Ирина Анастасиади. Элоиза и Абеляр. Большая любовь, или большое несчастье?!


 Abelard

Если бы он, Пьер Абеляр, философ и богослов, блестящий педагог, воспитавший нескольких римских пап, смог предположить, что любовь к девушке, годящейся ему в дочери, искромсает его карьеру, сделает его инвалидом и даже повлияет на его мировоззрения, которые он собственно и проповедовал, то он вероятнее всего, только бы посмеялся над подобным прогнозом. Но я не уверена, что он смог это сделать позже, когда случилось всё, что случилось.
Пьера Абеляра называли «занозой в культуре XII века». Пьер Абеляр, конечно же, — фигура неоднозначная. Католическая церковь осуждает его философско-религиозные сочинения как еретические. Историки-католики даже ныне клеймят Абеляра как врага церкви. Историки-протестанты восхваляют как раннего предвестника будущей реформации.

Когда Абеляр ещё верил в вынашивымые им идеалы этики он проповедовал вопросы сущности греха, верил в чистоту помыслов. И его выбор духовного пути означал для него безбрачие и целомудренный образ жизни. Впрочем, это не пугало Абеляра. Не пугало до того самого дня, пока он не влюбился в Элоизу…

Пьер Абеля́р или Абела́р (фр. Pierre Abailard/Abélardлат. Petrus Abaelardus) родился в 1079, в Ле-Пале, близ Нанта и умер 21 апреля 1142, в деревушке Пале близ Нанта, в аббатстве Сен-Марсель,  Шалон-сюр-Сон, что в Бургундии. Знаменитый французский философ (схоласт), теолог и поэт, Пьер Абеляр собирался было делать карьеру военного. Однако, непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике, побудили юношу посвятить себя изучению философии и схоластики. Уже в юном возрасте пристрастился слушать лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма. А уже в 1099 году прибыл в Париж, чтобы поучиться у представителя реализма — Гийома де Сабо.

Вскоре этот талантливый и страстный молодой человек стал соперником и противником своего учителя. И уже с 1102 года Абеляр сам читал лекции в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве. И число его учеников растёт с каждым днём. Так его бывший учитель, Гийом де Сабо становится его непримиримым врагом. Вскорости последний был возведён в звание шалонского епископа. Абеляр же к тому времени возглавляет училищем при церкви Богоматери и уже достиг апогея своей славы. Надо сказать, что Абеляр был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа римский Целестин IIПётр Ломбардский и Арнольд Брешианский.

И вот, этот человек встречает свою судьбу, Элоизу. О, это была непростая девушка! Она осиротела в раннем детстве и её воспитывал дядя — Фульбер — каноник парижского собора Нотр-Дам. Тот отдал маленькую Элоизу на воспитание в женский монастырь св. Марии в Аржантайль. Монастырь был одним из самых процветающих во Франции — девочка получила блестящее, небывалое для женщины тех времен образование. К тому же, эта девушка необычайно талантлива и стремится к знаниям.

Наступает 1117 год. 16-летняя племянница гостит у Фульбера, и каноник, гордый её успехами, не упускает случая продемонстрировать её таланты своим друзьям. Вскоре об эрудиции юной Элоизы в латинском квартале говорят не меньше, чем о блестящих лекциях Абеляра. Встреча этих двух незаурядных личностей, вероятно, была предопределена. Увидев Элоизу, Абеляр влюбляется в неё страстно. Как то так получается, что Абеляр снял у Фульбера комнату. Он так же обещает давать Элоизе бесплатные уроки.

И тут события начинают развиваться с устрашающей стремительностью. Страсть вдруг и навеки связывает этих двух людей неразрываемыми узами. Он, связанный обетом безбрачия, и юная, непорочная девушка, без рассуждений расстались с невинностью. Бедняжка Элоиза без смущения пишет в своём дневнике: «Есть ли на всем свете хоть одна королева или принцесса, которая не завидовала бы тем восторгам, которые я испытывала в постели с ним?»
Абеляр тоже влюблён до умопомрачения. Даже во время лекций он не в силах не вспоминать о своей возлюбленной. Путается в мыслях, с мечтательной улыбкой обрывает фразы, повторяется. Его ученики, разнюхавшие о его любви, добродушно хихикают.

Между тем Элоиза понимает, что скоро станет матерью. Чтобы скрыть беременность любовницы, Абеляр отвозит её в Бретань к своей сестре. Там Элоиза рожает сына. Родители дают новорожденному странное имя – Астролябий. Впрочем, ребёнок почему-то не вызывает в них нежных чувств. Меж тем, дядюшка, узнав обо всех этих страстях, приходит в ярость. Абеляр обещает канонику обвенчаться с Элоизой, но при условии, что о свадьбе никто не узнает. Он беспокоится о своей репутации философа и схоласта. Каноник соглашается. Однако странная девушка Элоиза сопротивляется. Впрочем, их быстренько женят. Однако сразу после брачной церемонии новоиспеченные супруги расстаются. Элоиза продолжает жить у дяди. А Абеляр перебирается в другое место и продолжает читать лекции. Ему уже под сорок, ей еще нет восемнадцати.

