Ирина Анастасиади. Дед Мороз — мифы и действительность

Ded_Moroz

Всем известно, что Дед Мороз — главный сказочный персонаж на празднике Нового года. То, что известно не всем, это то, что наш дедушка является восточнославянским вариантом рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии он был олицетворение зимних морозов. Ну а сегодняшний образ Деда Мороза, как обязательного персонажа новогоднего праздника, сформирован в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь было разрешено встречать Новый год с праздничной елкой.

Мороз, как природная стихия, персонифицировался восточными славянами, в образе невысокого старичка с длинной седой бородой. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, сказках и поговорках. В славянских сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника героев, выступая под прозвищами «Студенец» или  «Трескунец». Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывались с будущим урожаем. Об урожае судили по силе рождественских  или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «кликанья мороза». Его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков меж тем, кутья — традиционная поминальная еда у множества национальностей. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце.

В художественную литературу Дед Мороз, как литературный герой, входит в 1840 г., с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Среди прочих, Одоевский написал сказку «Мороз Иванович», где впервые дана литературная обработка фольклорного образа деда Мороза. Впрочем, созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. А действие в сказке происходит не в канун Рождества и не на Новый год, а весной. Мороз Иванович Одоевского живёт в ледяной стране, вход в которую ведёт через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. В этой сказке, согласно фольклорному образу, дед Мороз не делает подарков, хотя может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-преседой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает, как Морозко заморозил старухину дочь в сказке, а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку.

486px-Дед_Мороз

В сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у на западе. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт», святой Николай  или «дедушка Николай» , но это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и только к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррикасказка о Морозке становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (King Frost).

После революции Дед Мороз, вместе со всеми традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. Как мы уже говорили, в советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. А уже в первом в СССР Харьковском Дворце пионеров 31 декабря 1935 прошла первая в СССР новогодняя ёлка.

Отношение русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы, в частности, зимы и мороза, и волшебник противоречит христианству. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 г. действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён на территории парка «Огни Мурманска».

Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с карельского диалекта Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.

Но так или иначе, каждый год дед Мороз радует нас своим визитом.

Об авторе Международный литературный журнал "9 Муз"

Международный литературный журнал "9 Муз". Главный редактор: Ирина Анастасиади. Редакторы: Николай Черкашин, Владимир Спектор, Ника Черкашина, Наталия Мавроди, Владимир Эйснер, Ольга Цотадзе, Микола Тютюнник, Дмитрий Михалевский.
Запись опубликована в рубрике мифы и реальность с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 отзыва на “Ирина Анастасиади. Дед Мороз — мифы и действительность

  1. Ольга:

    Замечательная история про Дедов Морозов! Полезна, как взрослым,так и детям!

  2. Вячеслав:

    Много познавательного в этом исследовании. Хотелось бы даже прочитать больше про всех существующих Морозов.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s