Ирина Анастасиади. Тинос. Остров чудесных исцелений

Тинос. Киклады. Греция.

                                        ДЫХАНИЕ ТИНОСА

 гавань Тиноса

Медленно отворяется люк корабля-города и в его железное чрево врывается разъяренный Борей. Это – дыхание Тиноса. А на нас уже надвигаются золотые, выгоревшие под жарким солнцем террасы, оправленные в стены из камней и, белый, раскинувшийся, как гигантская чайка, город, вместо сердца имеющий Храм Евангелистрии (Благовещения). Храм этот горит холодным, желтым огнем среди белого города, приковывая к себе взгляды. И текут сюда толпы пилигримов. Здоровые и страждущие, большие и малые торопятся поделиться с Пречистой Девой всем тем, что лежит у них на душе. На что надеются они? А на что, собственно, надеется каждый из нас? На то, что завтра будет лучше, чем вчера. Что, возможно, и с ними случится чудо. Что жизнь станет лучше, судьба – добрей.

Надо сказать, что все на этом острове связано с чудом: начиная с факта соседства Тиноса с источником сильнейшей энергии – Делосом, и кончая непосредственным местом исцеления страждущих – Храмом Пресвятой Девы Евангелистрии. Принято считать, что Тинос стал местом паломничества сразу после того, как в 1823 году была найдена икона Пресвятой Девы Евангелистрии, следуя указаниям самой Богоматери, открывшей монашке Пелагие местонахождение ее…

Впрочем, попытаюсь рассказать обо всех событиях по порядку. Женский монастырь Успения Богородицы, Повелительницы Ангелов, что находится в местечке Кехровуни, близ деревушки Кехро, живет своей особенной жизнью. Монастырь этот является на сегодняшний день одним из наиболее посещаемых мест в мире. По подсчетам статистиков, более миллиона человек в год преклоняет колени в келье монашки Пелагии, удостоившейся посмертно чести быть причисленной к сонму Святых.

Монастырь  подчиняется непосредственно Византийскому Патриархату и носит характер некинобийного. Это значит, что каждая монашка самостоятельно зарабатывает себе на жизнь, сама готовит, и живет в отдельном домике. Именно в этом монастыре прожила Пелагия до глубокой старости. Именно в эту, скромной келью ее, явилась ей в видениях сама Богородица.

Тинос с древнейших времен был религиозным центром. Уже в классический период сюда съезжались греки, дабы поклониться Посейдону. С тех пор характер острова не изменился, об этом свидетельствуют тысячи церквей и часовен, разбросанных по всему острову. Тинос всегда был местом паломничества, и скорей всего, навсегда им и останется. Ибо сама атмосфера его и магнитные поля действуют на людей самым изумительным образом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

                                               ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Но прежде, чем начать свой рассказ о чудесах, я хотела бы сделать маленький экскурс в историю Тиноса. Считается, что Тинос взял своё нынешнее имя от своего основателя, царя по имени Тинос, ионийца, происхождение которого прослеживается из города Карья Малой Азии. Аристотель утверждает, что остров звался, или прозывался Идруссой, из-за большого количества источников воды, а некоторые уверяют, что имя острова было Офиуса, из-за большого количества змей на острове. Хотя многие ученые не согласны с подобной трактовке слова «фидес» (корень от «офиуса»), отнеся происхождение имени к виду кедра. Ибо именно этот вид кедра покрывал большую часть острова, а на сегодняшний день в большом количестве встречается в районе Панормоса. Этот вид древесины тиноссцы употребляли в строительстве крыш для домов и загонов для скота из-за стойкости последнего, а не подвержен порче от жучков или сырости.

Аристофан упоминает Тинос и дает ему характеристику «Скордофорос», из-за распространенного на острове особого вида чеснока, который не делится на дольки. Каллимахос зовет остров «Агасуса». Димосфенис  и Эсхинос зовут — «Эруса». Сегодня Тинос, кроме своего официального имени, знаком туристам, как остров Эола из-за царствующих здесь ветров. Как и всё в Греции, Тинос в истории Греции связывают с определенными  легендами. Гора под названием Чикнья упоминается в легендах Древней Греции больше всех других мест на  Тиносе. Еще до того, как гору эту назовут домом Эола, она звалось Гире Петра. Ибо одна из 12 народностей Тиноса, населяющая в то время остров в районе этой горы, звалась Гиреес.

Апполонодор расскаывает, как во время похода Аргонавтов в Колхиду (нынешнюю Грузию), корабль «Арго» бросил якорь близ Тиноса. История гласит, что Геракл был страшно зол на двоих сыновей Борея, сына Эолова и Орисии – Зитиса и Калаина, за то, что они погубили его друга Ила. И вот, в порыве праведного гнева, Геракл погнался за братьями Зитисом и Калаином и убил их. Узнав о страшной участи Зитиса и Калаина, Эол так загоревал, что упустил из власти своей все подвластные ему ветры, которые и властвуют до сих пор на острове. Похоронив тела молодых людей на Чикнье, повелитель ветров воздвиг на могиле громадные мраморные колонны. И когда боль его становилась невыносимой, колонны эти дрожали так, что даже земля на острове ходила ходуном.

Другой миф основан на сказаниях Гомера. В «Одиссее» в частности, описывается, как Эандас из Локриды, возвращаясь из похода в Трою, потерпел кораблекрушение у берегов Тиноса. При этом, он употребил непристойные выражения в адрес Посейдона, защитнику и покровителю Тиноса. Рассердившись не на шутку, бог Моря, догнав оскорбителя который убежал от гнева морского божества на гору Чикнья, где и покарал его смертью. Еще один миф утверждает, что именно на этой горе когда-то находился древний храм, где поклонялись Богу ветров Эолу, или Борею. Именно от слова «чикнья», что значит дым от жертвоприношений, и произошло имя этой сегодня незаселённой горы. Это утверждение не лишено оснований, ибо в этом месте археологами найдено большое количество черепков церковной посуды античных времен. Во всяком случае, абсолютно ясно, что уютно укрывающаяся облаками, гора Чикнья укрывает от любопытных взглядов дом Эола.

Так или иначе, археологические раскопки свидетельствуют о том, что Тинос был заселен еще с доисторических времен. Первыми жителями острова считают народность Корес. Наидревнейшее поселение времён Медного века (3 000-2 300 д.Р.Х). было найдено на том месте, которое сегодня носит название Вриокастро. Именно эта эпоха характеризуется военными крепостями типа Вриокастро.

Недалеко от деревни Пиргос, возле церкви Св. Феклы были найдены Микенские захоронения. Меняются времена и лицо острова меняются вместе с ними. Сила Древней Греции шла на убыль и наступил период, названный Темными Веками. Этот период нестабильности был характерен пиратскими набегами с моря. И именно по этой причине деревни на Кикладах имеют вид крепостей, в которых можно укрыться от Морского Народа. В   крепостных стенах в месте Эксомбурго на Тиносе, явно прослеживаются остатки кладки Циклопических стен, легших в древнюю кладку. Найденное недавно захоронение у деревни Кардиани, относится к Геометрическому Периоду, а это 9-8 века до Р.Х. При раскопках найдено множество предметов быта той же эпохи.

