Ирина Анастасиади. Элоиза и Абеляр. Великая любовь или безмерный эгоизм?!


 

 Abelard

Если бы он, Пьер Абеляр, философ и богослов, блестящий педагог, воспитавший нескольких римских пап, смог предположить, что любовь к девушке, годящейся ему в дочери, искромсает его карьеру, сделает его инвалидом и даже повлияет на его мировоззрения, которые он собственно и проповедовал, то он вероятнее всего, только бы посмеялся над подобным прогнозом. Но я не уверена, что он смог это сделать позже, когда случилось всё, что случилось.
Пьера Абеляра называли «занозой в культуре XII века». Пьер Абеляр, конечно же, — фигура неоднозначная. Католическая церковь осуждает его философско-религиозные сочинения как еретические. Историки-католики даже ныне клеймят Абеляра как врага церкви. Историки-протестанты восхваляют как раннего предвестника будущей реформации.

Когда Абеляр ещё верил в вынашивымые им идеалы этики он проповедовал вопросы сущности греха, верил в чистоту помыслов. И его выбор духовного пути означал для него безбрачие и целомудренный образ жизни. Впрочем, это не пугало Абеляра. Не пугало до того самого дня, пока он не влюбился в Элоизу…

Пьер Абеля́р или Абела́р (фр. Pierre Abailard/Abélardлат. Petrus Abaelardus) родился в 1079, в Ле-Пале, близ Нанта и умер 21 апреля 1142, в деревушке Пале близ Нанта, в аббатстве Сен-Марсель,  Шалон-сюр-Сон, что в Бургундии. Знаменитый французский философ (схоласт), теолог и поэт, Пьер Абеляр собирался было делать карьеру военного. Однако, непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике, побудили юношу посвятить себя изучению философии и схоластики. Уже в юном возрасте пристрастился слушать лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма. А уже в 1099 году прибыл в Париж, чтобы поучиться у представителя реализма — Гийома де Сабо.

Вскоре этот талантливый и страстный молодой человек стал соперником и противником своего учителя. И уже с 1102 года Абеляр сам читал лекции в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве. И число его учеников растёт с каждым днём. Так его бывший учитель, Гийом де Сабо становится его непримиримым врагом. Вскорости последний был возведён в звание шалонского епископа. Абеляр же к тому времени возглавляет училищем при церкви Богоматери и уже достиг апогея своей славы. Надо сказать, что Абеляр был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа римский Целестин IIПётр Ломбардский и Арнольд Брешианский.

И вот, этот человек встречает свою судьбу, Элоизу. О, это была непростая девушка! Она осиротела в раннем детстве и её воспитывал дядя — Фульбер — каноник парижского собора Нотр-Дам. Тот отдал маленькую Элоизу на воспитание в женский монастырь св. Марии в Аржантайль. Монастырь был одним из самых процветающих во Франции — девочка получила блестящее, небывалое для женщины тех времен образование. К тому же, эта девушка необычайно талантлива и стремится к знаниям.

Наступает 1117 год. 16-летняя племянница гостит у Фульбера, и каноник, гордый её успехами, не упускает случая продемонстрировать её таланты своим друзьям. Вскоре об эрудиции юной Элоизы в латинском квартале говорят не меньше, чем о блестящих лекциях Абеляра. Встреча этих двух незаурядных личностей, вероятно, была предопределена. Увидев Элоизу, Абеляр влюбляется в неё страстно. Как то так получилось, что Абеляр снял у Фульбера комнату и даже пообещал давать Элоизе бесплатные уроки.

И тут события начинают развиваться с устрашающей стремительностью. Страсть вдруг и навеки связывает этих двух людей неразрываемыми узами.  И вот — он, связанный обетом безбрачия, и юная, непорочная девушка, оба без излишних размышлений расстались с невинностью. Бедняжка Элоиза без смущения пишет в своём дневнике: «Есть ли на всем свете хоть одна королева или принцесса, которая не завидовала бы тем восторгам, которые я испытывала в постели с ним?»
Абеляр тоже был влюблён до умопомрачения. Даже во время лекций он видел перед собой свою возлюбленную. Путался в мыслях, с мечтательной улыбкой обрывал фразы, повторялся. Его ученики, разнюхавшие о его любви, добродушно хихикали.