В Элоизу тычут пальцем, как в молоденькую девушку, живущую в любовной связи. Она же будто с гордостью носит это унизительное по тем временам звание. Кто знает, что делалось в её учёной, но юной и неразумной головке?! И тогда Фульбер не выдерживает. Он изменяет слову, данному Абеляру, пытаясь сохранить доброе имя племянницы, каноник всюду рассказывает о тайном венчании. Элоиза вне себя: странная девушка публично отрицает заявление дядюшки. Она даже умудряется устроить дяде бурную сцену. Раздосадованный, каноник сажает строптивую под замок. Абеляру приходится выкрасть жену и срочно увезти в монастырь в Аржантайль, чтобы избежать дальнейших толков. Элоиза и не помышляет о пострижении. Она даже уверена, что дядюшка сдастся и примет всё как есть.

Абеляр навещает жену, хотя монастырский устав это запрещает. Но ведь Элоиза — гостья, поэтому добросердечные монахини сквозь пальцы смотрят на эти встречи. Влюбленные отдаются страсти в монастырских стенах. Абеляр винит себя за подобное бесстыдство, но Элоиза убеждает его, что никакое проявление любви не может быть постыдным. Знали бы они, что их ждет… Но они не знают. Расчёт любовников на то, что убрав Элоизу с глаз общества, Абеляр вернёт себе свой авторитет, не оправдался.

Кроме того, Фульбер по-своему оценивает побег племянницы в Аржантайль. Оскорблённый опекун решает, что Абеляр укрыл Элоизу в монастырские стены и готовит девушку к постригу. А принятие девушкой монашества сведёт брак на нет. Он подозревает Абеляра в коварстве. Думает, и вполне возможно, что не беспричинно, что тот пытается скрыть свою запятнанную тайным грехом  репутацию богослова, и что жаждет и впредь проповедовать истины, через которые давно уже переступил.

То, на что  решается Фульбер в отместку недостойному зятю, попахивает сумасшествием. Вхяв с собой троих слуг и врача, Фульбер ночью прокрадываются в спальню Пьера. Накрепко привязав философа к кровати, его кастрируют. Но даже сам этот факт не удовлетворяет разъярённого каноника, наутро он растрезвонил эту страшную весть всему Парижу.
Ученики и клирики, причитавшие над своим изувеченным мэтром, измучили его гораздо сильнее, чем физическое страдание и факт невосполнимой потери. «Я больше переживал от конфуза, — признаётся в своих записках Абеляр. – Как я посмею показаться публично?» Но хуже всего для богослова было то, что оскопление ставило крест на его церковной карьере. Впрочем, именно на это и рассчитывал Фульбер. Ведь по закону евнухи не допускались в храм. Впрочем, к огромному удивлению Фульбера, другие священнослужители были неприятно поражены изуверством достопочтимого дядюшки, и сделали для Абеляра исключение, разрешив ему продолжать свои лекции, хоть он и был для большинства из них идейным противником.

Фульбера же лишили церковных должностей и личного имущества и поместили в сумасшедший дом, где бедняга вскоре скончался. Его наёмников наказали ещё строже. Их попросту кастрировали. А вдобавок выкололи глаза. В том же драматическом 1119 году Абеляр принял постриг. Но бедняга тяготится своим монашеством. Привыкший к славе, свободе и обеспеченному существованию, он решает возвратиться к тому образу жизни, который был для него слаще всего. Вероятно, слаще любви и страсти.

Он продолжает читать лекции. Боль от унижения и сознания собственной неполноценности придаёт мыслям и речам Абеляра ещё большую остроту, словно он черпает силу в своей ущербности. Логика, с которой он распутывает самые тёмные догмы, отдаёт дьявольщиной. Церковный суд завален доносами на Абеляра, позволявшего себе, среди прочего, открыто утверждать, что «всякое знание есть благо, даже знание зла. Что творить зло — грех, но знать его – благо. Иначе как Бог вообще может быть свободным от зла?» Суассонский собор 1121 года объявляет Абеляра еретиком. Он должен своими руками сжечь свой трактат «Введение в теологию» и публично отречься от своих взглядов.

Абеляр всё это делает. Но его страсть к занятиям философией и повседневному общению с учениками так сильны, что он, невзирая на все препятствия, создаёт сначала одну школу, потом  другую. В конце концов в 1122 году в местечке Ножан-Сюр-Сен близ Труа на подаренной неким благодетелем земле философ с помощью учеников выстроил в глухом лесу небольшую молельню из камыша и нарек её «Параклиси» (по-гречески «там, где преклоняют колени»).