В Античные времена, около 7 века до Р.Х., Тинос был заселен в её центральной части, там, где сейчас находятся развалины крепости Эксомбурго. Именно там известный археолог прошлого века Н. Кондолеондос обнаружил храм Великой Богини, имя которой позднее стало — Демитра (правильно — Димитра). Там же, возле  развалин найдены следы крепостных стен того же периода. В 6 веке до Р.Х. и в последующие за ним Классические времена, при сравнительном мире, столица острова снова переместилась под влиянием обстоятельств ниже, поближе к морю. А именно, ближе к тому месту, где сегодня высится Храм Божьей Матери Евангелистрии Тиноса. Именно к этому периоду относится один из самых интересных памятников, оставшимся с тех времен на острове. Это водопроводная сеть Писистратио, сохранилась в идеальном состоянии и которую и сегодня можно видеть в местечке Линопис. Построена она в 549-542 годах до Р.Х.  Именно по ней, вплоть до 1934 года, снабжалась водой столица Тиноса.

На морском побережье, недалеко от города в местечке Кионья были найдены  развалины Храма Посейдона и Амфитриты. Этот бог покровительствовал не только погоде на море, но и был известен как покровитель лекарей. При храме был найден госпиталь. А возле госпиталя были найдено множество мраморных плит, на которых страждущие когда-то высекли удивительные истории своего исцеления. Описаны там и редчайшие для того времени операции, которые производились в то далёкое время врачами Тиноса. После смерти Александра Македонского, а именно в 338 до Р.Х., Филипп Второй захватил Киклады. Таким образом, остров стал частью гигантской империи, оставшейся в наследство от этого великого героя. В году 300 до Р.Х. Тинос освободился.

Знаменательно, что в 270 до Р.Х. , за много веков до постройки храма Благовещения, Тинос получил Титул Священного острова именно потому, что считался местом, где происходили массовые излечения. В 146 до Р.Х. на острове власть захватили Ромейцы, и Тинос стал частью Епархии Средней Азии. В средние века, Тинос все время переходил из одной кабалы в другую. Здесь правили то Арабы, то набегали Сарацины и ГотыВо время первых же Крестовых походов острова Киклад, и Тинос вместе с ними, попали в кабалу рыцарей. Тогда Тинос, вместе с соседним Миконосом, захватили братья де Гиз — Андреас и Иеремиас. Первым делом, де Гизы отстроили крепость Эксобурго, дабы укрепить оборону острова.

 

герб, над восточным входом

                      1771-1774 гг.  Русское присутствие на Тиносе

В 1771-1774 гг. острова Киклад были освобождены от турок братьями  Алексеем и Фёдором Орловым.  Русские императоры уже не раз предпринимали попытки спасти Грецию от Оттоманского ига. На призывы греков о помощи первой откликнулась царевна Софья, обещавшая соединиться с силами восставших против турок единоверцев, а затем с теми же обещаниями выступил и Петр I. К несчастью, крымские походы Голицына окончились неудачей, а Прутский поход Петра (поход на реку Прут) едва не стал катастрофой.

И только в середине XVII в. попытки эти обрели реальный смысл, когда единоверная Россия начала демонстрировать свои военные успехи в войнах с турками. С первых же успехов Екатерины II в русско-турецкой войне надежда об освобождении греков русским народом приобрели актуальность. Братья Орловы горячо сочувствовали религиозно-политической идее освобождения греков с помощью русского оружия. В силу этого,  Алексей Григорьевич Орлов и был облечен обязанностью подготовить восстание греков. После того, как Русские разбили турок в Чесменской битве в июне 1770 г. Основной базой Российского флота стал остров Парос. Кроме того, укрепленную базу российский флот создал так же на соседнем с Тиносом — Миконосом. А уже весной 1771 г. Восточное Средиземноморье стало неофициально называться Архипелагским княжеством. Хотя у этого княжества еще не было ни международного признания, ни собственного законодательства, для его жителей наступали, казалось, новые времена.

Северную часть Архипелагского княжества составили острова: Миконос Скиатос, Скирос, Андрос, Тинос и Сирос. По приказу графа Орлова в Архипелаге разрабатываются нормы свободной торговли греков в Средиземноморье. И Тинос, наконец,  узнал годы культурного расцвета и расцвета торгового. Интересно, что русские историки того времени называют просвещенными жителей островов Тиноса, Сироса, Миконоса, Наксосса и Патмоса, население которых были втянуты в морскую торговлю.

Архипелагское княжество прекратило свое существование в 1774 — начале 1775 г. после заключения Кючук-Кайнарджийского мира и ухода российского флота из Восточного Средиземноморья. Собственно, то, что острова Архипелага сохранить для России будет трудно, если не невозможно, обсуждался уже давно на Совете при Высочайшем дворе, при подготовке российских предложений к мирному конгрессу. И в самом деле, при мирных переговорах,как и предупреждал. Алексей Григорьевич Орлов, проект мирных соглашений России встретил непримиримые возражения со стороны Пруссии и Австрии, взявших на себя роль посредников в установлении мира, что на требованиях территориальных приобретений в Средиземном море на Фокшанском конгрессе решено было не настаивать. В ходе переговоров в Фокшанах (1772 г.) об Архипелагских островах турки в лице рейс-эфенди предложили даже обменять их либо на Азовский уезд, либо на Азов и Кабарду;

Впрочем, и в Фокшанах в 1772 г., и в Кючук-Кайнарджи в 1774 г. стало очевидно, что Архипелагскому княжеству уготована роль разменной монеты. Надо было уступать. Спорили только о цене. И с сожалением, Екатерине II пришлось довольствоваться одним лишь блеском триумфов и честью Чесменской победы. Однако когда Архипелаг уже покинули российские суда, Екатерина привлекла мастеров к проектированию серии памятников, дабы увековечить четырехлетнее господство России над островами Парос, Андрос, Тинос, Кея, Термия и др.

Многочисленные исправления, сделанные рукой самой императрицы при составлении мемориальных надписей, показывают, какое значение приобрело для нее владение Архипелагским княжеством. Таким образом, Средиземноморская операция превращалась в важный национальный символ и мифологизировалась. Целью экспедиции считали помощь единоверцам, что и подтверждала надпись на обелиске, посвященном победам в Морее:

из рукописи того времени, правописание сохранено:

«По повелению императрицы Екатерины Второй создан сей столп на память первого шествия российского ваеннаго флота в Средиземное море в 1769 году для вспоможения благочестивых греков и освобождения их от ига нечестиваго турка под командою адмирала Григория Спиридова; предводитель сухапутнаго же на оных кораблях войско был генерал граф Алексей Орлов и под ним брат его граф Федор Орлов»

            ИСТОРИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ

Все события имеют свое место в истории и часто даже вызваны именно исторической необходимостью. А так как новейшая история Тиноса связана именно с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения, то и вся эта глава будет непосредственно связана с ней самой и с Её Храмом.

tinos-икона

Острова Киклад с 1207 года и в течение нескольких столетий находились под Венецианским протекторатом. Им на смену явились Турки, отвоевавшие острова Киклад у венецианцев в 1725 году. Они имели на Тиносе всего лишь несколько воинов, да офицера, собирающего дань. Поэтому, когда в 1821 году Греция поднялась в Освободительном Движении против турецких захватчиков, тиноссцы прогнали турок с острова в одночасье. Но во всей остальной Греции борьба предстояла долгая и кровопролитная. А тут, на свободном Тиносе в 1823 году, вдруг, находят священную икону Пречистой Девы Евангелистрии, и это становится для греков знаком того, что сама Матерь Божья  благословляет их борьбу.

