Владимир Дембо. Воспоминание о «Касбе»

image-30-11-15-10-19-7.jpeg

ЗАСЛУЖЕННОЕ  СЧАСТЬЕ

 Немало симпатичных историй связано у меня с тель-авивским рестораном «Касба», в котором я проработал 4 года. С замечательным, очень дорогим рестораном с французской кухней. Уже само попадание туда можно было бы назвать чудом, но это чудо я сделал своими руками, в самом прямом смысле. И вот как это получилось.

1991 год. Первые месяцы эмиграции. Чтобы составить себе представление о перспективах моей работы в Тель-Авиве, я весь город (!) обхожу пешком: ищу рестораны, кафе, бары с роялями или пианино. Таких мест в городе довольно много: местные жители музыку очень любят и прекрасно знают! Но в то смутное время, 1990-1991 годы, в Израиль приехали из СССР 11.000 пианистов (!), и найти любое рабочее место по специальности было практически невозможно. Безусловно, это явилось трагедией для тысяч людей и, конечно, не только для пианистов: скрипачей было едва ли не больше… Поэтому то, что на протяжении восьми лет жизни в Тель-Авиве я работал пианистом в четырёх (!!) местах, причём до последних дней проживания там, можно, положа руку на сердце, назвать редчайшим счастьем!

Зайдя в «Касбу» и познакомившись с её хозяином, я сделал то, что делал и в других местах: предложил поиграть вечером для посетителей полчаса-час бесплатно. Но хозяин ресторана, Эмиль, интеллигент, 75-летний красавец, свободно говорящий на 8 языках, сказал, что их пианист работает у них уже 35 (!!) лет, и пианист он — очень хороший. Правда, играет он только раз в неделю, но больше ресторану и не нужно.

Что можно было на это ответить? Я поблагодарил Эмиля за беседу, дал ему свою визитную карточку и сказал, что всегда буду ждать его звонка! Эмиль улыбнулся – ОК, и мы расстались. А через месяц-два, устроив-таки небольшой показательный концерт и заслужив горячие аплодисменты, я нашёл место пианиста в прекрасном художественном кафе «Белая галерея», расположенном на одной из главных площадей города, ровно напротив входа в филармонию! К сожалению, моих рабочих дней было всего два в неделю, и только по 3 часа, но всё-таки я работал пианистом! И для любителей музыки, которые не желали расставаться после концертов в филармонии и мгновенно заполняли наше элегантное и просторное, мест на 60, кафе, я снова создавал чудесный музыкальный мир из произведений Шопена, Листа, Рахманинова, Чайковского, Моцарта, Дебюсси, Скрябина… Играл также знаменитые и всеми любимые песни: русские, грузинские, итальянские, еврейские, французские, американские… В общем, играл и играл, и совсем забыл про «Касбу». Но она про меня не забыла.

В один из вечеров, примерно в полвосьмого, в нашей первой съёмной квартире раздался телефонный звонок, и я услышал взволнованный голос Эмиля:

— Шалом, Владимир! Как дела? Как девочки?

Он читал о нашей семье в газетах и знал о существовании Нади и Леночки.

— Спасибо, Эмиль, всё нормально. Как ты?

На иврите «ты» и «вы» звучит одинаково, что всегда создаёт атмосферу некоторой человеческой близости.

— Спасибо, тоже всё в порядке, кроме одного: сегодня вечером новый мэр Тель-Авива, Рони Мило, устраивает у меня в ресторане банкет по поводу вступления в эту должность, а мне только что позвонил наш пианист и сообщил, что не может подняться с постели: у него тяжёлый грипп! И я очень тебя прошу, Владимир: ты не можешь сегодня прийти и играть?

— Когда я должен начать?

— Через полчаса!

— Эмиль, я уже достаю из шкафа фрак. Жди меня!

— Спасибо, Владимир, спасибо!

И вот я лечу в «Касбу»…

Что тут можно сказать? До глубокой ночи я играл всё, что учил последние 30 лет (!), и публика была замечательная: много раз мне приходилось вставать и раскланиваться. А когда вечер закончился и огромный зал опустел, Эмиль подошёл ко мне, обнял и сказал:

— С завтрашнего дня, Владимир, ты будешь работать у меня, причём все 7 дней в неделю (!!).

— Господи, Эмиль, а что будет с твоим пианистом?

— Это моя проблема.

— А что я буду делать с «Белой галереей»?

— А вот это уже твоя проблема. Завтра утром ты придёшь в кафе к хозяину и объяснишь ему, что я, Эмиль Гатлан, пригласил тебя к себе. И попросишь расчёт.

Так я начал работать в старом и знаменитом ресторане «Касба», где бывали замечательный музыкант и меценат Владимир Спиваков, талантливый и интереснейший Александр Бовин, всемирно известный дирижёр Зубин Мета, легендарный израильский военачальник Моше Даян, уникальная женщина, премьер-министр Израиля Голда Меир и многие-многие другие…

 

                                   

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике эссе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

