляет анализировать события.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s