Немедленно, по всей Греции начинают собирать средства на постройку храма. И в церковь Св. Николаоса, в которой временно приютили священную икону, уже потянулись первые пилигримы. В том числе – и руководители освободительного движения – Канарис, Миаулис, Караискакис, Макрияннис, Колокотронис, Никитарас Сюда, на свободную, гордую землю, стремились попасть остальные жители Киклад, греки из Малой Азии, с Крита и других мест некогда Великой Греции, для того, чтобы поклониться Пресвятой Деве, покровительнице освободительного движения. Ибо они уверены теперь, что сама Матерь Божья покровительствует их борьбе. Ведь небом было послано столько знамений!

Итак, здесь на свободной земле Тиноса, греки из всех уголков закабаленной еще Греции вдруг осознают, что они едины, как не были они едины, вот уже почти два тысячелетия. И объединяют их единая Вера и единая Родина. Покидая Тинос, эти люди увозят с собой уверенность в победе над захватчиками. И так глубока, так прекрасна их вера, что ею заражаются и их соотечественники. Борьба по всей Греции шла кровавая, Тысячи женщин, детей, стариков, бегут в те годы от турецкого меча. И Тинос принимает сотни  беженцев из  Псара, из Касо, с Крита и из Малой Азии. А Храм Пречистой Девы протягивает им руку помощи, помогая обосноваться на острове.

Собственно, все годы, что идет Освободительное Движение, специальная Комиссия Правления, созданная при Храме  Евангелистрии, помогает своему народу всем, чем может. Страна нуждается в регулярной Национальной Армии – руководство Священный Фонд Евангелистрии предлагает своему правительству экономическую помощь. Когда на Крите идет беспощадная борьба, Фонд поддерживает своих соотечественников экономически и морально. Когда молодое Греческое государство организовывает Университет – Храм Благовещения считает своим долгом внести в это дело и свою лепту. И вот, 25 марта 1912 года со ступенек Храма Пресвятой Девы Евангелистрии епископ Сироса и  Тиноса – Афанасий провозглашает независимость Греции.

Знаменательно, что день провозглашения этого праздника совпал с празднованием Евангелизма, а также с Ортодоксальной Пасхой. И этот факт подтверждал, что Богоматерь и впрямь покровительствовала освободительному движению. К сожалению, не все народности, говорящие на греческом языке и бывшие когда-то частью Великой Греции, были освобождены от захватчиков. И случилось так, что именно в тот день, 25 марта 1912 года, боевой корабль «Аверов» прибыл отдать дань почтения Богородице в день ее празднования. А после праздника, «Аверов» отправлялся на Балканы, дабы принять участие в боевых действиях.

А пока епископ благословлял корабль, экипаж опустился на колени, загадывая сокровенное желание. И оно, конечно же, исполнилось. Еще одна провинция была отбита у турок и присоединена к своей исконной  родине – Греции. Все эти чудеса утвердили людей во мнении, что Тинос является центром Ортодоксального Христианства Греции. Пирр Фессалийский, врач и философ, в своем историческом труде упоминает, что ещё в 1821 году, накануне праздника Евангелизма, житель Тиноса – Михалис Полизонис, 80 лет от роду, увидел во сне Божью Матерь, которая обратилась к нему со словами: «Ступай на участок земли, принадлежащий Антонию Доксара, и возведи там церковь на руинах прохристианского храма. А я помогу всем, кто возьмётся за ее строительство».

Михалис Полизонис проснулся, перекрестился и, решив, что видел сон, приготовился спать и дальше. Но сон не шел к нему. И он все думал и думал над словами Пречистой Девы. И тогда, словно для того, чтобы он понял всю важность видения, Матерь Божья предстала перед ним, одетая в белоснежную одежду и окруженная серебристым сиянием. На этот раз обратилась она к старцу строго:

— Чего боишься? Или не признал меня? А может, страх твой – результат недостатка веры? Так знай, все, что я поручила тебе, следует исполнить немедленно. Ступай на тот участок, о котором я говорила тебе и найди икону с моим изображением. Она должна лежать там, под слоем земли. — С этими словами Богородица исчезла.

Старик поднялся и стал размышлять, к кому лучше всего обратиться. И решил пойти прямо к Митрополиту. Последний, впрочем, выслушал его с недоверием. Показалось ему, что старик  просто увидел сон. И напрасно старый Михалис уверял священнослужителя в том, что если в первый раз Пресвятая Дева и явилась к нему во сне, то во второй раз он вовсе не спал. Обеспокоенным вышел Михалис Полизонис от священнослужителя. «И все-таки, должен же найтись кто-нибудь, кто поверит мне!» И всякий раз, останавливаясь, он рассказывал то, что случилось с ним этой ночью. Поверили ему двое. Втроем они разработали план. Вечером, когда стемнело, они пробрались на участок, принадлежащий Антонио Доксара  и стали копать.

Но участок был большой, копали они неглубоко. К тому же их сбил с толку тот факт, что в какой-то момент они нашли остатки античной стены. Причем, они не поняли, что именно они нашли, и принялись было вынимать из стены огромные мраморные камни, пытаясь найти икону среди них. А когда над Тиносом взошел рассвет, щедро крася небо, море и землю розовой дланью своей, они в спешке собрали свои лопаты и кирки. И ушли восвояси, донельзя разочарованные. А меж тем, все та же сила уже направляла волю никем неизвестной монахини…

В местечке  Кехровуни, что лежит вблизи деревушки Кехрос, в монастыре Успения Богоматери, Повелительницы Ангелов, построенном в  десятом веке, принимает постриг девица Лукия Негрепонти, принимая имя Пелагия. Именно ей предстоит быть посвященной в ранг святых. Монахини Кехровуни очень скоро обнаруживают, что Пелагию отличают три качества: ясновидение, скромность и аскетизм. И именно эти качества помогли ей завоевать уважение других монашек. И вот, 9 июля 1822 года было Пелагие видение: явилась ей во сне Богоматерь и объяснила, (как впрочем, уже объясняла Михалису Полизонису) что на холме, близ пристани, среди развалин сожженной Сарацинами церкви, выстроенной на развалинах храма Диониса, находится икона, способная исцелять людей. И что необходимо поспешить со строительством церкви, куда и должна быть  помещена  эта икона.

Пелагия проснулась в страхе. Сомнения грызли ее. Что делать?! Она не знала. Скрыв свое видение, она продолжала обычную жизнь. Ровно через неделю, однако, в воскресную ночь было ей новое видение. И снова Пелагия промолчала, не  представляя себе, как ее, простую монашенку, могла выбрать своей вестницей сама Матерь Божья. Но 23 июля 1822 года Пресвятая Дева явилась ей во плоти. На этот раз она была в ярости. «Если ты и на этот раз не послушаешься меня, то я нашлю на остров холеру!» – заявила Богоматерь Пелагие. Пелагия тут же помчалась к игуменье и рассказала о своих  видениях. Игуменья слишком хорошо знала монашку, чтобы сомневаться в ее правдивости. И тут же послала ее к Стаматело Кангадису, председателю комиссии монастыря, жившего близ монастыря, в деревне Карья. Тот очень внимательно выслушал монашенку и посоветовал обратиться за советом к Митрополиту Гавриилу.