Отшельничество его, впрочем, было недолгим. Часовенка быстро обросла хижинами его учеников. Колония получилась весёлой, шумной, многолюдной. Школяры возделывали окрестные поля, обеспечивая эту маленькую колонию всем необходимым, и усердно слушали его лекции. Так прошло два года. Однако слухи о вольной жизни этой странной колонии вызвали неудовольствие властей, и, дабы сохранить её, Абеляр вынужден был её покинуть. Тогда монахи одного из монастырей Бретани попросили знаменитого богослова стать их аббатом. И 48-летний Пьер согласился. Это было не совсем удачная мысль. Он не поладил со своей паствой. И на жизнь его покушались дважды. Абеляр покинул монастырь. Вероятно именно в то время он решил написать  «Historia Calamitatum» («История моих бедствий»).

А что же Элоиза? Сначала она восприняла жизнь в монастыре необходимой бедой. Однако, очень скоро поняла, что ей суждено навсегда остаться в его стенах. Абеляр безжалостно настаивал на принятии пострига. И она покорилась единственному мужчине, которого любила. Но много лет её письма к Пьеру были пропитаны отнюдь не монашеским жаром. Несчастная писала: «Ты мой Бог… ты единственный обладатель моего тела и моей души… если она не с тобой, то её нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может».
Не знаю, осознаёт ли она, что пишет она не тому неистовому любовнику, каким он был ещё не так давно, а суровому самолюбцу. Абеляр отвечает ей очень оригинально: «Я… позаботился послать тебе псалтырь. По псалтырю ты, конечно, сможешь непрерывно возносить Господу жертву молитвы за великие и многие наши прегрешения…» Он настойчиво просит Элоизу молиться о спасении его души. Вероятно, ему было приятно думать о своей недавней подруге, как о своей соблазнительнице. Впрочем, наставления Абеляра принесли некоторые плоды. Молодая женщина смирилась, стала проявлять любовь к Богу. А  со временем даже стала аббатисой приютившего её монастыря.

Абеляр умер в 1142 году. Он завещал своё тело той, кому оно по праву принадлежало – Элоизе. Как он написал в завещании: «дабы она распорядилась им по собственному усмотрению». Тело его она велела похоронить в Параклите. Выполняя волю покойного, аббатиса каждый день молилась об успокоении души своего возлюбленного. Спустя двадцать два года Абеляр открыл ей объятия, дабы принять в них супругу.
На одном из домиков для священнослужителей собора Нотр-Дам-де-Пари до сих пор красуется надпись: «Здесь жили истинно любившие Элоиза и Абеляр. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118».

800px-AbelardHeloiseTomb

А вот здесь, на кладбище Пер-Лашез, в усыпальнице сегодня покоятся тела двух любовников. Рядом. Наперекор времени. Наперекор людской злобе и преступлениям.

Библиография

Machabey A. Les «Planctus» d’Abélard: remarques sur le rythme musical du XIIe siècle // Romania 82 (1961), p.71-95

Weinrich L. Dolorum solatium: Text und Musik von Abaelards Planctus David // Mittellateinisches Jahrbuch 5 (1968), S.59–78.

Weinrich L. Peter Abaelard as musician // Musical Quarterly 55 (1969), p.295–312, 464–86.

Huglo M. Abélard, poète et musicien // Cahiers de civilisation médiévale 22 (1979), p.349–61.

Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр // Историко-философский ежегодник ’88. — М., 1988. — С. 57-71.

Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.

Гаусрат А. Средневековые реформаторы: Пьер Абеляр, Арнольд Брешианский / Пер. с нем.. — 2-е изд.. — М.: Либроком, 2012. — 392 с. — (Академия фундаментальных исследований: история). — ISBN 978-5-397-02423-5.

Ссылки

Абеляр в Православной библейской энциклопедии.

Глоссы к «Категориям» Аристотеля

Пьер Абеляр — Биография. Библиография. Высказывания

Диалог между Философом, Иудеем и Христианином

 

 

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике мифы и реальность, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Ирина Анастасиади. Элоиза и Абеляр. Большая любовь, или большое несчастье?!»

  1. Добрый день,уважаемая Ирина!
    Cпасибо за прекрасные публикации.
    С уважением и теплом.
    Ольга

    Нравится

  2. Блестящая статья. Интересный материал. Старые, как мир истории заставляют задуматься над тем на что способен человек.

    Нравится

  3. Ну и история! Вы великолепно показали, что то, что кажется людям обоюдной страстью, на самом деле является огромной болью для одного человека.

    Нравится

  4. Ирочка! Спасибо, дорогая моя, за Абеляра. Еще раз с нескрываемым удовольствием прочла твою статью. Горжусь тобой, твоей глубиной, четкостью в изложении фактов и твоей оценкой чувств твоих героев. Оценкой любви Абеляра, как примером мужского эгоизма. Ты — чудо во всех отношениях!

    Нравится

  5. Елена:

    Замечательный рассказ, Ирина. Я много раз слышала и даже писала об этой любви в стихах, но вот так подробно узнала о ней только сейчас. Очень признательна Вам за такой прекрасный очерк. С теплом, Елена

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s