Между тем Элоиза вдруг поняла, что скоро станет матерью. И тут Абеляр начинает себя вести непозволительно гадко. Чтобы скрыть беременность любовницы, Абеляр отвозит её в Бретань к своей сестре. Там Элоиза рожает сына. Родители дают новорожденному странное имя – Астролябий. Впрочем, ребёнок почему-то не вызывает в них нежных чувств. Они слишком заняты друг другом.

Меж тем, дядюшка Элоизы, преподобный Фульбер, узнав обо всех этих страстях, приходит в ярость. Абеляр обещает канонику обвенчаться с Элоизой, но при условии, что о свадьбе никто не узнает. Он беспокоится о своей репутации философа и схоласта. Каноник соглашается. Однако странная девушка Элоиза сопротивляется. Впрочем, их быстренько женят.

Дальше события начинают развиваться странным образом: и сразу после брачной церемонии новоиспеченные супруги расстаются. Элоиза продолжает жить у дяди. А Абеляр перебирается из дома каноника и продолжает читать лекции. Ему уже под сорок, ей ещё нет восемнадцати.

В Элоизу тычут пальцем, как в молоденькую девушку, живущую в любовной связи. Она же будто с гордостью переносит это унижение. Кто знает, что делалось в её учёной, но юной и неразумной головке?! Так проходит некоторое время. И нико не знает, как могли бы развиваться события дальше. Однако, случается так, что преподобный Фульбер не выдерживает испытание стыдом. И изменяет слову, данному Абеляру. Пытаясь сохранить доброе имя племянницы, каноник рассказывает друзьям и знакомым о тайном венчании.

Элоиза вне себя: странная девушка публично отрицает заявление дядюшки. Она даже умудряется устроить дяде бурную сцену. Раздосадованный, каноник сажает строптивую под замок. Абеляру приходится выкрасть жену и срочно увезти в монастырь в Аржантайль, чтобы избежать дальнейших толков. Элоиза и не помышляет о пострижении. Она даже уверена, что дядюшка сдастся и примет всё как есть. Удивительное поведение ддля того времени!

Абеляр навещает жену, хотя монастырский устав это запрещает. Но ведь Элоиза — гостья, поэтому добросердечные монахини сквозь пальцы смотрят на эти встречи. Влюбленные отдаются страсти в монастырских стенах. Абеляр винит себя за подобное бесстыдство, но Элоиза убеждает его, что никакое проявление любви не может быть постыдным. Знали бы они, что их ждёт… Но они не знали.

Расчёт любовников на то, что удалив Элоизу от недобрых глаз сплетников, Абеляр сможет вернуть авторитет, не оправдался. Кроме того, Фульбер по-своему оценил побег племянницы в Аржантайль. Оскорблённый опекун решил, что Абеляр укрыл Элоизу в монастырские стены и готовит девушку к постригу. А принятие девушкой монашества обычно сводит брак на нет. Он подозревает Абеляра в коварстве. Думает, и вполне возможно, что не беспричинно, что тот пытается скрыть свою запятнанную тайным грехом репутацию богослова, и что жаждет и впредь проповедовать истины, через которые давно уже переступил.

То, на что  решается Фульбер в отместку недостойному зятю, попахивает сумасшествием. Взяв с собой троих слуг и врача, Фульбер ночью прокрадываются в спальню Пьера. Накрепко привязав философа к кровати, его кастрируют. Но даже сам этот факт не удовлетворяет разъярённого каноника, наутро он с удовлетворением растрезвонил эту страшную весть всему Парижу.