В те годы, и до самого 1833 года Тинос был Митрополией. (сегодня Митрополия  находится на Сиросе, столице Киклад и зовётся Митрополия Сироса, Тиноса, Наксоса и др.). Вот каким образом случилось, что Пелагия смогла быть немедленно принятой Митрополитом Гавриилом. Этот необыкновенный человек сразу же вспомнил  недавно случившийся с ним эпизод. Вспомнил, как некоторое время назад дядюшка Гюзес рассказал ему, что во времена Венецианского протектората земельный участок  Доксараса, о котором было столько разговоров в последнее время, был частью Великого Княжества.

— И в ближайшем будущем, — добавил тогда дядюшка Гюзес, — это место вновь превратится в Княжество.

— И что это будет за княжество? – удивился Митрополит.

— Княжество, куда станут приезжать люди со всего света, чтобы преклонить колени.

Тогда Митрополит вспомнил и про видения Михалиса Полизониса. И вот теперь Пелагия только подтверждала всё услышанное им ранее. Тогда он объявил о чудесном видении Пелагии во всеуслышание. И тут же собрав всех членов правительства Тиноса, священнослужителей и народ Тиноса, повелел найти чудесную икону. Присматривать за работами по раскопкам, было поручено Стаматело Кангадису. Тогда же, в 1822 году начались поиски разрушенной церкви. Два месяца искали развалины, но найдены были только остатки античной стены, которую до них обнаружили Полизонис со своими друзьями. Люди разочаровались и бросили поиски иконы.

Tinos крестный ход

Вот тогда на Тиносе началась  эпидемия холеры. Об этой эпидемии рассказывает в своем историческом труде Спиридонос Трикупис. Люди решили, что холера была послана на остров в наказание за  нарушение воли Пресвятой Девы. Поиски начались снова. 1 января 1823 года церковь, наконец, была найдена. И тут случилось первое чудо. Церковь решили окропить святой водой, кликнули мальчика и приказали сбегать за водой. «Да зачем мне куда-то бежать? — спросил мальчик. — Воды вон сколько!» И указал на колодец, который лишь несколько минут назад был совершенно сух.

Тогда Митрополит поблагодарил Бога за чудо, больные омылись этой водой и многие выздоровели. Выяснилось, что найденная церковь была храмом Зоодоху Пигис (Источник Жизни). Храм решили восстановить. Эта находка символизировала победу над холерой. Значит, несчастья перестали преследовать народ тиноский. Это событие воодушевило людей. И храм рос с каждым днем. Рос на развалинах некогда сгоревшей церкви, в которой нашли изумительной работы мраморные колонны, дивный амвон, и многое, многое другое. Все эти чудеса сохранили, очистили и установили вновь.

И только икона, о которой говорила Матерь Божья, не нашлась. Оставалось только надеяться, что она находится неподалеку и найдется в процессе строительства. Так это и случилось. 30 января того же года мастеровые из деревни Фалатадос явились для того, чтобы разровнять площадь перед новым храмом. Работа кипела, когда заступ одного из мастеровых – Эммануила Матса по прозвищу Спанос, наткнулся на кусок старинной доски. Матса поднял дощечку и очистил ее рукой. И тогда увидел, что на дощечке, которая на самом деле была половиной священной иконы, изображен ангел. Тогда все остальные решили, что и вторая половина должна быть где-то рядом, и принялись искать.

Через некоторое время вторая половина нашлась неподалеку. На второй половине оказалось изображение Девы Марии, преклонившей колени. Тогда стало понятно, что это –  Благовещение (Евангелисмос) Тут же послали за властями. Узнав об этом чуде, люди собрались во дворе храма, чтобы поклониться иконе. С тех пор, вечерними сумерками, 30 января, процессия во главе со священной иконой торжественно выплывает из бронзовых ворот Храма Пречистой Девы Евангелистрии. А за иконой следует тысячная толпа. В руках у каждого – стеклянный фонарь.

ход. успения

Процессия доходит до мраморного возвышения у самого порта города, и тогда начинается литургия. А когда священники затягивают старинный гимн о том, как нашлась икона Богоматери, гимн подхватывает вся площадь. И тогда, во мраке холодной ночи зажигаются тысячи фонарей. И освещая тьму ночи, приподнимается завеса истории. И души тиноссцев трепещут, как одна большая душа. И тогда понимаешь, что нет ничего священнее Веры. Вера – это сила, которая не боится ни крови, ни страданий. Люди, вооруженные единой верой, а значит, и единой целью – непобедимы. Так поется в гимнах. Так чувствуем это и мы, стоящие на площади среди мрака ночи, где бушует ледяной Борей.

                                                            ЦЕРКВИ

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Говоря о Тиносе нельзя не рассказать о его церквях и часовнях, до того срослись они с его каждодневным бытом и до того гармонично вписались в местный пейзаж. Церкви на Тиносе бывают: кафедральными, то есть приходскими, есть так же дочерние, небольшие по размерам церкви, которые принадлежат какой-нибудь приходской церкви, а так же существует огромное количество часовен. Они разбросаны они по всему острову, радуя глаз своей белизной, строгостью линий и особой, непредвзятой красотой. Смотришь, иногда на вершину горы и кажется, не ступала туда нога человеческая, а нет – на самой вершине примостилась аккуратненькая церквушка. На Тиносе до сих пор сохранился древний обычай по окончанию праздничной литургии угощать собравшихся.

Тут, конечно, надо рассказать об особенностях религиозных праздников на Тиносе, ибо способ их празднования является на сегодняшний день редчайшим примером во всей Греции. Церемониал праздников зависит от того, празднует ли приходская церковь, или частная часовня. Если празднует приходская церковь, то значит, все семьи деревни  готовят угощение. А это значит, что ещё с вечера за день до праздника, по окончанию священной литургии, дома, в которых уже богато накрыты столы, откроются для всех, кто придёт послушать вечерню. А наутро тоже по окончанию священной службы, двери каждого дома здесь будут открыты. Посетители деревни будут переходить из дома в дом, и поздравлять каждую семью с праздником покровителя их деревни.

Если же речь идёт о праздновании семейной часовни, то угощение готовится членами семьи, в чьей собственности и находится часовня. Иногда это бывает просто кофе, раки и сладкое. Но в большинстве случаев столы накрываются богатые. То же самое происходит в случае празднования дочерних церквей, которые называются в Греции эксоклисья. Только там не существует владельца, зато есть семья, которая следит за церквушкой: ремонтирует её, следит за тем, чтобы проводились службы. И хотя часто всё это семьи производят за свой счёт, быть смотрителем церквушек считается за великую честь. Особенно много хочется рассказать вам о церкви Св. Екатерины в деревне Камбос.

колокольня церкви

Эта церковь является  уникальным памятником русского присутствия на острове Тиносе с 1771 по 1774 год на Тиносе. Построена она на средства адмирала графа Алексея Григорьевича Орлова в 1774 г. А икону Св. Екатерины, помещенную в церковь, прислала сама Екатерина Великая. Над восточным входом церкви можно видеть герб Алексея Григорьевича Орлова. На северной стороне –  мраморное изображение Св. Екатерины. (1767 г.). История этой церкви тесно связана с историей Греции, а вместе с тем, и всего христианства, находившегося под угрозой в результате католического заселения во времена Венецианского Протектората (с 1207 по 1715 гг.) Церковь строилась с 1771 по 1774 г. И начала действовать в 1774 г. Именно тогда на северную сторону церковного здания и была установлена мраморная доска с изображением Св. Екатерины.

