Владимир Дембо. Воспоминания о «Касбе»

5d4dd8aceb1424d2698e43fe2df18e02e6ee

ДЕВОЧКИ

Этих девчонок я знал уже довольно давно, года полтора, и встречи с ними всегда вызывали у меня множество вопросов и разнообразных чувств. Молодые, здоровые, неглупые, часто очень симпатичные – и на такой работе! Господи, да им бы учиться сейчас где-нибудь в институте, курсе на втором-четвёртом, потом – разъехаться по городам, повыскакивать замуж и жить тихо-мирно, время от времени улучшая скверную демографическую ситуацию в родной России! А они — здесь: контрактницы, работницы секс-салона, расположенного на Бен-Иегуда, у самого моря…
Они приходили к нам в разном составе, но всегда – красиво и модно одетые; все – с довольно чистой и культурной речью. Никогда, не дай Бог, ни намёка на какую-нибудь пошлость, никогда – ни единого слова или выражения, к которым мы так привыкли в той жизни (к нашему стыду и на наше несчастье!). Ясно было, что то, чем они занимаются – не их натура. Это – только их профессия, и скорее всего, временная. И почему они уехали из дома — девочки из безусловно неплохих семей – об этом знали только они, а я, естественно, их об этом не спрашивал. Не было ли денег на учёбу (или просто на жизнь!), не было ли возможности устроиться куда-то на работу: страна ведь развалилась в одночасье? А может, просто решили скопить за два-три года огромные — по российским-то меркам! — деньги и, вернувшись, пойти учиться или организовать нормальный бизнес? Не знаю, причин могло быть много, и это было только их личным делом.
Иногда, примерно раз в полгода, они приходили всем коллективом: восемь девушек и два менеджера (скажем так), и это всегда было праздником в «Касбе». Нарядные, весёлые, богатые («Касба»-то была очень дорогим рестораном!), они всегда поражали меня: это был сплочённый, дружный коллектив, причём вместе с парнями! Ни о каком принуждении, ни о каких ссорах или обидах не могло быть и речи – это было видно сразу! Они шутили, смеялись, в меру пили (только хорошие вина!), иногда просили меня сыграть какие-то свои любимые советские или зарубежные песни. А одна из них удивила меня как-то просьбой поиграть что-нибудь из вальсов или ноктюрнов Шопена: оказалось, что она кончала музыкальное училище!
Но по-настоящему я был поражён однажды, когда две из этих девочек пришли к нам со своими… детьми. Строго одетые, с видом гордым и немного важным, мамы привели своих мальчиков лет четырёх-пяти отпраздновать их дни рождения.
«Касба» — замерла. Все понимали, что это не только праздник для детей. Это – их показ, это первый выход в свет, немножко – как первый бал у Наташи Ростовой. И официанты засуетились, и хозяин, Эмиль, взял обоих малышей за руки и торжественно повёл их вглубь ресторана, и усадил за столик с прекрасными цветами, а метрдотель уже раскладывал перед мамами меню. И посыпались поздравления и пожелания (но никаких расспросов!), и комплименты сияющим мамам… А потом были наши вкуснейшие фирменные блюда, и много-много «Колы», и всё это – под мою музыку, под песни, которые, как оказалось, дети прекрасно знают.
Я играл вначале в тишине, а потом услышал, что мамы не удержались (это же были ИХ песни, из ИХ детства!) и стали тихонько подпевать. А я играл и играл: «Чунга-Чангу», «Голубой вагон», «Улыбку», «Мамонтёнка», «Если с другом буду я…», «В траве сидел кузнечик» и, конечно, «День рожденья», который «раз в году». Всё играл, чем только мог порадовать. А мамы то смеялись, то плакали, и не знаю, чего было больше… А потом, после небольшого отдыха (столько съесть в один присест!), из кухни в зал медленно вошёл Иосиф, наш самый пожилой официант, и я грянул «Happy Birthday!» — «С днём рождения!», и на стол, под восхищёнными взглядами мам и притихших детей, был поставлен небольшой, но красивейший (опять же, наш, фирменный!) торт со свечами, и дети, придя в себя, уже весело их задували, под аплодисменты всего ресторана: и персонала, и посетителей!
А потом мы все прощались, и чуть-чуть всплакнули при этом не только мамы. Все всё понимали, все многое передумали.
А потом они ушли, и больше этих детей мы никогда не видели.
Как сложилась их судьба? Что с ними стало? Помнят ли они ещё этот сказочный для них вечер?
А что стало с их мамами, да и с остальными девочками? Сумели ли они вернуться к другой жизни? Не знаю. Жизнь – она очень сложная…