Ученики и клирики, причитавшие над своим изувеченным мэтром, измучили его гораздо сильнее, чем физическое страдание и факт невосполнимой потери. «Я больше переживал от конфуза, — признался он своему дневнику. – Как я посмею показаться публично?» Но хуже всего для богослова было то, что оскопление ставило крест на его церковной карьере. Впрочем, именно на это и рассчитывал Фульбер. Ведь по закону евнухи не допускались в храм. Впрочем, к огромному удивлению Фульбера, другие священнослужители были неприятно поражены изуверством достопочтимого дядюшки, и сделали для Абеляра исключение, разрешив ему продолжать свои лекции, хоть он и был для большинства из них идейным противником.

Фульбера же лишили церковных должностей и личного имущества и поместили в сумасшедший дом, где бедняга вскоре скончался. Его наёмников наказали ещё строже. Их попросту кастрировали. А вдобавок выкололи глаза. Но уже ничто не могло помочь незадачливому супругу и погоревшему философу. В том же драматическом 1119 году Абеляр принял постриг. Но бедняга тяготился своим монашеством. Привыкший к славе, свободе и обеспеченному существованию, он решил не смотря ни на что возвратиться к тому образу жизни, который был для него слаще всего. Вероятно, слаще любви и страсти.

И он снова начал читать лекции. Боль от унижения и сознания собственной неполноценности придавал мыслям и речам Абеляра ещё большую остроту, словно он черпал силу в своей ущербности. Логика, с которой он распутывал самые тёмные догмы, стало отдавать дьявольщиной. Церковный суд завалили доносами на Абеляра, позволявшего себе, среди прочего, открыто утверждать, что «всякое знание есть благо, даже знание зла. Творить зло — грех, но знать его – благо. Иначе как Бог вообще может быть свободным от зла?»

И всё случившееся впоследствии, было вполне ожидаемо в те жестокие времена: Суассонский собор 1121 года объявил Абеляра еретиком. Он должен был своими руками сжечь свой трактат «Введение в теологию» и публично отречься от своих взглядов. Честно говоря, дёшево отделался, сказала бы я…

Абеляр делает всё, что ему было предписано решением собора. Но его страсть к занятиям философией и повседневному общению с учениками так сильны, что он, невзирая на все препятствия, создаёт сначала одну школу, потом другую. В конце концов в 1122 году в местечке Ножан-Сюр-Сен близ Труа на подаренной неким благодетелем земле философ с помощью учеников выстроил в глухом лесу небольшую молельню из камыша и нарек её «Параклиси» (по-гречески «там, где преклоняют колени»). Что ж! Вполне в его духе!

Отшельничество его, конечно же, было недолгим. Часовенка быстро обросла хижинами его учеников. Колония получилась весёлой, шумной, многолюдной. Школяры возделывали окрестные поля, обеспечивая эту маленькую колонию всем необходимым и усердно слушали его лекции. Так прошло два года. Однако слухи о вольной жизни этой странной колонии вызвали неудовольствие властей и, дабы сохранить её, Абеляр вынужден был её покинуть.

Тогда монахи одного из монастырей Бретани попросили знаменитого богослова стать их аббатом. И 48-летний Пьер согласился. Это была совершенно неудачная мысль. И конечно же, он не смог поладить со своей паствой. В результате: на его жизнь покушались дважды. Абеляр был вынужден покинуть монастырь. Вероятно именно в то время он решил написать «Historia Calamitatum» («История моих бедствий»). Кто, впрочем, был виноват в этих бедствиях? Похоже, Абеляр винил кого угодно, только не себя.

А что же Элоиза? Сначала она восприняла жизнь в монастыре необходимой бедой. Однако, очень скоро поняла, что ей суждено навсегда остаться в его стенах. Абеляр безжалостно настаивал на том, чтобы она приняла постриг. И она покорилась единственному мужчине, которого любила. Но много лет её письма к Пьеру были пропитаны отнюдь не монашеским жаром. Несчастная писала: «Ты мой Бог… ты единственный обладатель моего тела и моей души… если она не с тобой, то её нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может».