мраморное изображение св. Екатерины, север

                                                              АРХИТЕКТУРА

Ничто не отражает внутренний мир человека, как те строения, что он создаёт. Столица Тиноса когда-то носила имя Святого Николаоса. Сегодня её просто называют Хора – столица. Что же касается деревень Тиноса – то это – отдельная история. Сегодняшний Тинос значительно изменился с классических времён. Из-за пиратов, которые многие века царствовали в Эгейском море со средних веков, все построения стали вестись в горных лощинах, чтобы их не было видно с моря.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На Тиносе более сорока деревень. Как жемчужины рассыпаны они по зелёным лощинам. Настоящие сокровища архитектуры ждут вас по приближению. Построены они по принципу крепости: высокие стены защищают поселения, а выход ведёт на вершину горы, чтобы бежать в случае необходимости. Построения на Тиносе отличаются простотой линий и литургичностью. Жилые дома – это обычно двухэтажные здания. Внизу строения находится  кладовка. В Греции её называют «катои». Там же построена из каменного сланца и винодельческая установка – патитири. Там виноград отжимают и переливают в бочки. Там же его и хранят.

Часто в катои располагаются мастерские. В деревне Волакс, к примеру, это мастерские по плетению корзин. Там хранят ветви ив и стволы местного бамбука. В деревнях Пиргосе и Истернии в катои находятся мастерские скульпторов или резчиков по мрамору. Верхний этаж жилых домов состоит из большого зала с двумя окнами и дверью. Все три выходят на веранду, устланную мрамором или каменным сланцем. Сам же зал делится надвое овальной каменной аркой. В глубине находятся несколько спальных комнат и кухня. Спальни, обычно, либо вовсе не имеют окон, либо имеют малюсенькие окошки. Это – защита от ветра и зимнего холода. Превалирующий цвет, в который красят дома – белый.

В древней Греции дома красили в весёлые тона. Но Венецианцы привезли с собой традиции из дальних стран. И теперь мода красить дома в белый цвет, а окна и ставни – в синий превалирует на островах Киклад. Улочки в тиносских деревнях узки, устланы каменным сланцем или мрамором. Иногда, вьющиеся улочки буквально ныряют внутрь, и становятся одним целым с построенными бок о бок домами. Подобная крытая улица с каменными арками одновременно служит и охраной от врага и служит фундаментом верхним этажам жилых домов. В каждой деревне имеются одна или две приходские церкви. Причем, приходские церкви построены с роскошью. Отделаны мрамором и тиносским сланцем. Вокруг церкви – площадь. Дворы церквей выстланы морской галькой. Катанные морем мраморные камни с мастерством уложены в чёрно-белую мозаику. Поражают обилием и мастерством схемы этих мозаик.

Интересны так же и пареклисья, частные церкви. Во-первых, своей минималистской архитектурой. Все просто. Бело. Строго. Крыша, как и в жилых домах плоская. Двери и окна – небольших размеров. Внутренне пространство делит одна или больше каменные арки. Колокольни церквей — совершенно разные. У каждой – своя.  Причём, колокольня, обычно, стоит отдельно от церкви. Многовековая традиция сосуществования Православной и Католической религии на острове привело к наслоению одной архитектурной особенности на другую. С венецианцами, например, пришёл не только белый цвет. Пришли и каменные арки и даже сама архитектурная особенность лепить один дом к другому. Ведь дома на Тиносе когда-то строились как крепости. Один вход в деревню. В катои – бойницы. И все улочки вели наверх, на вершину горы, чтобы всегда была возможность убежать от врага на обратную сторону горы. Есть на острове еще одна особенность, касаемая церквей — со времен венецианского протектората сохранились церкви, посвященные и православному святому и католическому. Таковой является к примеру церковь Св.Екатерины на горе Чикнья.

                           ПЕРЕСТЕРИОНЫ (ГОЛУБЯТНИ)

Говоря об архитектуре, нельзя не рассказать так же о прекрасных творения тиносских мастеров. Разговор идет об обыкновенных голубятнях. Впрочем, слово  «обыкновенные» относятся к виду деятельности, а не их архитектуре. Да, здесь выращивают голубей, но что это за жемчужины зодчества!

перестерион 2

Голубятни существуют и на других островах Киклад. Но подобных архитектурных строений не имеется нигде в мире это просто настоящее чудо архитектуры. Голубятни, по-гречески перистерионы, занимают целые лощины. И давно стали одной из эмблем Тиноса. Их олицетворением. Словно ручная вышивка, покрывают перистерионы орнаменты, выложенные каменным сланцем умелой рукой. Вы спросите, почему именно перистерионы нужно было украшать, согласно моей теории. Все просто, как, впрочем, как и все на свете. И началось по той простой причине, что голуби не могут запомнить ни места, где расположено их жилище, ни величину или объем его. А узнают его по определенным признакам, запоминая узоры, созданные самой природой из камней. И вот, изначально, владельцы перистерионов помещали на крыше голубятни особым образом камни. А потом уже стали укладывать камни в прихотливые узоры. Поэтому, каждый перистерион абсолютно неповторим.

Теперь поговорим о том, зачем вообще, на Тиносе устраивают столько суеты вокруг каких-то голубятен. Свой рассказ мне придётся вести с античных времен. Когда-то голубятня была источником дохода. Голубиное мясо, а это доказано наукой, обладает особыми свойствами. Недаром же их мясо матросы возили с собой в дальние походы. Им также питались старики и беременные женщины. А матери, у которых пропадало молоко, кормили грудных младенцев голубиным бульоном. Кроме того, в Классическую эпоху был последней остановкой перед высадкой на Делос. Известно, что на Делос возили животных для жертвоприношений. Богатые приносили в жертву быков, кто победнее – коз и овец, а самые бедные – голубей. Таким образом, на Тиносе развивается животноводство и птицеводство.

Позднее в годы Венецианского протектората голубей выращивали в огромном количестве. И их мясо экспортировали не только по всей Греции, но и в города Малой Азии. Мясо голубей, в то время, ценилось очень высоко. Мясо хранилось в уксусе. Своего рода свежие консервы. Во время Венецианского протектората владеть перистерионом считалось привилегией. Ведь в феодальные времена голубятнями владели исключительно аристократы. Сегодня перистерионы радуют глаз своей прелестью и являются объектом восхищения. Ибо только восхищение могут вызвать каменные узоры, похожие на ручную вышивку, делающие жилища голубей архитектурными памятниками народного творчества, единственными во всем мире. Сегодня тиноссцы так же любят лакомиться мясом голубей, как и в давние времена. Но голуби всегда были не только источником вкуснейшего мяса, но и помёт их употребляли для обогащения почвы. И кроме всего, голубиный помёт был источником производства взрывчатки. Ну а про голубиную почту, вы, конечно же, слышали и сами.