БЛОНДИНКИ

«Однажды в студёную зимнюю пору» (январь, +15!) я сидел и мирно играл для последних посетителей любимые русские романсы. «Гори, гори, моя звезда» и «Я встретил Вас» звучали совершенно умиротворяющее и были логичным переходом к завершению рабочего дня, последнему стакану «Колы» и уходу домой – время шло к 12 ночи. И вдруг в ресторан вошли новые посетители: мужчина лет сорока (явно местный) и с ним две симпатичные молодые блондинки. Сказать, что я очень обрадовался, – не могу: будут ли хорошие чаевые – это ещё большой вопрос, а сидеть и просто так играть полночи – кому же это понравится?
Но вдруг я услышал: «Тань, смотри, тут наш играет!»
— Ваш, ваш, — уже улыбнулся я.
— А как Вас зовут?
— Володя, Владимир, как Вам больше нравится.
— Ой, а мы шли мимо, слышим – музыка знакомая! И зашли!
— Ну и молодцы! – я понял, что раньше двух-трёх часов ночи уже не лягу, и начал работать. – Устраивайтесь, девушки, где поудобнее, а я буду играть для вас.
— Ой, спасибо!
То, что было в «Касбе» потом, было уникально: ни до, ни после «Касба» такого не знала и не видела.
Дело в том, что через полчаса доедающие гости действительно разошлись: люди серьёзные ночами по ресторанам не сидят, а «Касба» была очень солидным, респектабельнейшим заведением! И в огромном зале, в дальнем уютном углу остались только пришедший господин и его белокурые подружки. И вечер начался…
Только, ради Бога, не подумайте, что там было что-то некрасивое, неприличное. Ни в коем случае! Хозяин ресторана, Эмиль, человек пожилой и интеллигентный, никогда бы этого не допустил, да и сами-то запоздалые гости были совсем неплохие – нормальные люди, с улыбками, шутками. Ужас был только в одном: девицы, взбодрённые прекрасным вином, вкусной едой (типа красной рыбки, политой особым соусом с чёрной икрой!), а также богатым интерьером, моей игрой, вниманием официантов и т.д. и т.п., расшалились как школьницы! То, что они были типичные «russian girls», сомнений у меня не вызывало, но в том, что они – обычные хорошие девчонки, сомневаться тоже не приходилось: это я готов подтвердить перед кем угодно! Так что же, в таком случае, они вытворяли, спросите вы? Ответ мой будет ужасен: они — ПЕЛИ! Да-да, именно пели. Да ещё как!
Представьте себе: старейший ресторан с солиднейшей репутацией. Прекрасная кухня с шеф-поваром филиппинцем. Штат вышколенных официантов, владеющих четырьмя-пятью языками. Замечательный рояль во главе со мною, причём в моём репертуаре – более четырёхсот произведений! В общем, всё дорогое, вкусное, красивое. И посреди этого… Господин сидит уже в сладкой истоме (а кто бы в ней не сидел?), а девицы, нежно прижавшись к нему с двух сторон, горланят: «Зачем вы, девочки, красивых любите…» или:
Где ты, моя черноглазая, где?
В Вологде, в Вологде, в Вологде-где….
А потом, окончательно войдя в раж, в нашем-то ресторане, в фешенебельном районе Тель-Авива, в два часа ночи, они дикими голосами грянули «Взвейтесь кострами синие ночи, мы — пионеры, дети рабочих…», самозабвенно притоптывая каблучками в такт не совсем актуальной здесь песне…
Ресторан перепуганно затих: официанты – вдоль стен, а повара – у чуть приоткрытой из кухни в зал двери. Я, конечно, играл от души и даже получал от нашего «ансамбля» какое-то удовольствие! Тем более, что очень крупную купюру мне принесли от них ещё до начала «концерта». А вот на Эмиля, на его вконец растерянное лицо лучше было не смотреть. Слов он, конечно, не понимал, но развесёлые вопли в ночной тиши его, мягко говоря, не радовали. Однако, что он мог поделать? В конце концов, девушки же не делали ничего предосудительного! Пели? Да. Очень громко? Да, но это же не преступление! А они – наши клиенты, наши гости. И вечер — а точнее, глубокая ночь! – продолжался.
И так бывает. И, наверное, ничего плохого в этом нет. Я так думаю!

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике эссе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

