Любовь Рыжкова. Селена, или Лунный свет

Cupid_and_Psyche

фрагмент поэмы 

В основе поэмы – два древнегреческих мифа. Один из них – о созвездии Большой Медведицы. Он повествует о том, как однажды Зевс увлекся земной женщиной Каллисто, но за этим последовала месть его жены Геры. Она обратила свою соперницу в дикого зверя – грязную медведицу. Расстроился Зевс и чтобы ее случайно в лесу не убили охотники, Зевс вознес Каллисто на небо. Так появилось созвездие Большой Медведицы.

Другой миф – о богине Луны – Селене и ее любви к земному юноше Эндимиону. За красоту свою Эндимион был взят богами на Олимп, где им увлеклись многие, в том числе и жена самого Зевса – Гера. И тут уже Зевс начинает мстить ей за это. С помощью бога сна Гипноса (Морфея) он усыпил юношу.

В одну из ночей спящего Эндимиона увидела Селена. Она влюбилась в него всей душой. Но горько было ей узнать, что сон юноши вечен.

Страдания любящей женщины – богини, обреченной на безответное чувство, легли в основу поэмы.

Пролог… на земле

Опять проснулась среди ночи.

Вся комната озарена.

Нет больше сил. Нет больше мочи.

В окне – печальница луна.

В который раз меня тревожит

ее щемяще нежный свет.

И я подумала: быть может,

здесь кроется какой секрет?

Быть может, я должна изустно

услышать, отчего она

в окно ночами смотрит грустно,

зачем, как женщина, бледна?

Что это? – Воздух заискрился

и даже будто задрожал.

Ах, это лунный луч вонзился

и в сердце, кажется, попал.

Я вскрикнула. Какая сила

меня заставила вскричать?

С пера закапали чернила.

Так, значит, велено писать.

Но только что это за чудо

среди реалий бытия?

И чем теперь писать я буду? –

С пера кровь капает моя.

И полетели строчки, словно

я тку серебряную нить.

Теперь душой владеет Слово,

его нельзя остановить.

На небесах.

Месть Геры

Давным-давно, когда вели

титаны в небе состязанья,

теряется в седой пыли

начало этого сказанья.

Зевес – владыка – всех богов

сумел объединить умело

в единый олимпийский кров

и смело принялся за дело.

И скоро стал его Олимп

обителью высоких нравов.

Но сам Зевес был многолик

и скор на легкую расправу.

Да, он бывал неприхотлив,

порою даже добродушен.

Но Боже, как он был кичлив,

ревнив и клевете послушен.

И в личной жизни он не стал

образчиком и совершенством.

Он часто Гере изменял,

вкушая на земле блаженство.

Но Зевс был истинный тиран:

себе давая послабленье,

другим – грехи он не прощал.

Ему хватало подозренья,

чтобы легко решить судьбу

любого бога иль богини.

Все трепетали потому,

трепещут, видно, и поныне.

***

Однажды Зевс среди дубрав

земную женщину Каллисто

заметил. И смутился нрав.

Он стал божественно неистов.

Склонился он к ее ногам,

поступком не смутясь нимало.

Какой поднялся тарарам,

когда жена о том узнала!

«Немедленно ее сотри

с лица земли – вскричала Гера, –

ты слаб, ты низок, посмотри,

ты можешь стать плохим примером!»

Но не послушался Зевес

такого грозного наказа.

Он спрятался с Каллисто в лес,

и вскоре был за то наказан.

Разгневанная Гера зла,

смутила разум злая сила.

И отомстила, как смогла –

Каллисто в зверя обратила.

Что делает дурная власть! –

Безумец лишь ее обрящет!

Со страшным стоном понеслась

Медведица в глухие чащи.

А там – охотник – ее сын,

погнался он за зверем быстро,

не ведая, что перед ним –

родная мать его – Каллисто.

Расстроился тогда Зевес.

И скоро грянуло возмездье!

Ее он поднял до небес

и поместил среди созвездий!

Но озлобление слепит

любую женщину и ныне.

Она не знает, что творит,

пусть даже это и богиня.

 

«Так вот тебе и мой ответ:

где красота твоей Каллисто?

Она не смоет грязи, нет!

И шерсть ее не станет чистой.

 

Ей не умыть теперь лица

в прохладных водах океана.

Ей, представляешь, до конца

бежать средь звездного тумана!

 

Так пусть всегда бежит она

моей лишь мести на потребу!

Она теперь обречена

быть вечной пленницею неба!»

***

С тех самых пор прошли века.

Пласты времен перемололись.

Бежит Медведица, пока

не рухнул наш безумный полис.

Месть Зевса

О мир, исполненный страстей!

О время, что меняет нравы!

Что зря судить простых людей,

когда с богами нет управы.

Ведь это именно они

людей пороком заразили.

И все мы видим: в эти дни

грехи богов в особой силе.

Смешон мой искренний наив:

все это – старые напасти.

Всегда был мир несправедлив,

всегда людей терзали страсти.

И вероятно, потому

страшат нас старые пороки.

Мы верим Богу одному,

и в этом мы не одиноки.

Но мой сегодняшний рассказ

о временах почти забытых,

когда богов любой из нас

увидеть мог вполне открыто.

***

Жил на земле среди людей

и, думаю, что не случайно

прекрасный юноша. Ей-ей,

красив он был необычайно.

И не давала красота

покоя девушкам в округе:

кого он выберет из ста?

И даже ссорились подруги.

Был так хорош Эндимион, –

молва о нем пошла кругами.

И вскоре был замечен он

Олимпом, высшими богами.

Его волшебной красотой

и Гера увлеклась немало.

Она влюбилась всей душой,

хоть это тщательно скрывала.

И Зевс вскричал: «Так ты мне мстишь

за тот проступок мой греховный?

Ты зря мне голову дуришь.

Я вижу все. Я бог верховный!

 

Эндимиона усыплю

я вечным сном в пещере горной!

Морфею нынче ж повелю,

он дело сделает проворно.

Эндимиону я не дам

любовь постигнуть в полной мере!

Он не достанется богам.

Пусть вечно спит в своей пещере».

Сказал и сделал. И с тех пор

уснул Эндимион безгрешный

среди высоких, острых гор,

в пещере, в темноте кромешной.

Об авторе Ирина Анастасиади

писатель, переводчик, главный редактор интернет-журнала "9 Муз"
Запись опубликована в рубрике поэзия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Любовь Рыжкова. Селена, или Лунный свет»

  1. Уважаемая Любовь Рыжкова! Очень глянулась мне эта подборка стихов. Вспомнились юношеские годы, когда с таким увлечением читал мифы древней Греции и восхищался подвигам героев и богов.
    Благодарю. Владимир Эйснер

    Нравится

Добавить комментарий