                                                    ИСКУССТВО

Знаменитый скульптор Древней Греции Фидий какое-то время преподавал на острове своё мастерство, передав, таким образом, свои бесценные знания  и секреты своим ученикам. Этим объясняется большое количество статуй и изделий по мрамору, найденных при археологических раскопках. Местные мастера участвовали в строительстве храма Посейдона и Амфитриты в районе Кионья, а так же в строительстве священных храмов на Делосе. Большой рост в области искусства происходит на Тиносе с 1830, после победы Освободительного Национального Движения Греции. Тогда Тинос стал одним из крупнейших центров работ по мрамору не только в целой Греции, но и во всем мире. Знаменитейшие скульпторы Греции ведут свое происхождение именно с Тиноса. Яннулис Халепас и Димитрис Филлипусис, к примеру, дети Тиноса.   Вся их жизнь связана с родным островом. Вся их творческая жизнь же высоко оценена во всем мире. Их работы можно видеть повсюду в Греции: в царском дворце, в Университете, В Академии Наук Греции, в Археологическом Музеее, в Национальной Галлереи, во Дворце Заппио. Музеи Тиноса хранят работы тиносских скульпторов и мастеров по мрамору.

скульпторы тиноса

Все на Тиносе располагает к творчеству. Сама природа богато одарила остров резными каменными глыбами, которые год за годом выедает ветер, мраморные скалы, омываемые васильковым морем, дивные цвета, сменяющиеся каждый час на Тиносе. Настоящие сокровища по резке мрамора и камня мы встречаем всюду на Тиносе: на улочках деревень, в церквях, на домах. Этим естественным материалом тиносские мастера привыкли украшать все вокруг себя: родники и стены, дома и веранды. Тинос знаменит своим мрамором. Особенно редким зеленым. Немудрено, что мрамор на острове употребляют в большом количестве и не только для того, чтобы делать статуи

Слава тиносских мастеров по мрамору столь велика, что они до сих пор работают во всем мире, творя чудеса. Недаром же Тинос считается музеем народного творчества художественной резьбе мрамора под открытым небом. Церкви и кладбища, замок и сторожевые башни, родник и стиральни, каждый их уголок исполнен с любовью и высокой техникой по резьбе.  Особенно известны своими мастерами по мрамору деревни Пиргос и Платья.  Каждый дом  и каждая церковь на острове обязательно украшены традиционными «фенгитами», (это мраморное резное окно над дверью и над окнами). Века напролет резьба по мрамору и камню была для острова источником доходов. И занимались ею тысячи жителей Тиноса.

                                                          МУЗЕИ

Тинос – остров культуры и искусства. Здесь родились известные художники и скульпторы. На Тиносе – более 15 музеев, среди них Музей Модернизма Косты Тсокли, Музей Керамики, а так же Музей Производства Мрамора, что, исходя из численности населения и размера территории острова, делает этот факт достаточно уникальным. Все эти Музеи предлагают гостям острова интересные программы воспитательного и развлекательного характера. Музей Работ по Мрамору в Пиргосе Тиноса был основан Культурным Фондом Группы  Пиреос, которой и является на сегодняшний день ответственным за его литургию. Музей этот является пионером в Сети Тематических Музеев Фонда в Греции. Его модерные здания гармонично сконструированы под характерную Тиносскую местность. Одно из зданий является Экспозиционным Залом.  Работы спонсировались: специальной программой Поддержки Провинций, вошедшей в Программу Предпринимательства Южного Эгейского Моря 2000-2006 гг., а также Банком Пиреос.

музей мрамора

Музей знакомит нас с технологией по обработке мрамора, материалом занимающим особое место в архитектуре и в искусстве Греции с древнейших времен вплоть до сегодняшнего дня, а также детально представляет теснейшую связь мастера с инструментами. В то же самое время, делается акцент на периоде в истории технологии обработки мрамора Тиноса, когда мрамор обрабатывался вручную. Знакомя, таким образом, нас с эпохой, когда Тинос являлся важнейшим центром по работе по мрамору, открывая перед нами всю сущность того, какую экономическую и социальную роль играли в то время местные мастерские по мрамору. Постоянная выставка представляет собой изделия из мрамора церковной и бытовой утвари (надоконники, краны на родники, гербы, ступки, и др.) пропласмы (формы из глины), гипсовые слепки, механизмы для добывания мрамора и инструменты для его обработки,  первичный материал, а так же коллекция чертежей старых мастеров Греции. Этот богатый материал был собран частными лицами по инициативе создателей музея. И был подарен Фонду или отдан в безвозмездное пользование. Богатый видеоматериал дает нам возможность  увидеть воочию все стадии создания трона митрополита, от момента, когда добывался и первозился кусок мрамора с каменоломни, каким образом обрабатывается и даже как собирается в общее.

Таким образом, мы становимся живыми свидетелями всего традиционного процесса работы по мрамору: его добычи, первичной обработки, переправки, и наконец, рождения изделия и даже его установку. Параллельно, оптически-акустический материал делает наглядным традиционный метод добычи мрамора, а так же работы по мрамору, показывая также, повсеместное присутствие мрамора на острове. Надо отметить так же открытые части Музея. На площади перед входом в Музей мы можем видеть подъемный кран, используемый при добыче мрамора (бига), вагончик для перевоза первичного материала из копей в мастерские (сесула), а так же законченные и незаконченные мраморные  изделия. Исторический технологический материал, экспонируемый во дворе Музея помогает ясно представить себе характерные картины мастерских по мрамору. Все это было с любовью собрано, изучено, классифицировано, сохранено и установлено при содействии Культурного Фонда Группы  Пиреос.

                                                    ХОРА (ГОРОД)

Если вы приехали ненадолго, и не горите желанием ездить по острову, то столица Тиноса предоставит вам возможность отдохнуть от суеты большого города, в котором вы живёте. Ибо здесь каждый найдёт, чем занять своё время.

лодки в гавани Тинос

Тинос является самым посещаемым местом паломничества в Греции. Более миллиона паломников в год прибывает на Священный остров Тинос, чтобы преклонить колени в Церкви Пресвятой Богородицы. Причем, паломнический туризм на острове прекрасно сочетается с семейным туризмом. И  объясняется это тем, что с одной стороны Тинос с древнейших времен является местом паломничества, а с другой стороны предлагает гостям острова: отличные пляжи, как обустроенные, так и дикие, клубы подводного плаванья, яхт-клуб, серфинг, пешеходные маршруты по средневековым дорогам, скалолазание, и экскурсии по музеям. Ну и естественно, множество ресторанов, кафе и баров на любой вкус. Кроме всего прочего, на Тиносе ежегодно проходит Летний Фестиваль, который длится шесть месяцев и включает в себя: театральные представления, концерты народной и классической музыки, презентации книг, народные праздники, праздники урожая, праздники, посвященные первому рыбному улову, различные лекции, просмотр фильмов и многое другое.

Кроме прекрасного морского климата, а так же широкого выбора гостиниц и комнат под съем, Тинос дает своим гостям возможность сочетать отдых с обучением: искусствам, наукам, языкам. Понятно, что этот новый, оригинальный вид туризма вызовет интерес как среди детей, так и со стороны взрослых. Для проведения научных семинаров и конгрессов во Дворце Культуры Тиноса имеются оснащенные самым современным оборудованием залы, конференц-залы, выставочные залы и залы для круглых столов. Именно тут с 2011 года на Тиносе проводит «Русские дни» Союз русских эмигрантов в Греции им. кн. С.И.Демидовой  www.so.ru.em.gr . А в 2013 году в рамках «Русских дней» Союз русских эмигрантов в Греции им. кн. С.И.Демидовой и интернет-журнал «9 Муз» https://9musesjournal.wordpress.com  провели первый всемирныйный форум русскоязычных писателей.