Не знаю, осознавала ли она, что пишет она не тому неистовому любовнику, каким он был ещё не так давно, а суровому самолюбцу. Абеляр отвечал ей очень оригинально: «Я… позаботился послать тебе псалтырь. По псалтырю ты, конечно, сможешь непрерывно возносить Господу жертву молитвы за великие и многие наши прегрешения…» Заботливый супруг, он настойчиво просит Элоизу молиться о спасении… его души. Вероятно, ему было приятно думать о своей недавней подруге, как о своей соблазнительнице. Впрочем, наставления Абеляра принесли некоторые плоды. Молодая женщина смирилась, стала проявлять любовь к Богу. А  со временем даже стала аббатисой приютившего её монастыря.

Абеляр умер в 1142 году. Он завещал своё тело той, кому оно по праву принадлежало – Элоизе. Как он написал в завещании: «дабы она распорядилась им по собственному усмотрению». Тело его Элоиза велела похоронить в Параклите. Выполняя волю покойного, аббатиса каждый день молилась об успокоении души своего возлюбленного. Спустя двадцать два года Абеляр открыл ей объятия, дабы принять в них супругу.
На одном из домиков для священнослужителей собора Нотр-Дам-де-Пари до сих пор красуется надпись: «Здесь жили истинно любившие Элоиза и Абеляр. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118».

800px-AbelardHeloiseTomb

А вот здесь, на кладбище Пер-Лашез, в усыпальнице сегодня покоятся тела двух любовников. Рядом. Наперекор времени. Наперекор людской злобе и преступлениям.

И кто, скажите, во имя Господа, виноват в их страшной судьбе?!

Библиография

Machabey A. Les «Planctus» d’Abélard: remarques sur le rythme musical du XIIe siècle // Romania 82 (1961), p.71-95

Weinrich L. Dolorum solatium: Text und Musik von Abaelards Planctus David // Mittellateinisches Jahrbuch 5 (1968), S.59–78.

Weinrich L. Peter Abaelard as musician // Musical Quarterly 55 (1969), p.295–312, 464–86.

Huglo M. Abélard, poète et musicien // Cahiers de civilisation médiévale 22 (1979), p.349–61.

Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр // Историко-философский ежегодник ’88. — М., 1988. — С. 57-71.

Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.

Гаусрат А. Средневековые реформаторы: Пьер Абеляр, Арнольд Брешианский / Пер. с нем.. — 2-е изд.. — М.: Либроком, 2012. — 392 с. — (Академия фундаментальных исследований: история). — ISBN 978-5-397-02423-5.

Ссылки

Абеляр в Православной библейской энциклопедии.

Глоссы к «Категориям» Аристотеля

Пьер Абеляр — Биография. Библиография. Высказывания

Диалог между Философом, Иудеем и Христианином

 

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике мифы и реальность, статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 отзывов на “Ирина Анастасиади. Элоиза и Абеляр. Великая любовь или безмерный эгоизм?!

  1. Добрый день,уважаемая Ирина!
    Cпасибо за прекрасные публикации.
    С уважением и теплом.
    Ольга

  2. Блестящая статья. Интересный материал. Старые, как мир истории заставляют задуматься над тем на что способен человек.

  3. Ну и история! Вы великолепно показали, что то, что кажется людям обоюдной страстью, на самом деле является огромной болью для одного человека.

  4. Ирочка! Спасибо, дорогая моя, за Абеляра. Еще раз с нескрываемым удовольствием прочла твою статью. Горжусь тобой, твоей глубиной, четкостью в изложении фактов и твоей оценкой чувств твоих героев. Оценкой любви Абеляра, как примером мужского эгоизма. Ты — чудо во всех отношениях!

  5. Елена:

    Замечательный рассказ, Ирина. Я много раз слышала и даже писала об этой любви в стихах, но вот так подробно узнала о ней только сейчас. Очень признательна Вам за такой прекрасный очерк. С теплом, Елена

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s