 

ITIP

Кроме того, на Тиносе на сегодняшний день производится множество биологически чистых продуктов, благодаря тому, что здесь действуют несколько семейных фабрик по производству традиционных копченостей, засола, макаронных изделий, варений, сладостей и печёного. Но давайте вернемся к истории города Тиноса. История столицы Тиноса ведёт свой счёт с античных времен. Хора прошла через многие стадии существования: некоторые из них были мирными и счастливыми, ну а другие были мрачными и тяжкими.

В 6 веке до нашей эры город раскинулся в районе сегодняшнего месторасположения храма Тиносской Богоматери и носил имя «Полес», в котором жило 12 малых народностей. Столицей этот город пробудет до самого расцвета Византии, когда столица острова переберется в безопасное место, под стены крепости Эксомбурго. К сожалению, развалины бывшей столицы погребены сегодня под современными строениями. Лишь небольшой фрагмент ее постройки можно видеть внутри Храма Богоматери в углу зала церкви, носящего название Эвресеос (то есть того храма, где была найдена Священная Икона Богоматери в 1823 году). Но сохранилось в прекрасном виде водопроводная сеть Писистратио. Сохранились развалины храма Посейдона и Амфитриты в Кёнье. Из античных источников, а  частности, из работы «Тиносская цивилизация», Аристотеля известно, что на Тиносе в те времена действовали: Гимнасио, храм Диониса и театр, в котором происходили знаменитые спортивные игры «Дионисии», посвященные богу Дионису. К несчастью, все это в данный момент находится непосредственно под новыми постройками современного города. Сама эта рукопись не сохранилась, зато сохранились ее описания у других писателей древности.

Новейшее заселение столицы острова непосредственно связано с уничтожением крепости венецианцев и их бегством с Тиноса. Имя которое она тогда получила, было  Хора (город) Святого Николаоса, ибо именно Св. Николаос считался в те времена покровителем моряков. Время от времени, население Тиноса пополнялось греками, по разным причинам эмигрировавшим сюда: критян, эвбийцев и т.д. Население столицы в основном занималось торговлей того, что производило население тиносских деревень. Торговля процветала. Особенно знаменит остров был экспортом шелка, шкур, мяса, сыров, копченостей и вина. Корабли тиносских торговцев вели бойкую торговлю с Западом, с Малой Азией и даже с побережными городами Черного моря. До национально освободительной революции 1821 на острове насчитывалось 30 крупных торговых домов.

Но тут происходят несколько катастроф, непосредственно связанных с освободительным движением, происходят настоящие бойни. Турки вырезают греков на острове Хиос в 1822 году и  в Кидонии в 1824. и население бежит со своих родных мест прочь, в том числе и на Тинос. Естественно, все это отражается на уровне жизни острова. Торговая мощь Тиноса идет на убыль. Будет предпринята попытка спасти торговлю, путем объединения торговых домов Тиноса с торговыми домами соседнего острова Сироса. И в самом деле, экспорт и импорт островов расцветет, но ненадолго. А вскоре Сирос займет первое место в торговле. Упадок жизненного уровня приведет к тому, что тиноссцы начнут эмигрировать в другие страны. Находка Священной Иконы Пресвятой Девы Евангелистрии в 1823 году стала для острова, и особенно для его столицы, огромным событием. Слава о Чудодейственной Иконе промчалась не только по всей Греции, но и по всем близлежащим странам. И потянулись сюда пилигримы со всего света. Таким образом, экономика острова, а в частности столицы, вновь узнает расцвет как в торговле, так и в корабельном деле.

дверь в никуда

Хора очаровывает своих посетителей, стоит только погрузиться в её жизнь. Старинные кривые улочки, или шокакя, как их называют в Греции, манят забраться на самый верх холма, на котором построен город, чтобы взглянуть на водопроводную сеть Писистратио. Гости острова обязательно преклонят колени перед Чудодейственной Иконой Пресвятой Девы Евангелистрии в храме Евангелистрии. Там же, русскоговорящие гости острова могут бесплатно получить брошюру, рассказывающую о том, «Как была найдена Чудодейственная Икона Пресвятой Девы Евангелистрии в 1823 году». Тут же, на территории храмовых построек, посетят Музеи, которые приютил под своим крылом Фонд Евангелистрии Тиноса. Проведут немало часов в Археологическом музее Тиноса. Зайдут в Библиотеку.

Огромный интерес для российских туристов вызовет посещение бывшего Российского посольства на Тиносе, которое относится к  временам Российского протектората на Кикладах и непосредственно к графу Орлову, как и церковь Св. Екатерины в деревне Камбос, об истории постройки которой мы поговорим позже. Интересны городские церкви Св. Николаоса, Маламатеньи, Св. Елефтерия и, наконец, храм Таксиархон, покровителей Тиноса, ведь именно этот храм приютил только что найденную Икону Пресвятой Девы Евангелистриив 1823 г. У набережной гости острова могут полюбоваться вечно плывущим памятником военного корабля «Элли», который был подорван торпедой во время празднования Успения Божьей Матери 15 августа 1940 г., и который исполнил в бронзе тиносский скульптор Никос Параскевас. Интересно так же заглянуть в небольшую мастерскую на улице Мегалохари, и посмотреть, как на старинных станках производились ткани, купить вышитые вручную скатерти.  

Ну и, конечно же, не забыть просмотреть программу культурных мероприятий в Культурном Фонде Тиноса, который находится на набережной города, и посетить его, во-первых, чтобы осмотреть эту жемчужину зодчества, а во-вторых, чтобы послушать концерт, или посмотреть его выставки. Выше, за Культурным Центром, который так же называют «Полимерио», на вершине холма Пасакротири, над самым морем, стоит памятник воинам, погибшим во время Балканских войн. Остановиться на отдых в городе – дело легкое, ибо здесь сосредоточилось множество гостиниц и комнат, которые сдаются в наём. Тем, кто любит отдыхать в бодрящей суете, город сумеет предоставить развлечения всякого характера. Выставки и концерты сменяют друг друга  все летнее время. Гостей ждут рестораны, таверны, кафетерии и бары города. Рядом находятся и государственные службы: поликлиника, полиция, центр помощи граждан, культурный центр и др.

                                                     Мифология  

Как и все места в Греции, Тинос связывают с определенными легендами. И когда мы говорим о Тиносе, то, обычно зовем его островом ветров. Ибо вершина горы Чикнья является домом Эола, она звалось Гире Петра. Древнегреческий писатель Апполонодор утверждает, что во время похода Аргонавтов, одной из остановок корабля «Арго» был Тинос. Геракл был страшно зол на двоих сыновей Борея (сына Эолова и Орисии) – Зитиса и Калаина, за то, что Борей своим дыханием погубил его друга Ила. Погнавшись за ними, Геракл настиг их на вершине Чикньи и убил. И они похоронены именно здесь, на Чикнье.

heracles освободитель

Узнав об этом, их отец так загоревал, что упустил из власти своей все подвластные ему ветры, которые и властвуют до сих пор на острове. Другой миф основан на сказаниях Гомера. В «Одиссее» в частности, описывается, как  возвращаясь из похода в Трою, потерпел кораблекрушение у берегов Тиноса Эандас из Локриды. При этом, он выразился непристойно по отношению к Посейдону, защитнику и покровителю Тиноса. За это бог Моря покарал его смертью именно на Чикнье. Еще один миф утверждает, что именно на этой горе когда-то поклонялись Богу ветров Эолу, или Борею. И там же существовал его храм и даже какое-то поселение. Этимология же названия горы происходит от слова «чикнья», что значит «дым от жертвоприношений». Именно здесь, на Чикнье, археологами было найдено большое количество черепков церковной посуды античных времен.

                                  Происхождение названий

Считается, что Тинос взял своё нынешнее имя от своего основателя царя по имени Тинос, Иона, происхождение которого прослеживается из Карья Малой Азии. Более поздние источники называют остров как Идрусса. Это название, остров получил из-за большого количества источников воды. Некоторые источники именуют остров Офиуса, из-за большого количества змей. Впрочем, как это всегда бывает, некоторые ученые не согласны с подобной трактовкой слова «фидес» и относят происхождение имени Офиуса к виду кедра, который именно так звучал по-древнегречески и который покрывал в те времена большую часть острова, а на сегодняшний день в большом количестве встречается в районе Панормоса. Именно этот вид древесины тиносцы употребляли в строительстве домов и загонов для скота потому, что этот вид древесины особенно стоек и не подвержен порче от жучков или сырости. Согласно древним источникам Аристофан упоминает Тинос и дает ему характеристику «Скордофорос», из-за распространенного на острове вида чеснока. Каллимахос зовет остров «Агасуса», что значит «спокойный», «приятный». Аристотель, как мы уже говорили упоминал его как «Идрусса». Сегодня Тинос, кроме своего официального имени знаком туристам, как остров Эола из-за царствующих здесь ветров.

                                            Историческая справка

Как свидетельствуют археологические раскопки, Тинос был заселен еще с доисторических времен. И его первыми жителями считают народность Корес или Лелегес. Наидревнейшее поселение находится на месте, которое сегодня носит название Врекастро. Анализ почвы подтверждает, что остров был заселен уже во времена Медного века, или Первой Эпохи Киклад (3 000-2 300 д.Р.Х). Именно эта эпоха характеризуется военизированными строениями, которым и является Врекастро, что и значит, «крепость». Микенские захоронения, найденные возле церкви Св. Феклы, недалеко от Пиргоса, подтверждают, что остров был заселен и в Микенский Период. Период названный Мрачными Веками, был характерен пиратскими набегами по всему Эгейскому морю. Именно потому островитяне в те годы строили крепости, в которых можно укрыться от страшного Морского Народа. На Тиносе, в частности, этот период характерен стенами Циклопа. Эти построения и легли в основу позднейших крепостных строений в месте Эксомбурго. Захоронение найденное у деревни Кардиани, относится к Геометрическому Периоду 9-8 века до Р.Х. В Архаичные времена, 7 век до Р.Х., Тинос был заселен в центральной части, на возвышенности, вокруг горы Эксомбурго. Именно там известный археолог Н. Кондолеондос обнаружил храм Великой Богини, которая в позднейшие времена получила в Греции имя Димитра. Кроме всего прочего, ученым были найдены следы новых крепостных стен того периода, построенных на древнейших основаниях. В 6 веке до Р.Х. и в последующие за ним Классические времена столица острова снова перемещается ниже, поближе к морю, туда, где сегодня высится Храм Божьей Матери Тиноса и получает имя Св. Николаоса.

Одним из самых интересных памятников, оставшимся с тех времен на острове, является Храм Посейдона и Амфитриты, развалины которого и сегодня можно видеть на морском побережье, недалеко от города в местечке Кионья. В классические времена Посейдона считали покровителем медицины. Раскопки храма показали, что при храмовых постройках, кроме религиозных построек имелся так же госпиталь. Из надписей, высеченных на мраморных камнях госпиталя, стало известно, что в стенах этого госпиталя делали редчайшие операции. Еще одним интереснейшим памятником  считается водопроводная сеть Писистратио. Сеть была построена в 549-542 годах до Р.Х. в местечке Линопис. И сохранилась в целостности. По этой сети вплоть до 1934 года, снабжалась водой столица Тиноса. В 338 до Р.Х. после смерти Александра Македонского Филипп Второй захватил Киклады. Таким образом, здесь позднее правили Антигонос и Птоломей. В году 300 до Р.Х. Тинос освободился. А в 270 до Р.Х. получил Титул Священного острова. В 146 до Р.Х. на острове власть захватили Ромейцы, и Тинос стал частью Епархии Средней Азии.

В средние века, когда власть Византии была сильна, Тинос все время попадал в зависимость то от арабов, то сарацин, то готтов, то оттоманских турок. Когда Тинос, вместе с соседним островом Миконосом, захватили Крестоносцы, а в частности, братья Гизы — Андреас и Иеремиас, он уже изнемогал от постоянных эпидемий и землетрясений. Захватив остров, Гизы первым делом отстроили крепость, дабы укрепить оборону острова и назвали ее Эксобурго. В руки турок остров попал в 1715 году ненадолго. И как раз тогда, когда Венецианцы, потомки крестоносцев, убегали, побежденные турками с острова, крепость была взорвана. Тогда крепость Эксобурго захирела. Столицей острова стала сегодняшняя Хора. Вслед за этим с 1771 по 1774 года, Тинос попал под власть России. В 1821 году Г. Паламарис водрузил знамя освободительной революции в Пиргосе Тиноса. Между тем, на Тиносе была найдена чудодейственная икона Евангелизма  Богоматери. Это событие придало силы грекам, воюющим за свою независимость. Причем, остров принимает самое активное участие в революционном движении против турок.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

© Ирина Анастасиади

Реклама

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

11 комментариев на «Ирина Анастасиади. Тинос. Остров чудесных исцелений»

  1. Тета:

    Интересный вы человек, Ирина Анастасиади! О чем бы вы не писали, какой бы материал не излагали, вы делаете это с такой страстностью и таким бесподобным языком, что иной раз просто завидуешь вашему таланту.

    Нравится

  2. Наталья:

    Браво, Ирина! Лучше, чем ты не написать.

    Нравится

  3. Лена:

    Ирочка, наша главная МУЗА! С праздником тебя! И всех благ!!!

    Нравится

  4. Марина:

    Если бы не такие, как ты, Ирочка, миром бы правил голый расчёт и политика. А пока есть творцы, мы — люди можем наслаждаться вашими, вылитыми на бумагу, эмоциями, чувствами, улыбками и даже слезами…

    Нравится

  5. Великоленый очерк, Ирина! Узнал много нового. Спасибо!

    Нравится

  6. Мария:

    Вас много хвалят читатели. Разрешите и писателю выразить вам свой восторг.

    Нравится

  7. Евгений Деменок:

    Спасибо за интереснейшую статью!

    Нравится

  8. Ника:

    Для очень многих после этой всеобъемлющей статьи Тинос будет теперь ближе и притягательнее. Не только из-за его богатой истории, но и потому, что там живет и трудится Ирина, которая сказала как-то: «Настоящий писатель жить должен на Тиносе». Ирина! Вы — настоящий писатель! Тиносу повезло!

    Нравится

  9. статья хороша во всех отношениях; познавательна и занимательна, сочетая достоинства научно-популярного очерка с образным языком легенды

    Нравится

  10. Уведомление: Ирина Анастасиади. Анонс Международного Творческого Фестиваля на Тиносе | 9 Муз

  11. Евгения Русанова:

    Спасибо за интересную статью!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s